ЕЖЕВСКИЙ Александр Александрович (1915-2017)
Герой Социалистического Труда, заслуженный машиностроитель Российской Федерации, член бюро механизации Российской сельскохозяйственной академии, почетный гражданин города Руссы (Болгария)
Родился 3 ноября 1915 года в городе Тулуне Иркутской области. Отец – Ежевский Александр Викторович. Мать – Ежевская Луиза Христиановна. Супруга – Ежевская Вера Ивановна, хирург. Сын – Виктор Александрович, окончил Московский автомеханический институт и Академию внешней торговли. Дочь – Маргарита Александровна, врач-окулист, работает в Поликлинике Администрации Президента РФ. Внучка – Мария, окончила Текстильную академию имени А.Н. Косыгина, художник-модельер. Внук – Александр, выпускник ВГИКа, кинорежиссер на телевидении.
Александр Александрович родился в рабочей семье. Еще задолго до революции его деда сослали в Сибирь за участие в польском мятеже, и отец появился на свет в городе Усть-Илимске. Александр Викторович Ежевский трудился механиком и токарем. Мать, Луиза Христиановна, была родом из Эстонии и в Сибирь приехала работать гувернанткой. Саша родился в Тулуне, но в возрасте 2 лет переехал вместе с родителями в Хайту, а уже затем в Иркутск. В этом городе, на Подгорной улице, прошли школьные годы Александра Ежевского. В те годы он слыл заядлым мотоциклистом, зимой катался на коньках, выступал на соревнованиях.
Окончив семь классов, в 1930 году он начал свой трудовой путь учеником токаря на крупнейшем в Иркутске машиностроительном заводе имени В.В. Куйбышева, в бригаде отца. Александр быстро освоил специальность токаря по металлу, получил 6-й разряд и вскоре стал мастером механического цеха. Параллельно c работой получил среднее образование – окончил вечерний рабфак при Иркутском государственном университете. Завод имени В.В. Куйбышева в то время выпускал драги – машины для добычи россыпного золота. Поскольку Александр имел к их производству непосредственное отношение, то решил продолжить образование именно в этой области и поступил в Иркутский горно-металлургический институт. Ко времени окончания им 1-го курса в Иркутском сельскохозяйственном институте открылся факультет механизации, на котором готовили инженеров-механиков. Многие студенты, в том числе и Александр, решили перевестись в новый вуз и перешли на 2-й курс.
В 1939 году А.А. Ежевский защитил диплом на «отлично» и оказался одним из первых выпускников-инженеров. Дипломный проект он готовил на Челябинском тракторном заводе. Интересна тема проекта – «Форсирование дизель-мотора» для трактора «Сталинец-65» (С-65), который находился в серийном производстве. Любопытно, что еще в 1937 году этот мощный дизельный трактор удостоили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Со времени первого знакомства ЧТЗ стал для Ежевского буквально родным. Здесь же после окончания института Александр проводил производственную практику со студентами, а позднее, будучи министром тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, принимал участие в производстве новых дизелей, а также выпуске танка Т-72-М. Поэтому неслучайно Александр Александрович одной из самых дорогих своему сердцу наград считает золотой значок «Почетный ЧТЗист».
Еще во время учебы в Иркутском сельскохозяйственном институте способного студента заметили на кафедре тракторов и автомобилей, где он трудился ассистентом, поэтому после окончания учебы Александра Александровича оставили на преподавательской работе. С 1939 по 1942 год он работал старшим преподавателем, а затем его направили главным инженером на Иркутский авторемонтный завод, где во время войны выпускали автомобили для фронта. В те годы в городе налаживалось массовое автомобильное производство. Постановление Государственного комитета обороны положило начало первому в Иркутской области «отверточному проекту» по сборке автомобилей «Студебекер», «Форд», «Шевроле», «Додж», а в последующие годы — грузовиков ГАЗ-51. Поставляемые по ленд-лизу во время войны и превосходно себя зарекомендовавшие американские грузовики доставлялись в Иркутск в виде комплекта для сборки. Сборка проводилась на конвейере и, как утверждают очевидцы, по качеству не многим уступала американской.
В 1946 году было принято решение о начале строительства завода на новом месте – на базе авторемонтного завода в поселке Мельниково. Когда А.А. Ежевский вместе с первым секретарем горкома партии Б.Н. Кобелевым впервые приехали на предполагаемое место строительства, перед ними простиралось капустное поле… Однако уже через год завод заработал. В том же 1947 году Александра Александровича назначили директором предприятия. В считанные месяцы удалось достроить все корпуса завода, а уже в 1950 году начать серийное производство отечественного грузовика ГАЗ-51. На следующий год завод достиг проектной мощности – 50 автомобилей в сутки. Всего, по различным оценкам, Иркутским автосборочным заводом с 1945 по 1952 год выпущены десятки тысяч американских автомобилей «Студебекер», «Форд» и «Додж», 11 418 грузовиков ГАЗ-51, а также
29 277 автоприцепов АП-3.
