ШУМИЛОВ Леонид Вениаминович
ШУМИЛОВ
Леонид Вениаминович
Генерал-полковник, президент «ТВТ cтройинвест», лауреат премии Совета Министров СССР, заслуженный строитель РСФСР, доктор технических наук
Военно-строительный комплекс воспитал немало великих руководителей и организаторов строек. Среди этой плеяды Леонид Вениаминович Шумилов занимает особое место. Он сочетает в себе талант инженера и ученого. Начинал в Североморске, где вся инфраструктура делалась под его непосредственным руководством. Серьезные и сложные задачи легли на его плечи, когда он возглавил Главстройпром. И далее, когда стал первым заместителем заместителя министра обороны маршала Н.Ф. Шестопалова. Весь комплекс сложнейших задач, которые нужно было выполнять военным строителям по системе «Буран», безукоризненно решались под руководством Леонида Вениаминовича. Интересный факт – именно Л.В. Шумилов стал идеологом возрождения в СССР изготовления и применения деревянных клееных конструкций. Леонид Вениаминович Шумилов – человек высокой культуры, большой выдержки, самообладания и уважения к людям.
Родился 25 марта 1935 года в городе Ленинграде. Отец – Шумилов Вениамин Николаевич (1906-1978). Мать – Шумилова (Воскресенская) Мария Николаевна (1909-1981). Супруга – Шумилова (Корюшкина) Людмила Дмитриевна (1934-2001). Дочери: Лось Татьяна Леонидовна (1956-2013); Хазанова Наталия Леонидовна (
Леонид Шумилов – потомственный строитель. Его дед по отцовской линии когда-то строил церкви в городе Великий Устюг. Дед по линии матери, Николай Иванович Воскресенский, из семьи потомственных священнослужителей, служил в церкви Мариинского дворца, где ныне располагается администрация Санкт-Петербурга.
Отец тоже избрал профессию строителя. По словам друзей, он был очень талантливым человеком, однако женитьба на дочери священника, который в 1937 году был репрессирован и 6 лет провел в тюрьме, помешала ему получить высшее образование. Окончив строительный техникум, на протяжении всей своей строительной карьеры он работал на Ленинградском заводе имени Сталина (впоследствии имени XXI партсъезда), став начальником строительного цеха. С началом Великой Отечественной войны отец ушел на фронт, и мать с тремя детьми эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Вологду. В 1943 году после серьезного ранения отец был демобилизован, и семья воссоединилась. В Вологде Леонид учился в старейшей в городе школе, которой уже более 150 лет. В свое время в ней учились кинорежиссеры братья Васильевы и нарком иностранных дел В.М. Молотов. В 1952 году, после того как Леонид окончил школу, семья вернулась в Ленинград.
В отличие от деда и отца, Леонид не испытывал тогда особой тяги к строительным наукам, но все-таки решил поступить в Высшее инженерно-техническое училище Военно-морского флота, продолжив таким образом семейную традицию. Учиться в училище было непросто: преподавательский состав был очень сильным, и требования, предъявляемые к курсантам, – жесткими. Однако Леонид Шумилов, окончивший школу с серебряной медалью и хорошо разбиравшийся в точных науках, учился успешно. В 1957 году он стал дипломированным военным строителем, а уже в 1958 году возглавил один из строительных участков в городе Полярный, на два десятка лет связав свою судьбу с Северным флотом.
Сначала работал начальником строительного участка (1958–1962), потом начальником управления (1962–1969), начальником «Спецстроя-700» на Новой Земле (1969–1972), главным инженером (1972–1975), а в 1975 году возглавил строительное управление Северного флота.
О масштабе и объемах работы говорит тот факт, что в подчинении Л.В. Шумилова находились без малого 56 тысяч человек. Это был период массового перевооружения и перехода от дизельных подводных лодок к атомным, появления первого авианесущего крейсера «Киев», новых самолетов, и ему как начальнику Северовоенморстроя довелось осуществлять руководство строительством многих крупных объектов, возводить новые города на Кольской земле.
