РУДОМЁТКИН Владимир Викторович
РУДОМЁТКИН Владимир Викторович
Генеральный директор ОАО «Гипроречтранс», кандидат экономических наук, академик Российской академии транспорта, член-корреспондент Российской инженерной академии, член-корреспондент Российской академии водохозяйственных наук, почётный строитель России, лауреат премии имени А.Н.Косыгина
Родился 2 июля 1963 года в городе Батуми (Грузия). Отец – Рудомёткин Виктор Михайлович (1937–1992), инженер-строитель. Мать – Рудомёткина Марина Вагеевна (1939 г. рожд.), преподаватель музыки. Супруга – Нина Анатольевна, домохозяйка. Дочь – Диана Владимировна (1985 г. рожд.), выпускница Московской государственной академии водного транспорта.
Предки Владимира Викторовича по отцовской линии (со стороны дедушки) были духовные христиане, более известные как молокане. Они не признавали церковную иерархию, рукотворные храмы, православные обряды и иконы, не крестились при молитве, не поклонялись святым и молились только Богу. За выступления против официальной церкви подвергались постоянным гонениям со стороны царского правительства и православного духовенства. В 40-х годах XIX столетия многие из них бежали от преследований на окраины страны. Так молоканин Максим Гаврилович Рудомёткин из Тамбовской губернии оказался с семьей в Армении. Царское правительство преследовало молокан и высылало их с насиженных мест, в том числе и из политических соображений – в целях распространения своего влияния в Закавказье. Впоследствии, в 1857 году, Максим Гаврилович был провозглашен «царем духовных христиан», за что был посажен в тюрьму и отправлен на Соловки. Однако молокане по сей день помнят Максима Рудомёткина и почитают его за святого. В Армении и сегодня есть два молоканских села – Фиолетово (бывшее Никитино) и Лермонтово. В первом до сих пор живут в основном Рудомёткины, потомки первых переселенцев.
В конце XIX века семья в поисках лучшей доли переселилась в Грузию, с течением времени появились смешанные браки, вследствие чего в жилах Владимира Викторовича течет кровь как минимум четырех народов: русская, армянская, грузинская и черкесская. Прадед по отцовской линии (со стороны бабушки) – Саркис Тер-Хачатуров – был очень влиятельным армянским фабрикантом, владел заводами и недвижимостью не только в Грузии, но и в Персии (Иране). Любопытная деталь: одной из своих дочерей он в качестве подарка на день бракосочетания преподнес знаменитый Батумский бульвар, утопающий в магнолиях, кипарисах и эвкалиптах, протяженностью несколько километров. С приходом советской власти – в Аджарии это произошло в марте 1921 года – семья лишилась всей собственности, а сам Саркис-Ага скоропостижно скончался. В семейном архиве до сих пор сохранилось письмо, написанное бабушкой Владимира Викторовича (ей тогда было около 9 лет) в адрес секретаря Закавказского крайкома РКП(б) Г.К. Орджоникидзе с просьбой предоставить хоть какое-то жилье. Семье выделили две комнаты в их же бывшем доме по адресу: улица Кирова, дом 15, – где впоследствии родился Володин отец, да и он сам появился на свет в этих стенах.
Дед Владимира по отцовской линии – Михаил Трофимович Рудомёткин – опытный гидротехник, построивший множество гидроэлектростанций в Грузии и Азербайджане, выйдя на пенсию долгие годы преподавал в школе черчение, рисование и основы электротехники. А дед по материнской линии – Ваге Аркадьевич Никогосян – являлся крупным руководителем, был лично знаком с И.В. Сталиным. В годы Великой Отечественной войны он возглавлял Батумский нефтеперегонный завод, снабжавший действующую армию топливом. Отец, Виктор Михайлович Рудомёткин, окончил два вуза, имел дипломы гидротехника и инженера-строителя, работал начальником нескольких строительных управлений, а затем долгие годы – заместителем управляющего строительным трестом в Батуми. После распада Советского Союза, когда новый руководитель республики Звиад Гамсахурдия провозгласил лозунг «Грузия для грузин!», Виктор Михайлович был вынужден перейти на работу заместителем директора по капитальному строительству на Батумский судостроительный завод. Но и там ему, как носителю «нетитульной» фамилии, приходилось крайне сложно работать на руководящей должности. Естественно, он мучительно переживал случившееся, что, возможно, и стало причиной его преждевременной смерти. Мать – Марина Вагеевна, преподаватель музыки, всю свою жизнь работала в Батумской музыкальной школе № 1 по классу фортепиано. Сестра Оксана, пошла по стопам матери и, после окончания Уфимского государственного института искусств работает преподавателем музыки.
