ТАРАБАРКО Николай Васильевич
Доктор медицинских наук, профессор, член Общества трансплантологов России, Всемирного общества трансплантологов
Родился 15 января 1958 года в поселке Синьково Почепского района Брянской области в семье военнослужащего. Отец – Тарабарко Василий Григорьевич (1930–1978), военнослужащий. Мать – Тарабарко (Колоскова) Мария Яковлевна (1932–1998). Супруга – Иванова Марина Юрьевна (1958 г. рожд.), врач. Сын – Николай (1985 г. рожд.), врач. Сын – Иван (1987 г. рожд.).
Детство и юность Коли прошли в городе Почеп. Его отец и мать были из коренных жителей Брянщины, в период Великой Отечественной войны они пережили немецкую оккупацию. Отец, Василий Григорьевич, после школы отслужил срочную службу в армии, отучился, затем служил в Китае в качестве инструктора. После возвращения на родину работал в сельском хозяйстве. Мать Мария Яковлевна вела домашнее хозяйство, приглядывала за детьми.
Николай пошел в местную железнодорожную школу, имевшую негласную спортивную направленность. Ее выпускники, здоровые и крепкие парни, шли, как правило, в военные училища. Подумывал о военной стезе и восьмиклассник Коля. Он в то время собирался пойти в Суворовское военное училище. О медицине даже и мысли не было. Учился хорошо, активно занимался спортом, собрал целую коллекцию взрослых спортивных разрядов. Школу окончил с одной четверкой и без всяких колебаний отправился, как и планировали дома, в военкомат просить, чтобы его определили в военное училище. Николаю, разумеется, хотелось стать, как и отец, военным летчиком. Поступать поехал в Рижскую академию ВВС. Это было элитное военно-учебное заведение, в которое принимали в основном лиц, уже прошедших армию, офицеров, имевших за плечами подготовку в средних летных училищах. Так что из Риги вчерашнего школьника отправляют в Ейское летное училище, что стало для него огромным разочарованием. Его стремление стать военным оказалось поколебленным, поэтому его другу, с которым он ездил в Ригу, не стоило особого труда уговорить сдать в Москве, где они были проездом в Ейск, документы для поступления в 1-й Медицинский институт имени И.М. Сеченова. У друга Николая и дед, и прадед были военными врачами, но в институт поступил не он, а Николай.
Институт Николай Тарабарко окончил в 1981 году по специальности «лечебное дело». Выпустился, как он считает сегодня, достаточно подготовленным специалистом. Во время учебы активно посещал различные специализированные кружки, на 6-м курсе прошел также практику в виде отмененной ныне субординатуры с клиникой на 600 коек, позволившей поработать не просто по специальности, а по узкой специализации – хирургии, в сфере которой Николай собирался работать. Многому научили ныне известные хирурги-ученые, в частности академик РАМН М.И. Кузин. После окончания института Николай, как и планировал, вернулся в Брянск, работал врачом в 1-й городской больнице. Правда, через полгода вернулся в Москву: переезд был связан с его женитьбой. Там отучился в интернатуре НИИ «Скорой помощи» имени Н.В. Склифосовского.
В период учебы много и конкретно с ним занимался Н.Н. Каншин, руководитель отделения института, профессор, использовавший в качестве базы для своих исследований московскую городскую клиническую больницу № 72. Туда в 1982 году он и отправляет от института врачом-хирургом Николая Тарабарко. Молодой врач оказывается в окружении очень квалифицированных специалистов. Здесь он не только обогатился клиническим опытом, но и овладел хирургической техникой операций, освоил на практике разнообразные методы и приемы лечения. В городских больницах в то время не было – нет и сегодня – лишних врачей, потому для руководства медицинских учреждений всегда было важно, чтобы каждый хирург мог в интересах равномерной нагрузки функционально выполнять все то, что может делать любой из его коллег. Неожиданно для самого себя Николай он занялся общественной работой: стал секретарем комсомольской организации больницы. Сегодня он, хорошо знавший тогдашнюю партийно-комсомольскую систему изнутри, убежден, что разрушать существовавшую в то время идеологическую платформу вот так в одночасье было нельзя.
