УТКИН Алексей Фёдорович
(1928–2014)
Лауреат Ленинской и Государственной премий
Родился 15 января 1928 года в деревне Забелино Бельковкого района Рязанской области. Отец - Уткин Фёдор Дементьевич (1896-1940), свою трудовую деятельность начал в 14 лет; работал на заводах в поселках Клетино, Пустобор Рязанской области, в дальнейшем был плановиком-экономистом на чугунолитейном заводе в поселке Лашма. Мать - Уткина (Лашина) Анисия Ефимовна (1894-1981), всю жизнь занималась воспитанием четырех сыновей и вела домашнее хозяйство. Супруга - Уткина (Антипова) Валенина Григорьевна (1931 г.рожд.). Дочь - Иванова (Уткина) Людмила Алексеевна (1954 г.рожд.), окончила Ленинградский институт точной механики и оптики. Внук - Иванов Алексей Михайлович (1977 г. рожд.).
В семье Уткиных было четыре брата: Николай, Владимир, Пётр и Алексей. Все состоялись, вышли в люди. Старший - Николай Фёдорович (1919-1989) - профессор, на протяжении 19 лет работал проректором Балтийского государственного технического университета. Владимир Фёдорович (1923-2000) - академик Российской академии наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, Генеральный конструктор одной из крупнейших ракетно-космических фирм страны и мира, участник Великой Отечественной войны. Петр Фёдорович (1925-1974), служил в Вооруженных Силах СССР, подполковник Советской Армии.
Братья с раннего детства помогали родителям по хозяйству: заготавливали дрова, сено овцам на зиму, подрабатывали плетением "колосниковых корзин", которые сдавали Лашманскому чугунолитейному заводу. Постоянная помощь и забота старших братьев благотворно влияли на воспитание Алексея.
В 1945 году он окончил лашманскую школу, поступил в Ленинградский военно-механический институт и в 1951 году, окончив обучение, получил квалификацию инженера-механика. Молодого специалиста распределили в Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро (ЦКБ-34) - так в те годы именовалось Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ).
В ЦКБ-34 в должности инженера-конструктора Алексей Фёдорович начал свой путь в области военной техники с участия в создании корабельных артиллерийских башенных установок (МК-5 и МК-5бис).
В середине 1950-х годов, с началом в стране эры ракетного оружия, ЦКБ-34 получило заказы на проектирование первых стартовых установок для кораблей ВМФ. С этого времени А.Ф. Уткин принял активное участие в разработке надпалубных корабельных пусковых установок (СМ-69, СМ-70, СМ-76, СМ-77), проявив незаурядную эрудицию, техническую интуицию и талант организатора. Эти качества молодого ведущего инженера определили его дальнейшие назначения.
В 1959 году Алексей Фёдорович становится ответственным представителем Главного конструктора на заводах-изготовителях. Сборка, заводские испытания, ходовые испытания с пусками ракет, сдача на вооружение стартовых установок для крылатых ракет комплексов П-35, а впоследствии зенитного ракетного комплекса С-200 - это далеко не полный перечень дел, в которых он принимал участие, накапливая конструкторский и производственный опыт.
С 1963 года Уткин - начальник крупного конструкторского отдела, в котором наряду с работами по морской и зенитной тематикам начаты конструкторские проработки и экспериментальные исследования по созданию стартовых систем для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
Новая ответственная работа увлекла его. Она требовала неординарных конструкторских решений, глубоких научных исследований, масштабных и натурных экспериментов, разработки новых технологий, недюжинных организаторских способностей. В 1967 году А.Ф. Уткин назначается заместителем Главного конструктора, а в 1970 году Главным конструктором - начальником комплекса.
За период с 1970 по 1990 год под его руководством разработаны и сданы в эксплуатацию 4 стартовых комплекса с шахтными пусковыми установками для запуска баллистических ракет, при создании которых решено огромное количество технических и научных задач.
А также ставший известным по публикациям в печати уникальный, не имеющий аналогов в мире, железнодорожный стартовый комплекс 15П761, пусковая установка для крылатых ракет на подводных лодках и приобретенная многими странами мира мобильная пусковая установка зенитного ракетного комплекса С-300.
