ЗЯБИРОВ Хасян Шарифжанович
ЗЯБИРОВ Хасян Шарифжанович
Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации, доктор технических наук, профессор
Родился 15 марта 1958 года в селе Октябрьское Пензенской области. Отец – Зябиров Шарифжан Юсупович, механизатор. Мать – Зябирова Айша Абдулловна, педагог. Супруга – Зябирова Любовь Николаевна, старший научный сотрудник Московского государственного университета путей сообщения (МИИТа). Сын – Зябиров Рустам пошел по стопам отца, он – студент МИИТа.
Свой трудовой путь Хасян Зябиров начал монтером железнодорожного пути Пензенской дистанции пути Куйбышевской железной дороги. Отслужив срочную службу в Советской армии (демобилизовался в звании старшины морской пехоты), Х.Ш. Зябиров поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет управления процессами перевозок.
Вечерами после учебы он работал монтером пути в Московском метрополитене, а во время институтских каникул – на промышленных предприятиях (в том числе на Липецком металлургическом заводе), где знакомился с производствами, имевшими прямое или косвенное отношение к его будущей специальности.
Несмотря на то что приходилось одновременно учиться и работать, Зябиров активно участвовал в общественной жизни МИИТа и среди своих однокурсников считался лидером, и отнюдь не формальным. Четыре года подряд он командовал легендарным студенческим строительным отрядом «Багульник», который участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали.
При всей своей занятости, Зябиров всегда находил время для чтения художественных книг. На книжных полках в его комнате в студенческом общежитии стояли тома сочинений Пушкина, Гоголя, Лермонтова и другие. Как призна?тся сам Хасян Шарифжанович, любимым писателем был и остается Достоевский, чьи романы он перечитывал не раз.
В МИИТе Х.Ш. Зябиров познакомился со своей будущей супругой Любовью Николаевной, с которой учился в одной группе. Окончив школу с золотой медалью, Любовь Николаевна выбрала неженскую профессию железнодорожника. И не случайно – отец был дорожным мастером, и вся ее жизнь с детства связана с железной дорогой. Так сложилось, что родители рано ушли из жизни, и большая семья Хасяна Зябирова стала и ее семьей.
Хасян Шарифжанович и Любовь Николаевна поженились в Нижнем Новгороде, куда в 1986 году приехали по распределению после окончания института работать на станции Горький-Сортировочная. Получив диплом с отличием и квалификацию инженера путей сообщения по управлению перевозками, Х.Ш. Зябиров трудился дежурным по станции, маневровым и станционным диспетчером, затем – главным инженером и начальником станции.
В июле 1991 года Х.Ш. Зябиров был назначен первым заместителем начальника Горьковского отделения Горьковской железной дороги, а в апреле 1993 года переведен на должность заместителя начальника Горьковской железной дороги – начальника службы перевозок. В 1998 году он становится первым заместителем начальника Дальневосточной железной дороги (г. Хабаровск).
В 1999 году Х.Ш. Зябиров назначается начальником Горьковской железной дороги. Под его руководством, по указанию Министра путей сообщения Российской Федерации Г.М. Фадеева, проведен весь комплекс работ по открытию скоростного пассажирского движения Москва – Нижний Новгород. Работая на Горьковской железной дороге, Хасян Шарифжанович много внимания уделял строительству жилья для железнодорожников, укреплению медицинской базы, содействовал развитию детского спортивного движения.
В августе 2002 года Х.Ш. Зябиров занял пост заместителя министра путей сообщения Российской Федерации, а в мае 2003 года – первого заместителя министра.
В октябре 2003 года была создана одна из крупнейших в России и за рубежом транспортных компаний – ОАО «Российские железные дороги». 24 октября 2003 года совет директоров ОАО «РЖД» единогласно утвердил кандидатуру Х.Ш. Зябирова в качестве первого вице-президента компании. На этой должности он проработал до сентября 2005 года.
Хасян Зябиров является крупным ученым и практиком в создании современных информационных систем управления перевозочным процессом различного класса. Он – автор более 70 научных трудов и патентов. В частности, на Горьковской железной дороге коллектив разработчиков под руководством Зябирова создал первый в России Единый дорожный центр управления перевозками (ЕДЦУ). Благодаря этой разработке появилась возможность управлять всем перевозочным процессом дорожного масштаба из единого центра. Впоследствии этот опыт был взят на вооружение всеми железными дорогами сети.
Уже работая в Министерстве путей сообщения, а затем и в ОАО «РЖД», Хасян Зябиров явился автором разработок, направленных на совершенствование управления перевозочным процессом на основе сбалансированного использования имеющихся транспортных средств, на создание межведомственно-логистических систем для повышения эффективности перевозок внешнеторговых грузов. Главный конструктор новейшей системы управления перевозочным процессом (проект «Сириус») Х.Ш. Зябиров осуществил реальный переход от информационных к информационно-управляющим системам, что стало новым словом в железнодорожной технологии.
