ШЕВЧЕНКО Виктор Григорьевич
Лауреат премии Правительства РФ, президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ (2000–2009), ректор Академии национальной безопасности, обороны и правопорядка (2003–2008), академик Российской академии естественных наук, первый вице-президент Академии народов мира, доктор исторических наук, кандидат философских наук, профессор
Родился 28 марта 1944 года в селе Богдановка Знаменского района Кировоградской области. Отец – Шевченко Григорий Семенович (1921–1998), педагог, участник Великой Отечественной войны. Мать – Шевченко (Сапьяник) Валентина Семеновна (1919–1993), педагог. Супруга – Шевченко Светлана Викторовна 1944 г.рожд.), филолог, преподаватель. Сын – Шевченко Виталий Викторович (1967 г. рожд.), военнослужащий, кандидат психологических наук. Дочь – Тыклюк Наталья Викторовна (1976 г.рожд.), кандидат политических наук, преподаватель вуза.
Безопасность, оборона, правопорядок. Эти три понятия соединены в единое целое в рамках академии, созданной Виктором Григорьевичем Шевченко. Национальная общественная организация, с которой считаются, быть членами которой сочли за честь и Нобелевский лауреат Ж.И. Алферов, и маэстро М.Л. Ростропович и многие другие.
При рождении Виктора сначала нарекли Тарасом – получился полный тезка украинского классика Тараса Шевченко. Опасения, что, повзрослев, новорожденный может не оправдать столь звучного имени, заставили родителей дать ему другое имя. Родители Виктора Григорьевича – представители сельской интеллигенции, учителя. В прежние времена такие люди обладали в аграрной России большой силой общественного воздействия и в отличие от своих городских коллег, учитывая специфику работы на селе, – разносторонней подготовкой. Таким был и Григорий Семенович, отец В.Г. Шевченко, отдавший сельской школе почти полвека своей жизни.
Еще до Великой Отечественной войны он окончил Кировоградское педагогическое училище и, отказавшись от лестного предложения остаться на преподавательской работе, учительствовал в деревне. Был не только талантливым педагогом, но и прекрасным музыкантом, играл на многих музыкальных инструментах, руководил школьным хором и оркестром, писал песни. Одним из первых в стране сочинил «Марш молодежных коммунистических бригад», его сочинения печатали. Неплохо рисовал. После войны он вернется в село, в одну из школ Александрийского района Кировоградской области. Окончит заочно физико-математический факультет Кировоградского педагогического института. Не один год отработает учителем в Богдановской средней школе Кировоградской области, станет ее завучем, затем будет директорствовать в Цыбулевской средней школе, а затем в двух средних школах, в Знаменской школе-интернате республиканского подчинения.
Сведет близкую дружбу с выдающимся советским педагогом В.А. Сухомлинским, основоположником гуманистического школьного воспитания, станет и сам педагогом-новатором. Но прежде ему придется пройти трудными дорогами войны. В 1940 году Григорий Семенович, несмотря на бронь, освобождавшую сельских учителей от воинской обязанности, идет служить. Его направляют в 63-й стрелковый корпус 21-й армии, которым командовал легендарный комкор Л.Г. Петровский. За 20 дней до начала Великой Отечественной войны объединение, располагавшееся в Саратове, передислоцировали в Белоруссию, где оно вступило в бой. Рядовой Шевченко попадает с группой товарищей в окружение, прорывается из окружения, и затем – бесконечные бои уже в составе 110-й гвардейской Александрийско-Хинганской дважды Краснознаменной, ордена Суворова II степени стрелковой дивизии. В 1944 году пехотинец сержант Григорий Шевченко освобождал свое родное село Суботцы, город Кировоград, Бухарест, позднее – один из красивейших городов мира – Прагу. Заключительный аккорд в его военной биографии – это поход через безводную пустыню Гоби, участие в штурме труднодоступных хребтов Хингана, в освобождении Северо-Восточной Манчжурии. Демобилизовали его из армии чуть раньше боевых товарищей: в школах катастрофически не хватало учителей. К тому времени грудь Григория Семеновича украшали ордена Отечественной войны II степени, Красной Звезды, две медали «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», другие военные награды.
Пришлось повоевать и деду Виктора Григорьевича по линии отца, Семену Ивановичу, – только в Первую мировую войну. Он участник знаменитого Брусиловского прорыва, заставившего австрийские войска приостановить наступление на итальянском фронте и тем, по сути, спасшего итальянскую армию. Георгиевский кавалер. Был ранен. Побывал в плену – у австрийцев. Человек грамотный – время зря там не терял: впитывал, работая у местных фермеров, сельскохозяйственные новации, которые применил, когда вернулся домой. Он первым в округе стал выращивать виноград. Семен Иванович, имевший огромный жизненный опыт и оказавший большое воспитательное воздействие на юного Виктора, – еще один представитель сельской интеллигенции из семейства Шевченко. В послевоенные годы он работал главным бухгалтером, заместителем начальника лесничества Чернолесского леспромхоза в Кировоградской области.
