САЙКИН Валерий Тимофеевич (1937-2024)
Заслуженный машиностроитель Российской Федерации
Родился в 1937 г. на окраине Москвы в селе Кожухово. Мать - Сайкина Татьяна Сергеевна. Супруга - Сайкина Ангелина Максимовна. Сын - Сайкин Александр Валерьевич, окончил Московский институт стали и сплавов, кандидат технических наук, занимается бизнесом. Внучка – Юлия.
Судьба семьи Сайкиных довольно типична для того времени. Отец погиб на фронте. У матери на руках осталось шестеро детей. Татьяна Сергеевна сделала все, чтобы дети встали на ноги. Валерий, младший в семье, с детства отличался твердостью характера, стремлением сделать все как можно лучше, принести пользу, добиться успеха.
После окончания семилетки Валерий поступает в автомеханический техникум (1952-1956 гг.) - учебное заведение, которое дало, пусть небольшую, зато ощутимую стипендию, а значит, возможность помочь семье, но главное - приобрести специальность и работу.
Литейный цех ЗИЛа стал стартом в трудовой биографии В.Т.Сайкина, а знаменитый АМО "ЗИЛ" - его судьбой, на долгие годы определивший всю его жизнь. Формовщик-заливщик - первая запись в трудовой книжке. Эта профессия требовала большой физической силы. Ее освоению помогли занятия классической борьбы, которой Валерий увлекся еще во время учебы в техникуме.
Трудолюбивого парня заметили. Он становится мастером участка точного литья, затем - старшим инженером-технологом литейного цеха. Новая работа требует новых знаний. В 1964 г. Валерий Сайкин оканчивает Всесоюзный заочный машиностроительный институт по специальности "машины и технология литейного производства".
Ощутимые успехи приносит спорт. Валерий становится чемпионом Москвы, завоевывает заветный "квадрат" - серебряный значок "мастера спорта". Дважды выигрывает чемпионат Союза среди юношей, борется со многими знаменитыми спортсменами. На всю жизнь запомнились поединки с великим Гиви Картозия, неоднократным чемпионом мира, другими выдающимися мастерами, которым Валерий, бывало, проигрывал, но всегда бился до конца с желанием победить.
Организаторские способности и инженерный талант В.Сайкина востребуются на ЗИЛе. Становится начальником технической части огромного корпуса серого чугуна (по существу завода), а затем главным металлургом. На этот период приходится расцвет его творческой активности - разработка множества технологических процессов, обеспечивающих сочетание трудно сочетаемых характеристик: высокой производительности, отличного качества, наименьших энергоемкости, материало- и трудозатрат. При непосредственном участии В.Т.Сайкина создаются и внедряются: автоматические формовочные линии, новые технологические процессы и автоматические линии изготовления стержней в горящих ящиках, новые процессы и автоматизированные многоярусные агрегаты химико-термической обработки деталей; совместно со станкостроителями страны разработана гамма горячештамповочных автоматических комплексов с новыми процессами нагрева заготовок ТВЧ и горячештамповочными многопозитивными агрегатами с усилием от 800 до 1250 т.с.; впервые в стране создана уникальная автоматическая линия для горячей штамповки коленчатых валов с главным прессом механического действия с усилием 1250 т.с. За разработку технологии выплавки литейных передельных чугунов получает звание лауреата Государственной премии СССР.
Десять работ В.Т.Сайкина общей эффективностью свыше 8 млн. Рублей в год (в ценах 1985 г.) признаны изобретениями и защищены авторскими свидетельствами.
С 1971 г. в должности заместителя главного инженера он возглавляет металлургическое производство объединения. Определяет техническую политику не только хорошо знакомых литейных, но и кузнечных, и термических цехов. Созданные В.Т.Сайкиным прессовое и кузовное производства и по сей день являются гордостью отечественного автомобилестроения. Руководил созданием новых заводов, вошедших в ЗИЛовский автогигант: Мценского завода алюминиевого литья, Рязанского и Рославльского заводов автоагрегатов, реконструкцией и переоснащением цехов металлургического производства на головном заводе.
К середине 70-х годов становится ясно, что базовый грузовой автомобиль ЗИЛ-130, являвшийся одним из лучших образцов автомобильной техники 60-х годов, требует капитальной модернизации. Его бензиновый карбюраторный двигатель должен быть заменен более экономичным дизельным мотором. К концу 70-х годов экспериментальные работы по созданию нового грузового автомобиля заканчиваются. На повестку дня становится вопрос его массового производства при сохранении общего объема производства - 200 тыс.штук в год. Новые машины должны постепенно вытеснять старые модели. Реконструкция завода должна произойти без остановки действующего производства. Этот этап в истории завода носит название "дизелизация". В 1981 г. В.Т.Сайкин становится первым заместителем, а затем и генеральным директором АМО "ЗИЛ" и, по сути дела, возглавляет "дизелизацию". На головном заводе возводятся новые корпуса: прессово-сварочный, кузовной и др.
В г.Ярцево Смоленской области строится завод по производству дизельных двигателей и чугуно-литейный завод с численностью работающих около 10 тыс. человек. Для их жизнеобеспечения создается целый город. Все объекты требуют постоянного внимания и личного контроля со стороны генерального директора объединения.
Весной 1986 г. на АМО "ЗИЛ" приезжает Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев. Этот визит круто изменил судьбу Валерий Тимофеевича. В.Т.Сайкин избирается Председателем Исполнительного комитета Московского Городского Совета народных депутатов.
