ШЕБАРШИН Леонид Владимирович (1935-2012)
Генерал-лейтенант, почетный сотрудник госбезопасности, президент АО «Российская национальная служба экономической безопасности»
Родился 24 марта 1935 года в Москве. Родители – Владимир Иванович (1908–1951) и Прасковья Михайловна (1909–1989). Сестра – Валерия Владимировна (1937 г. рожд.). Супруга – Нина Васильевна (1934 г. рожд.). Сын – Алексей (1959 г. рожд.), индолог по образованию. Дочь – Татьяна (1964–1984). Внуки: Ирина (1979 г. рожд.), Сергей (1983 г. рожд.), Леонид (1986 г. рожд.), Татьяна (1991 г. рожд.).
Дед по отцу, Иван Кузьмич, – коренной москвич, служил приказчиком в обувном отделе магазина «Мюр и Мерилиз», переименованного впоследствии в ЦУМ. Бабушка Елена Ивановна (урожд. Шулюкина) происходила из семьи талдомского купца.
Дед и бабушка по матери, Михаил Андреевич и Евдокия Петровна Лаврентьевы, переселились в Москву из подмосковного Дмитровского уезда в начале XXвека, осели в Марьиной Роще, где открыли свое сапожное дело.
Владимир Иванович Шебаршин начинал свою трудовую деятельность на обувной фабрике «Парижская коммуна», в 1931 году вступил в ВКП(б), был направлен на работу в советскую рыбную торговлю. В 1941 году был призван в действующую армию, служил в артиллерии, демобилизован в 1945 году в звании старшины.
Окончив в 1952 году среднюю школу с серебряной медалью, Л.В. Шебаршин поступает на индийское отделение Московского института востоковедения. В связи с закрытием института в 1954 году переводится на 3-й курс восточного факультета МГИМО.
В 1957 году женится на однокурснице, студентке китайского отделения Нине Васильевне Пушкиной.
По окончании института направлен в октябре 1958 года на работу в качестве референта Посольства СССР в Пакистане. В 1962 году завершил командировку в должности 3-го секретаря посольства и был взят на работу в отдел Юго-Восточной Азии МИД СССР.
В том же 1962 году был приглашен перейти в 1-е главное управление (внешняя разведка) КГБ СССР и начал новую карьеру в звании младшего лейтенанта и должности оперуполномоченного.
Пройдя годичное обучение в разведывательной школе, был командирован на работу в Пакистан под дипломатическим прикрытием.
Важность Пакистана для разведки в то время определялась участием этой страны в военно-политических блоках СЕНТО и СЕАТО, теснейшими связями с США, конфликтными отношениями с соседней Индией и сближением с Китаем. Чрезвычайный интерес представляла и многочисленная американская колония в Индии – военные советники, дипломаты, разведчики, журналисты и т. п. Приобретение источников в американских объектах было важнейшей задачей всех зарубежных резидентур КГБ, и в этом контексте Пакистану отводилось далеко не последнее место.
В 1965 году вспыхнула пакистано-индийская война. По инициативе Советского Союза руководители конфликтующих сторон Президент Пакистана Айюб Хан и премьер-министр Индии Шастри встретились в январе 1966 года в Ташкенте. Ташкентская конференция стала крупным дипломатическим успехом советской стороны и председательствовавшего на ней А.Н. Косыгина. За вклад в подготовку конференции Л.В. Шебаршин был повышен в должности. В служебных характеристиках отмечалось, что Л.В. Шебаршин «добился конкретных результатов в вербовочной работе». Эта канцелярская формулировка означала приобретение агентуры в объектах разведывательного проникновения.
В 1968 году Шебаршин возвращается в Москву, проходит годичную переподготовку на Курсах усовершенствования руководящего состава и в начале 1971 года направляется в качестве заместителя резидента КГБ в Индию, а в 1975 году назначается резидентом. За время этой командировки произошла очередная индийско-пакистанская война, завершившаяся расчленением Пакистана и созданием Бангладеш, вводилось чрезвычайное положение в Индии. Пристального внимания требовала деятельность американских представителей в Индии, ибо на протяжении десятилетий США оставались главным противником Советского Союза и основным объектом устремлений советской разведки. Чрезвычайную важность в тот период представляли отношения Индии с Китаем. Работа резидентуры по основным направлениям положительно оценивалась Центром и политическим руководством СССР.
