КАПИТАНЕЦ Иван Матвеевич (1928–2018)
Адмирал флота, командующий Балтийским флотом (1981–1984), командующий Северным флотом (1985–1988), первый заместитель ГК ВМФ (1988–1992)
Родился 10 января 1928 года на хуторе Неклюдовка Кашарского района Ростовской области. Отец – Капитанец Матвей Гордеевич (1903–1945), участник Великой Отечественной войны. Мать – Капитанец Фекла Степановна (1904–1985). Супруга – Капитанец (Одоевцева) Елена Петровна (1930 г. рожд.), блокадница, выпускница Ленинградского государственного университета, инженер-гидролог, награждена медалью «За оборону Ленинграда». Сын – Капитанец Павел Иванович (1959–1984).
В период Столыпинской аграрной реформы прадед И.М. Капитанца по отцовской линии Лазарь купил землю и со своей семьей основал хутор Неклюдовка в районе слободы Кашары области Войска Донского, где и сейчас в его внуках и правнуках можно проследить родословную Ивана Матвеевича. Его мать Фёкла Степановна была родом из Кашар. Перед революцией часть купленной земли пришлось продать – не хватало средств для ее обработки и обустройства. Жили бедно. Отец рассказывал Ивану, как приходилось батрачить, чтобы выжить.
В детстве Иван заслушивался рассказами двоюродного деда о море. Дед был участником русско-японской войны, служил на броненосце «Сисой Великий», участвовал в переходе эскадры и Цусимском сражении 14–15 мая 1905 года, где корабль погиб, а сам он был ранен, взят в воде силой и пленен.
В 1935 году Иван поступил в Кашарскую среднюю школу, учился хорошо. С июня по декабрь 1942 года Кашарский район был оккупирован немецко-фашистскими войсками. В декабре 1942 года Ивана и его сверстников старше 14 лет немцы пытались угнать в Германию, но внезапный прорыв советских войск сорвал их планы. В тяжелые годы Великой Отечественной войны мать настаивала, чтобы Иван продолжал учебу, и это позволило ему окончить десятилетку.
После окончания средней школы в 1945 году Иван, как и многие из его поколения, видевшего и испытавшего оккупацию и войну, выбрал профессию военного.
В 1946 году И.М. Капитанец поступил в Каспийское высшее военно-морское училище в городе Баку. В училище были первоклассные преподаватели - выпускники морского корпуса, участники русско-японской и Гражданской войн. Морские дисциплины Ивану давались легко, однако трудности курсанты испытывали в освоении общеобразовательных предметов (высшая математика, теоретическая механика и др.).
В 1946 году впервые в училище были сформированы параллельные офицерские классы, где учились флотские офицеры, отличившиеся в войне. Это были дважды Герои Советского Союза капитан 2 ранга Шабалин и капитан Леонов и Герои Советского Союза капитан 2 ранга Гуманенко, старшие лейтенанты Поляков, Воробьев, Афанасьев и другие. Совместная учеба с участниками войны благотворно влияла на воспитание будущих офицеров, многое дала Ивану Капитанцу.
В 1950 году И.М. Капитанец окончил училище с присвоением воинского звания «лейтенант» и был направлен на Северный флот, получив назначение командиром артиллерийской боевой части на эскадренный миноносец «Грозный» (проект 7у). В конце 1950 года проходил стажировку по занимаемой должности на новом эскадренном миноносце проекта 30 бис, где в течение трех месяцев сдал экзамен на допуск к управлению боевой частью и ходовой вахтой корабля. Весной 1951 года назначен командиром артиллерийской боевой части эскадренного миноносца «Окрыленный», который строился в городе Молотовске.
В это время в стране шло бурное развитие ВМФ – выполнялась первая десятилетняя кораблестроительная программа (1946–1956), в ходе которой строились крейсера, эскадренные миноносцы, дизельные подводные лодки и другие корабли. В течение года на Северном флоте формировалось несколько бригад кораблей новых проектов, что вызывало нехватку офицеров, хотя их готовило восемь высших военно-морских училищ.