Вспоминает Л.В. Шумилов:
«На севере я прослужил двадцать лет. Прибыл выпускником Высшего инженерно-технического училища ВМФ в город Полярный и в 1958 году начал свою трудовую биографию начальником строительного участка.
Начинал я с сугубо мирного хлебозавода. Однако вскоре мне поручили возведение двух подземных серьезных хранилищ: одно для торпед, второе для корабельных ракет. Объекты были пролетом 14 метров, работы велись в скальном грунте, уровень механизации был очень низок, многие работы приходилось выполнять вручную. Помню, мой механик монтировал сварочные аппараты, соединяя со списанных подлодок электродвигатели и генераторы. Из подручных списанных материалов делали простейшие механизмы. Работали круглосуточно.
С началом Карибского кризиса началось срочное возведение ракетных шахт, это был вообще первый опыт строительства таких сооружений.
Кстати, при моем активном участии обустраивался поселок Губа Ягельная – ныне Гаджиево, база атомных подводных лодок Северного флота. Здесь создали современный населенный пункт, в котором были госпиталь, школа, ясли, детский сад и даже родильный дом. Эта база играла и до сих пор играет важную военную роль – натовцы, в бессильной злобе, окрестили ее «осиным гнездом».
Замечу, что сразу после Великой Отечественной войны все пункты базирования Северного флота находились внутри Кольского залива, но постепенно началось активное освоение арктического побережья. В 1960-1970 годы был совершен рывок в обустройстве баз, так, к примеру, финансирование строительных работ только за год выросло вдвое».
Одним из наиболее важных, сложных и вместе с тем интересных объектов был причальный фронт для базирования атомных подводных лодок в Гремихе, которые должны были сооружаться на месте, где лишь скалы да сопки. На весь цикл работ, который включал в себя разработку каменного карьера, отсыпку дамбы длиной
Вспоминает Л.В. Шумилов:
«Поддержку Бориса Степановича Фулика – мудрого и доброжелательного человека с непростой судьбой я всегда ощущал.
До мая месяца мы успели установить два плавпричала и минимальный объем берегового оснащения. При этом закончили необходимое дноуглубление. У причалов встала одна подводная лодка и одна плавучая казарма.
Помню, как с объектом знакомился Главком ВМФ Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. Он был волевой, требовательный, строгий человек. Сергей Георгиевич придавал большое значение этой стройке.
Когда мы встречали Главкома на аэродроме Североморск-1, он сказал: «Говорят, вы тут понастроили. Выходим в 21:00 на большом противолодочном корабле». Мы на БПК прибыли в Гремиху, ему сообщили, что в Доме офицеров накрыт завтрак, но он отказался и приказал идти в Островной, смотреть новый причальный фронт. Сергей Георгиевич долго стоял у дамбы и высказал мысль, что тут может поместиться и аэродром (добираться в Гремиху военнослужащим и членам их семей было очень трудно).
Затем вся наша группа медленно прошла эти 1200 метров. Главком, дойдя до половины дамбы, спросил меня: «Кто непосредственно командует постройкой объекта?». – Я ответил: «Подполковник Петров Борис Григорьевич». – Он попросил у адъютанта золотые часы и вручил их Петрову. Мы же с генералом Фуликом получили по благодарности. В дальнейшем Главком давал мне очень сложные задания, видимо, и ему запомнилась Гремиха».
Другим запомнившимся на всю жизнь объектом, в строительстве которого Леониду Вениаминовичу довелось принимать непосредственное участие, был головной объект системы предупреждения ракетного нападения. Уникальным был не только сам объект, каждая антенна которого достигала
Вспоминает Л.В. Шумилов:
«Строительство РЛС около Оленегорска (под Мурманском) было во много необычным, проект являлся экспериментальным. Это был первый в нашей стране объект системы предупреждения о ракетном нападении «Днестр-М». Его создание позволяло уверенно контролировать космическое пространство для предупреждения о ракетном нападении со стороны Западного и Северо-Западного направления.
Стройка была очень масштабная по объему: две антенны по пятьсот метров длиной, основной блок обработки данных, командный пункт. Работало более 6 тысяч рабочих круглосуточно без выходных.