В апреле 1977 года шестилетняя командировка в Индию завершилась, а в конце 1978 года Шебаршин получает приказ готовиться к работе в Иране. Предсказанное разведкой падение монархии в Иране сбывается – шах Реза Пехлеви в январе 1979 года бежит за границу, на родину возвращается духовный вождь оппозиции аятолла Хомейни, получивший всенародным признанием титул «имама». Крах монархии ознаменовал беспрецедентное обострение внутриполитической борьбы, перераставшее в вооруженные столкновения и многочисленные акты террора, к которым прибегали все соперничающие стороны. Потеряв верного союзника и клиента – шаха, пытались восстановить свои позиции в Иране Соединенные Штаты, активизировались противники и сторонники СССР. В ноябре 1979 года «студенты – последователи линии имама» штурмом берут посольство США и захватывают в заложники американских дипломатов, отношения Ирана с США разрываются. Это, однако, не означало изменения ситуации в пользу СССР. Иранское руководство было твердо намерено не допускать усиления влияния северного соседа. Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года стал причиной заметного охлаждения ирано-советских отношений и поводом для неоднократных налетов на советское посольство.
Резидентура несла потери, условия для работы с источниками были чрезвычайно сложными, и тем не менее Москва получала достоверную и актуальную разведывательную информацию.
В 1982 году произошло самое тяжелое событие в жизни разведчика Шебаршина – измена. Бежал через Турцию на Запад по подложному английскому паспорту сотрудник резидентуры К. (как выяснилось в дальнейшем, предатель был завербован английской разведкой в шахские времена и, запаниковав перед опасностью разоблачения, бежал). Последствия предательства удалось частично локализовать, немногие источники, о которых мог знать предатель, были выведены из-под удара, однако моральный и политический ущерб был велик.
Каковы бы ни были причины и обстоятельства чрезвычайных происшествий, резидент несет полную ответственность за все происходящее в резидентуре. О бегстве К. было доложено Л.И. Брежневу. «Ну что ж, – сказал Леонид Ильич, – это война, а на войне без потерь не бывает».
В 1983 году Л.В. Шебаршин возвращается в Москву, работает несколько месяцев в штабном подразделении при начальнике ПГУ В.А. Крючкове и затем назначается заместителем начальника информационно-аналитического управления разведки. В 1984 году Шебаршин, сопровождая В.А. Крючкова, побывал в командировке в воюющем Кабуле. До середины 1991 года ему пришлось совершить более 20 полетов в Афганистан, близко познакомиться с руководителями страны Б. Кармалем, Наджибуллой, Кештмандом и др.
В 1987 году Л.В. Шебаршин назначается заместителем начальника ПГУ КГБ и руководит разведывательными операциями на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке.
В феврале 1989 года сменяет В.А. Крючкова, назначенного председателем КГБ, на посту заместителя председателя – начальника 1-го главного управления КГБ СССР. Повышается в звании до генерал-лейтенанта.
В сентябре 1991 года в результате расхождений с новым руководством КГБ подает рапорт об отставке и увольняется с воинской службы.
В конце того же года вместе со своими коллегами и друзьями – бывшим начальником аналитического управления КГБ генерал-лейтенантом Н.С. Леоновым и бывшим заместителем председателя – начальником Главного управления КГБ по Москве и Московской области генерал-лейтенантом В.М. Прилуковым учреждает АО «Российская национальная служба экономической безопасности». C 2005 являлся членом Совета директоров ОАО «Мотовилихинские заводы».
Л.В. Шебаршин награжден орденами Красного Знамени (1981), Красной Звезды (1970), медалью «За боевые заслуги» (1967), знаком «Почетный сотрудник госбезопасности» (1972). Его имя увековечено в музее Службы внешней разведки.
Скончался 30 марта 2012 года.