Учился Владимир в батумской русской средней школе № 7 имени А.С. Пушкина. Учеба давалась легко. Много и успешно занимался различными видами спорта: греблей на байдарке, настольным теннисом, вольной борьбой, плаванием, водным поло. Всегда был заводилой и среди однокашников пользовался заслуженным авторитетом. До сих пор поддерживает и активно восстанавливает утраченные связи со своими школьными друзьями и однокурсниками. Школу окончил без единой четверки, правда, и без медали, поскольку во второй четверти 9-го класса промелькнула четверка по литературе. Вопрос «кем быть», перед Владимиром не стоял: как дед, дядя и отец , он будет строителем.
В 1980 году Владимир Рудомёткин успешно сдает экзамены в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) и становится студентом факультета «Промышленное и гражданское строительство». Спустя много лет, с высоты своего возраста и профессионального опыта, Владимир Викторович в полной мере осознает, как ему повезло в годы учебы. Ему довелось учиться на курсе, где преподавали такие известные корифеи, как профессора С.С. Давыдов, В.И. Соломатов, А.Е. Шейкин, А.В. Александров, Н.Н. Шапошников, Е.С. Сорокин. Став руководителем крупного проектного института, В.В. Рудомёткин остро понимает проблему доступности образования, необходимость поддержки, прежде всего материальной, талантливых ребят из глубинки, потенциальных специалистов отрасли. С этой целью он организовал в «Гипроречтрансе» филиал кафедры «Водные пути и порты» Московской государственной академии водного транспорта и получил право набирать по собственной квоте талантливых ребят из малоимущих семей, обучая их за счет института.
Студенческие годы пролетели быстро, и в 1985 году перед В.В. Рудомёткиным встал вопрос о трудоустройстве, который оказался для молодого специалиста не из легких. Хотелось работать поближе к родному дому. Однако предложенные варианты распределения – город Поворино Воронежской области, станция Лихая в Ростовской области и станция Грязи в Липецкой области – его не прельщали. О возвращении домой нечего было и думать: отец был достаточно сурового нрава, и «двум медведям в одной берлоге было бы сложно ужиться», – говорит Владимир Викторович. Так что его первое назначение было делом случая. Не имея прописки в Москве, что было практически непреодолимым барьером для трудоустройства иногородних в столице, он пришел без особой надежды оформляться на работу, следуя информации о подрядчике, которую прочитал на стенде рядом со строящимся объектом у станции метро «Колхозная» (ныне «Сухаревская»). Судьба благоволила к нему, и управляющий трестом Центротрансстрой» В.Г. Пицхелаури взял его мастером в СМП-740 Минтрансстроя СССР. Через год стал прорабом, потом старшим прорабом, затем начальником участка. Школу прошел там прекрасную, научился общаться с людьми, читать чертежи, удалось практически освоить большинство строительных работ. Ведь СМП (строительно-монтажный поезд) был комплексной организацией, то есть строительство объектов управление начинало с нулевого цикла и заканчивало отделкой, кровлей и специальными работами. За годы работы в СМП-740 В.В. Рудомёткин построил и реконструировал множество объектов в столице и Подмосковье: Московский вагоноремонтный завод на шоссе Энтузиастов, Московский локомотиворемонтный завод в Перово, Люберецкий электромеханический завод, Люберецкий завод мостостроительного оборудования, поликлиники и больницы Министерства путей сообщения, жилые дома.
