АНТОШКИН Николай Тимофеевич (1942-2021)
Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик РФ, генерал-полковник, доктор военных наук, профессор, академик Академии инженерных наук имени А.М. Прохорова, почётный гражданин города Кумертау и Республики Мордовия
Родился 19 декабря 1942 года в мордовской деревне Кузьминовка Федоровского района (Башкортостан), в крестьянской семье. Отец – Антошкин Тимофей Григорьевич (1909–1979), участник Великой Отечественной войны, служил в отряде истребителей танков, в 1942 году был ранен, после ранения работал в тылу. Мать – Антошкина (Богданова) Дарья Константиновна (1913–1997). Супруга – Антошкина Татьяна Сергеевна (1945 г. рожд.). Сын – Антошкин Сергей Николаевич (1967 г. рожд.), с отличием окончил Киевский педагогический институт, аспирантуру, кандидат исторических наук, работал старшим преподавателем в Московском университете МВД РФ, затем начальником мобилизационного отдела в Министерстве экономики Правительства Московской области, с отличием окончил Академию государственной службы при Президенте РФ. Дочь – Антошкина Елена Николаевна (1975 г. рожд.), окончила Московский государственный финансово-статистический институт и Московский городской юридический институт. Внуки: Анастасия (1998 г. рожд.), Павел (2005 г. рожд.).
У родителей Николая Тимофеевича было восемь детей. На следующий день после рождения Николая отец вернулся с фронта тяжело раненным. Когда семья Антошкиных переехала в город Кумертау, Николай пошел учиться в среднюю школу № 1, затем учился в школах № 4 и № 10. Как и большинство детей послевоенной поры, он повзрослел не по годам рано. Нужда заставила трудиться пастухом. Целые дни он проводил под открытым небом, сносил то хлесткий дождь, то палящий зной. Но была одна радость: в окрестностях города Кумертау был поворотный пункт маршрута полетов самолетов Оренбургского военного авиационного училища. Глядя на них, Николай старался представить людей, которые управляют стремительными машинами, и они казались мальчику могучими былинными героями.
После 9-го класса Николай, продолжая учебу, стал работать в угольном разрезе. В 1960 году, окончив 10 классов, работал на Кумертауской ТЭЦ, сначала рабочим комплексной бригады ремонтно-строительного цеха, затем инструктором физкультуры и спорта.
В 1961 году юноша отправил документы сразу в два учебных заведения – военное авиационное и строительное училища. Приняли в оба. Николай Антошкин выбрал военную стезю. В августе 1961 года он надел форму курсанта Оренбургского Краснознамённого высшего военного авиационного училища летчиков имени И.С. Полбина. После успешного окончания училища получил направление в Белорусский военный округ, где четыре года служил летчиком, начальником штаба эскадрильи и командиром звена. Осваивал новую технику. В 1968 году после переучивания начал летать на самолетах Як-28р, служил в разведывательном полку.
Во время кризиса 1968 года в Чехословакии полк участвовал в отправке транспортных самолетов в район событий. Принимал участие в разрешении советско-китайского пограничного конфликта из-за острова Даманский на реке Уссури, где 2 и 15 марта 1969 года произошли бои между советскими и китайскими войсками. Эскадрилья разведчиков, в которую входило звено Н.Т. Антошкина, была переброшена на Дальний Восток, на аэродром Возжаевка, и взяла под контроль границу на участке от отсрова Даманский до Магочи и Магдадачи (Амурская область), где отслеживала перемещения китайских войск, производила визуальную, радиотехническую, радиолокационную разведку.
В 1970 году Н.Т. Антошкин, как перспективный летчик, имевший высшее образование, был направлен на учебу в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, которую окончил с отличием. После окончания учебы в 1973 году в звании майора он продолжил службу в Одесском военном округе командиром эскадрильи. Через несколько месяцев эскадрилья стала отличной. Способного молодого пилота направляют учиться на восьмимесячные Центральные офицерские курсы по специальности «командир полка». Оттуда он вернулся на новую должность – заместителя командира полка по летной подготовке. Освоил самолет МиГ-25.
