ЧЕРНАВИН Владимир Николаевич (1928-2023)
Герой Советского Союза, адмирал флота, главнокомандующий ВМФ России (1992), главнокомандующий ВМФ СССР, заместитель министра обороны СССР (1985–1992), командующий Северным флотом (1977–1981), президент Союза моряков-подводников ВМФ РФ, почетный гражданин городов Полярный Мурманской области и Николаева (Украина)
Адмирал флота В.Н. Чернавин — первый из советских военных моряков послевоенных поколений, поднявшийся на высшую ступень штабной службы в ВМФ. В середине 1980-х годов он стал первым начальником Главного штаба ВМФ, выдвинутым на должность главнокомандующего ВМФ.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 22 апреля 1928 года в городе Николаеве. Отец — Чернавин Николай Васильевич (1895–1944), в 1916 году призван на флот, дослужился до звания подполковника, в годы Великой Отечественной войны воевал на Севере, умер во фронтовом госпитале. Мать — Чернавина Полина Васильевна (1902–1985), работала воспитательницей детского дома. Супруга — Чернавина (Агапова) Надежда Павловна (1928 г. рожд.), филолог. Дочь — Чернавина Ольга Владимировна (1956 г. рожд.), филолог. Внучка — Курова Надежда Сергеевна (1989 г. рожд.).
Детские годы Владимира Чернавина прошли среди военных моряков в Николаеве, Очакове, на Соловецких островах, где служил в то время его отец. Решающую роль во флотской судьбе Чернавина сыграл именно Северный флот. Ему отдано свыше 30 лет жизни. Туда Владимир Николаевич пришел лейтенантом после окончания сначала Бакинского военно-морского подготовительного училища (1944–1947), а потом старейшего в России учебного заведения, созданного еще Петром I, — Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе (1947–1951).
Первой для будущего адмирала и главкома ВМФ В.Н. Чернавина была должность командира БЧ-2-3 дизельной ПЛ «С-102» (1951–1953). Затем он стал помощником командира ПЛ «С-102» (1953), старшим помощником командира ПЛ «С-155» Северного флота (1954–1956). В феврале 1956 года Владимира Чернавина назначают командиром строящейся в Сормове дизельной ПЛ «С-347» (проекта 613). В ноябре того же года лодку включили в 20-ю отдельную бригаду ПЛ Балтийского флота, а в июне 1957 года ПЛ была переведена на Северный флот.
Многие подводники тех лет признаются: ледовые походы довоенных командиров дизельных подводных лодок не только впечатляли молодых моряков, но всегда волновали их воображение, в мечтах всегда хотелось быть с ними, на их месте. Такие мысли испытывал и Владимир Чернавин. И ему повезло!
На его дизельную лодку установили новый прибор — эхоледомер, который нужно было всесторонне испытать в море. Вот почему уже тогда Чернавину много больше, чем кому бы то ни было, пришлось плавать и во льдах, и подо льдами. Служба на «дизелях» вообще дала ему многое, в том числе тот подледный опыт, который очень пригодился, когда он стал командиром атомной ПЛ первого поколения, и в последующем, когда подледные плавания будут на долгие годы постоянно сопровождать его подводную службу.
В те годы активно разрабатывалась теория и практика группового использования ПЛ в удаленных районах Мирового океана. Для проверки нового наставления по действию ПЛ в завесах и группах был спланирован специальный поход двух дизельных подводных лодок в Северную Атлантику на полную автономность. Для выполнения этой задачи были привлечены две дизельные ПЛ — «С-347» под командованием Владимира Чернавина и «С-346», которой командовал его хороший товарищ капитан 3 ранга В.И. Зверев. Совместный автономный поход (на 30 суток) состоялся с 30 июля по 28 августа 1958 года в район Бискайского залива по маршруту Кольский залив — Исландия — Фарерские острова. Тогда впервые ПЛ действовали в завесе, а потом и в группе при передаче управления из Североморска в Москву и обратно. Поход получил высокую оценку командования.
В апреле 1959 года В.Н. Чернавин назначается командиром строящегося атомохода «К-21», получившего свое наименование в честь Краснознаменной ПЛ «К-21» под командованием легендарного Н.А. Лунина.