Прибыв в Молотовск, в 183-ю бригаду строящихся и ремонтирующихся кораблей, И.М. Капитанец попал на завод № 402, где за один год строилось шесть эсминцев, увидел, как создавался корабельный состав Северного флота. Строительство эскадренных миноносцев велось в большом эллинге, где сразу на четырех позициях шли работы на четырех кораблях. По готовности корабль выводился для дальнейшей достройки к стенке завода.
На «Окрыленном» И.М. Капитанец прослужил более пяти лет. Это были годы напряженного труда, ставшие началом большого флотского пути Ивана Матвеевича. В должности командира боевой части он успешно выполнял все артиллерийские стрельбы, что позволило в 1953 году назначить его – старшего лейтенанта – старшим помощником командира корабля. В течение четырех кампаний корабль решал все поставленные задачи благодаря организованной боевой подготовке.
1953 год стал переломным для Ивана Матвеевича не только в службе, но и в личной жизни. 26 сентября в Севастополе он женился на Елене Петровне Одоевцевой, с которой заочно познакомился и переписывался более полугода. В это время Елена Петровна работала гидрологом в бюро погоды Черноморского флота. Жизнь приобрела новый смысл. Теперь, возвращаясь из длительных походов к причалу, Иван Матвеевич знал, что его ждет на берегу любимый и любящий человек.
В 1956 году И.М. Капитанец направляется в Ленинград на Высшие специальные офицерские классы ВМФ, на факультет командиров эскадренных миноносцев. В 1957 году по окончании учебы с отличием назначается командиром эскадренного миноносца «Отрывистый» Северного флота, в 1958 году – командиром эскадренного миноносца «Острый» 121-й бригады эскадренных миноносцев, где проявил высокие командирские качества, особенно в период обеспечения испытания ядерных воздушных взрывов на Новоземельском полигоне (октябрь – ноябрь 1958 года).
В 1961 году, как перспективный офицер, И.М. Капитанец направлен на учебу в Военно-морскую академию (Ленинград), которую успешно окончил по командно-штабной, оперативно-тактической специальности и в 1964 году назначен начальником штаба 176-й бригады кораблей резерва Северного флота. Конечно, хотелось попасть на плавающее соединение, но приказ есть приказ.
176-я бригада кораблей резерва входила в дивизию ракетных надводных кораблей (командир дивизии контр-адмирал Беляков, затем капитан 1 ранга Я.М. Куделькин). Командование дивизии ежемесячно привлекало И.М. Капитанца к обеспечению выходов кораблей в море для подстраховки молодых командиров, а так же на тактические учения с выполнением боевых упражнений. В декабре 1965 года он назначен старшим на переходе большого противолодочного корабля «Огневой» в Ленинград. Это был первый поход И.М. Капитанца вокруг Скандинавского полуострова через Баренцево и Норвежское моря, проливную Балтийскую зону и Балтийское море.
В 1966 году капитан 2 ранга И.М. Капитанец назначен командиром 170-й бригады эскадренных миноносцев, которая входила в состав 7-й оперативной эскадры Северного флота и решала задачи боевой службы в Северной Атлантике. Командуя бригадой эсминцев, добился больших успехов в боеготовности кораблей соединения, высокой организации службы.
В апреле 1967 года на флот прибыл первый заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал В.А. Касатонов с группой офицеров с целью проверки готовности соединений к посещению руководством страны и выбора мест базирования атомных подводных лодок. Для обеспечения работы был выделен эскадренный миноносец «Настойчивый». И.М. Капитанец с частью штаба обеспечивал этот поход. В мае 1967 года эскадренный миноносец «Настойчивый» вышел в Севастополь – Николаев на ремонт и переоборудование. Для капитана 2 ранга И.М. Капитанца это был первый поход вокруг Европы. С проходом мыса Сан-Винсенте (Испания) управление эскадренным миноносцем осуществлялось с командного пункта Черноморского флота.
