ВОРОБЬЕВ Василий Васильевич
Генерал-полковник, лауреат Государственной премии имени Г.К. Жукова, начальник Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ (1991–1995), начальник Военно-экономического университета (с 2001 г.), доктор экономических наук
Родился 11 мая 1946 года в поселке Гидроторф Балахнинского района Горьковской области. Отец – Воробьёв Василий Иванович (1903–1986); мать – Воробьёва (Кузькина) Мария Григорьевна (1915 г. рожд.). Супруга – Воробьёва (Баландина) Алла Павловна, врач-педиатр. Дочь – Марина (1969 г. рожд.). Сын – Павел (1973 г. рожд).
Рабочий поселок Гидроторф, где жили Воробьёвы, располагался на окраине города Балахна. В семье было 8 детей. Двое умерли. Отец работал один, прокормить большую семью было нелегко. Держали корову, возделывали огород. Дети с малых лет начинали трудиться вместе с родителями: помогали по хозяйству, летом ходили с отцом на сенокос, в лес за грибами и ягодами. Мать Василия Васильевича – родом из Рязанской губернии. Ее отец был бондарем – делал кадушки из дуба и был столь известным мастером, что со всей губернии к нему приезжали заказчики – на рынок он никогда не выезжал. В 1930-х годах дед Василия Васильевича был репрессирован и расстрелян.
Окончив семилетку, Василий Воробьёв-младший переехал в город Касимов, где жила большая родня по линии матери: дедушка, бабушка, дяди, тети, братья, сестры. Там он поступил в индустриальный техникум по специальности судомеханика и штурмана, но на 2-м курсе в середине года учебу бросил – решил работать, помогать отцу с матерью.
Вернувшись домой, он устроился на завод стройдеталей и конструкций, где работал его старший брат, и поступил в 9-й класс вечерней школы. Трудился в деревообрабатывающем цехе, осваивал специальность столяра. В свои 16 лет был крепким парнем – в одиночку с одного конца поднимал бревно, за которое с другого брались двое взрослых мужчин.
После окончания десятилетки в военкомате Василию предложили идти в Ярославское военное училище, которое готовило специалистов тыла, в том числе и военных финансистов. Придя на комиссию вместе с тремя товарищами, Василий единственный прошел ее. Друзей бросать он не хотел и решил забрать документы. При их возвращении майор сказал: «Я думал, ты, Воробьёв, крепкий парень, а ты – так себе», а когда Василий стал оправдываться, прервал его и добавил: «Успокойся, нам трепачи не нужны, армии нужны сильные люди». Разговор этот запал глубоко в душу Воробьеву. Вскоре он опять подал документы и в 1963 году поехал в училище.
В училище нужны были самые разнообразные умения и навыки. Ценилась и спортивная подготовка. На первой же спартакиаде Василий получил второй разряд по классической борьбе, затем – второй разряд по лыжам. Пригодились и специальность столяра, и умение петь. Учился на отлично, трудностей не испытывал, но на 1-м курсе еще сомневался, стоит ли учиться на военного финансиста – профессия казалась недостойной настоящего воина. Хотел даже бросить училище, но отец с матерью образумили.
В Ярославском училище образование давалось серьезное. Прививались высокие нравственные нормы поведения, воспитывались не просто финансисты, продовольственники или вещевики, а настоящие офицеры – стойкие патриоты, способные защищать Родину.
На 3-м курсе В. Воробьёв проходил стажировку в Орджоникидзе. Это было первое боевое крещение будущего трехзвездного генерала, мэтра финансовой службы Российской Армии. Оказалось, что начальник финансовой службы полка, в котором ему выпало стажироваться, был в командировке. Замещавший его майор поручил всю работу прибывшему курсанту. Так Василий оказался один на один с нелегкой задачей, которая должна была вскоре лечь на его плечи, – самостоятельно выполнял все обязанности начфина полка. С работой справился настолько успешно, что командир полка написал письмо в училище с просьбой прислать его в полк, а перед строем поблагодарил и вручил подарок.
В 1966 году, с отличием окончив училище и имея право выбора места прохождения дальнейшей службы, В. Воробьёв выбрал Сибирский военный округ. В июле того же года прибыл в распоряжение командующего СибВО в Новосибирск и был назначен начальником финансового довольствия управления мотострелковой дивизии, штаб которой располагался в центре города.