Мать Виктора Григорьевича еще до войны окончила Шамовский сельскохозяйственный техникум в Знаменском районе Кировоградской области, была агрономом в колхозе. Позднее отучилась в Кировоградском педагогическом институте и работала в одной школе с мужем учительницей начальных классов в группе продленного дня. Была литературно одаренным человеком, много читала, писала очерки по истории родного края. Ее отец, Сапьяник Семен Федосеевич, в 1943 году, в 52 года, добровольно ушел на Великую Отечественную войну, погиб при освобождении венгерского города Дебрецен. Там и похоронен. Внук не забывает своего деда: разыскал его могилу, наведывается туда, чтобы отдать дань памяти.
Виктор пошел учиться в 1951 году в богдановскую школу №1, где его отец преподавал математику. Директором школы был известный педагог И.Г. Ткаченко, Герой Социалистического Труда. Школа считалась сильной. Педагогический коллектив смело и, как показала судьба их воспитанников, успешно экспериментировал, максимально используя трудовое воспитание детей. Школьники, объединенные в бригады, с первых классов работали в поле. За каждым классом был закреплен участок, за урожай на котором они несли полную ответственность. Учился Виктор легко, особенно давалась математика. Кроме того, параллельно он занимался в музыкальной школе по классу скрипки. Играл также на мандолине, домре, баяне, был заводилой в школьном оркестре, участвовал в районных и областных смотрах художественной самодеятельности. Школу окончил в 1961 году с серебряной медалью.
При выборе жизненного пути большую роль для Виктора сыграла неукоснительно поддерживавшаяся в семье память о погибшем в первые дни войны брате отца, Викторе Семёновиче, окончившем Симферопольское военное училище еще перед войной. К тому же среди мужчин рода Шевченко практически не было никого, кто бы не примерил на себя военный мундир, а в селе дислоцировалась большая воинская часть. С детьми ее офицеров Виктор учился в одной школе, дружил с ними. Так что выбор был однозначным – Саратовское высшее командно-инженерное училище, поскольку в Саратове начинал свою военную службу отец. Виктор пошел в училище, несмотря на то, что родители пытались уговорить его поступать в Кировоградский педагогический институт.
В 1964 году он окончил училище с «красным» дипломом и воспользовался правом выбора места службы. Им стала войсковая часть 44121 в Белоруссии, в городе Пружаны Брестской области, входившая в состав 31-й дивизии 50-й армии Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Служба была напряженной. На боевое дежурство заступали на 15 суток, покидали дом на полмесяца, а следующие 15 дней работали в обычном режиме воинского распорядка. Лишь со временем продолжительность боевого дежурства была сокращена до недели, а затем и до 3–4 дней. Три дня на боевом дежурстве, четыре – служба по обычному графику.
С первых дней службы молодой офицер – начальник боевого расчета, а затем начальник отделения, проявил себя не только как прекрасный специалист, но и как активный общественник. С ним была его неразлучная спутница – скрипка, и он участвовал в художественной самодеятельности части. Как член комсомольского актива ракетного дивизиона, он устраивал для личного состава викторины и другие мероприятия. Ему нравилась работа с людьми, он не боялся выступать перед большой аудиторией, обладал исключительной коммуникабельностью, отзывчивостью и доброжелательностью по отношению к товарищам по службе и, несмотря на молодость, пользовался уважением солдат и офицеров. На лейтенанта Шевченко обратил внимание заместитель командира полка по политической части подполковник Дубровин и в 1967 году предложил ему занять освобождавшуюся должность секретаря комитета ВЛКСМ полка. После некоторых раздумий – не хотелось уходить из передового подразделения – Виктор Шевченко, уже имевший опыт комсомольской работы, полученный во время учебы в училище, где он был комсоргом учебного взвода, соглашается. О своем решении никогда не жалел и с благодарностью вспоминает того политработника, убедившего его изменить профиль службы: он оказался на виду у командования полка и дивизии, что открывало перспективы для карьерного роста. На новом месте работал с удовольствием и интересом до 1969 года.
В том году он поменял профиль своей службы вторично. По рекомендации старшего оперуполномоченного КГБ СССР в полку майора Б.С. Черкасова старшего лейтенанта Шевченко направляют с его согласия на учебу в 311-ю школу КГБ СССР в Новосибирск. Год обучения серьезным премудростям военной контрразведки – и в 1970 году, окончив школу с отличием, он возвращается оперуполномоченным КГБ СССР в полк той же армии, откуда его командировали на учебу. На этой должности прослужил 10 месяцев, после чего капитана Шевченко назначают старшим уполномоченным КГБ СССР полка из состава 58-й Каунасской ракетной дивизии стратегического назначения (г.Каунас, Литва).