5 июня 1967 года началась семидневная арабо-израильская война. И.М. Капитанцу было приказано прибыть в пролив Анти-Китира, принять на борт десант из курсантов и быть готовым к высадке их в порту Латакия (Сирия) с целью защиты советских граждан. Он назначался командиром отряда кораблей огневой поддержки. 7 июня в проливе Анти-Китира «Настойчивый» принял на борт 100 курсантов, пополнил запасы и убыл в точку встречи с сирийским кораблем в районе Латакии. Однако уже 9 июня угроза танкового прорыва Израиля из района Голанских высот исчезла и необходимость высадки десанта отпала. Оставалась угроза нападения на военно-морские базы Банияс, Тартус и Латакия, поэтому перед кораблем стояла задача несения радиолокационного дозора и выдачи информации о силах противника на командном пункте ВМС Сирии. В течение месяца эскадренный миноносец «Настойчивый» нес дозорную службу в назначенном районе. Затем на время несения боевой службы корабль был выделен в подчинение вновь сформированной 5-й эскадры ВМФ (Средиземноморской эскадры). Адмирал флота В.А. Касатонов, занимавшийся формированием эскадры, в конце июня на эскадренном миноносце «Настойчивый» убыл в Севастополь. Там «Настойчивый» был передан в состав Черноморского флота.
В 1968 году Военный совет Северного флота рекомендовал перспективного командира соединения капитана 1 ранга И.М. Капитанца на учебу в Военную Академию Генерального штаба ВС СССР на командный факультет.
В 1970 году он с отличием окончил академию по командно-штабной оперативно-стратегической специальности и был назначен начальником штаба – заместителем командира 5-й эскадры ВМФ в Средиземном море (командир эскадры контр-адмирал В.М. Леоненков).
1 сентября 1970 года на плавбазе «Котельников» капитан 1 ранга И.М. Капитанец вышел на боевую службу, которая продолжалась для него 900 дней в море в течение 1970–1973 годов. В мае 1972 годв ему присвоено воинское звание «контр-адмирал». Штаб эскадры постоянно организовывал слежение за авианосцами 6-го флота США, осуществлял поиск атомных подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами, 16-й эскадры США и был в готовности планировать и провести операцию по борьбе с корабельными группировками и нарушению коммуникаций. Командование эскадры ежегодно проводило совместные мероприятия по боевой подготовке с ВМС Египта и Сирии.
Существенным вкладом в развитие теории и практики боевой службы явились маневры «Юг», проводившиеся в мае 1971 года под руководством министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А. Гречко. В ходе маневров перед силами боевой службы на Средиземноморском театре стояла задача осуществить непрерывное слежение за всеми обнаруженными подводными лодками и авианосцами «противника» с целью отработки элементов морской операции по борьбе корабельными группировками, их массированного поиска и слежения для нейтрализации и срыва их ударов по объектам СССР. Министр обороны дал высокую оценку действиям эскадры.
Результативная самостоятельная деятельность заместителя командира эскадры на боевой службе была высоко оценена командованием, и в 1973 году контр-адмирал И.М. Капитанец получил назначение командующим Камчатской военной флотилией.
На этой должности в течение 1973–1978 годов контр-адмирал И.М. Капитанец проявил себя умелым организатором боевой подготовки соединений и частей флотилии, обеспечения и поддержания разнородных сил в высокой боевой готовности, обустройства базирования кораблей и личного состава. В 1975 году, после успешного участия в маневрах «Океан-75», Указом Президиума Верховного Совета СССР за успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне Камчатская военная флотилия награждена орденом Красного Знамени, а И.М. Капитанец – орденом Ленина.
