ЧЕРНОВ Евгений Дмитриевич (1930–2016)
Герой Советского Союза, вице-адмирал, кандидат военных наук, почетный гражданин города Мурманска-150, почетный полярник
Родился 12 марта 1930 года в Ленинграде. Отец – Чернов Дмитрий Ильич (1894–1949). Мать – Елецкая Мария Васильевна (1897–1982), преподаватель русского языка и литературы в Старопольской сельской школе. Супруга – Чернова (Орлова) Кира Владимировна (1932 г. рожд.), медицинская сестра. Дочь – Чернова Татьяна Евгеньевна (1955 г. рожд.), косметолог, визажист. Сын – Чернов Дмитрий Евгеньевич (1958–1996), окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, Высшие офицерские классы ВМФ. С 1988 года – старший помощник командира головной АПЛ «К-239» проекта 945. В 1991 году в результате нештатной ситуации на АПЛ, выполняя свой служебный долг, получил опасную для жизни дозу облучения и уволен в запас по состоянию здоровья. Скончался в возрасте 38 лет в Ленинграде. Внуки: Евгений (1980 г. рожд.), Виталий (1993 г. рожд.), Юлия (1978 г. рожд.). Правнук – Артем (2003 г. рожд.).
Отец Е.Д. Чернова, коренной петербуржец, сын мастера Петербургского монетного двора, участвовал в Первой мировой войне. В Великую Отечественную войну командовал батальоном 2-го полка 3-й стрелковой дивизии народного ополчения на Ленинградском фронте. Был тяжело ранен. В 1946 году демобилизован по состоянию здоровья. Скончался после операции по поводу ранения.
В годы Великой Отечественной войны семья Черновых – мать, дочери Нина и Александра и сын Евгений жили в блокадном Ленинграде. С 14 лет Евгений работал токарем в мастерской управления связи Краснознаменного Балтийского флота.
В 1946 году, окончив 7 классов средней школы, он поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище. 200 курсантов училища – ребята, в большинстве своем пережившие блокаду, помимо общеобразовательных дисциплин средней школы изучали и специальные морские и военно-морские темы, учились вязать морские узлы. Начальником 1-го курса был капитан 3 ранга Иван Сергеевич Щеголев, командир дивизиона сторожевых кораблей, преподаватели – все боевые офицеры, орденоносцы, прошедшие войну. В свободное от уроков и самоподготовки время курсанты посещали спортивные секции: борьбы, бокса, плаванья, баскетбола, легкой атлетики.
В 1949 году после окончания училища Евгений Чернов был переведен в 1-е Балтийское высшее военно-морское училище, развертываемое в тех же стенах, полный курс которого окончил в 1953 году. Офицерская служба Е.Д. Чернова началась на Северном флоте в городе Полярный с должности командира торпедной группы «С-80» – дизель-электрической средней подводной лодки проекта 613 Северного флота.
На «С-80» Е.Д. Чернов служил до 1959 года в звании лейтенанта, старшего лейтенанта, капитан-лейтенанта, в должностях командира минно-торпедной и артиллерийской боевой части (имел две пушки – СМ-24ЗИФ и 2М-8), помощника командира подводной лодки и старшего помощника командира ПЛ, допущенного к самостоятельному управлению ПЛ проекта 613.
В 1959 году Е.Д. Чернов направляется на учебу в Высшие специальные офицерские классы ВМФ, в класс командиров ПЛ. После прохождения учебы назначен старшим помощником командира «С-231» и в том же году – старшим помощником строящейся атомной ракетной подводной лодки «К-16» (проект 658) 1-й Краснознаменной флотилии АПЛ Северного флота. Этим назначением Чернов оказался навсегда связанным с атомным подводным флотом.
В 1961 году, когда экипаж «К-16» прошел полный курс обучения в специальном 6-м Учебном центре ВМФ, принял корабль на Северном машиностроительном предприятии и успешно завершил ходовые испытания, старший помощник командира капитан 3 ранга Е.Д. Чернов был допущен к самостоятельному управлению АПЛ проекта 658. непосредственно в море. В июле 1962 года «К-16» участвует в учениях Северного флота в Атлантике. Экипажу поставлена задача боевого патрулирования в северо-западной части Атлантического океана с форсированием покрытого льдом Датского пролива в Норвежском море. Пролив прошли благополучно. Однако при всплытии в тонком льде для передачи радиограммы был поврежден легкий корпус в носовой части АПЛ. На боеготовность корабля эти повреждения не повлияли, но убедительно подтвердили опасность плавания подо льдом.
