РУДАКОВ Владимир Андреевич (1930-2011)
Лауреат Государственной премии СССР, вице-адмирал, начальник Главного управления кораблестроения Военно-морского флота РФ
Родился 14 января 1930 года в деревне Кошкино Вачского района Нижегородской области. Отец – Рудаков Андрей Георгиевич (1903–1982), работал учителем, директором сельской школы, участник Великой Отечественной войны. Мать – Рудакова Анастасия Григорьевна (1900–1980). Супруга – Рудакова Тамара Павловна (1929 г. рожд.), преподаватель французского языка. Дочь – Елена Владимировна (1956 г. рожд.), библиотекарь. Сын – Рудаков Григорий Владимирович (1961 г. рожд.), инженер по электронной технике. Внуки: Миранцев Евгений Сергеевич (1984 г. рожд.) и Рудаков Данила Григорьевич (1986 г. рожд.).
Жизнь и деятельность передового флотского офицера, высококвалифицированного инженер-механика в области ядерной энергетики вице-адмирала Владимира Андреевича Рудакова тесно связана с развитием и укреплением отечественного Военно-морского флота в послевоенные годы. И в основном с созданием и вводом в строй во второй половине ХХ века советских атомных подводных лодок. Он был одним из первых офицеров в экипаже головной субмарины.
После окончания сельской средней школы Владимир поступил в Горьковский государственный университет, на радиофизический факультет. Однако с детства у него была большая тяга к морю, кораблям, флоту. Проучившись один год в университете, он в 1947 году поступил в Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, на паросиловой факультет. С большим увлечением изучал общеобразовательные дисциплины, устройство корабля, его боевые возможности, а главное – паросиловые энергетические установки.
После окончания училища в 1952 году он назначается на эскадренный миноносец «Бурный» (проект 30-бис) на должность командира машинно-котельной группы. Здесь молодой инженер-лейтенант проявил себя с самой лучшей стороны, грамотно и умело управляя не только механизмами, но и подчиненными матросами и старшинами разных специальностей. Через два года способного инженера, офицера и воспитателя моряков назначают командиром БЧ-5 (боевой электромеханической части) однотипного эскадренного миноносца «Беспощадный».
А еще через два года в его служебной биографии произошли серьезные изменения – перевод с надводного в нарождающийся подводный атомный флот, быстрое освоение основ прикладной ядерной физики и новой энергетики, а затем и обучение новой профессии молодых подводников. На новое дело отбирали только самых способных, талантливых офицеров. Среди них оказался Владимир Рудаков.
Паросиловику Владимиру Рудакову и его коллегам пришлось серьезно и напряженно поработать, чтобы теоретически и практически освоить новую энергетику. Эти работы проводились на первой в мире советской атомной электростанции в городе Обнинске. После многочисленных тренировок и практических упражнений и сдачи серьезных экзаменов офицеры были допущены к самостоятельной работе и несли вахту на пульте управления станцией в должностях сменного инженера и старшего сменного инженера управления. Занятия и обучение проводилось под личным руководством выдающихся ученых академика А.П. Александрова и члена-корреспондента АН СССР Н.А. Доллежаля – главного конструктора реактора АЭС, специалистов Института атомной энергии имени И.В. Курчатова.
«На всех нас особенно сильное впечатление произвел Анатолий Петрович Александров, – вспоминал В.А. Рудаков. – Это высокоэрудированный ученый, он мог очень четко и доходчиво объяснять сложные ядерные процессы, практический путь использования атомной энергии, вникая вплоть до конструктивных особенностей новых установок и агрегатов. Мне доводилось встречаться с ученым и в ходе дальнейшей службы, и всегда получал от него деловую консультацию и конкретную помощь».
Затем для офицеров начался новый этап подготовки – на действующем прототипе (стенде) лодочной энергетической установки, который был создан по соседству с АЭС. «Работа на стенде существенно отличалась тем, что мы уже никого не дублировали, – вспоминал вице-адмирал. – Самостоятельно производили запуск установки, управляли ею в действии, обслуживали, останавливали. Действовали с большой ответственностью, как бы представляя себя на настоящей подводной лодке». И снова экзамены на допуск к самостоятельной работе. Все было направлено на то, чтобы офицеры смогли квалифицированно участвовать в монтаже энергетической установки на борту строящегося корабля, ее запуске, испытании и эксплуатации в реальных условиях. А затем на грамотное обслуживание в плавании в море и океане, в боевой обстановке. Уже тогда молодой офицер Владимир Рудаков, тренируясь на наземном стенде, внес ряд предложений по улучшению размещения оборудования в отсеках этого стенда с целью совершенствования условий эксплуатации техники, что можно перенести и на саму подводную лодку. Этот творческий подход стал для него особенно характерен на последующих этапах службы.
В соответствии с постановлением советского правительства в стране в 1952 году начались работы по созданию двух опытных атомных подводных лодок (проект 627). На самую первую из них – «К-3» («Ленинский комсомол»), назначается инженер-капитан-лейтенант В. Рудаков. Сначала на должность командира группы машинных установок, а затем, после уточнения штата, – командира дивизиона движения. Электротехнический дивизион возглавлял В. Лучников, а БЧ-5 – Б. Акулов. Приехав в Северодвинск, они приняли участие в строительстве лодки, швартовных и ходовых, а затем и государственных испытаниях. Здесь офицеры вновь встретились с учеными А.П. Александровым и Н.А. Доллежалем, главным конструктором В.Н. Перегудовым, другими руководителями проекта 627. Такое общение обогащало их знания в совершенно новой области, способствовало выработке методов эксплуатации ядерной техники – техники настоящего и будущего.