В 1975 году Н.Т. Антошкину были предложены сразу две должности – инспектора ВВС в Москве и командира нового авиационного полка в Средней Азии, в городе Карши. Он выбрал полк. Досрочно получил звание подполковника. С формированием полка в тяжелейших условиях справился успешно. В процессе формирования полка, ремонта двух аэродромов, переучивания личного состава на Як-28 Николай Тимофеевич за год лично налетал 265 часов – более четырех годовых норм. Уже через год полк стал одним из лучших в Туркестанском военном округе. Отношения с местными властями сложились хорошие: военные помогали при наведении порядка в городе, на уборке хлопка, других культур, на заготовке кормов для скота, проводили праздничные мероприятия. В городе проходили военные парады. В 1976 году Н.Т. Антошкин впервые в мире в народнохозяйственных целях дважды выполнил синхронную съемку с пилотируемым космическим кораблем (космонавты Б.В. Волынов и В.М. Жолобов) в районе космодрома Байконур. В 1977 году Н.Т. Антошкин награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.
В 1978 году производился вывод американских войск из Ирана. Ежедневно в течение полугода независимо от погоды, летчики и сам Н.Т. Антошкин совершали полеты вдоль советско-иранской границы, выполняя специальные задачи.
Следом стали развиваться афганские события. В воскресенье 18 марта 1979 года, на следующий день после вручения наград личному составу полка за успехи в боевой и политической подготовке в квартире Николая Тимофеевича раздался телефонный звонок командующего ВВС Туркестанского военного округа генерала Н.К. Мартынюка: «Антошкин, приказываю выслать самолеты на разведку в Афганистан! В районе Герата разоружена афганская пехотная дивизия, туда вошли иранцы и пакистанцы… Надо выявить группировку. Ты у нас лучший разведчик – думай, как действовать».
Аэродром полка находился в 14 километрах от города Карши. Уже по дороге туда, в автобусе, Антошкин ставил задачи, а летчики наносили на картах маршруты полета. Когда прибыли на аэродром, самолеты уже были подготовлены к вылету. Командир полка принял решение поднять в воздух три экипажа: один поставил на границу в качестве ретранслятора, другие два с соответствующим оборудованием послал в район Герата. До захода солнца удалось выполнить фотосъемку всех дорог от советской границы до Герата, Гератского аэропорта, самого города и его окрестностей с находящимися там войсками и техникой.
Садились на своем аэродроме уже ночью. По приказу командира полка начальник разведки и начальник аэрофотослужбы срочно вылетели в Москву на присланном из Ташкента самолете Ан-12. В полете они продолжали работать над фотопланшетом. В Москве представили разведданные в Главный штаб ВВС, оттуда – в Министерство обороны, затем – Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу.
Лишь через трое суток Николай Тимофеевич узнал, что произошло в Москве: Брежнев остался доволен оперативностью и профессионализмом военных летчиков, проявленными при выполнении поставленной задачи. Все, кто выполнял эту задачу, были награждены орденами и медалями, получили подарки от командующего войсками округа и командующего ВВС округа. Полк продемонстрировал великолепную подготовку. Впоследствии, действуя в Афганистане, полк не потерял ни одного человека, выполнив все боевые задачи.
В июле 1979 года подполковник Н.Т. Антошкин получает новое назначение – командиром полка в Группу советских войск в Германии (ГСВГ). Необходимо было привести полк в образцовое состояние и готовиться к итоговой проверке. За несколько месяцев гарнизон был приведен в порядок, аэродром окружен окопами, установлены блиндажи для его круговой обороны, очищены от мусора чердаки и подвалы домов. Командир полка подтянул личный состав по физической и строевой подготовке, по защите от оружия массового поражения и дисциплинам, которые при сдаче нормативов считались одними из профилирующих предметов в авиации. Начальник штаба 16-й воздушной армии генерал Мещеряков, прибыв в полк для итоговой проверки, заметил: «Товарищ Антошкин, у вас все слишком парадно». – «У меня повседневно так», – ответил Николай Тимофеевич. Вскоре полк подтвердил звание лучшего полка в ГСВГ и занял первое место среди разведполков ВВС.