Серьезным испытанием для В.В. Рудомёткина стало строительство объекта под названием «крытый склад металла со встроенным убежищем» на одном из московских заводов. Объект находился под пристальным вниманием вышестоящего руководства. Работали в три смены, что называется «не щадя живота своего». А тут еще речка, над которой располагалось сооружение, постоянно доставляла «головную боль». Приходилось по нескольку раз в день заниматься откачкой грунтовых вод из приямка убежища, в котором был устроен «поплавок», – как только вода достигала определенного уровня, включался насос. Самыми сложными оказались последние две недели перед сдачей. Объект был взят под круглосуточное наблюдение, причем ночью
В.В. Рудомёткин дежурил сам. Двенадцать суток он не выходил за пределы завода, но благополучно сдал пусковой комплекс накануне Нового года. По итогам успешной работы начальник штаба Гражданской обороны района капитан 1 ранга Н.В. Викторов представил его кандидатуру на Благодарность в райком КПСС, но это ходатайство затерялось где-то в чиновничьих кабинетах. А отношения с руководством СМП вдруг резко ухудшились, хотя чего греха таить, конфликт зрел давно. Постоянные нападки, придирки и мелкие интриги привели к тому, что в конце 1990 года, всего за пару месяцев до получения квартиры (в том числе и ради которой он так самоотверженно трудился), В.В. Рудомёткин был вынужден уйти. Уйти несмотря на то, что ему предлагали заманчивое повышение по службе. «Иногда уходят, потому что оставаться больше нельзя», – скажет он потом. Причем увольнялся он в «никуда», не представляя в тот момент, как будет объяснять свой эмоциональный поступок родным и близким.
Трудовую карьеру пришлось начинать заново, с чистого листа. Полтора года подрабатывал в компании «Стройтрест», созданной выпускниками МИИТа, где был вынужден заниматься посреднической деятельностью и брокерскими операциями. Начало 1990-х годов было временем бурного развития в стране рыночных отношений. Как грибы после дождя, появлялись новые частные предприятия. Владимир Рудомёткин, человек по характеру дерзкий, свободно мыслящий, умеющий принимать нестандартные решения, получает возможность использовать свой шанс. В 1992 году В.В. Рудомёткин создает вместе с другом и однокурсником Аскером Кардангушевым акционерное общество «Спецстройпроект». Компания выполняет строительные работы, поставляет строительное оборудование и инструмент. Партнер в скором времени оканчивает аспирантуру и, защитив диссертацию, уезжает к себе на родину, в Нальчик. Владимир Викторович становится практически единоличным хозяином компании в качестве генерального директора. При этом параллельно учится на платном отделении ВЗИСИ на экономическом факультете. Второе экономическое образование должно было помочь ему упорядочить свои знания об экономике строительной отрасли, быстро адаптироваться к новым рыночным условиям, приобрести стартовый капитал для расширения бизнеса, что теперь для опытного строителя и экономиста В.В. Рудомёткина было делом времени.
Время это пришло в 1994 году. Друг отца Владимира Викторовича, генеральный директор проектно-изыскательского института «Гипроречтранс» Д.В. Чимбуров, бывший начальник главка в Министерстве речного флота, предлагает ему арендовать помещение для офиса компании в институте. Вскоре поступает предложение от заместителя генерального директора, ныне руководителя Российского Речного Регистра Н.А. Ефремова, выкупить чуть более 15 процентов акций ОАО «Гипроречтранс» у тогдашних владельцев. Предприниматель В.В. Рудомёткин, поразмыслив, соглашается, но Д.В. Чимбуров ставит ему два условия: не привлекать сотрудников института для выполнения задач в своих интересах и не скупать у них акции «Гипроречтранса». Последнее условие в период начавшихся несколько лет спустя процессов слияний и поглощений было почти невыполнимое для любого предпринимателя, не желающего оказаться в один прекрасный день банкротом. Тем не менее В.В. Рудомёткин несколько лет строго придерживается первоначальной договоренности. Однако в 1997 году появляется некий инвестиционный фонд, начавший массированную скупку ценных бумаг ОАО «Гипроречтранс». Трезвый экономический расчет заставляет В.В. Рудомёткина попросить друга отца снять с него данное однажды обещание, а получив «добро», активно включается в борьбу с непредсказуемым результатом. С того момента схватка за акции «Гипроречтранса» принимает характер жесткого противостояния, причем нередко за гранью фола. Три года рейдерских атак и «наездов» со стороны «инвесторов», более 100 арбитражных, головных, общегражданских судов увенчались в конечном счете его победой и избранием в июле 2001 года генеральным директором института.