Корабли флотилии несли боевую службу в Индийском океане, Беринговом и Охотском морях и в зоне Курильских островов и обеспечивали действие атомных подводных лодок в Северной части Тихого океана. Командующий флотилией И.М. Капитанец, являясь старшим в Северо-Восточной части Тихого океана, решал задачи с приданными атомными подводными лодками и морской ракетоносной авиацией по борьбе с корабельными группировками вероятного противника и противодесантной обороны побережья в зоне ответственности флотилии.
В 1978 году вице-адмирал И.М. Капитанец назначается первым заместителем командующего дважды Краснознаменным Балтийским флотом. На Балтийском флоте, расположенном на главном стратегическом направлении, главной задачей было обеспечение тесного взаимодействия со всеми видами Вооруженных сил. В связи с этим основное внимание уделялось десантной подготовке. Главными направлениями деятельности первого заместителя командующего были: контроль за корабельным составом в море, эффективность ракетных стрельб, борьба с подводными лодками, подготовка сил флота к высадке морского десанта, курирование капитального строительства на флоте. Он возглавлял оперативную группу флота на фронтовых учениях Прибалтийского военного округа и руководил ракетными стрельбами союзных флотов. Балтийский флот решал и правительственные задачи по подготовке иностранных экипажей, приемке и отправке кораблей в Индию, Ливию, Алжир и на Кубу.
По итогам подготовки за 1979 год Балтийский флот признан лучшим среди флотов и военных округов СССР.
В 1981 году вице-адмирал И.М. Капитанец назначается командующим Балтийским флотом. Особое внимание он уделяет боеготовности частей и соединений флота их способности решать задачи в операциях флота совместно с военно-морскими силами ПНР и ГДР и во взаимодействии с сухопутными войсками на приморском направлении.
На стратегическом учении «Запад-81» под руководством министра обороны Д.Ф. Устинова вице-адмирал И.М. Капитанец успешно выполняет сложнейшую задачу подготовки и проведения морской десантной операции с высадкой 2,5 тысяч личного состава и 1,5 тысяч единиц различной техники на фронте 18 километров с 75 десантно-транспортными средствами. За разработку теории морской десантной операции и внедрение ее в практику на учении он награжден орденом Нахимова I степени. Это единственный случай награждения таким орденом за послевоенное время.
В 1982 году командующему Балтийским флотом И.М. Капитанцу присвоено воинское звание «адмирал». Являясь по статусу Варшавского договора командующим Объединенным Балтийским флотом, в который входили БФ, ВМФ ПНР и ВМФ ГДР, он занимался подготовкой сил ОБФ к проведению первой операции флота и морских операций во взаимодействии с сухопутными войсками.
В январе 1984 года адмирал И.М. Капитанец направляется на Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. В 1985 году назначается командующим самым большим флотом Советского Союза – Северным. Через 16 лет Иван Матвеевич возвратился на флот, который дал ему путевку во флотскую службу. Здесь в полной мере раскрылись его флотоводческие способности.
В ходе боевой службы флот осваивал новые районы Мирового океана. Главные усилия командования были направлены на обеспечение развертывания атомных подводных лодок в Атлантике для ведения морских операций по борьбе с корабельными группировками в зоне ответственности флота и обеспечение боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил. В частности, в 1987 году на Северном флоте проведена операция «Атрина» с целью вскрытия районов патрулирования атомных подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами, ВМС НАТО в Атлантике. В ходе операции дивизия атомных подводных лодок совершила двухмесячный совместный поход и подтвердила предполагаемые районы патрулирования атомными подводными лодками, оснащенными баллистическими ракетами США и Англии.
В 1987 году Северный флот участвовал в состязаниях на первенство ВМФ, где завоевал 11 призов из 16 установленных главнокомандующим ВМФ. Таких результатов не добивался ни один флот за всю историю состязаний.
19 марта 1988 года приказом министра обороны СССР адмирал И.М. Капитанец назначен первым заместителем Главнокомандующего ВМФ В.Н. Чернавина. В этом же году ему присваивается высшее флотское звание – «адмирал флота». Будучи преемником адмиралов флота В.А. Касатонова и Н.И. Смирнова, Иван Матвеевич неоднократно встречается с ними, перенимая опыт этих знаменитых флотоводцев по защите интересов ВМФ на различных уровнях.