В 1975 году он оканчивает заочно Высшую Краснознаменную школу КГБ СССР и буквально через год становится заместителем начальника особого отдела КГБ СССР в этой же дивизии, а вскоре – и начальником особого отдела КГБ СССР в 40-й дивизии РВСН со штабом в городе Остров Псковской области.
Иные масштабы деятельности, высочайшая ответственность за судьбу советского ракетно-ядерного щита, который требовал надежной защиты от посягательств иностранных разведок. Широкий фронт работ: дивизия, а в ее состав входили пять полков, была разбросана на огромной территории северо-западной и центральной частей Советского Союза, включавшей Ленинградскую и Псковскую области, Карелию, Латвию, Эстонию. Виктор Григорьевич был постоянно в пути. Для него это было время, когда по долгу службы он взаимодействовал с руководством государственных, партийных и правоохранительных органов республик и областей, где дислоцировались части дивизии, учился мыслить масштабно, государственными категориями, глубже постигал одну из основных наук военного контрразведчика – умение разбираться в людях.
В 1982 году В.Г. Шевченко предложили перейти в Центральный аппарат КГБ СССР (ныне ФСБ РФ) и возглавить военную контрразведку Главного командования РВСН. Для офицера в звании подполковника – повышение более чем серьезное. На этой должности он прослужит 18 лет, оставаясь незаменимым и надежным специалистом и консультантом органов КГБ СССР в вопросах обеспечения безопасности страны, решении проблем соблюдения режима секретности и кадровых решений – для главкомов Ракетных войск стратегического назначения. За это время ему пришлось поработать с Главным маршалом артиллерии В.Ф. Толубко, генералом армии Ю.П. Максимовым, являвшимися одновременно заместителями министра обороны, будущим маршалом Российской Федерации И.Д. Сергеевым, генералом армии
В.Н. Яковлевым. Он всегда сопровождал их во время поездок по стране.
Постоянное общение Виктора Шевченко с людьми столь высокого служебного положения, обладавшими большой житейской мудростью, необходимость оперативно и безошибочно принимать решения, касавшиеся зачастую судеб людей, воспитывали в нем настоящего пассионария. Он постоянно пополняет багаж своих знаний. В 1995 году оканчивает без отрыва от исполнения служебных обязанностей двухгодичную Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, а затем – Академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ. В 1997 защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Морально-психологическое обеспечение деятельности военнослужащих РВСН в экстремальных ситуациях». А в 2006 году пишет диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук, становится профессором. Много выступает на военных советах, семинарах и конференциях, проводимых в РВСН.
С годами представления Виктора Григорьевича о путях решения проблем государственного строительства стали требовать практического выхода. В частности, он стремился реализовать идею комплексных исследований взаимосвязанных и во многом взаимообусловленных проблем безопасности, обороны государства, поддержания правопорядка в стране, высказанную летом 1999 года В.В. Путиным, в то время директором ФСБ и секретарем Совета безопасности РФ, на одном из рабочих совещаний с руководящим составом аппарата Совета безопасности.
С распадом СССР в России возникла социально-политическая и экономическая нестабильность, появился конституционный и правовой нигилизм, сепаратистские устремления, очаги напряженности на границах, началась война в Чечне, стране угрожал международный терроризм. Эти вызовы стали реальной угрозой для внутренней и внешней безопасности новой России.
Был необходим центр, который занимался бы всем этим, причем и тактической, и стратегической стороной дела. Таким центром, по мнению В.Г. Шевченко, должна была стать профильная академия. Он, человек, по-настоящему болеющий за интересы страны, видел своей важнейшей задачей сохранение гражданского мира, целостного и независимого государства, стабилизацию ситуации в стране. Но его активность в этом направлении сдерживали служебные рамки. Поэтому в марте 2000 года он подает прошение об отставке и, получив ее, приступает к реализации задуманного.
Он принимает участие в разработке Концепции национальной безопасности России. И уже в конце июля того же года специалисты в области государственной, военной, экономической, общественной, экологической, информационной и технологической безопасности РФ представили в аппарат Совета безопасности РФ документы об учреждении общероссийской общественной организации «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка» (АБОП). Перед ней ставилась задача координации научно-исследовательской и экспертной деятельности ее членов в сфере обеспечения национальной безопасности. Первый заместитель секретаря Совета безопасности – в то время М.Е. Фрадков – поручил заняться этой работой В.Г. Шевченко.
31 августа 2000 года новая организация прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. В том же году академия выступила в качестве учредителя общественных наград: 11 орденов, 11 премий и 3 знаков, которыми отмечаются заслуги граждан России и других государств в различных сферах жизнедеятельности человека. Позднее, в 2005 году при академии будет создан Национальный комитет общественных наград. Общественные награды стали одной из форм стимулирования социально значимых общественных инициатив. Они посвящены великим соотечественникам россиян и получили признание и в России, и за рубежом.