Становление в первой должности военного финансиста проходило под руководством начальника финансовой службы дивизии П.А. Сарычева – опытного специалиста и мудрого наставника. Он оказывал молодому лейтенанту помощь и предъявлял необходимую требовательность. В первые 9 месяцев рабочий день заканчивался в 2 – 3 часа ночи, поскольку предшественник запустил работу, а его злоупотребления расследовались прокуратурой.
О своем учителе – Петре Андреевиче Сарычеве Василий Васильевич вспоминает с огромной теплотой и большим уважением, считая его вторым отцом, так как профессиональное и человеческое влияние на него воспитателя сыграло большую роль в служебном пути будущего генерала и крупного военного руководителя.
Через два года, в августе 1968 года, В.В. Воробьёв назначается на должность начальника финансовой службы мотострелкового полка. В этой должности ему пришлось многое сделать для превращения финансового хозяйства в образцовое.
Не секрет, что при использовании денежных средств не все должностные лица оказывались кристально честными и в ряде случаев, в том числе под видом благих намерений, допускали злоупотребления. Вот здесь и пришлось лейтенанту повести решительную борьбу с некоторыми хозяйственниками, нечистыми на руку, реально доказывая предназначение военного финансиста – быть «часовым государственной казны», как этому учили в военном училище.
Непросто оказалось вскрывать и предупреждать незаконные расходы. Пришлось испытать попытки угроз, давления. Большую поддержку и помощь молодому начфину оказал командир соединения генерал-майор А.Е. Рубинчик.
Два года В. Воробьёв нес службу в полку и делал свое дело безупречно. В конце концов ему удалось переломить ситуацию. Ему было всего 23 года, но он не сходил с принципиальной позиции, четко осознавая свою личную ответственность за каждую истраченную копейку. Когда командир полка полковник В.И. Бахин пошел на повышение и сдавал дела новому командиру, то в акте указал, что самой лучшей службой в полку является финансовая, а ее начальник старший лейтенант В.В. Воробьёв – человек высокой порядочности и честности.
В 1969 году Василий поступает на заочное отделение Военного факультета при Московском финансовом институте, а в сентябре 1970 года получает новое назначение – инспектором-ревизором финансового отделения мотострелковой дивизии. Дивизия насчитывала около 14 тысяч человек, ее части дислоцировались в Алтайском крае, Новосибирской и Кемеровской областях. Через полгода работы в новом качестве инспектора-ревизора к новому месту службы убыл начальник финансовой службы дивизии. Вся работа легла на плечи В.В. Воробьёва. Не имея возможности обревизовать все воинские части, ревизии он проводил, как правило, с привлеченными начальниками финансовой службы батальонов – лейтенантами, призванными из запаса, слабо знавшими вопросы финансово-хозяйственной деятельности. Пришлось их учить, причем не только на занятиях по специальности, но и не менее эффективно в ходе самих ревизий.
В ноябре 1971 года 25-летний старший лейтенант В.В. Воробьёв возглавил финансовую службу дивизии. Ему предстояло выполнить огромный объем работы по анализу состояния дел в воинских частях, выявить наиболее острые проблемы, своевременно предупредить сбои в финансовом обеспечении и финансовые нарушения. Бескомпромиссная борьба с нарушениями основывалась на полном отражении их в учете и отчетности, что в определенной степени ухудшало показатели деятельности не только финансовой службы дивизии, но и округа. За такие результаты похвалы от начальника финансовой службы округа ждать не приходилось. Тем не менее В.В. Воробьёв не оставлял безнаказанным ни одно нарушение, информировал о них командиров и финансовых работников, что давало позитивные результаты.
В 1974 году Василий заочно окончил Военный факультет при Московском финансовом институте и получил назначение на должность старшего офицера по мобилизационной работе финансового отдела Сибирского военного округа со штатным званием «подполковник».
Первоначально новыми обязанностями был разочарован. Однако вскоре буквально заболел своими задачами, начал проводить в дивизиях округа учения с финансовыми службами по специально разработанному им сценарию.