В том же 1979 году Н.Т. Антошкин окончил двухмесячные Академические курсы при Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина по специальности «начальник штаба авиационного соединения», получил звание полковника. Планировалось его назначение начальником штаба дивизии. Но сложилось иначе. В это время южный истребительный авиационный корпус 16-й воздушной армии расформировывается, а Николай Тимофеевич назначается командующим авиацией – заместителем командующего 20-й гвардейской армией. Будучи на этой должности (генеральской), он сформировал новый коллектив и вывел его в лидеры. Уже через год авиация 20-й гвардейской армии стала лучшей в ГСВГ среди пяти армий. На крупных двусторонних учениях Антошкин назначался старшим над всеми командующими армейской авиацией одной из сторон.
В 1980 году Н.Т. Антошкин окончил двухмесячные Академические курсы (оперативные сборы) при Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина по специальности «командно-штабная армейская авиация». Затем в том же году он был направлен на учебу в Военную академию Генерального штаба ВС СССР, которую окончил в 1983 году. Затем полковник Н.Т. Антошкин получил назначение на должность командующего авиацией Центральной группы войск (Чехословакия). Прежде чем ехать туда, на два месяца был направлен в Торжок переучиваться на вертолеты.
Во всех авиационных частях Центральной группы войск (вертолетный полк, шесть отдельных эскадрилий, эскадрилья беспилотных самолетов-разведчиков, буксотряд и смешанная авиационная дивизия, которая на учениях и с началом боевых действий подчинялась командующему авиацией) Николай Тимофеевич обнаружил много недостатков. Подготовка вертолетного полка оказалась столь низкой, что он едва успевал принять боевую готовность за 1 час 45 минут, когда по нормативам отводилось 1 час 5 минут. Уже через месяц после вступления Антошкина в должность полк стал укладываться в 1 час, о чем он не без гордости докладывал командующему Центральной группой войск генерал-полковнику Борисову. Н.Т. Антошкин побывал во всех дивизиях группы войск, провел сборы авианаводчиков, читал лекции личному составу, инструктировал должностных лиц.
Весной 1985 года Н.Т. Антошкин был назначен начальником штаба ВВС Киевского военного округа. Здесь его и застал трагический апрель 1986 года, когда мир содрогнулся от слова «Чернобыль».
«Был воскресный день, – вспоминает Николай Тимофеевич. – Командующего ВВС округа дома не было. Дежурил я. Когда сообщили о случившемся и запросили помощь, я выслал вертолет на разведку. Уже после первого анализа понял: случилась страшная беда. Без авиации там не обойтись. Получив задачу от временно исполняющего обязанности командующего Киевским округом и от командующего ВВС округа, я лично выехал туда, взяв с собой начальника химической службы ВВС округа. В грозовую и ливневую ночь нами был поднят по тревоге вертолетный полк, который взял курс на Чернигов (недалеко от Чернобыля).
Нам была поставлена задача засыпать реактор. Сначала сыпали бор, потом песок, глину, магнетит, свинец. Засыпка реактора оказалась делом более сложным, чем мы думали. Работали мы так: вертолет зависал над аварийным блоком, открывалась бортовая дверь, и техник, привязавшись страховочным поясом, сбрасывал 60–100-килограммовые мешки. Сбросит 5–6 мешков – весь в поту. За несколько секунд 5–6 рентгенов получит. Тяжелая это работа: температура внизу 120–180°С, уровень радиации более 3000 р/ч (БЭР). Со всех сторон окружает невидимая смерть. В первое время, когда было мало техники, вертолетчики делали до 33 заходов в день. Позже установили строгую норму: получил 22 рентгена, убывай из зоны. Поэтому многие летчики еще долго летали после аварии».