О том значении, которое придавалось стройке можно судить по такому факту – для главного конструктора радиолокационных станций СПРН академика Александра Львовича Минца был построен дом и он все годы, пока шло строительство, находился в Оленегорске, вникая во все мелочи и тонкости возводимого объекта.
Судьба преподнесла мне удивительный подарок – практически каждый день я общался с Александром Львовичем и с известными людьми, приезжавшими к нему. Помню, зашел в его кабинет, а там – Георгий Байдуков, легендарный второй пилот экипажа Валерия Чкалова. Георгий Филиппович в то время был генерал-полковником авиации и возглавлял 4-е Главное управление Минобороны, которое как раз занималось проблемами ПВО.
Довольно часто на объект прилетал выдающийся строитель XX века, заместитель министра обороны СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер семи орденов Ленина генерал Александр Комаровский. Живая легенда: в предвоенные годы строил канал имени Москвы, в годы Великой Отечественной войны командовал 5-ой Саперной армией.
Кстати, у Оленегорска в то время было не только военное назначение – здесь пролегали наши «воздушные ворота» на Кубу. В те годы, с подачи США, самолеты с руководителями острова Свободы не пропускались западными странами над Европой. Вот кубинцы и летали в Москву и обратно через Кольский полуостров».
В 1978 году полковник Л.В. Шумилов был переведен на Черноморский флот, заняв должность заместителя командующего флотом по строительству. Здесь он проработал до 1981 года.
В отличие от Северного флота, где преобладало строительство стратегических объектов, на Черноморском флоте основу работ составляли санатории и дома отдыха, к строительству которых предъявлялись, прежде всего, требования по их эстетическому качеству. Среди них были санатории в Крыму, Гурзуфе, санаторий имени Фрунзе и многие другие. Наряду с этим приходилось строить и немало секретных объектов, которые по своей специфике могли располагаться лишь на теплом море.
Отрывок из главы 7 части II книги «Проектная организация Черноморского флота (1920-1996 гг.)»:
«Из последних заместителей командующего по строительству наиболее яркой личностью был Шумилов Леонид Вениаминович. Прибыл он с Северного флота, где прошел все строительные должности до начальника СУ СФ, очень быстро ознакомился с площадками и объектами строительства на Черноморском театре, решительно взял в свои руки руководство всеми делами. Высокая требовательность наряду с помощью, неотступным контролем, сразу положительно сказались на ходе строительства объектов, среди которых были такие, которые по ряду причин не двигались к сдаче в эксплуатацию.
Например, очистные сооружения флотского склада жидкого топлива. Только его жесткий контроль, еженедельные планерки на объекте и соответствующая помощь позволили ввести этот важный для флота объект. За первые шесть месяцев пребывания в должности ЗКЧФ Леонид Вениаминович наездил такой километраж, который другие ЗКЧФ делали за шесть лет. Да и позже он регулярно по графику облетал и объезжал все гарнизоны и площадки строительства, особенно те, где буксовало дело».
В 1981 году в жизни генерал-майора Шумилова начался очень важный этап, как в профессиональной карьере инженера-строителя, так и в его деятельности как организатора военного строительства. По инициативе маршала инженерных войск Н.Ф. Шестопалова он был отозван с Черноморского флота и утвержден в должности начальника Главного управления строительной промышленности, которое, по сути, являлось промышленной базой Министерства обороны.
Маршал Н.Ф. Шестопалов был для Л.В. Шумилова своего рода путеводной звездой. Он сумел вовремя заметить его как инженера-профессионала и руководителя крупного масштаба и поручал ему последовательно все более важные задачи. Остальное зависело от самого Л.В. Шумилова. Управление представляло разнохарактерную организацию, включавшую свыше 160 предприятий как добывающей, так и обрабатывающей промышленности. Главк выпускал башенные краны, строительную технику, сложнейшее электротехническое оборудование, керамические изделия, металлические и деревянные сборные быстровозводимые сооружения различного назначения. Ассортимент выпускаемого оборудования требовал вникать в каждую отрасль. Работа требовала от Л.В. Шумилова строжайшей технологической дисциплины и ответственности. И с этим он справился блестяще.