В 1985 году Николай Васильевич перешел на работу в Научно-исследовательский институт трансплантологии и искусственных органов Министерства здравоохранения СССР (ныне – Федеральное государственное учреждение «Институт трансплантологии и искусственных органов Росмедтехнологии») академика В.И. Шумакова. Валерия Ивановича Шумакова считает своим главным учителем, ведь пришел он к нему в возрасте всего 26 лет, работал вместе с ним более 20 года. Первые годы работает врачом-хирургом в отделении пересадки почки и гемодиализа, которое возглавлял профессор
Э.Р. Левицкий, терапевт. Всю хирургическую работу в отделении выполнял директор института академик В.И. Шумаков, так что специальную подготовку как врач-трансплантолог Николай Тарабарко проходил под началом ведущего специалиста России в этой области. Одновременно, в 1986–1989 годах он учится в заочной аспирантуре своего НИИ. Работая в одной операционной бригаде с В.И. Шумаковым, постоянно ассистируя ему, он достаточно быстро освоил хирургическую часть донорского этапа операции. Уже через год академик позволил молодому трансплантологу выполнять операции по пересадке почки самостоятельно. В этот период, в марте 1987 года, он в составе хирургической бригады во главе с В.И. Шумаковым впервые в России выполнил с хорошим результатом сочетанную трансплантацию почки и поджелудочной железы больному с декомпрессионным сахарным диабетом I типа, осложненным диабетической нефропатией. В течение следующего года последовали еще три такие операции. В качестве методики хирургического вмешательства была избрана наиболее распространенная в те годы в мире сегментарная трансплантация тела и хвоста поджелудочной железы с пломбировкой панкреатического протока с помощью биологического клея, который производили в нашей стране. Удовлетворительная начальная функция пересаженных органов отмечалась у всех реципиентов, была достигнута инсулинонезависимость, нормогликемия. Пациентам были прекращены инсулинотерапия и проведение программного гемодиализа. Но, несмотря на удачный исход первых операций, трансплантационные методы лечения сахарного диабета в отделении длительное время ограничивались пересадкой алло- или ксеногенных бета-клеток и изучением клеточной терапии, поскольку концепция смерти мозга в стране не была узаконена и существовали серьезные юридические препятствия для получения полноценных донорских органов. Массовое проведение операций было отложено на годы. К этой проблеме начали возвращаться лишь позднее, после того, как был накоплен опыт одновременного получения донорских почек и поджелудочной железы.
В 1989 году Николай Тарабарко защищает диссертацию по теме «Техника изъятия поджелудочной железы и почек для клинической трансплантации» на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. А в 1990 году проходит стажировку в известном европейском трансплантационном центре «Евротрансплантант» в голландском городе Лейден, где собраны данные на всех нуждающихся в пересадке пациентов из ряда стран Европы. После стажировки директор института предложил Н.В. Тарабарко возглавить Всесоюзный центр консервации и типирования органов, созданный на базе института. Центр обеспечивал донорскими органами непосредственно сам институт, а также клиники Москвы и всего Советского Союза. В 1991 году следует стажировка в Германии, в ганноверской клинике. До и после возвращения со стажировки Николай Васильевич принимает активное участие в разработке проекта Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», принятого Верховным Советом РФ в декабре 1992 года, а также подзаконных нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения РФ. Одновременно, до 1996 года, Николай Тарабарко продолжал заниматься хирургической практикой по трансплантации почки.