В годы «холодной войны», когда подледные акватории Северного Ледовитого океана регулярно посещались подводными лодками ВМФ США, Англии и ВМФ СССР и РФ, в Арктику вышло новое – второе поколение советских противолодочных АПЛ (проекта 671). В конце 1962 года командующий Северным флотом адмирал В. Касатонов выдвинул капитана 3 ранга Е.Д. Чернова на должность командира головной атомной подводной лодки второго поколения «К-38».
В Обнинском учебном центре для подготовки экипажа была разработана специальная программа, рассчитанная на восемь месяцев. По завершении теоретической подготовки экипаж убыл в Ленинград в распоряжение 39-й бригады строящихся кораблей, где на стапеле Адмиралтейского завода достраивался новый атомоход. В 1963 году Е.Д. Чернову присвоено звание капитан 2 ранга.
В 1966 году, выйдя на испытания в Белое море, «К-38» установила сразу три рекорда: полной подводной скорости, глубины погружения и глубины использования оружия.
В 1967 году Евгений Дмитриевич Чернов заочно окончил Военно-морскую академию.
В ноябре того же года, после празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, государственная комиссия во главе с вице-адмиралом Г.И. Щедриным подписала акт о завершении испытаний и приеме «К-38» в состав ВМФ. Атомоход «К-38» прибыл в Западную Лицу и вступил в состав 3-й дивизии, которой командовал Герой Советского Союза контр-адмирал Н.К. Игнатов. Осенью 1968 года «К-38» вышла в Норвежское море на боевую службу. Командование Северного флота и флотилии доверило командиру Е.Д. Чернову идти в «автономку» самостоятельно. И он с этой задачей справился успешно.
В первом выходе в океан экипаж убедился в высоких эксплуатационных, маневренных качествах нового корабля и его гидроакустического оснащения. Океан «заговорил» с «пароходом», как ласково называли лодку члены экипажа. Подводный мир приветствовал их ранее не слыханными звуками. Акустический горизонт никогда не был чист.
В том же 1968 году экипаж «К-38» завоевал приз главкома ВМФ по торпедным стрельбам, по итогам года корабль объявлен лучшим в соединении, командиру присвоено звание капитана 1 ранга. Вторая боевая служба Евгения Дмитриевича проходила в Средиземном море.
В 1970 году «К-38» принимала участие в учениях «Океан-70» в Атлантическом океане, печально ознаменовавшихся гибелью АПЛ «К-8», когда пожар, вспыхнувший на лодке вследствие короткого замыкания унес жизни 52 членов экипажа. Несмотря на то что «К-38» могла бы быть у борта терпящей бедствие «К-8» уже через час после приказания, но его не поступило.
О катастрофе «К-8» экипаж «К-38» узнал лишь вернувшись в базу…
Во время учений «Океан-70» АПЛ «К-38» четырежды форсировала в подводном положении покрытый льдом Датский пролив. По итогам учения экипаж объявлен лучшим в дивизии, а в состязаниях по торпедным атакам вновь завоевал приз главкома ВМФ. Командир капитан 1 ранга Е.Д. Чернов награжден орденом Ленина.
В 1971 году Е.Д. Чернов получает назначение на должность начальника штаба 3-й дивизии 1-й Краснознаменной флотилии АПЛ Северного флота. В 1973 году он становится командиром этой дивизии, полностью перевооруженной лодками проекта 671.
В 1972, 1973, 1975 и 1976 годах 3-я дивизия под руководством Е.Д. Чернова уверенно занимает первые места не только на флотилии, но и на Северном флоте. Ее комдив не сидит в штабном кресле, а постоянно находится в море и передает свой опыт и навыки молодым командирам АПЛ. Принимая участие в наиболее сложных и ответственных дальних походах, исполняя обязанности старшего на борту с правами и ответственностью командира дивизии, он отлично освоил маршруты плавания АПЛ подо льдами Арктики.