В начале 1950-х годов отлично зарекомендовавшего себя Ежевского назначили директором Алтайского тракторного завода. Предприятие рождалось в суровом военном 1942 году на базе эвакуированного оборудования Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. Ударными темпами в тяжелейших условиях завод возник практически на пустом месте, и уже в августе 1942 года на нем был собран первый алтайский керосиновый трактор марки АСХТЗ-НАТИ, а в канун 1945 года – первый образец трактора ДТ-54, за разработку которого группе конструкторов была присуждена Государственная премия СССР.
Требования мирного времени с большой остротой выдвинули перед тракторостроителями вопросы дальнейшего совершенствования машин, повышения их надежности. С 1951 по 1952 год без остановки производства завод перешел на выпуск дизельных тракторов ДТ-54. В этом – немалая заслуга молодого директора А.А. Ежевского. Именно в это время дизельные тракторы мощным потоком пошли с завода на поля, начал формироваться большой коллектив конструкторов. В годы освоения целинных и залежных земель заводчане изготовили и поставили труженикам Сибири и Казахстана 9630 тракторов ДТ-54, которые явились основной пахотной машиной при поднятии целины.
Проработав чуть больше двух лет на Алтае, Александр Александрович получил новое назначение – директором крупнейшего в стране предприятия сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш». После Великой Отечественной войны «Ростсельмаш» пришлось восстанавливать из руин, но уже в 1949 году завод вышел на довоенную мощность, и 1945–1949 годы вошли в историю предприятия как период второго рождения. Под руководством Ежевского удалось организовать производство самоходных косилок, кукурузоуборочных комбайнов. Всего на предприятии тогда изготавливали 10 наименований машин – зерноуборочные и кукурузоуборочные комбайны, почвообрабатывающие машины, овощеперерабатывающие агрегаты.
Плодотворная деятельность Александра Ежевского в качестве директора крупных машиностроительных предприятий не остались незамеченной, и в 1954 году ему предложили пост заместителя министра автомобильного, тракторного и сельхозмашиностроения СССР. В те годы руководящие кадры старались пополнять за счет способной молодежи, которая вносила свежие идеи и предложения. Новыми заместителями министра в своих областях стали также бывшие директора: Горьковского автозавода – Павел Яковлевич Лисняк и Харьковского тракторного завода – Михаил Андреевич Пашин. В круг должностных обязанностей Ежевского входили вопросы сельскохозяйственного машиностроения.
В 1956 году министерство разделили на два – автомобильного и тракторного и сельхозмашиностроения. Руководителем последнего стал Г.С. Хламов, а Александра Ежевского назначили его первым заместителем. В этом качестве он проработал до конца 1957 года, пока министерство не ликвидировали. После этого Александр Александрович работал в отделе автомобильного, тракторного и сельхозяйственного машиностроения Госплана СССР.
В 1961 году в результате реорганизации сельскохозяйственной отрасли было создано Всесоюзное объединение Совета Министров СССР по продаже сельхозтехники, запчастей, минеральных удобрений, организации ремонта и использованию машин – «Союзсельхозтехника» – гигантская система от производства и продажи сельхозтехники до обеспечения уборки урожая, обслуживания ферм и подготовки кадров. Организация объединила труд почти 2 миллионов человек, по стране насчитывалось свыше 3,5 тысяч районных отделений. Масштабы системы настолько впечатляли, что в те времена сложилась шутка: «В мире существуют: социалистическая и капиталистическая система, а также система “Сельхозтехники”!» Это крупнейшее объединение Ежевский возглавлял с 1962 по 1980 год.
За эти годы под его руководством построены и реконструированы республиканские и областные торговые базы, 536 ремонтных заводов, 1100 станций технического обслуживания автомобилей, 1000 станций обслуживания животноводческих ферм, мастерские общего назначения, механизированные отряды, автобазы, практиковался класс обучения механизированных отрядов. Статус Александра Александровича был высок: он являлся членом Совета Министров СССР, четыре раза избирался членом ЦК КПСС, пять раз депутатом Верховного Совета.
В своей работе А.А. Ежевский всегда стремился максимально использовать новейшие мировые достижения. С этой целью он регулярно посещал международные выставки, изучал передовые технологии в области науки и техники, а также запросы и нужды потребителя.
В 1980 году А.А. Ежевский назначается министром тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. За 8 лет его работы в этой должности реконструировано большое количество промышленных предприятий, налажено производство сотен новых машин, решены многие социальные вопросы. Новый импульс в эти годы своего развития получили крупнейшие машиностроительные предприятия страны, в том числе «Ростсельмаш», Чебоксарский, Липецкий, Минский, Владимирский, Кишиневский тракторные заводы… Например, на «Ростсельмаше» построено свыше 600 тысяч кв. метров производственных площадей, проведена реконструкция старых цехов, внедрены современные технологии, позволившие довести объем производства до 80 тысяч комбайнов в год. Именно в это время на конвейер поставлен комбайн «Дон-1500», который многие годы успешно работает на полях страны.