В этом интересном и знаковом процессе росли и люди. Владимир Рудаков стал помощником, затем флагманским инженер-механиком бригады атомных подводных лодок Северного флота, заместителем командира дивизии подлодок по электромеханической части. На его плечи легли очень ответственные обязанности: обеспечение грамотного использования подчиненными ядерных энергетических установок, контроль их действий на всех этапах – стоянки, испытаний и плавания лодок. Он особо обращал внимание на безопасность личного состава в новых условиях, обеспечение живучести подводного корабля. Учитывая колоссальные возможности атомных подлодок, вместе с другими офицерами тогда же начал разрабатывать методы плавания в подлёдном положении, в экваториальных и других широтах Мирового океана. Одновременно флагманский механик возглавлял для вновь прибывающих в дивизию офицеров, старшин и матросов процесс овладения практическими навыками обслуживания главных энергетических установок, многочисленных вспомогательных механизмов и аппаратов, сложного трюмного хозяйства.
Оценив высокий уровень научно-технической подготовки офицера, накопленный опыт работы на новой технике, опыт деятельности на руководящих должностях, его приглашают в Центральный аппарат ВМФ. Будучи заместителем, а затем начальником отдела эксплуатации атомных подводных лодок Главного технического управления ВМФ, В. Рудаков активно участвовал в совершенствовании методов эксплуатации новых субмарин, в технической подготовке длительных походов: боевая служба в Средиземном море, на полную автономность, подлёдные плавания. Большое внимание уделял технической помощи Северному и Тихоокеанскоиу флотам в приеме ими в боевой состав новых атомных подлодок второго поколения. Офицер тщательно проверял свою лодку «К-3», которая впервые в СССР достигла северной «макушки» Земли. «На “К-3” случались технические неисправности, – вспоминал Владимир Андреевич. – Особую тревогу вызывал выход из строя узлов паропроизводящих установок и как опасное следствие – появление пара в машинном отделении. Недостатки приходилось устранять на ходу или в базе. А однажды мне, флагманскому инженер-механику, довелось устранять аварийную ситуацию на лодке “К-19”. В критический, экстремальный момент личный состав лодки был эвакуирован. Перед высадкой на борт радиоактивного корабля меня и десятерых моих добровольных помощников подробно наставлял академик Александров, говорил: “Действуйте грамотно и берегите себя”. Нам удалось досконально уточнить фактическое состояние подводной лодки и доложить командованию для принятия правильных решений о судьбе корабля. Правда, потом у меня, например, сильно забарахлила щитовидная железа, которую врачам пришлось удалить». За этот подвиг офицер был награжден орденом Красного Знамени.
Особо вице-адмирал В.А. Рудаков гордился тем, что его коллеги и друзья по родному кораблю «Ленинский комсомол» успешно справились с очень трудной задачей. А командир подлодки Лев Жильцов, командир БЧ-5 Рюрик Тимофеев и командир соединения Александр Петелин были удостоены звания Героя Советского Союза. Государственными наградами отмечены члены экипажа. Звания Героя Советского Союза получил и первый командир лодки «К-3» Л. Осипенко за участие в создании и испытаниях первой атомной лодки и за начало освоения подледного плавания. Из состава первого экипажа «К-3» выросло шесть адмиралов, три Героя Советского Союза, три лауреата Государственной премии СССР, более 10 кандидатов технических наук, два доктора наук и профессора.
Как участник создания новых судовых энергоустановок, В. Рудаков был причастен и к строительству атомного крейсера «Адмирал Ушаков», первого в мире атомного ледокола «Ленин», плаванию атомных подлодок вокруг света в подводном положении.
1971 по 1988 год деятельность Владимира Андреевича связана с Главным управлением кораблестроения ВМФ, несколько лет он – начальник Главного управления кораблестроения. На его долю выпала труднейшая миссия возглавить проектирование, интенсивное строительство, испытания и вступление в строй всех видов боевых кораблей и вспомогательных судов. Контр-адмирал, а затем вице-адмирал В. Рудаков осуществлял контроль за проектированием, разработкой тактико-технических заданий на атомные субмарины третьего поколения, организовывал рассмотрение эскизных и технических проектов атомных лодок и надводных кораблей, руководил подготовкой ответственных решений для их утверждения в высших инстанциях. В его обязанности входили модернизация ранее построенных лодок, помощь флотам в освоении новых кораблей, устранение конструктивных и эксплуатационных недостатков надводных и подводных кораблей и техники.
И очень важное направление работы на ответственном посту – планирование военного кораблестроения на перспективу. Здесь требовались широкий научно-технический и военный кругозор, знание государственных задач по обороне страны на морских и океанских направлениях, учет экономических возможностей и научного потенциала страны. Работая в тесном контакте с главкомом ВМФ Адмиралом флота Советского Союза С.Г. Горшковым, вице-адмирал В.А. Рудаков почти всегда находил с ним общий язык и понимание, но принципиально и аргументированно отстаивал свою точку зрения.
Во время службы в Главном управлении кораблестроения В.А. Рудаков занимался также усовершенствованием и дизель-электрических подлодок. Прослужив на флоте 40 лет, вице-адмирал В.А. Рудаков в 1988 году уволен из кадров флота в отставку по болезни.
Вице-адмирал В.А. Рудаков – лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники. Награжден орденами Октябрьской Революции (1981), Красного Знамени (1959), Трудового Красного Знамени (1974), Красной Звезды (1966), Мужества (1998), медалью Курчатова за успехи в области освоения ядерной энергетики (1973). Ветеран подразделений особого риска (1993).
Скончался 6 февраля 2011 года.