Вспоминает Л.В. Шумилов:
«С заместителем Министра обороны по строительству и расквартированию – маршалом инженерных войск Николаем Федоровичем Шестопаловым работать первым заместителем было легко, я получал полную самостоятельность в принятии решений, поддержку во всех вопросах, дельные советы. Николай Федорович прошел эту должность и прекрасно понимал все мои трудности. С ним можно было спорить, настаивать на своем мнении. Кадровая политика, проводимая Николаем Федоровичем, позволила создать очень гибкий, работоспособный аппарат, практически решавший все поставленные перед Министерством обороны задачи в области строительства.
Благодаря Николаю Федоровичу Шестопалову я прошел прекрасную школу, научился строить взаимоотношения с руководителями высшего звена в центре и на местах, с руководством государства».
Карьерная лестница продолжала вести Л.В. Шумилова вверх. В октябре 1985 года его, уже в звании генерал-лейтенанта, назначают первым заместителем начальника строительства и расквартирования Министерства обороны СССР. Одним из главных направлений в его деятельности становится создание космического наземного комплекса «Энергия–Буран».
Еще, будучи начальником Главного управления строительной промышленности Минобороны СССР, Л.В. Шумилов часто бывал на Байконуре, поскольку находившиеся в его подчинении заводы осуществляли поставку и монтаж необходимого для строительства оборудования. Ему хорошо были знакомы строящиеся объекты, а также проблемы, связанные с их возведением. Тем не менее, жизнь ставила каждый день очень сложные вопросы, решать которые необходимо было на месте. И без права на ошибку.
Действительно, почти все, что строилось на Байконуре, было самым крупным, делалось впервые в Советском Союзе и порой не имело аналогов в мировой практике: самый большой завод холода, самый крупный кислородно-азотный добывающий завод, самый большой стенд динамических испытаний высотой более
Вспоминает Л.В. Шумилов:
«Площадок для приземления «Бурана» было три. Основная – на Байконуре, откуда он и взлетал. И две запасные – одна в районе Симферополя, вторая – на Дальнем Востоке.
Что касается основной площадки для приземления, то к ней были выдвинуты особые требования. Поскольку «Буран» садился в автоматическом режиме, в отсутствии пилота, то очень важно было «погасить раскачку» которая создавалась из-за повторяющихся, через определенные расстояния, неровностей на посадочной полосе. То есть посадочную полосу для «Бурана» необходимо было сделать очень ровной, я бы даже сказал, сверхровной – без повторяющихся неровностей.
Пришлось обратиться в родное Главное управление строительной промышленности, которое совместно с 26-ым НИИ решило эту задачу. НИИ строго нивелировал полосу, наметил те неровности, которые предстояло шлифовать. А Главпромстрой создал такую машину, которой можно было убрать неровности. Занимался этим Анатолий Иванович Боровцев. Под его руководством был изготовлен метровый набор алмазных дисков и им мы прошлись по всем этим местам. Полоса тянулась четыре километра, и мы буквально метр за метром двигались и вот так по частям сдавали приемщикам.
После шлифовки я проехал по этой площадке на своей «Волге». Поставил на капот стакан с водой и на скорости 60 км/час вода из стакана не расплескалась. Когда «Буран» садился никаких происшествий не возникло».
В 1989 году Л.В. Шумилова утвердили в должности начальника Государственной экспертизы и инспекции Министерства обороны СССР, где под его непосредственным руководством проводились многие важнейшие для страны мероприятия, в том числе разработка и осуществление различных аспектов системы противоракетной обороны страны, решение проблемы уничтожения ядерных реакторов подводных лодок, строительство заводов по уничтожению химического оружия, другие крупные проекты.
В 1992 году генерал-полковник Л.В. Шумилов вышел в отставку. В марте 1993 года Л.В. Шумилов создал и в качестве генерального директора возглавил компанию «ТВТ стройинвест». Он объединил строителей, экономистов и технических работников, имеющих огромный опыт работы в строительстве, в том числе в военном и специальном, что позволило компании реализовывать различные проекты, многие из которых уникальны.