С 26 апреля по 5 мая 1986 года Н.Т. Антошкин руководил действиями сводной авиационной группы, приданными обеспечивающими частями и подразделениями, гражданскими бригадами по закрытию аварийного реактора с воздуха. За этот период выработал совместно со своими подчиненными методику управления и сброса грузов на реактор с помощью парашютов, усовершенствовал подвесные системы вертолетов Ми-6 и Ми-26 и запустил их производство на заводах в городах Чернобыль, Чернигов, Киев, организовал сброс на реактор более 5000 тонн различных материалов, обеспечил несколько тысяч вылетов самолетов и вертолетов для сброса материалов, доставки личного состава в район аварии, различных приборов и приспособлений в район аварийного реактора, на визуальную фото- и радиационную разведку реактора и местности вокруг него, а также на выполнение других задач. Все задачи решались в исключительно сжатые сроки, в неясной и напряженной обстановке и впервые в мировой практике.
Во время чернобыльской трагедии генерал-майор авиации Н.Т. Антошкин одной из главных своих задач считал заботу о людях, о сохранении их здоровья. Благодаря четкой организации работ и управлению, своевременной дезактивации вертолетов, дозиметрическому контролю и санитарной обработке личного состава, принятию различных дополнительных мер защиты от облучения все задачи были решены успешно, без происшествий и потерь на земле и в воздухе.
Сам генерал Антошкин не знал покоя ни днем ни ночью, управляя большим коллективом. Ежедневно кроме выполнения своих основных функций он от двух до пяти раз вылетал в район аварийного реактора для решения различных задач на месте. Получив дозу облучения более 600 рентген (БЭР) и потеряв 11 килограммов веса, Николай Тимофеевич продолжал руководить действиями сводной авиационной группы. Лишь после закрытия реактора, 6 мая, по приказу командующего войсками Киевского военного округа он вышел из зараженного региона, передав управление генерал-майору авиации Феоктистову.
Заместитель Председателя Совета министров СССР Б.Е. Щербина инициировал постановление правительственной комиссии, в котором была отмечена работа авиаторов и лично генерала Н.Т. Антошкина. Он высказался так: «Нам повезло, что во время чернобыльских событий во главе авиационной группы оказался такой молодой энергичный генерал!»
За большой личный вклад в успешное проведение работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, устранение ее последствий и проявленное при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1986 года Николаю Тимофеевичу Антошкину присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал единственным Героем Советского Союза в ВВС, получившим это звание в должности начальника штаба воздушной армии ВВС округа.
После этого Николай Тимофеевич еще около 20 раз выполнял различные задания правительств СССР и Украинской ССР, военного командования в районе аварийного реактора, строящихся поселков для отселенных жителей и города Славутич для энергетиков, участвовал в организации действий вертолетчиков по спасению рыбаков на Азовском и искусственных морях на территории Украины. Но врачи на два года отлучили летающего генерала от штурвала.
В августе 1988 года генерал-майор Н.Т. Антошкин возглавил ВВС Среднеазиатского военного округа. Как уже не раз случалось, его направили на сложнейший участок работы, где необходимо было твердое и грамотное управление. К этому времени полки округа выполнили годовой план лишь на 25–35 процентов, тогда как у Николая Тимофеевича на предыдущих местах службы уже к маю план обычно бывал выполнен на 60 процентов. Планировалось введение сводной группы из двух полков на самолетах МиГ-27 в Афганистан, но они даже не приступали к подготовке. Кроме того, в связи с тем, что округ через год подлежал расформированию, управление ВВС округа и многие части не были укомплектованы полностью: не было начальников отделов и одного из заместителей. Несмотря на все трудности, новый командующий ВВС округа уже к ноябрю, когда в округ прибыла комиссия от главкома, довел налет частей до 95 процентов, подтянул личный состав по теоретической, строевой, физической, стрелковой и химической подготовке. Все части объезжал сам и вместе с помощниками готовил личный состав к решению поставленных задач.
Во время службы в Средней Азии серьезным испытанием для генерала Н.Т. Антошкина стали землетрясения в Таджикистане (1989) и Армении (1988–1989), а также вывод войск из Афганистана. Его авиаторы первыми пришли на помощь Спитаку и Ленинакану. Будучи членом правительственной комиссии Казахской ССР и не находясь лично на месте трагедии, он в считанные минуты или часы обеспечивал решение любых задач. В пострадавшую Армению были доставлены различные грузы: юрты, бетономешалки, краны, топливо, продовольствие, одежда, донорская кровь.
