НОСОВ Валерий Борисович (1941-2003)
Герой Социалистического Труда
Родился 5 марта 1941 года в г. Москве. Отец - Носов Борис Афанасьевич (1916 г.рожд.). Мать - Носова Зинаида Ивановна (1917 г.рожд.). Супруга - Носова Светлана Григорьевна (1944 г.рожд.). Имеет двух дочерей: Марина Валерьевна (1965 г.рожд.), Наталия Валерьевна (1971 г.рожд.).
В 1958 г. после окончания средней московской школы В.Б.Носов поступил на работу во Всесоюзный электромеханический институт на должность лаборанта и проработал до 1960 г. Одновременно учился на вечернем отделении Московского энергетического института. В 1960 г. он переводится на учебу на дневное отделение Московского автомеханического института, который заканчивает в 1964 г. В те годы действовало Постановление Совета Министров СССР о том, что студенты первых двух курсов дневного отделения института должны одновременно работать, причем только на рабочих специальностях, и учиться. Поэтому параллельно с учебой, с 1960 по 1962 г. В.Б.Носов работает станочником автоматических линий на Первом государственном подшипниковом заводе (ГПЗ-1).
В июле 1964 г., оканчивая институт, он направляется на преддипломную практику на Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (ПО ЗИЛ) и в должности техника в техчасти корпуса сборки и испытания автомобилей работает в течение 3-х месяцев, одновременно готовя дипломную работу в отделе главного конструктора. Защитив в конце 1964 г. диплом на отлично и получив специальность инженера-механика, В.Б.Носов добивается распределения на ЗИЛ и в январе 1965 г. приходит работать на завод в проектное управление на должность инженера; затем работает начальником бюро, на различных инженерных должностях.
В мае 1972 г. В.Б.Носов в составе группы заводских специалистов направляется в заграничную командировку в США, где совместно с известной американской фирмой «Джервис WEBB» в течение полугода проектирует автоматизированную транспортную систему для строящегося нового автосборочного корпуса. После возвращения из поездки он назначается заместителем начальника строящегося нового автосборочного корпуса - начальником технической части. В 1975 г. становится первым заместителем, а с 1976 г. - начальником автосборочного корпуса. Этот суперсовременный по тому времени корпус был построен и введен при его непосредственном участии.
В 1979 г. В.Б.Носов назначается начальником управления контроля качества, затем - заместителем генерального директора по производству. В этой должности он успешно осуществляет руководство производственными подразделениями завода. В течение суток на 2-х конвейерах собирается свыше 800 автомобилей, самых популярных и современных ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. К концу 80-х годов мощность завода достигает 210 тысяч автомашин в год, а завод превращается в крупнейшее предприятие Европы. В эти годы объединение досрочно выполняет Государственный план по всем показателям, досрочно поставляется продукция для сельского хозяйства, а также автомобили и запасные части для народного хозяйства.
В 1984 г. В.Б.Носов становится первым заместителем генерального директора ПО ЗИЛ. Работая в этой должности, он полностью курирует и решает все производственные и социально-бытовые вопросы объединения.
За 20 лет работы на ЗИЛе В.Б.Носов зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист и грамотный руководитель. Под его непосредственным руководством проводились большие работы по реконструкции объединения для производства нового грузового автомобиля с дизельным двигателем. Он всегда глубоко вникает в производственные и технические вопросы с учетом современного развития науки и техники, находя правильные решения. При его активном участии проводилась работа по повышению экономической эффективности производства, улучшению качества выпускаемой продукции, повышению долговечности и надежности автомобилей ЗИЛ.
Высокая работоспособность и ответственность за порученное дело, постоянное стремление совершенствовать формы и методы работы, стиль руководства В.Б.Носова в немалой степени послужили основанием для назначения его в 1985 г. генеральным директором Производственного объединения «Государственный подшипниковый завод № 1» (ПО ГПЗ-1), который в тот период находился в катастрофическом состоянии. Проработав на ГПЗ-1 в течение 12 лет, он вывел завод в число передовых предприятий г.Москвы и России. В отличии от многих других предприятий, ГПЗ провел акционирование в форме стопроцентной коллективной собственности, в производственной сфере были разработаны и внедрены новые типы подшипников, которые пользовались большим спросом не только в России, но и за рубежом, значительно увеличился экспорт продукции в развитые капиталистические страны, который достиг более 50% от всего выпуска.
В январе 1997 г., когда ЗИЛ практически уже стоял и переживал самые тяжелые годы в своей 80-летней истории, решением Правительства г.Москвы В.Б.Носов назначается генеральным директором АМО ЗИЛ.
За 2 года работы в этой должности при его активном участии было полностью реанимировано производство. За короткое время завод сумел выйти из кризиса, улучшить свое экономическое состояние, расширить номенклатуру выпускаемых изделий и значительно увеличить план их производства и реализации, доведя выпуск автомобилей к декабрю 1998 г. до 24 тыс. в год. На свои рабочие места начали возвращаться рабочие и специалисты.
За этот срок были восстановлены многие виды производства, усовершенствованы технологические процессы. Много было введено технических новшеств, внедрены принципиально новые конструкторские решения. Были разработаны и внедрены в производство новые виды автомобилей - автобусы, фургоны, пожарные автомобили, запущена в производство новая марка двухкамерного холодильника.
В.Б.Носов вел активную педагогическую деятельность, являлся автором многих трудов, книг, статей и монографий, а также шести изобретений и патентов. Он - доктор технических наук, профессор, академик Российской инженерной академии, Академии промышленного менеджмента и Академии транспорта РФ. В 80-е годы избирался депутатом Пролетарского Совета народных депутатов г.Москвы.
В 1991 г. за большой вклад в развитие автомобильной промышленности ему было присвоено высокое звание Герой Социалистического Труда СССР. Он награжден также орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени», многими медалями СССР, удостоен премии Совета Министров СССР и почетного звания «Заслуженный машиностроитель РФ».