Освоение первых атомных ПЛ их экипажами шло напряженно, но успешно, что позволило руководству принять решение о первом походе атомной ПЛ на полную автономность. В то время эта сложнейшая задача была поставлена экипажу атомохода «К-21», личный состав которого ввел корабль в первую линию и успешно добивался поставленных целей. 14 мая 1962 год лодка, первой из атомных ПЛ, вышла в поход в Арктику на полную автономность, пройдя за 51 сутки 10124 мили, из них над водой 1476 миль, под водой 8648 миль. Успешное выполнение задач этого похода, имевшего исключительное значение в истории отечественного флота, придало еще больше уверенности экипажам первых атомоходов в освоении новых кораблей, а руководству ВМФ и Северного флота — больше смелости и уверенности в постановке задач по освоению новых подводных кораблей.
«К-21» была поставлена задача — плавать как можно больше с целью проведения полного мониторинга всей техники атомохода по моторесурсу. Это была важная задача на перспективу, но очень сложная задача для экипажа.
В то время первая американская атомная лодка «Наутилус» под командованием капитана Андерсена совершила поход на Северный полюс. Начали готовить такой поход и советские моряки. «К-21» была назначена дублером ПЛ «К-3», которая готовилась к этому походу в качестве корабля № 1. При подготовке к решению этой задачи «К-21» следовало пройти часть маршрута будущего похода к полюсу, отработать и испытать в реальных условиях методику маневрирования под паковыми льдами, поиска и всплытия в полыньях, проламывания льда, уточнить вопросы арктической навигации, связи с командным пунктом флота, обеспечение надежной эксплуатации всех систем и механизмов АПЛ и написать первую инструкцию по подводному плаванию АПЛ. Председателем комиссии по созданию инструкции был назначен командир «К-21» капитан 2 ранга В.Н. Чернавин. Задача сложная, но чрезвычайно интересная, и она была выполнена успешно.
И еще об одном походе подо льдами Арктики. В интересах обеспечения безопасности подледных плаваний будущего, а также в интересах немедленного применения стратегических ракет из полярных районов Мирового океана отечественной промышленностью были созданы специальные торпеды для подрыва льда и всплытия АПЛ в надводное положение в искусственно созданной полынье. Эти торпеды надо было испытать в реальных условиях обстановки. Для этого был спланирован специальный поход АПЛ «К-21» в высокие широты и испытания этих торпед с фактическим подрывом пакового льда различной толщины и различным количеством торпед в залпе.
В принципе, испытания предусматривали поиск льда нужной толщины, стрельбу торпедами для его подрыва, всплытие АПЛ, высадку на лед обмерочной партии, обмер искусственной полыньи и оценку результата стрельбы, погружение АПЛ и переход в новый район с повторением стрельбы в других условиях и другим количеством торпед в залпе. В процессе выполнения этой задачи разрабатывались способы поиска искусственной полыньи и оптимальное для этого маневрирование, что оказалось очень непростым делом, так как стрельба производилась с большой дистанции, а всплытие АПЛ проводилось в найденной для этого естественной полынье. И здесь «К-21» и командир, и экипаж не подвели.
В 1962 году в числе первых командиров атомоходов Владимир Чернавин был направлен на учебу в Военно-морскую академию. А спустя три года он возвратился в свою же 3-ю дивизию атомоходов начальником штаба — заместителем командира дивизии (1965–1967). Комдивом в то время был капитан 1 ранга Николай Константинович Игнатов, человек известный на Северном флоте как опытный и знающий подводник. Вскоре (через год) он станет контр-адмиралом и Героем Советского Союза.
В период со 2 февраля по 26 марта 1966 года при первом трансокеанском переходе подводных лодок «К-116» и «К-133» из Баренцева моря на Камчатку через Атлантический океан, сложный в навигационном отношении пролив Дрейка и Тихий океан, Владимир Чернавин командовал надводными силами обеспечения похода как начальник походного штаба на экспедиционно-океанографическом судне «Г. Сарычев». За этот переход он награжден орденом Красного Знамени.
В 1967 году 39-летнего капитана 1 ранга Чернавина направили на учебу в Военную академию Генерального штаба. Все его помыслы были связаны с продолжением службы на Северном флоте, и только в плавсоставе. Так после окончания учебы В.Н. Чернавину предложили должность командира вновь формируемой дивизии атомных ракетных подводных лодок стратегического назначения самого нового проекта 667А.
В то время это были самые современные «стратеги». Они только входили в строй, и их нужно было осваивать с нуля. Так Владимир Чернавин в очередной раз оказался на Северном флоте, в Гаджиево (Сайда-губа).
С 1969 по 1974 год Чернавин последовательно прошел должности командира дивизии подводных лодок второго поколения (1969–1972), начальника штаба — заместителя командующего и члена Военного совета флотилии ПЛ (1972–1973), командующего той же флотилией и члена Военного совета флота (1973–1974).