Николай Тимофеевич участвовал также в обеспечении запусков и приземлений пилотируемых космических кораблей и корабля многоразового использования «Буран».
В ноябре 1989 года, когда Среднеазиатский военный округ был уже расформирован, генерал-майор Н.Т. Антошкин назначается командующим ВВС Московского военного округа, которым командовал генерал-полковник Н.В. Калинин. Служба в этом округе имела свою специфику, в том числе постоянные (еженедельные) комиссии и проверки, отвлекающие офицеров и начальников от основной деятельности, а также показы авиационной техники высокопоставленным лицам и делегациям из разных стран. Здесь наряду с высоким профессионализмом Николаю Тимофеевичу требовалась и дипломатичность. За два года его работы в ВВС Московского округа укрепилась дисциплина в войсках, прекратились аварии и катастрофы самолетов и вертолетов.
В 1991–1992 годах вместе со своими подчиненными Н.Т. Антошкин создал пилотажные группы «Русские витязи», «Стрижи», «Небесные гусары», а затем Центр показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба. Организовал первые в истории России авиашоу. Впервые в мировой практике провел ночное авиашоу на аэродроме Кубинка, провел и обеспечил сотни успешных показательных выступлений на территории СССР и России и за рубежом. Сам он отлетал на 42 типах и модификациях отечественных и зарубежных самолетов и вертолетов.
В конце 1993 года генерал-лейтенант авиации Н.Т. Антошкин был назначен командующим фронтовой авиацией, формировал 16-ю воздушную армию и командование фронтовой авиации. Участвовал в организации боевых действий подразделений, частей и соединений фронтовой авиации и других ведомств в Абхазии, Таджикистане и на Северном Кавказе в 1994–1995 годах.
В ноябре 1998 года генерал-полковник Н.Т. Антошкин, не согласившись с сокращением и объединением ВВС и Войск ПВО Вооружённых Сил Российской Федерации, подал рапорт и досрочно уволился в запас с должности заместителя главнокомандующего ВВС по боевой подготовке.
Н.Т. Антошкин активно участвует в общественной жизни, военно-патриотическом и трудовом воспитании молодежи, проводит много общественно значимых акций в России и за рубежом. Участвовал в создании музея 17-й воздушной армии в школе № 227 города Киева, музея истории российского офицерства в городе Тамбове, музея боевой и трудовой славы мордовского народа в 1941–1945 годах в городе Саранске. Возглавляет клуб Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы города Москвы и Московской области и ряд других ветеранских организаций.
На выборах 18 сентебря 2016 года в Государственную думу Российской Федерации VII созыва избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия». Член комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Дата начала полномочий 5 октября 2016 года.
Николай Тимофеевич Антошкин – заслуженный военный летчик Российской Федерации (1993), член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, академик Академии инженерных наук имени А.М. Прохорова. За разработку методики тушения и закрытия аварийного реактора с воздуха в Чернобыле Международная академия наук Сан-Марино присвоила Н.Т. Антошкину ученую степень доктора военных наук и звание профессора.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени, IV степени с мечами (награда №1), Ленина, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II и III степени, медалями, орденами Русской Православной церкви Святого Даниила Московского II и III степени, Дмитрия Донского III степени, многими орденами и медалями иностранных государств, в числе которых орден Леона (Абхазия), многочисленными общественными наградами.
Ему присвоены звания почётного гражданина города Кумертау Республики Башкортостан, почётного гражданина Республики Мордовия. Его именем названы школа в деревне Кузьминовка Фёдоровского района, школа и улица в городе Кумертау.
Увлечения Николая Тимофеевича: театр, живопись, скульптура. Во всех культурных центрах, где ему за долгую службу доводилось побывать вместе с семьей, он с неподдельным интересом посещал музеи и выставки.