А.Ф. Уткин - крупный ученый. Под его руководством и при личном участии разработаны методология индустриального способа строительства стартовых установок шахтного типа для РВСН и современные методы оптимизации их параметров и массо-габаритных характеристик. Это позволило быстрыми темпами с минимальным ущербом для готовности стартовых комплексов страны наращивать уровень их защищенности.
Изобретение, внедренное в пусковую установку зенитного ракетного комплекса С-300П, дало возможность решить схему передачи стартовой нагрузки без передачи динамики при старте ракеты.
В процессе создания железнодорожного стартового комплекса Алексей Фёдорович внес большой научный вклад при исследовании несущей способности и деформативности податливого грунтового основания при больших динамических нагрузках. Результаты натурных экспериментальных исследований с помощью специального динамического стенда легли в основу теоретических исследований и разработки экспресс-метода по прогнозу несущей способности и деформативности грунтовых оснований на неподготовленных в инженерном отношении площадках. Им решена проблема передачи больших массовых нагрузок на железнодорожное полотно в процессе эксплуатации машин, а с использованием имеющихся экспериментальных данных по воздействию железнодорожного полотна на буксы подвагонных тележек решена фундаментальная задача по динамике нагружения агрегатов комплекса. Созданный под его руководством боевой железнодорожный стартовый комплекс обладает высокой живучестью за счет маневренности и скрытности.
Под руководством и при личном участии А.Ф. Уткина был выполнен большой объем теоретических исследований в процессе поиска оптимальных решений по созданию специальных машин, длительное время работающих в агрессивной среде (морская вода). Для обеспечения надежного функционирования специальных машин в этих условиях была решена проблема выбора конструктивных материалов, покрытий, стойких к морской воде.
Немало сил отдано космическим программам и конверсии. Одной из последних разработок КБ под руководством А.Ф. Уткина стали уникальные железнодорожные стреловые краны грузоподъемностью 80 тс и 150 тс, выполненные на уровне мировых стандартов. Созданная и подтвержденная патентом гидравлическая система железнодорожного крана грузоподъемностью 150 тс позволила эффективно выполнять совмещение операций в процессе подъема-опускания груза, поворота крана, телескопирования стрелы.
А.Ф. Уткин - доктор технических наук, профессор. С 1968 года по совместительству преподавал в Балтийском государственном техническом университете (БГТУ "Военмех") на кафедре стартовых и технических комплексов ракет и космических аппаратов. Он - автор книги "Отечественные стратегические ракетные комплексы" (1999), а также свыше 70 научно-технических трудов и более 100 изобретений, защищенных авторскими свидетельствами и патентами, большинство из которых внедрены в производство.
Заслуги А.Ф. Уткина высоко оценены государством. За создание боевого стартового комплекса с шахтной пусковой установкой в 1976 году он был удостоен Ленинской премии. В 1980 году за создание пусковой установки ЗРК С-300П ему была присуждена Государственная премия, а в 1995 году Указом Президента РФ ему было присвоено звание "Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации". Он награжден также орденом Трудового Красного Знамени и знаком "Почетный железнодорожник".
А.Ф. Уткин избран академиком Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, членом-корреспондентом Санкт-Петербургской инженерной академии, членом научного совета Российской академии наук по проблемам машиностроения и технологии процессов.
Алексей Фёдорович любил заниматься строительством на даче и работать с деревом. Красивое дерево и камень, особенно когда они срезаны и отполированы с проявлением волокон причудливого рисунка, воспринималось как прекрасное творение природы.
В свободное время не упускал возможности прочесть очередную книгу. Он предпочитал исторические романы. Любил романс, особенно в исполнении Галины Каревой и Олега Погудина. Являлся поклонником творчества Бориса Штоколова. Очень ему нравилось лирическое исполнение Анны Герман. Из кинофильмов выделял картины с участием Жана Маре, Жана Габена, Вячеслава Тихонова, Алексея Баталова, Михаила Жарова, Николая Черкасова, Александра Борисова.
В студенческие годы был большим болельщиком институтских баскетбольных команд.
Скончался в 2014 году.