До 1999 года основным видом деятельности фирмы являлось строительство административных, жилых и общественных зданий. Построен ряд зданий, за которые получены поощрительные награды Мэра Москвы, как за лучшие построенные в Москве и других регионах объекты в различных номинациях. Так, на здании на Краснопресненской набережной (напротив гостиницы «Украина») установлена мемориальная доска с указанием всех участников строительства.
В 1999 году при участии и под руководством Л.В. Шумилова в городе Королеве Московской области создано предприятие по производству клееной древесины. Предприятие было оснащено немецким оборудованием, которое позволяло выпускать элементы клееных конструкций с длинной элементов до 22÷24 метров и высотой сечения до 2-х метров.
При укрупнении из этих элементов можно перекрывать пролеты более
В Санкт-Петербурге на 4 районе порта возведен терминал калийных удобрений пролетом
Л.В. Шумиловым и его коллегами-специалистами построены аквапарки на горнолыжном курорте Абзаково для Магнитогорского металлургического комбината, в Мытищах Московской области, в Санкт-Петербурге при гостинице «Прибалтийская», также в парке 300-летия Санкт-Петербурга под куполом диаметром
Среди объектов, построенных под началом генерал-полковника Л.В. Шумилова, уникальный крытый конькобежный центр в Крылатском пролетом
В результате проведенного конкурса фирме «ТВТ стройинвест» в 2003 году присуждено звание лауреата Высшей общественной награды России – Российской премии Александра Невского с вручением медали «За труды и Отечество».
Одновременно продолжено строительство объектов из традиционных строительных материалов.
Заслуги Л.В. Шумилова высоко отмечены государством. Он – лауреат премии Совета Министров СССР, награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красной Звезды, 27 медалями.
Патриархом Московским и Всея Руси награжден орденом «Святого Даниила Московского».
Удостоен званий «Заслуженный строитель РСФСР», «Почетный строитель РФ» и «Почетный строитель Москвы». За период службы на Новой Земле присвоено звание: «Ветеран подразделений особого риска».
Приведем слова доброго друга и коллеги Л.В. Шумилова генерал-лейтенанта, лауреата государственной премии СССР, бывшего начальника Главного управления строительной промышленности Министерства обороны А.И. Боровцева. Они дают дополнительное представление о деловых и о личных качествах Леонида Вениаминовича:
«Особую роль Леонид Вениаминович сыграл в обеспечении наших войск в Афганистане. В Афганистане больше людей гибло от инфекционных заболеваний: гепатита, сыпного и брюшного тифа, чем от боевых действий. Необходимо было защитить личный состав от инфекционных источников, защитить от порчи продуктов, питьевой воды, укрыть больных за счет охлаждения воздуха от жары летом и дать тепло зимой.
На наших заводах было изготовлено достаточное количество блочных канализационных станций, блочных холодильных центров, блочных котельных, много других защитных сооружений, позволяющих решить проблему борьбы с инфекционными заболеваниями. Но когда мы везли канализационные системы, то «Голос Америки» сообщил, что в Афганистан Россия отправила какие-то новые системы ракетного вооружения.
ЦСП (цементостружечные плиты), которые мы сделали, пошли на изготовление казарм. Когда поставлялись деревянные казармы, то во Вьетнаме термиты их съедали очень быстро. Когда же они пошли из ЦСП, они до сих пор стоят. И таких казарм сделано было тысячи. В Афганистане все жили в этих казармах. И Шумилов настоял, чтобы крыша была двойная, чтоб был продух, и чтобы внутри казармы было все-таки прохладно.
Шумилова могу характеризовать так: после того, как мы с ним ушли из армии, он организовал собственную фирму. И когда на счету фирмы не хватало денег на зарплату, он лично брал на себя деньги и тут же расплачивался. Мы ни разу не сидели без денег. Порядочность его очень высока. Он человек чести. И ведет себя всегда с достоинством».