В это время по предложению парторганизации В.В. Воробьёв избирается секретарем партийной организации финансовой службы округа. Узнав об этом, начальник политического отдела управления и штаба округа позвонил начальнику финансовой службы округа полковнику Журавелю в возмущении: «Есть у вас и полковники, и подполковники, а вы нашли капитана!» Журавель ответил: «Это не я нашел – это народ так решил».
Работать с Александром Фёдоровичем Журавелем, вспоминает Василий Васильевич, было легко. Его отличали высокая порядочность, честность, решительность в достижении поставленных целей. Участник Великой Отечественной войны, он никогда не боялся брать на себя ответственность. Все это импонировало подчиненному, который по одному слову начальника готов был свернуть горы.
В ноябре 1978 года В.В. Воробьёв получает новое назначение – старшим инспектором-ревизором инспекции финансового отдела округа. Через год ему было предложено перейти в группу мобилизационных работников Центрального финансового управления. Он уже был включен в проект приказа о назначении, но генерал-майор А.Ф. Журавель, в то время начальник финансовой службы войск Дальнего Востока, отговорил его ехать в Москву, предложив должность начальника финансовой службы армии на Дальнем Востоке.
Так в августе 1979 года Василий Васильевич прибыл на Дальний Восток, чтобы принять должность начальника финансовой службы 15-й армии, штаб которой располагался на окраине Хабаровска, на Красной речке, в 12–13 километрах от границы с Китаем. Округ возглавлял легендарный военачальник генерал армии И.М. Третьяк. Части армии располагались по границе с Китаем, на большой территории от Хабаровска до Уссурийска. На обустройство армии, строительство военных городков выделялись большие средства, которыми нужно было особо тщательно распоряжаться.
Новый начфин объездил все воинские части, входившие в состав армии. Во многих из них находил нарушения и злоупотребления при первом же знакомстве с документами. Хозяйство досталось очень тяжелое. В первые же 2–3 месяца было вскрыто хищений, незаконных расходов и недостач общим объемом около 12 тысяч рублей – сумму по тем временам весьма ощутимую. Свои задачи в дальнейшем В.В. Воробьёв формулировал так: жесткий контроль, обучение людей, постоянное пребывание в войсках. Каждый год финансовая служба армии получала 12–18 выпускников из училища. На Дальний Восток, где служба считалась очень престижной, по собственному желанию ехали только отличники учебы, лучшие из них через 1–2 года выдвигались на полки.
К работе с молодым поколением В.В. Воробьёв привык еще на службе в дивизии. Всегда старался делать ставку на нее. Требовать, учить, заботиться, помогать и своевременно выдвигать – это был главный принцип. В ряде армейских частей и в одной из частей соединения под руководством начфина армии по принципу «делай, как я» были оборудованы образцовые рабочие кабинеты финансовых служб, где, начиная от предложенных элементов организации работы, хранения денежных средств, ведения делопроизводства и кончая вопросами внутреннего финансового контроля, самоконтроля и другими, все точно соответствовало требованиям руководящих документов по деятельности финансовой службы. На базе этих образцовых финансовых органов со всем офицерским составом финансовой службы армии были оперативно проведены показные практические занятия с постановкой конкретных задач.
Узнав об этом опыте, начальник финансовой службы округа полковник Н.А. Путий в 1980 году назначает майора Воробьева начальником сборов по обучению молодых лейтенантов-выпускников. На сборы прибыло около 250 лейтенантов из всех окружных частей. На этих занятиях присутствовали начальники управления кадров и начальник финансовой службы округа, другие солидные военные руководители.
Для многих лейтенантов изученное и увиденное там стало основой в их работе, причем на долгие годы воинского пути и служебного роста. Основная же идея майором В.В. Воробьёвым была сформулирована так: начфин – это не бюрократ, а помощник командира части. Если он хороший специалист, для части это гордость и спасение, если наоборот – трагедия.
Когда в округ с ревизией приехала инспекция Центрального финансового управления МО СССР, то руководитель инспекционной группы полковник И.Р. Радутный, зная, что в 15-й армии такой молодой начальник финансовой службы и в таком звании, решил полностью проверить всю его работу. Работая целую неделю до 10 вечера, он требовал планы работ, акты ревизий и проверок, доклады командующему, приказы, конспекты учебных занятий. Заканчивая проверку, он написал акт для представления командующему, где обратил внимание на хорошую работу подчиненного ему начальника финансовой службы. В декабре 1980 года Василию было присвоено звание подполковника.