То время изобиловало сложными и далекими походами атомного флота Советского Союза. Нужно было выхаживать и технику, и людей, чтобы такие походы совершать. Обладая большими организаторскими способностями, Владимир Чернавин внес значительный вклад в становление соединения, повышение его боевой готовности. Командуя дивизией, а затем и флотилией, оснащенными атомными подводными ракетоносцами, он целеустремленно и умело проводил работу по освоению новых кораблей и их вооружения, совершенствованию тактики использования и выработке новых приемов боевой деятельности ракетных ПЛ. Под его руководством успешно проводились походы на боевую службу и обеспечивалась высокая успешность ракетных стрельб, осуществлялись дальние межтеатровые переходы. По итогам боевой подготовки в 1974 году флотилия заняла первое место на Северном флоте. Должное внимание В.Н. Чернавин уделял обучению командиров ПЛ и командиров соединений, неоднократно выходил в море на проведение учений и боевых упражнений, в ходе которых передавал свой богатый опыт, в том числе и подледной навигации. Воспитал плеяду грамотных и инициативных офицеров-подводников.
В.Н. Чернавин руководил подготовкой и в период с 8 января по 19 марта 1971 года, когда возглавил переход ПЛ «К-408» с Северного флота на Тихоокеанский к месту постоянного базирования вокруг мыса Горн. В этом походе прошел тем же маршрутом, что и в 1966 году на экспедиционно-океанографическом судне «Г. Сарычев», только теперь уже под водой. За образцовое выполнение задания командования, мужество и большую ответственность награжден орденом Ленина.
В октябре 1972 года контр-адмирал В.Н. Чернавин был старшим первого похода стратегического ракетоносца «К-245» (командир — капитан 2 ранга А.С. Афанасьев) в высокие широты со всплытием в географической точке Северного полюса. По маршруту перехода проводилось испытание нового навигационного комплекса, а также отрабатывались ракетные стрельбы.
В 1974 году Чернавина назначают начальником штаба — первым заместителем командующего, а в 1977 году — командующим Северным флотом.
Оценивая деятельность Владимира Николаевича в должности начальника штаба, командующий Северным флотом адмирал флота Г.М. Егоров отмечал: «Высоко подготовленный, волевой и инициативный адмирал. Вступив в должность начальника штаба — первого заместителя командующего флотом, уверенно врос в обстановку на флоте, грамотно руководит управлениями и отделами штаба. Планирование боевой подготовки и начало учебного года штабом флота проведены организованно. Правильно организует и нацеливает деятельность штаба и органов управления на своевременное и качественное выполнение оперативных планов, поддержание сил флота в установленной боевой готовности, повышение качественных показателей в боевой и политической подготовке и совершенствование тактического мастерства командиров соединений флота».
На посту командующего Северным флотом адмирал В.Н. Чернавин сыграл большую роль в дальнейшем совершенствовании боевой готовности флота, укреплении его боевой мощи. Под его руководством в намеченные сроки осваивались и принимались на вооружение атомные подводные крейсера, дизельные подводные лодки, надводные корабли и самолеты более совершенных проектов, отрабатывались тактические приемы использования оружия и техники. Североморские атомоходы постоянно совершали походы в удаленные районы океана, межфлотские переходы подо льдами Арктики и вокруг Африки на Тихоокеанский флот, несли боевую службу не только в ранее освоенных районах, но и в глубинах Южной Атлантики и Индийском океане. Силы флота успешно участвовали в оперативно-стратегических и командно-штабных учениях, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие флота с войсками Ленинградского военного округа, ПВО страны, частями дальней авиации, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. В 1979 и 1980 годах Северный флот по итогам боевой и политической подготовки занимал первое место в ВМФ страны.
«Во главе Северного флота стоял опытный подводник адмирал Владимир Николаевич Чернавин. Вся его завидная служба прошла на подводных лодках Северного флота. Он командовал их соединениями, три года возглавлял штаб СФ. Умело руководил самым мощным по составу флотом, действовавшим на важнейшем океанском направлении», — так вспоминал главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков.
За большой вклад в повышение боевой готовности сил флота и умелое руководство ими в сложных условиях Мирового океана Указом Президиума Верховного Совета СССР адмиралу Владимиру Николаевичу Чернавину присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1981 году последовало высокое назначение: адмирал В.Н. Чернавин становится начальником Главного штаба ВМФ — первым заместителем главнокомандующего и членом Военного совета ВМФ. В 1985 году его назначают главнокомандующим Военно-морским флотом СССР — заместителем министра обороны СССР (1985–1992).