В 1974 году под его руководством в должности командира 3-й дивизии командир АПЛ капитан 1 ранга В.Я. Барановский перевел «К-454» подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот. За образцовое выполнение задания командования, отличную морскую выучку и высокое профессиональное мастерство «К-454» была награждена вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Валентин Яковлевич Барановский, с которым Евгений Дмитриевич прошел подо льдом 1876 миль, впоследствии стал заместителем командующего флотилией.
В 1975 году Е.Д. Чернову присвоено звание контр-адмирала. В 1976 году он награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и назначен первым заместителем командующего 1-й Краснознаменной флотилией АПЛ Северного флота.
В апреле 1977 года впервые в истории флота однореакторная АПЛ «К-429» проекта 670 совершила переход на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1978 года за успешное освоение новой военно-морской техники, выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу командиру корабля В.Т. Козлову и старшему на переходе контр-адмиралу Е.Д. Чернову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Судьба «К-429» на Тихоокеанском флоте сложилась трагически. 23 июня 1983 года она затонула в Авачинском заливе у Камчатки, погибло 16 человек. Старшему на борту Герою Советского Союза капитану 1 ранга А. Гусеву и командиру корабля капитану 1 ранга Н. Суворову удалось методом свободного всплытия через торпедный аппарат и входной люк седьмого отсека спасти 102 человека. Несмотря на то что капитан 1 ранга А. Гусев и капитан 1 ранга Н. Суворов сделали все возможное для спасения экипажа и покинули лодку последними, военный трибунал приговорил Н. Суворова к 10 годам лишения свободы.
Вице-адмирал Е.Д. Чернов не мог оставаться в стороне, когда беда обрушилась на «брата-подводника». Он написал заявление заместителю Генерального прокурора РФ главному военному прокурору генерал-лейтенанту юстиции Ю. Демину о пересмотре уголовного дела в отношении капитана 1 ранга Суворова. Его поддержали вице-адмиралы В. Прусаков, В. Храмцов, контр-адмиралы Л. Чернавин, Г. Шабалин, капитаны 1 ранга Г. Маргулис, В. Лопаткин и многие другие. Через два с половиной года капитан 1 ранга Н.М. Суворов был освобожден от наказания. Судимость сняли.
В 1979 году контр-адмирал Е.Д. Чернов в качестве старшего на борту осуществляет третий переход на Камчатку на АПЛ «К-320» подо льдами Арктики с командиром капитаном 1 ранга В. Аникиным. На маршруте были неоднократные всплытия с проломом льда. После этого похода в 1980 году Евгений Дмитриевич назначается командующим 1-й Краснознаменной флотилией АПЛ Северного флота. В новом качестве он идет с капитаном 1 ранга С. Русаковым к Северному полюсу на АПЛ «К-513». Они успешно проводят государственные испытания навигационного комплекса «Медведица», всплывая для определения места с проломом льда и приледняясь к нижней кромке льда. В этом же году Е.Д. Чернову присвоено звание вице-адмирала.
В 1982 году командующий флотилией в качестве старшего на борту вышел с командиром капитаном 1 ранга В. Протопоповым на «К-524» для проверки возможности всплытия в искусственных полыньях, пробитых взрывами боевых торпед. За высокую морскую выучку, мужество и отвагу, проявленные личным составом при выполнении ответственного задания во время подледного плавания, экипаж «К-524» награжден вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».
В 1983 году вице-адмирал Е.Д. Чернов вышел в море старшим на борту головной подводной лодки «К-239» проекта 945, построенной на стапелях горьковского завода «Красное Сормово». В качестве председателя госкомиссии Евгений Дмитриевич провел испытания «Барракуды» (такое название получил этот проект) в Норвежском море с погружением и плаванием АПЛ на предельной глубине 600 метров. Командиром «К-239» был М. Кузнецов, впоследствии контр-адмирал, командир 6-й, а затем 7-й дивизии. В экипаже штатным помощником командира шел в море капитан 3 ранга Дмитрий Евгеньевич Чернов.
В том же году в качестве старшего на борту и председателя межведомственной комиссии вице-адмирал Е.Д. Чернов вышел на головном тяжелом подводном крейсере стратегического назначения «ТК-208» проекта 941, впоследствии получившем название «Дмитрий Донской», с командиром капитаном 1 ранга А. Ольховиковым. Самый большой подводный корабль в мире провел натурные испытания возможности использования баллистических ракет из-подо льда Северного Ледовитого океана.