В 1981 году Центральным финансовым управлением в Москве проводились всеармейские сборы. На них приглашались должностные лица руководящего состава финансовой службы Вооруженных сил от начальника финансовой службы армии и выше. Уже в ходе сборов В.В. Воробьев внезапно узнал, что ему нужно выступать с докладом. На подготовку к важному выступлению была отпущена только ночь. В докладе начальник финансовой службы армии, прибывший с далекой границы с Китаем, обобщил опыт своей работы, раскрыл имеющиеся проблемы и пути их решения. Конечно, выступать молодому подполковнику было непросто, ведь в президиуме находились первый заместитель министра обороны Маршал Советского Союза С.Л. Соколов, некоторые главнокомандующие видами Вооруженных сил и другие крупные военные начальники, начальник Центрального финансового управления Министерства обороны генерал-полковник В.Н. Дутов и его заместители. После доклада уходил с трибуны под аплодисменты. Кто-то из генералов обронил реплику: «Идет будущий начальник ЦФУ». И как в воду глядел.
Всеармейские сборы принесли свой результат, оказались судьбоносными в карьере В.В. Воробьёва – в июне 1982 года 36-летний подполковник назначается начальником инспекции – заместителем начальника финансовой службы Южной группы войск и отправляется в Будапешт. После четырех лет службы в Южной группе войск в сентябре 1986 года В.В. Воробьёв назначается начальником финансового отдела Уральского военного округа, а через год – начальником финансовой службы Дальневосточного военного округа.
В 1990 году началась его работа в Центральном аппарате Министерства обороны СССР. Он становится первым заместителем начальника Центрального финансового управления Минобороны. Стоит ли говорить, что это был качественно иной уровень в карьере военного финансиста В.В. Воробьёва. Конечно, у него за плечами был огромный опыт работы в войсках, причем на всех ступенях без исключения. Однако здесь его ожидал несравненно иной масштаб, несопоставимый уровень задач и, наконец, глобальные перемены в стране, в ее политическом, в общественном устройстве, сложнейшие процессы в армии.
Буквально с первых шагов В.В. Воробьёв предпринял ряд попыток реализовать наиболее животрепещущие проблемы, уверенность в необходимости решения которых созрела еще в армии. Однако они натолкнулись на непонятные, с первого взгляда, препятствия.
Еще будучи в войсках, В.В. Воробьёв неоднократно обращал внимание на специфические методы руководства со стороны Центрального финансового управления, порождавшие абсолютно ненужные проблемы (когда, к примеру, требовалось срочно проверить такой-то вопрос и доложить в сроки, которые не только не обеспечивали его качественной отработки, но и осложняли проведение плановых мероприятий по финансовому обеспечению войск). При этом зачастую учитывались не требования жизни, а коньюктурные интересы ради сохранения престижа. В то же время решение важных для войск вопросов и особенно разработка основных руководящих документов затягивались годами.
Крайне редкие незначительные повышения денежного довольствия, как правило, охватывавшие далеко не все категории военнослужащих, сопровождались фанфарами, «широкой разъяснительной работой о проявленной заботе о военнослужащих», что впоследствии отрицательно сказалось на материальном уровне жизни личного состава армии и флота.
Решительные шаги В.В. Воробьёва по реализации вносимых им конкретных предложений по существующим проблемам, в том числе по значительному повышению денежного довольствия, вызывали непонимание, возмущение в руководящем органе финансовой службы, из-за чего он в глазах начальства становился возмутителем спокойствия, с чем они тоже смириться не могли. На ухудшение складывающейся ситуации накладывался и тот факт, что первый заместитель был на 24 года моложе своего начальника – генерал-полковника В.Н. Бабьева.
Молодой, решительный генерал стал все более отчетливо ощущать желание командования ЦФУ любыми путями избавиться от него. Он получил внешне заманчивые предложения, например, стать первым заместителем председателя комитета Верховного совета СССР по контролю за силовыми министерствами, от чего категорически отказался. После этого его решили выдвинуть на должность начальника финансовой службы Войск ПВО страны. Но когда и это не прошло, в ЦФУ были оформлены документы на досрочное увольнение В.В. Воробьёва, якобы из-за его профессиональной непригодности.