К середине 1980-х годов в СССР был создан мощный атомный подводный ракетно–ядерный флот, который освоил Мировой океан и нес боевую службу на его просторах вместе с надводными кораблями и морской авиацией. Ежедневно в океане находилось до 180–200 боевых кораблей и судов. Естественно, вся работа по управлению столь могучими силами флота в море и на берегу, отслеживанию обстановки, особенно в районах боевой службы и межтеатровых переходов, была в сфере постоянного внимания главкома ВМФ Владимира Чернавина, который отличался высоким профессионализмом и твердостью руководства, требовательностью к себе и подчиненным в обеспечении боевой готовности сил ВМФ. Флот жил многогранной и полнокровной жизнью.
Под руководством адмирала флота В.Н. Чернавина была разработана и в марте 1987 года проведена операция под кодовым названием «Атрина», которая стала главкомовским дебютом. Ее замыслом предусматривалось скрытное развертывание дивизии АПЛ Северного флота в Западной Атлантике с целью вскрытия оперативной обстановки в этом районе. Впервые за всю историю отечественного подводного плавания в океан вышла почти целая дивизия АПЛ. Вот как описывает обстановку Н. Черкашин в своей статье «Мы атаковали «Америку» скрытно...» в журнале «24 часа» (1997, №5): «В условленный день, в назначенный час атомные подводные крейсера повернули все вдруг и исчезли в глубинах Атлантики. Так из походной колонны, довольно растянутой во времени и пространстве, образовалась завеса, быстро смещающаяся на вест. Помимо всех прочих задач завеса имела целью вскрыть подводную и надводную судоходную обстановку в той части океана, которая плохо освещалась другими средствами морской разведки».
На поиск этой завесы были посланы десятки патрульных самолетов, мощные противолодочные силы США и их союзников, которые восемь суток не могли обнаружить советские корабли, вошедшие в Саргассово море — Бермудский треугольник. О наших АПЛ, идущих к побережью США, было доложено президенту Р. Рейгану. В результате была получена важная информация о противолодочных силах и средствах вероятного противника в Атлантике. Сам поход показал, что при необходимости отечественный подводный флот может действовать достаточно скрытно для нанесения ответного удара, и имел большое морально-психологическое значение для моряков Советского Союза.
В 1980-е годы печальным символом советско-американского противостояния на морях, затянувшегося на долгие десятилетия, было появление с периодичностью в 2–3 года, американских кораблей в черноморских территориальных водах Советского Союза. Наиболее вызывающей была акция, предпринятая Пентагоном 13 марта 1986 года, когда крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» вошли в территориальные воды у южного побережья Крыма и углубились в них на 6 миль. Это был вызов чести ВМФ страны, ее международному достоинству. Главком ВМФ В.Н. Чернавин решил положить конец таким провокациям. Он обеспечил одобрение на малом Политбюро СССР своей директивы командующим флотами, в которой приказывал вытеснять любых нарушителей и в Охотском море, и на Севере, и под южным Крымом вплоть до навала. В отличие от столкновения кораблей повреждения при навале — минимальные: может быть помят фальшбот, погнуты леерные стойки и т.д.
В феврале 1988 года незванные американские «гости» в составе ракетного крейсера «Йорктаун» и эсминеца «Кэрон» вновь решили пойти по маршруту вдоль черноморского побережья в Крыму, не обращая внимания на неоднократные требования не нарушать границы территориальных вод СССР.
Исполняя директиву главкома ВМФ В.Н. Чернавина, наступил момент, когда советский сторожевик «Беззаветный» навалился на левый борт американского крейсера: была повреждена пусковая установка «Гарпун», согнуты леера. Сторожевик «СКР-6» навалился на левый борт кормовой части эсминца «Кэрон»: повредил шлюпку и шлюпбалку. С какой точностью нужно было рассчитать маневр, чтобы навалиться, а не столкнуться, чтобы продемонстрировать решительность, но не перейти опасную грань. В острейшей ситуации были продемонстрированы риск, профессиональное мастерство командиров и экипажей сторожевиков. Повторять вытеснение не пришлось. Американские корабли легли на курс выхода из территориальных вод и вскоре покинули их. Урок был преподнесен жесткий, но эффективный. С тех пор нарушений не последовало.