В 1984 году Е.Д. Чернов заочно окончил Военно-морскую академию и Высшие академические курсы Академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР. В 1985 году старшим на борту он принимал участие в испытаниях головной АПЛ «К-525» в Норвежском море с погружением и плаванием на предельной глубине 600 метров.
После прибытия в состав вверенной ему флотилии атомной глубоководной подводной лодки «К-278» «Комсомолец» Евгений Дмитриевич являлся председателем комиссии по ее опытной эксплуатации. Руководил, находясь на ее борту, наиболее ответственными испытаниями в море с экипажем капитана 1 ранга Ю.А. Зеленского. В 1985 году он в качестве председателя комиссии и старшего на борту вышел на «Комсомольце» на глубоководные испытания с погружением и плаванием на предельной глубине 1000 метров и «аварийного всплытия» с рабочей глубины. По глубине погружения и плавания эти испытания не имеют аналогов в мировой практике.
В том же году вице-адмирал Е.Д. Чернов в качестве председателя комиссии и старшего на борту на тяжелом ракетном подводном крейсере «ТК-12» под командованием капитана 1 ранга А. Близнюка проводит испытания баллистических ракет в арктических районах с прожиганием льда. В 1986 году заслуги командующего флотилией Е.Д. Чернова отмечены четвертым орденом – орденом Октябрьской Революции.
В 1986 году Евгений Дмитриевич переведен в Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова на должность заместителя начальника по научной и учебной работе. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Обеспечение скрытности действий АПЛ силами экипажа», до 1990 года был заместителем начальника академии.
После катастрофы атомной подводной лодки «К-278» 7 апреля 1989 года Е.Д. Чернов руководил исследованием причин и обстоятельств ее гибели, выполненным группой специалистов академии, которая пришла к выводам, не соответствующим официальной версии главкомата ВМФ. Выступал в средствах массовой информации с критикой официальной позиции и оценки причин и обстоятельств гибели «Комсомольца». Возобновленное в 1991 году Главной военной прокуратурой предварительное следствие, закончившееся в 1998 году, пришло к выводам аналогичным полученным в академии.
Евгений Дмитриевич Чернов прослужил на флоте 45 календарных лет. Из них на дизельных подводных лодках 7 лет, на атомных 26 лет.
В августе 1990 года уволен в запас ВМФ.
С 1990 по 1997 год работал ведущим научным сотрудником Проблемной научной лаборатории Ленинградского кораблестроительного института. С 1992 года на общественных началах являлся председателем правления Санкт-Петербургской общественной благотворительной организации «Общество памяти атомной подводной лодки ВМФ “К-278” “Комсомолец”», созданной для оказания помощи нуждающимся в ней родителям и вдовам погибших в море в период «холодной войны» и в послевоенный период подводников ВМФ, а также самим подводникам, получившим ущерб здоровью при авариях и катастрофах. Это Общество оказывает содействие снижению травматизма и аварийности на подводных лодках ВМФ. Память о погибших подводниках увековечена на стене верхней церкви Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге.
В июне 2002 года вышла в свет книга Е.Д. Чернова «Тайны подводных катастроф» (СПб.: Издательский дом «Нева»). Эта книга, рассказывающая о катастрофах атомных подводных лодок «К-429» в 1983 году, «К-219» в 1986 году и «К-278» в 1998 году, – одна из первых попыток честно и нелицеприятно, преодолев барьер корпоративного замалчивания истины, ознакомить флот и общество с не изжитыми и по сей день предпосылками и причинами аварий и катастроф советских и российских подводных лодок. В этой книге автор опирается на уникальный опыт 1-й флотилии АПЛ Северного флота по поддержанию боеготовности экипажей и кораблей при интенсивной их эксплуатации в период «холодной войны». Именно этот опыт позволил тщательно и всесторонне проанализировать предпосылки, обстоятельства и причины катастроф и тяжелых аварий, трагическая череда которых началась в 1980-е годы.
Вице-адмирал Е.Д. Чернов – Герой Советского Союза (1978), награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалями, именным оружием. Имеет звание почетного полярника, почетного гражданина города Мурманск-150. Среди его общественных наград – орден Петра Великого I степени.
Единственным и главным увлечением своей жизни Евгений Дмитриевич считал передачу опыта безаварийных походов подводникам ВМФ Российской Федерации.
Скончался 29 января 2016 года.