Однако судьба распорядилась по-иному. Твердая и разумная позиция В.В. Воробьёва не осталась незамеченной руководством Министерства обороны и предопределила его назначение в октябре 1991 года на должность начальника Центрального финансового управления.
Служба в новой должности пришлась на самый сложный период не только в деятельности Министерства обороны, но и в стране в целом. Эти годы отличались хаотическим развитием рыночных отношений, развалом Варшавского Договора, а за ним – СССР, образованием российских Вооруженных сил в условиях жесточайшего финансового кризиса.
В этой обстановке В.В. Воробьев проявляет себя как крупный организатор и экономист стратегического уровня. Благодаря этим способностям министр обороны П.С. Грачёв доверял ему подготовку многих решений и лично поддерживал их на уровне Президента Российской Федерации и Правительства, так как этого требовали интересы создания и развития Вооруженных сил РФ.
Стремительное развитие экономической ситуации в стране, необходимость финансирования войск на территории государств СНГ, неполное финансирование потребностей из бюджета порождали новые задачи главного финансового органа.
Главная финансовая структура Вооруженных сил РФ была преобразована в Главное управление военного бюджета и финансирования. В его составе появилось новое подразделение – экономическое управление, созданы соответствующие подразделения в финансовых органах видов ВС, главных и центральных управлений, округах, флотах и объединениях. Перед ними была поставлена задача обеспечить объективную экономическую оценку потребностей Министерства обороны и эффективное использование государственных средств, поиск и реализацию внутренних источников финансирования потребностей войск, экспертизу заключаемых договоров на поставку войскам необходимых материальных средств и военного имущества, предоставление услуг. С включением этих подразделений в состав финансовых органов финансовая служба была преобразована в финансово-экономическую.
Сложнейшая ситуация, сложившаяся с финансированием потребностей армии и флота потребовала включения в состав распорядителей средств федерального бюджета всех главнокомандующих видов Вооруженных сил. Это дало возможность значительно повысить их ответственность и роль в экономном использовании бюджетных средств, в финансовом обеспечении подчиненных войск, определении приоритетных направлений расходов.
Хорошо понимая, что на протяжении десятков лет статус начальника финансовой службы разных звеньев начиная от полка был занижен, и это отрицательно влияло на авторитет службы и качество финансового обеспечения войск и сил флота, В.В. Воробьев сумел последовательно изменить положение дел.
Руководители финансово-экономических органов стали именоваться «помощник командующего (командира) по финансово-экономической работе» с одновременным повышением на одну ступень и штатного воинского звания. По должностям помощников командующих (начальников) по финансово-экономической работе военных округов, флотов, отдельных главных управлений МО РФ и ВДВ были установлены штатные воинские звания «генерал-майор». Новый статус позволил руководителям финансово-экономических органов разных уровней смелее и оперативнее решать проблемы эффективного использования государственных средств, активнее защищать интересы государства.
В результате принятых мер в основном удалось сохранить опытные и высококвалифицированные кадры финансовой службы, обеспечить сохранность государственной собственности, надлежащее качество и эффективность финансового контроля.
В.В. Воробьев столкнулся с непростой ситуацией, когда в связи с созданием вместо государственных учреждений банка сети коммерческих финансовых институтов существенно осложнились условия и организация финансирования войск. Главное управление военного бюджета и финансирования поставило этот вопрос перед Генеральным штабом Вооруженных сил и Центральным банком РФ о дополнительном значительном развертывании системы полевых учреждений банка, что удалось реализовать.
В.В. Воробьёв оказывается на острие сложнейшей ситуации по содержанию Вооруженных сил страны. Доходы бюджета России в начале 90-х годов ХХ столетия не обеспечивали их финансирование. Возникали громадные дополнительные расходы, связанные с выводом войск с территории 13 стран мира численностью 1,2 миллиона человек, 45 тысяч единиц техники и огромного количества военного имущества и других материальных ценностей, которые не могли быть реализованы на месте. Начиналась контртеррористическая операция, по сути – война, в Чеченской Республике. Она впрямую коснулась В.В. Воробьёва, которому пришлось решать весьма нелегкие задачи в сфере ее финансового обеспечения. Развал СССР остро поставил вопрос о восстановлении системы обороны страны. Все эти проблемы становятся для главного военного финансиста страны предметом ежедневных забот.