К счастью, «Гипроречтранс» попал в надежные руки человека, распорядившегося своим новым положением по-государственному. Он быстро разобрался с истинным положением дел и уже к 2004 году полностью рассчитался с прежними долгами института по зарплате, перед субподрядчиками и бюджетами всех уровней. Прежде всего благодаря Владимиру Викторовичу для отрасли удалось сохранить большой коллектив проектировщиков, изыскателей, научных работников, которые вносят существенный вклад в развитие речного транспорта, превращение отрасли в высокоразвитый сектор экономики России. Государственный подход чувствуется в каждом решении В.В. Рудомёткина: будь то масштабность задач по профилю уникального учреждения, за которые он берется, создание кафедры вуза при институте, социальные гарантии сотрудникам или поддержка молодых специалистов. С тем чтобы удержать в институте молодежь и уже состоявшихся специалистов, Владимир Викторович не жалеет средств – выплачивает стипендии студентам, дотирует питание, арендует спортивный зал для занятий физкультурой, помогает перспективным сотрудникам приобрести жилье, формируя тем самым кадровый резерв. На территории Гипроречтранса действует здравпункт со стоматологическим и массажным кабинетами, ведут прием гирудотерапевт и гастроэнтеролог, сотрудники института могут отдохнуть в Подмосковье и на берегу Чёрного моря за счет предприятия. Все это приносит ощутимые плоды – теперь каждый четвертый сотрудник «Гипроречтранса» моложе 30 лет. Но еще важнее морально-психологический климат в коллективе. Как в лучшие советские годы, здесь устраиваются совместные поездки на теплоходе, организуются экскурсии в Ленинград, Киев, по «Золотому кольцу», сотрудники выезжают на родину И.С. Тургенева и Л.Н.Толстого, в планах посетить Ташкент, Бухару и Самарканд.
Эти факторы существенно влияют на производственную деятельность института. Он играет важную роль в реализации президентской программы «Внутренние водные пути России», федеральной программы «Возрождение торгового флота России», стал уполномоченной организацией Министерства транспорта РФ по обеспечению Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений». «Гипроречтранс» принял участие в исследованиях по подготовке российского участка международного транспортного коридора, в программе «TACIS», составлении «Концепции развития транспорта в г. Москве» и т.д.
Глубокие знания в области проектирования объектов транспортного назначения, а также творческое отношение к делу помогают В.В. Рудомёткину принимать наиболее рациональные технические и управленческие решения. Во многом благодаря его чутью и профессиональному опыту, а также прекрасной технической оснащенности, четкой, слаженной работе команды руководителей и безупречной квалификации исполнителей институт смог за последние годы увеличить объем выполняемых работ более чем в пять раз.
Под техническим руководством и при непосредственном участии В.В. Рудомёткина построен ряд объектов МКАД, Третьего транспортного кольца, ММДЦ «Сити», выполнены проекты установки дизельной подводной лодки-музея, экраноплана и десантного корабля на Химкинском водохранилище. Кроме того, построены гидротехнические сооружения для проведения чемпионата мира по водным видам спорта, запроектирована уникальная подводная автостоянка в районе Водоотводного канала и многие другие объекты в Москве. И это при том, что первые несколько лет генеральному директору приходилось работать в условиях непрекращавшейся войны с проигравшей стороной, вследствие чего «Гипроречтранс» постоянно донимали всяческими проверками Налоговые инспекция и полиция, ОБЭП и Инспекция по труду, ФКЦБ и прокуратура. Порой по 3–4 проверки проходили одновременно, не оставляли своим вниманием и проверяющие из «силовых структур». Но он выстоял, с честью выдержал все испытания, сохранил институт, который продолжает эффективно работать на благо Отечества.