В 2002 году академия была утверждена научным общественным центром Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по безопасности в целях научно-исследовательского обеспечения законодательной работы в сфере национальной безопасности. Именно ее общественная деятельность позволяет влиять на решения в сферах безопасности, обороны и правопорядка, принимаемые на федеральном уровне, а также на уровне субъектов федерации.
За прошедшие годы В.Г. Шевченко и его коллеги по академии объединили в ее составе выдающихся людей России, работающих практически во всех сферах жизнедеятельности. В ее отделениях в субъектах Российской Федерации и филиалах в зарубежных странах сосредоточен мощный людской и научный потенциал. В ней на общественных началах работают свыше 18 тысяч действительных членов академии, членов-корреспондентов и профессоров. Из них более 4 тысяч человек – доктора и кандидаты наук. Членами академии являются 347 Героев Советского Союза и Героев России, 56 из которых удостоены высокого звания Героя Советского Союза дважды; 45 Героев Социалистического Труда, 12 из которых дважды Герои. В ее составе также – члены Федерального Собрания РФ, более 70 руководителей субъектов РФ, руководители силовых структур, министерств, ведомств, комитетов, служб, государственные, политические и общественные деятели, 102 летчика-космонавта, 282 народных артиста СССР и России, 165 руководителей высших учебных заведений.
Академия успешно изучает и обобщает достижения мировой и отечественной науки, содействует укреплению научных связей с аналогичными организациями стран СНГ, взаимодействует с органами государственной власти по вопросам безопасности, обороны и правопорядка, обеспечивает образовательную деятельность, занимается популяризацией результатов научно-практической деятельности в этой области. Собственно научно-исследовательская деятельность ориентирована на цели и конкретные задачи, реализация которых намечается руководством страны. Академия координирует научно-исследовательскую деятельность ее членов по дальнейшей разработке и совершенствованию концепции национальной безопасности, научно обоснованных технологий ее сохранения и созданию системы правовых норм национальной безопасности.
Научные коллективы АБОП разрабатывают такие темы, как безопасность национальной экономики, медико-экологическая, продовольственная безопасность России, борьба с международным терроризмом и проблемы сохранения необходимого уровня безопасности страны. Сам В.Г. Шевченко особо выделяет как явление общественной жизни проблемы современного терроризма, экологии и здоровья, духовности и культуры, нравственности. Являясь ректором Академии национальной безопасности, обороны и правопорядка, он добивается, чтобы из стен вуза выходили высокообразованные люди, направляющие всю свою энергию на благо Отечества – в полном соответствии с лозунгом своего детища: «Мы плоть от плоти Государства Российского, Отечеством нашим востребованы и долг свой видим в беззаветном служении ему».
В.Г. Шевченко – член Экспертно-правового совета при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе России, член Научного совета Российской академии наук, действительный член Российской академии естественных наук, Международной педагогической академии, первый вице-президент Академии народов мира, член Союза писателей РФ, председатель Национального комитета общественных наград при Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
В.Г. Шевченко подготовил более 30 кандидатов и докторов наук, является автором более 80 научных работ, 12 книг. В 2000 году за создание и внедрение организационно-педагогического комплекса «Теоретические и прикладные основы эффективного воинского труда» для военных высших учебных заведений ему присуждена премия Президента РФ в области образования. Он – лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники (2007), международных литературных премий имени Ч.Т. Айтматова (2005) и имени А.А. Фадеева, премии имени Ю.В. Андропова (2004), международной премии имени Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия (2004), Национальной премии «Человек года–2006» в номинации «Безопасность». Награжден почетной грамотой Кабинета Министров Украины (2004).
Виктор Григорьевич – первый вице-президент Всемирной академии наук безопасности (с 2003 года), почетный работник высшего профессионального образования РФ. Российская академия естественных наук присвоила ему почетное звание «Рыцарь науки и искусства».
За заслуги в создании, проведении испытаний и освоении серийного производства специальной техники, а также за обеспечение безопасности специальных мероприятий в Ракетных войсках стратегического назначения он награжден орденами Красной Звезды, «За военные заслуги», 24 медалями СССР, РФ и зарубежных стран, в том числе медалями «За трудовое отличие», «За отличие в воинской службе» I степени, «За воинскую доблесть» и другие. Ему вручены Ордена Даниила Московского II и III степеней, Дмитрия Донского II, III степеней, Преподобного Сергия Радонежского III степени. Среди наград – также именное огнестрельное оружие.
В.Г. Шевченко ведет спартанский образ жизни: отбой – в два часа ночи, подъем – в семь утра. Все остальное время отдает работе. Любит поэзию, пишет стихи.