На это накладывались скоропалительные решения директивных органов, принимаемые без детальной проработки многочисленных экономических вопросов. Прежде всего это касается вывода войск с территории государств – бывших участников Варшавского Договора. В этих условиях приходилось принимать смелые, нестандартные решения по защите экономических интересов государства.
Будучи назначенным от Правительства РФ председателем переходного фонда по содержанию и выводу Западной группы войск, начальник ГУВБиФ МО РФ В.В. Воробьёв ежеквартально встречался с руководством министерств экономики и финансов Германии не только по вопросам получения валютных средств, но и по ряду других. В результате принятых жестких мер по эффективному использованию валютных средств Западной группой войск (ЗГВ) удалось получить 234,6 миллиона марок внебюджетных средств, сократить расходы и сэкономить более 400 миллионов марок.
Размещение временно свободных средств в Цоссенском отделении «Дойче банка» под проценты позволило привлечь для финансирования потребностей войск более 100 миллионов марок. Чтобы избежать обесценения крупной суммы польской валюты в Северной группе войск на территории Польши, генералом В.В. Воробьёвым были приняты меры по ее обмену на валюту другой страны и размещению на счетах «Дойче банка».
Благодаря этому финансовое обеспечение содержания и вывода ЗГВ осуществлялось без срывов. Более того, крупные суммы достигнутой экономии позволили в 1993–1994 годах перевести в Россию около 500 миллионов марок, которые использовались как резерв на неотложные нужды Вооруженных сил, в том числе на приобретение значительного количества квартир, строительство жилья, завоз материальных средств на Север, борьбу со стихией, а в особо критических ситуациях даже на выплату денежного довольствия военнослужащим с последующим восстановлением произведенных расходов за счет сметы Министерства обороны.
Значительный экономический эффект с существенным повышением боевой готовности ВМФ был получен за счет заключения МО РФ с болгарской стороной договора о проведении ремонта кораблей (в основном Черноморского флота) России в счет стоимости боеприпасов и некоторой техники, оставленных на территории Болгарии от стратегических резервов штаба ОВС Варшавского Договора. Руководство работой комиссии осуществлялось начальником ГУВБиФ МО РФ.
Вместе с тем, за всем этим стояла огромная, напряженная, самоотверженная работа большого числа людей, которыми пришлось реально управлять В.В. Воробьеву.
Несколько лет подряд острейший дефицит финансирования буквально держал «за горло» Главное управление военного бюджета и финансирования и его руководителя. В этих условиях В.В. Воробьёву нужно было определиться с приоритетами при расходовании бюджетных средств. На первое место вышли расходы по содержанию личного состава. И это при постоянно высоких темпах инфляции. (Цены в 1991 году выросли более чем в 2,6 раза, в 1992 году – в 26 раз, в 1993 году – в 9,4 раза, в 1995 году – в 2,3 раза.)
Чтобы защитить достойный уровень денежного содержания военнослужащих, приходилось искать основу для адекватного изменения уровня денежного довольствия. С этой целью в 1992 году должностной оклад по первичной должности военнослужащего, проходящего службу по контракту, был привязан к минимальному прожиточному уровню, который пересматривался ежеквартально, а в законе «О статусе военнослужащих» – к минимальному размеру оплаты труда, который изменялся более оперативно. Уже в 1991 году по предложению Главного управления военного бюджета и финансирования, поддержанному министром обороны, президентом страны было отменено взимание с военнослужащих подоходного налога. В закон «О статусе военнослужащих» кроме бывших существенных льгот в Советской армии был включен ряд новых льгот.
В условиях высоких темпов инфляции удалось вместо мизерных абсолютных сумм надбавок ввести для военнослужащего процентные надбавки к окладам (за классность, за особые условия службы и др.). Был введен также ряд новых дополнительных выплат, которые позволили повысить уровень денежного довольствия военнослужащих. Благодаря принятым мерам денежное довольствие за 1991–1995 годы повышалось 14 раз, чем практически было предотвращено обвальное увольнение из Вооруженных сил молодых офицеров, чего не удалось сделать в последующие годы. Чтобы этого добиться, Главному управлению военного бюджета и финансирования пришлось подготовить и направить от имени министра обороны более 30 писем в адрес президента страны, председателя правительства, председателей палат Федерального собрания РФ.