Особую гордость Владимир Викторович как строитель испытывает за ряд объектов, запроектированных ОАО «Гипроречтранс» в последние годы. Это:
- строительство второй нитки и реконструкция плотины Кочетовского гидроузла на реке Дон, благодаря чему пропускная способность сооружения возрастет в 1,5 раза;
- строительство базы материально-технического снабжения в Нарьян-Маре (Ямало-Ненецкий автономный округ) для ОАО «Лукойл»;
- подготовка обоснования инвестиций строительства нового гидроузла на реке Волге в Нижегородской области;
- обустройство газоконденсатных месторождений на полуострове Ямал и севере Тюменской области для ОАО «Газпром»;
- реконструкция плотины Кузьминского гидроузла на реке Оке в Рязанской области;
- разработка проекта реконструкции плотины и автодорожного перехода через сооружения Иваньковской ГЭС (г. Дубна Московской области);
- укладка дюкера методом наклонно-направленного бурения на реке Печоре для КомиТЭК протяженностью более 1750 метров и многие другие.
За большой вклад в развитие отрасли и проектирование объектов транспортного назначения В.В. Рудомёткин награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, несколькими медалями РФ. Высокая деловая репутация и профессиональные достижения стали основанием для признания его абсолютным победителем Московского и Российского конкурсов «Менеджер года – 2004». За существенный вклад в оздоровление экономики и развитие интеграционных процессов удостоен международной медали «Золотой Меркурий» (2005 г.), за личный вклад в возрождение российского меценатства – серебряного ордена «Меценат». По итогам Всероссийского конкурса в номинации «Строительство и стройиндустрия (проектирование)» ему присвоено звание «Инженер года». За высокую экономическую эффективность, стабильный уровень социальной ответственности и социальное обеспечение сотрудников организации награжден Всероссийской премией «Руководитель года – 2006».
Награжден Почётной грамотой Московской городской Думы за заслуги перед городским сообществом, золотым орденским крестом «За самоотверженный труд на благо Отечества», почётным знаком РСПП.
В.В. Рудомёткин – почётный строитель Москвы, заслуженный строитель Московской области, почётный транспортный строитель.
Член правления Российского общества инженеров строительства, член редколлегии журнала «Речной транспорт», многократно публиковался в различных технических изданиях.
Является руководителем филиала кафедры «Водные пути и порты» Московской государственной академии водного транспорта, созданной на базе ОАО «Гипроречтранс».
Его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России» и энциклопедию «Кто есть кто в России».
В.В. Рудомёткин активно занимается благотворительной деятельностью. По его инициативе оказывается шефская помощь и финансовая поддержка средней школе № 429 города Москвы, школе музыкального воспитания Мытищинского детского дома, Храму Христа Спасителя, Марфо-Мариинскому монастырю, ветеранам Российского общества инженеров строительства и Российской шахматой федерации, Региональному благотворительному общественному фонду помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны «Виктория-1945», ветеранам войны и труда ОАО «Гипроречтранс» и многим другим.
Лауреат конкурса военно-патриотической песни «Победа», является автором гимна ОАО «Гипроречтранс» (в содружестве с композитором народным артистом СССР М.М. Кажлаевым).
Увлекается спортом, хорошо играет в бильярд, нарды, преферанс и настольный теннис, любит прогулки по старой Москве, пишет стихи и эпиграммы. В свободное время увлекается путешествиями, а также чтением энциклопедической и биографической литературы.
Живет и работает в Москве.