В период с января по ноябрь 1992 года В.Н. Чернавин — первый главнокомандующий Военно-морского флота РФ. К сожалению, именно период службы В.Н. Чернавина в должности главкома ВМФ в конечном итоге сложился и для него самого, и для флота страны трагично. С распадом СССР Военно-морской флот на Балтике, Юге России, Каспии потерял большую часть военно-морских баз, инфраструктуры, значительные запасы оружия и технических средств.
В этих сложных условиях главнокомандующий ВМФ направлял усилия органов управления и Главного штаба ВМФ на сохранение корабельного состава, основных боевых соединений флотов, приведение организационной структуры в соответствие с новым боевым и численным составом и содержанием стоящих перед ВМФ задач.
Остро встал вопрос о судьбе Черноморского флота. Отстаивая интересы России, Чернавин решительно выступил против его раздела, добиваясь сохранения ЧФ как единого боевого организма под юрисдикцией России с подчинением главнокомандующему ОВС СНГ. Однако при близорукости и явном попустительстве руководства России Украина в отношении трех военных округов и ЧФ заняла позицию их силового захвата. Президент Украины Л. Кравчук провозгласил: «Все, что находится на территории Украины, является собственностью Украины, значит, и он (Черноморский флот) — собственность Украины». Тем временем войска Киевского, Одесского и Прикарпатского военных округов явочным порядком превратились в составные части украинских вооруженных сил. Все это было воспринято руководством Министерства обороны России спокойно. Было очевидно, что следующая акция захвата нависла над Черноморским флотом. Президент Украины Л. Кравчук для осуществления «прихватизации» Черноморского флота послал в Севастополь делегацию во главе с первым заместителем Председателя Верховного Совета Украины В. Дурдунцом. В составе делегации были начальник украинской службы безопасности, представители Верховного Совета Украины, Минобороны, деятели Руха и другие. В. Дурдунец вез Указ Президента Украины о взятии Черноморского флота под юрисдикцию Украины.
Главком ВМФ В.Н. Чернавин был готов к этой акции и с группой офицеров Главного штаба вылетел в Севастополь для недопущения и срыва этой акции. Именно в Севастополе представители Украины были вынуждены сесть за стол переговоров и столкнулись с решительным сопротивлением делегации России во главе с В.Н. Чернавиным. Им пришлось уехать из Севастополя ни с чем. Именно эти решительные действия сорвали план захвата Черноморского флота по образцу захвата трех военных округов СССР Украиной и перевели ситуацию в русло переговоров. Эти переговоры длились восемь лет, возглавлял их от России посол Ю.В. Дубинин, и в конечном итоге Черноморский флот остался там, где и должен быть, — в России.
С февраля 1993 года адмирал флота В.Н. Чернавин сначала был в распоряжении главкома ВМФ РФ, а затем вышел в отставку.
С 2008 года по 2011 год — генеральный инспектор Службы генеральных инспекторов Министерства обороны Российской Федерации. В 2008 году награжден орденом «За морские заслуги». С 2011 года — ведущий аналитик Управления генеральных инспекторов Министерства обороны Российской Федерации. Продолжает общественную работу на посту президента Союза моряков-подводников ВМФ России.
23 августа 2013 года Николаевским городским советом (Украина) принято решение присвоить В.Н. Чернавину звание почетного гражданина города Николаева с назначением из городского бюджета персональной ежемесячной надбавки в размере 220 гривен. Эти деньги адмирал флота переводит в Николаевский областной союз ветеранов подводников и ВМФ имени (своего имени) Героя Советского Союза адмирала флота В.Н. Чернавина. В 2014 году на эти деньги пошиты комплекты морской формы одежды для восьми ветеранов-подводников флота города. В 2015 году денег хватило на 14 комплектов морской формы, которые получили заслуженные ветераны ВМФ.
Владимир Николаевич Чернавин — Герой Советского Союза, награжден орденами Александра Невского, Мужества, «За морские заслуги», двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Красной Звезды, орденом Святой Анны I степени, именным оружием, иностранными орденами и медалями.
Он — лауреат премии имени Петра Великого. Избирался кандидатом, членом ЦК КПСС (1986–1992), депутатом Верховного Совета СССР 10-го и 11-го созывов. Автор книг «На морских и океанских просторах» (М.: Знание, 1987) и «Атомный подводный... Флот в судьбе России. Размышления после походов и штормов» (М., 1997), «Борьба на коммуникациях: уроки войн и современность» (М.: Патриот, 2003), а также ряда публикаций в периодических изданиях.