Важным моментом в деятельности И.М. Капитанца как первого заместителя Главнокомандующего ВМФ стало участие в переговорах с министром обороны США Ф. Карлуччи, на которых речь шла о сотрудничестве между СССР и США в военной области на основании заявления М.С. Горбачева о создании системы международной безопасности. В дальнейшем ему приходилось участвовать в переговорах с военными делегациями Италии, Голландии, Финляндии и других государств. Устанавливались контакты с военно-морскими атташе США, Англии, Китая, Турции, Польши, Румынии, Голландии, ГДР.
В 1989 году адмирал флота И.М. Капитанец возглавил комиссию по установлению причин гибели атомной подводной лодки «К-278» «Комсомолец» и разработке системы по борьбе за живучесть на кораблях флота. В 1989–1990 годах все флоты проверялись в течение летнего и зимнего периодов обучения. Им оказывалась существенная помощь в борьбе за живучесть кораблей. К этой работе привлекались также центральные управления ВМФ, ЦКБ и НИИ, Военно-морская академия и высшие военно-морские училища.
Годы службы И.М. Капитанца в Москве совпали с распадом Советского Союза, когда флот и армия переживали тяжелый кризис. В 1990 году он работает в правительственной комиссии по урегулированию сложных взаимоотношений между прибалтийскими республиками и СССР (председатель комиссии вице-президент АН СССР Н. Лаверов). Ему поручено заниматься силами флота, дислоцирующимися в Эстонии.
В начале 1991 года И.М. Капитанец продолжал работу представителем министра обороны СССР Д.Т. Язова в Эстонии, куда был вновь направлен с задачей не допустить дискриминации русского населения. Также в начале 1990-х годов он направлялся в Эфиопию с миссией представителя Вооруженных сил СССР.
В 1992 году адмирал флота И.М. Капитанец уволен в запас, отдав Военно-морскому флоту 46 календарных лет службы. За плечами остался целый ряд опаснейших ситуаций в Мировом океане, из которых Иван Матвеевич всегда выходил с честью, выполнив поставленные задачи и сохранив личный состав и вверенные ему корабли.
В период службы И.М. Капитанец принимал большое участие в общественной работе. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Верховного Совета Латвийской ССР, депутатом Камчатского и Калининградского областных исполнительных комитетов. Избирался кандидатом в члены ЦК КПСС на ХХVII съезде партии, членом бюро Камчатского, Калининградского и Мурманского обкомов КПСС.
С 1992 года Иван Матвеевич – главный специалист Морского научного комитета. Богатый практический опыт службы на Северном, Балтийском и Тихоокеанском флотах России он успешно сочетал с глубокой научной разработкой проблем теории военно-морского флота, совершенствованием и развитием его боевой и оперативной подготовки, применения в мирное и военное время.
С 2008 года и до последних дней жизни был ведущим аналитиком Управления генеральных инспекторов Министерства обороны Российской Федерации.
И.М. Капитанец – автор многих статей по теории военно-морского флота, которые публиковались в «Морском сборнике» и ряде газет. Им опубликовано 10 книг, посвященных Военно-морскому флоту. Среди них: «Флот в Русско-японской войне и современность» (2004), «Битва за Мировой океан в “холодной” и будущих войнах» (2002), «Сильный флот – сильная Россия» (2006).
Адмирал флота И.М. Капитанец был почетным членом Академии военных наук (1995), руководителем Морского отделения Академии военных наук (2000). Лауреат премии А.В. Суворова и В.С. Пикуля за научный труд «На службе океанскому флоту, 1946-1992 гг. (Записки командующего 2-мя флотами)» (2002).
Награжден орденами Ленина (1975), Нахимова I степени (1981), Красной Звезды (1967), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (1988), Мужества (1996), многими медалями.
Скончался 25 сентября 2018 года.