Четко понимая, что процессы ремонта и обслуживания подвижного состава, а также кардинальное улучшение безопасности движения должны базироваться на высоком техническом состоянии тягового состава и вагонного парка, он стал инициатором и автором создания сложнейших диагностических комплексов, позволяющих без разборки определять уровень технического состояния основных узлов и механизмов, отвечающих в первую очередь за безаварийную работу и высокие эксплуатационные показатели. Этими комплексами сегодня оснащаются как локомотивные, так и вагонные депо сети.
Х.Ш. Зябиров также является инициатором создания союза железных дорог (на примере Горьковской железной дороги) с субъектами федерации, по территориям которых проходят магистрали. Это единение сил позволило ускоренными темпами строить и восстанавливать вокзалы, качественно обновлять поезда пригородного и дальнего сообщения, создавать новые производства и рабочие места для изготовления продукции железнодорожного назначения (Выксунский металлургический завод, Чебоксарский тракторный завод, КАМАЗ и др.).
Являясь автором изречения «Инвестиции в образование – осознанная историческая ответственность перед будущим нации», Х.Ш. Зябиров организовал в школе села Октябрьского, в которой в свое время учился сам, новый образовательный курс – «Школьный бизнес». В школе созданы все условия для изучения и практического освоения рыночных технологий, учащиеся разрабатывают и реализуют программные продукты, выращивают неплохие урожаи, работает свой швейный цех.
Став депутатом областного законодательного собрания по северным районам Горьковской области (получил 90% голосов избирателей), Хасян Шарифжанович одним из приоритетных направлений своей деятельности избрал развитие социальной сферы в области – строительство жилья, ремонт и оснащение больниц новым медицинским оборудованием, предоставление материальной помощи школам, организацию новых, удобных для жителей железнодорожных транспортных маршрутов.
Благотворительная деятельность – особая страница биографии Х.Ш. Зябирова. В частности, Хасян Шарифжанович много сделал для Русской Православной церкви. «Хасян Шарифжанович – человек, который помогает всем нуждающимся, обращает внимание на то, что происходит вокруг – как в Нижегородской области, так и в других регионах», – сказал о нем настоятель Благовещенского мужского монастыря, ректор Нижегородской духовной семинарии архимандрит Кирилл. Яркий пример – храм в поселке Сортировочный, перестроенный из бывшего деревянного кафе «Теремок». Горьковская магистраль помогла деньгами, стройматериалами, техникой, прислала рабочих. Другой пример – собор Александра Невского на Стрелке, третий по величине храм в России. Настоятель храма отец Валентин вспоминает: «Наш храм очень нуждался в помощи. Я обратился к руководству Горьковской железной дороги с просьбой помочь нам в ремонте и строительстве теплотрассы, а также внутренней отделке храма. Ведь если нет тепла – нет жизни. Хасян Шарифжанович проявил большое внимание. Нам были выделены в помощь строители, техника железнодорожников и материальная помощь...» Х.Ш. Зябиров помог и Нижегородской духовной семинарии – к своему 280-летнему юбилею семинария получила в подарок от ГЖД оргтехнику.
Х.Ш. Зябиров активно участвует в пропаганде и поддержке российского литературного наследия. По его инициативе и при непосредственном участии увидело свет первое издание М.Ю. Лермонтова в 10 томах, изданы Полные собрания сочинений А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, готовится к переизданию Полное собрание произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В 2003 году Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина Х.Ш. Зябирову присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». В том же году ему присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники (все денежное вознаграждение Хасян Шарифжанович перечислил в Верховский детский дом Шахунского района Горьковской области для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей), звание лауреата Международного конкурса «Элита информациологов мира». Х.Ш. Зябиров – доктор технических наук, профессор.
Хасян Шарифжанович награжден знаком «Почетный железнодорожник», знаком «20 лет безупречного труда на федеральном железнодорожном транспорте», многими медалями, в том числе медалью «100 лет Транссибирской магистрали», орденом Русской Православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, высшим международным орденом «За выдающиеся заслуги в области информациологии», золотой медалью «Elite of informationologists of the world».
Х.Ш. Зябиров пишет стихи и является автором текстов некоторых песен популярного композитора Юрия Антонова. Хасян Шарифжанович – прекрасный пловец, опасный соперник на теннисном корте. Особое место среди его увлечений занимает кулинария: когда в доме собираются друзья семьи, даже самый обычный ужин превращается в праздник.
Живет и работает в Москве.