В этой, совершенно новой для себя, роли он использует принципы управления, развитые им на АМО "ЗИЛ", который давно уже стал городом в городе и, даже, государством в государстве, с которым связаны судьбы сотен тысяч людей, и где, кроме производства, есть почти все отрасли городского хозяйства: жилой фонд, спортивный комплекс, учреждения культуры, лечебные учреждения.
Директорский стиль управления городским хозяйством был совершенно новым для того времени. Он основывался на подробном рассмотрении крупных вопросов лично Председателем, ознакомлении с их существом непосредственно на местах. Затем следовала разработка четкого графика решения задач и контроль за ним, невзирая на лица. Председателю удалось во многом ослабить самовластие союзных министерств, рассматривавших свои предприятия, как вотчину и практически игнорировавших городские власти.
Руководители райисполкомов с удивлением узнали, что они отвечают не только за жизнеобеспечение населения, но и за результаты хозяйственной деятельности промышленных предприятий, расположенных в районе. В период работы Председателем Исполкома В.Т.Сайкиным решены крупные задачи развития города Москвы в области жилищного строительства и объектов здравоохранения, торговли и культуры, реконструкции центра города, а уровень промышленного производства столицы составил около 30% объемов производства страны. При непосредственном участии В.Т.Сайкина были модернизированы многие предприятия строительной индустрии: по производству железобетонных конструкций и панелей, пластмассовых изделий и линолеума, металлоконструкций и подъемных сооружений, деревоизделий и других. Это позволило значительно увеличить объемы работ по строительству и реконструкции города.
Председатель Исполкома Моссовета В.Т.Сайкин лично занимается предприятиями сферы обслуживания населения, жестко контролируя качество их работы, принимая меры по их техническому перевооружению и строительству новых прачечных, химчисток, ремонтных мастерских, что дало возможность облегчить жизнь в городе-гиганте.
В 1990 г. после окончания выборного срока В.Т.Сайкин работает заместителем председателя Совета Министров РСФСР (апрель-август 1990 г.), затем первым заместителем председателя Бюро Совета Министров СССР по машиностроению (август 1990-апрель 1991 г.) и первым заместителем председателя Государственного Комитета СССР по машиностроению (апрель-август 1991 г.). В этот период В.Т.Сайкин руководит созданием и лично участвует в реализации программ развития отечественного машиностроения. В частности, было создано комплексное, гибкое производство деталей автомобильных двигателей на Уральском автомоторном заводе.
В 1991 г., отказываясь признавать грядущие обвальные рыночные преобразования и не желая нести ответственность за очевидную пагубность их осуществления, В.Т.Сайкин возвращается на АМО "ЗИЛ" главным инженером и вскоре вновь становится генеральным директором объединения. В результате несовершенства законодательства и по ряду других субъективных причин в процессе приватизации контрольный пакет акций объединения попадает в руки коммерческой структуры, не заинтересованной в сохранении и развития производства автомобилей и холодильников.
В.Т.Сайкин включается в тяжелую борьбу за существование завода. В кратчайшие сроки ему удается организовать разработку на базе типовых узлов модульные конструкции гаммы автомобильной техники грузоподъемностью от 2,5 до 40 т, а затем наладить и массовое производство конкурентно-способного малотоннажного грузовика, получившего за свои высокие потребительские качества уважительное прозвище "Бычок". При традиционном подходе к разработке такой широкой гаммы автомобилей на подготовку их производства потребовался бы не один триллион рублей. Также созданы современные военные вездеходы и навесное оборудование на гражданские автомобили (термокузова, рефрижираторы, фургоны, эвакуаторы и др.).
Преодолев сопротивление равнодушных к судьбе завода "собственников", он активно способствовал передаче АМО "ЗИЛ" в собственность города. Это последнее, что он сделал для родного завода. В.Т.Сайкин переходит на работу в Московское Правительство. В 1996 г. назначается на должность Председателя Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве). На этом посту главной своей задачей видит санацию предприятий, осуществление экономической реформы в сфере промышленного производства, сохранение и развитие производственного и научно-технического потенциала города. По его инициативе сформирован Московский Совет по антикризисным программам в промышленности. В.Т.Сайкин организует разработку планов финансового оздоровления таким образом, чтобы прибегать к судебной процедуре банкротства только в тех случаях, когда предприятие полностью утратило свой производственный потенциал. В результате такой политики в Москве удалось снизить темпы падения промышленного производства, сформировать тенденцию к его стабилизации и росту, в значительной степени увеличить поступления в бюджет от предприятий-должников.
В политических взглядах последователен и тверд. Вступив в КПСС в 1964 г., коммунистическим идеалам не изменял. Тайну из своих убеждений не делает. Регулярно публикует в прессе разных направлений свои взгляды на положение страны, которую считает униженной и растерявшей свое национальное достояние и достоинство. Неоднократно на всех доступных уровнях высказывал предложения по поводу вывода страны из глубокого кризиса на основе подъема промышленного производства.
Будучи вице-президентом Российской Академии транспорта, академик В.Т.Сайкин руководил созданием программы "Транспорт России", которая одобрена учеными и специалистами. За успешное выполнение этой работы Валерий Тимофеевич награжден Академией транспорта призом И.А.Лихачева. По этой же теме он защитил диссертацию с присуждением ученой степени "Доктора транспорта".
В.Т.Сайкин награжден орденом Ленина (1986 г., за "дизелизацию" производства), орденом Октябрьской Революции (1981 г., за развитие металлургического производства), орденом Трудового Красного Знамени (1971 г., за развитие литейного производства), орденом Дружбы Народов (1993 г., за создание новой автомобильной техники), медалями "За трудовое отличие" (1971 г.), "За доблестный труд" (1970 г.), "В память 850-летия Москвы", удостоен почетного звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" (1994 г.).