В январе 1996 года его назначают заведующим только что открытого в институте отделения пересадки почки и поджелудочной железы. К этому времени он уже – признанный и высококвалифицированный специалист в своей области. В 1997 году защищает диссертацию на тему «Обеспечение донорскими органами при клинической трансплантации» на соискание ученой степени доктора медицинских наук. В этом же году его отделение начинает работу по изучению использования современного протокола иммуносупрессии. Позднее Николая Васильевича включают как ведущего специалиста в состав рабочей группы Государственной думы РФ для подготовки проектов Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О погребении и похоронном деле”» от 12.01.1995 №8 - ФЗ (ред.10.01.2003 г.) и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О трансплантации органов и (или) тканей человека” от 22.12.1992 №4180-1 (ред.20.06.2000 г.)».
В 2005 году институт вновь переходит от клеточной трансплантации к органной аллотрансплантации поджелудочной железы. В отделении профессора Н.В. Тарабарко благодаря совершенствованию хирургической техники мультиорганного изъятия органов возобновились операции сочетанной трансплантации почки и панкереато-дуоденального комплекса с кишечным вариантом дренирования секрета поджелудочной железы пациентам с сахарным диабетом I типа с диабетической нефропатией. Начато изучение влияния трансплантации культуры островковых клеток на течение сахарного диабета у больных после трансплантации почки. Всего выполнено более 20 подобных операций. С целью оптимизации протокола комплексного лечения кризов отторжения продолжается поиск препаратов, улучшающих микроциркуляцию. Впервые с данной целью в отечественной трансплантологии начато использование тиклида и низкомолекулярных гепаринов. Сегодня коллектив врачей под руководством заведующего отделением Н.В. Тарабарко выполняет ежегодно более 60 трансплантаций разной сложности, в том числе трупную аллотрансплантацию почки, пересадку почки от родственного донора, пересадку поджелудочной железы, трансплантацию островковых бета-клеток поджелудочной железы, органоселективную аутотрансплантацию стволовых клеток, хирургическую коррекцию артериальной гипертензии, целый ряд других нефрологических операций. Во Всемирной паутине можно найти теплые слова в адрес доктора Тарабарко от его благодарных пациентов. Вот одна из записей: «В августе 2002 года в НИИТиИО мне пересадили почку и подарили новую жизнь! Низкий поклон …зав. отделением Тарабарко Николаю Васильевичу, …а также ВСЕМ сотрудникам института, …спасшим мне жизнь… С уважением, Демин А.А., Ростовская область».
Н.В. Тарабарко имеет высшую категорию специалиста по сосудистой хирургии, является автором более 100 научных трудов, в том числе шести разделов в двух «Руководствах по трансплантологии», включая издания за рубежом. Он – постоянный участник ежегодных международных конференций и симпозиумов по проблемам трансплантологии. Николай Васильевич – член Общества трансплантологов России и Всемирного общества трансплантологов. В течение десяти лет, в 1995–2005 годах, являлся экспертом в Совете Европы по проблемам трансплантологии.
Профессор Тарабарко награжден орденом «За личное мужество» (1993). Можно не сомневаться, стань он, как и планировал в юности, военным, решительность и смелость, характерные для него в сложных условиях, были бы отмечены не раз. В 1993 году он с группой других молодых врачей откликнулся на просьбу властей оказать медицинскую помощь пострадавшим в ходе штурма здания Верховного Совета РФ и расстрела противников режима президента России Б.Н.Ельцина. Бригады «скорой помощи» ехать туда отказывались. Одним из добровольцев-медиков стал Николай Васильевич, оказывавший под пулями помощь раненым.
С детских и юношеских лет главным увлечением и одновременно отдыхом для Николая Васильевича был и остается спорт. Любит, по его словам, полуэкстремальные виды: горные лыжи, сноуборд, виндсёрфинг. Из музыки отдает предпочтение диск-музыке, распространенной в годы его студенчества. Читает в свободные минуты в основном специальную литературу, а чтобы совсем расслабиться, листает детективы. Ностальгирует по советской поре, воспринимая уход из жизни известных актеров его молодости как расставание с родственниками.
Живет и работает в Москве.