Важные решения были приняты и по защите военных пенсионеров. В результате военные пенсии возросли в 1,3 – 1,5 раза.
Таким образом, под руководством В.В. Воробьёва в 1991–1995 годах по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения были предприняты меры, которые имели реформаторский характер.
Не меньше сложностей возникало с обеспечением военнослужащих другими видами довольствия (продовольствием, вещевым имуществом и др.). Неотложные потребности Вооруженных сил обеспечивались благодаря нестандартным подходам к организации их финансового обеспечения. Хотя заявка Министерства обороны на 1992 год была удовлетворена Министерством финансов полностью, однако рост цен в 26 раз не позволил за счет отпущенного финансирования удовлетворить материальные потребности армии и флота. Еще сложнее складывалась обстановка в последующие годы, поскольку Министерство финансов не справлялось с выполнением закона о федеральном бюджете и сокращало финансирование почти наполовину. Например, чтобы не сорвать отправление в отпуск выпускников военно-учебных заведений и преподавательского состава из-за отсутствия средств в Министерстве финансов, пришлось прибегнуть к предоставлению в качестве кредита временно свободных внебюджетных валютных средств одному из крупных российских банков на территории Германии с одновременным получением от него в России необходимых денежных средств. По поступлении финансирования из Министерства финансов полученная сумма была возвращена, а предоставленный валютный кредит погашен в соответствии с заключенным договором.
Серьезные меры со стороны Главного управления потребовались по недопущению предъявления Российской Федерации финансовых претензий странами, с территории которых выводились войска. В целях снятия претензий Германии по компенсации экологического ущерба, причиненного советскими войсками, генерал-полковник В.В. Воробьёв в качестве личного посланника Б.Н. Ельцина был направлен к канцлеру ФРГ Гельмуту Колю с письмом Президента РФ о применении нулевого варианта, то есть о снятии претензий в обмен на недвижимость советской стороны, остающейся на территории Германии, который и был реализован.
При выводе войск с территории Прибалтийских республик остро встала проблема обеспечения военных пенсионеров, которые там проживали. В связи с этим по инициативе Главного управления военного бюджета и финансирования были разработаны межправительственные соглашения, в соответствии с которыми для решения этих вопросов были созданы отделы социального обеспечения на территории этих государств.
Несмотря на комплекс принятых В.В. Воробьёвым мер, обстановка с финансированием Министерства обороны, обусловленная недостаточным выделением средств из бюджета по вине Минфина и Правительства РФ, оставалась напряженной. Требовалось найти виновного. Им сделали Воробьёва. Слишком самостоятелен, энергичен, честен он оказался. И при этом контролирует огромные финансовые потоки. Повод нашелся.
Декабрьским Постановлением Правительства РФ за № 1349 предусматривалось ликвидировать различие в оплате военнослужащих силовых ведомств, в связи с чем вводились увеличение окладов по воинским должностям военнослужащим Министерства обороны на 25% за службу в Вооруженных силах, а также надбавка за специальный режим службы в размере до 50% оклада по воинской должности, премия в размере до 3 окладов денежного содержания в год, увеличивалась материальная помощь с одного до двух окладов денежного содержания. После введения этих выплат из правительства поступило распоряжение о приостановлении реализации данного постановления. В.В. Воробьёв его выполнить не мог физически, поскольку выплаты уже начались, о чем он доложил министру обороны. Заинтересованные лица подготовили решение президента страны об освобождении В.В. Воробьёва от должности начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ якобы за грубые финансовые нарушения, неудовлетворительное выполнение постановления Правительства РФ.
Впервые такое решение принималось не по инициативе министра обороны, а вопреки его позиции. Министр обороны П.С. Грачёв докладывал президенту страны: «Основная причина всех бед состоит в том, что некоторые официальные лица и государственные структуры не хотят признать, что в сложившейся ситуации Вооруженные силы не могут жить и решать поставленные задачи на те крайне недостаточные ассигнования, которые им выделяются. Идет откровенное перекладывание на Министерство обороны ответственности за допущенные просчеты в вопросах финансирования Вооруженных сил. Весь 1995 год Министерство финансов не выделяло Министерству обороны необходимые ассигнования на реализацию постановления правительства от 7 декабря 1994 года. В конце концов оно было вынуждено признать свою неправоту и включить требуемые Вооруженным силам суммы в проект Закона РФ “О внесении изменений в Закон «О федеральном бюджете на 1995 год»”.