А.А. Ежевскому довелось общаться со многими выдающимися организаторами производства, среди них – А.Н. Косыгин, директор Горьковского автозавода, а впоследствии министр Г.С. Хламов, легендарный директор ЗИЛа И.А. Лихачев… У них он учился многому: отношению к делу, стремлению к новизне, пунктуальности, системному подходу в решении задач, настойчивости в достижении цели, постоянному самосовершенствованию. Будучи директором крупных предприятий, он каждое утро начинал с того, что шел в КБ, а уже потом в цеха, потому что считал, что конструкция создается один раз десятками и сотнями людей, изготавливается тысячами, а эксплуатируется миллионами! Александр Александрович всегда поощрял конструкторов и большое внимание уделял отлаженной работе в цехах, порядку и созданию благоприятных условий для жизни и работы.
Жизненное кредо Александра Александровича можно сформулировать следующим образом: «Необходимо учиться всю жизнь, и учиться непрерывно! Если учеба прекратилась – значит, ты постарел…». Находясь в командировке в Японии на крупнейшей тракторостроительной фирме «Камацу», он с интересом изучал принципы культуры производства и работы с кадрами. Удивительно, но на заводе красовался лозунг на японском языке, который переводился как: «Кадры решают все! Сталин». В Японии Александр Александрович осознал, как важно ценить человеческий фактор! Каждое утро рабочие завода давали клятву работать честно и качественно, а потом расходились по местам. Во всем чувствовалась забота о человеке. На предприятии регулярно проводилось обучение кадров – как только планировалась новая модернизация машины, людей готовили к ней заранее – каждый день 15 минут, затем каждую неделю час и каждый месяц один день. Это называлось «опережающей непрерывной подготовкой и переподготовкой кадров». Ежевский наблюдал, как внимательно относятся к каждому сотруднику, за успехи поощряют и премируют, а также приветствуют рационализаторские предложения. Японцы удивительным образом воспитывали ответственность у всех – от президента до рабочего! Этот бесценный опыт Александр Александрович всегда стремился использовать в своей богатейшей практике руководителя всесоюзного масштаба.
Ежевский вспоминает факт из своей биографии времен работы в должности заместителя министра. Бывший в то время министром легкой промышленности А.Н. Косыгин попросил его поехать вместе с ним в Узбекистан и ознакомиться на месте с механизацией хлопкового хозяйства. Александр Александрович к тому времени не сталкивался с этим производством, но отказаться не представлялось возможным. Пришлось буквально за одну ночь ознакомиться с особенностями технологий и конструкции хлопкоуборочной техники. Когда пришлось ехать на хлопковые поля с А.Н. Косыгиным, Ежевский смог высказать и обосновать свое мнение по многим вопросам. Алексей Николаевич спросил тогда, откуда у него такие познания, и Ежевскому ничего не оставалось, как признаться в том, что он всю ночь изучал производство... Косыгин похлопал его по плечу и сказал: «Молодец! Вот так и держи всю жизнь!».
Огромный жизненный и профессиональный опыт А.А. Ежевского востребован и сегодня. До настоящего времени он является генеральным советником Научно-технического центра «Сельхозмаш» (ГОСНИТИ).
А.А. Ежевский – Герой Социалистического Труда, заслуженный машиностроитель РФ, член бюро механизации Российской сельскохозяйственной академии, академик Российской академии проблем безопасности и правопорядка, почетный гражданин города Руссы (Болгария). Награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, многими медалями. Избирался депутатом Верховного Совета СССР одиннадцати созывов.
Увлечения Ежевского весьма разнообразны… В студенческие годы он принимал участие в художественной самодеятельности, лихо плясал яблочко, лезгинку, цыганочку, а позже научился танцевать танго, фокстрот, вальс. В жизни Александра был и такой интересный период, когда в течение двух месяцев он выступал в цирке – зажигательно бил чечетку по примеру популярнейших после войны «Братьев Гусаковых»! И когда через много лет на Алтайском тракторном заводе во Дворце культуры праздновали наступление Нового года, собралось больше 800 человек – передовые люди, мастера, рабочие. Каково же было всеобщее удивление, когда их директор Александр Александрович сплясал цыганочку и ловко выбил чечетку со сварщицей Катей Сидоровой! Об этом событии говорили еще неделю!
Александр Александрович Ежевский был тонким ценителем и знатоком оперетты, классики, народных и цыганских песен и русского романса. Его фонотека была одной из крупнейших в Москве и насчитывала свыше 2,5 тысяч пластинок, 900 аудиокассет, 600 видеокассет и огромное количество компакт-дисков.