Докладываю на Ваше решение и прошу снять необоснованные обвинения с должностных лиц Министерства обороны».
«Подводным же камнем» для снятия с должности послужил категорический отказ В.В. Воробьёва прибегнуть к получению кредитов в коммерческих банках для финансирования Вооруженных сил в IV квартале 1995 года, поскольку Министерство финансов необходимых сумм на это в бюджете не предусмотрело. Это было противозаконной операцией, поскольку выплата процентов за пользование кредитом в бюджете не предусматривалась, а они составляли 120 миллиардов рублей. Получение кредитов легло бы в конечном итоге дополнительным бременем на бюджет, то есть на плечи народа, в угоду отдельным заинтересованным в этом правительственным чиновникам.
Попытки очернить деятельность В.В. Воробьёва в должности начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ были признаны несостоятельными и диктовались меркантильными интересами их авторов. Это суть официального заключения Генеральной прокуратуры РФ. Как указывалось в соответствующем документе Военной прокуратуры, проверкой служебной деятельности генерал-полковника В.В. Воробьёва Главной военной прокуратурой РФ с участием специалистов Министерства финансов, Центрального банка, Счетной палаты, Министерства обороны, других министерств и ведомств РФ установлена правомерность его служебной деятельности. Последующие годы доказали дальновидность принимаемых решений со стороны руководителя Главного управления военного бюджета и финансирования.
Около 6 лет генерал-полковник В.В. Воробьёв был не у дел. В сентябре 2001 года он назначается на должность начальника Военного финансово-экономического университета. Основания к этому были убедительными – это богатейший опыт работы в войсках и в Центральном аппарате, причем в самое сложное время, преданность избранному делу, честность, принципиальность, ученая степень кандидата экономических наук, масса публикаций и солидная монография, а также и завершающая стадия подготовки докторской диссертации, которые свидетельствовали о плодотворной работе В.В. Воробьёва.
С вступлением в должность начальника университета В.В. Воробьёв в целях более глубокого изучения истории, осмысления современного состояния финансов Вооруженных сил принял решение о создании Музея финансово-экономической службы Вооруженных сил РФ с привлечением к этой работе и профессорско-преподавательского состава. Это позволило реализовать задуманное в рекордно короткие сроки – к очередному юбилею университета. Затем были претворены в жизнь еще два творческих замысла: к 85-летию Главного управления военного бюджета и финансирования под его руководством и непосредственном участии подготовлен научно-исторический труд энциклопедического характера «Военная финансово-экономическая служба России: история и современность», а к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне – еще один коллективный научно-исторический труд – «Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в победу». В.В. Воробьёвым была защищена диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, подготовлена и издана вторая монография – «Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения».
Созданный в университете за 2002–2005 годы литературно-исторический и научно-просветительский комплекс профессионального обучения и военно-патриотического воспитания: Военная финансово-экономическая служба России от Петра I до наших дней, ядром которого является Музей финансово-экономической службы Вооруженных сил Российской Федерации, и указанные выше научно-исторические труды 9 мая 2006 года удостоены Государственной премии имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, что свидетельствует о высокой оценке труда авторского коллектива университета.
Изданные книги пользуются широким спросом военно-учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, музеев, ветеранов и практических работников финансово-экономической службы.
И главное: под руководством генерал-полковника В.В. Воробьёва Военный финансово-экономический университет за пять лет буквально преобразился. В плане материальной базы, учебно-научной деятельности стал уникальным учебным заведением. В разделе «Золотой фонд» настоящего издания он по праву занимает достойное место.
Сегодня генерал-полковник Василий Воробьёв возглавляет Межрегиональную общественную организацию «Совет ветеранов военной финансово-экономической службы». Её главные цели – сохранение традиций военной финансово-экономической службы, сплочение ветеранов, обеспечение исторической справедливости в оценке роли и значения труда военных финансистов и их вклада в развитие Вооружённых Сил.
В.В. Воробьёв награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени, «За военные заслуги», 20 медалями.