РЯЖСКИХ Александр Александрович (1931-2009)
Генерал-полковник, лауреат Государственной премии СССР, доктор военных наук, профессор, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Военной академии
В истории создания ракетно-ядерного щита отечества есть несколько имен, которые среди специалистов вызывают особое уважение. А.А. Ряжских за 38 лет службы в РВСН занимался эксплуатацией всех без исключения БРК (четырех поколений), находящихся на боевом дежурстве, а также разработкой, отработкой, испытаниями и серийным производством 17 типов БРК. Он лично руководил подготовкой и проведением более 100 пусков ракет, участвовал в запуске первых искусственных спутников Земли.
Родился 29 июля 1931 года в селе Ново-Животинное Березовского района Воронежской области. Отец – Ряжских Александр Иванович (1906 г. рожд.). Мать – Ряжских Людмила Сергеевна (1912 г. рожд.). Супруга – Ряжских Лидия Даниловна, филолог. Дочь – Наталья Александровна, окончила педагогический институт, преподаватель иностранного языка. Внуки: Дарья, студентка юридического факультета МГУ; Дмитрий, Александр.
С детства Александр Ряжских мечтал стать штурманом дальнего плавания. Однако, окончив школу, по рекомендации военкомата поступил в Одесское ордена Ленина артиллерийское училище имени М.В. Фрунзе. После первого курса Александра в составе группы из 25 курсантов перевели в Ростовское высшее инженерное артиллерийское училище. Он был зачислен сразу на второй курс. Для своего дипломного проекта слушатель Ряжских выбрал сложную тему, за которую не рискнули взяться другие, - «Анализ возможности сокращения времени по подготовке к пуску ракет Р-1 и Р-2». На защите дипломного проекта присутствовал маршал артиллерии М.Н. Чистяков, который оценил проект молодого инженера на «отлично».
По окончании училища Ряжских направили начальником электроогневого отделения в 77-ю инженерную бригаду РВГК, где на вооружении находились ракеты Р-1 и Р-2. На полигоне Капустин Яр участвовал в пуске первой ракеты Р-1 (февраль-март 1956 года). В это же время с этого полигона был проведен пуск ракеты Р-5М с ядерным зарядом (впервые).
В 1956 году Ряжских перевели на полигон НИИП-5 в Среднюю Азию. В 1957 году в должности начальника бортового расчета он принимал участие в пусках первых межконтинентальных ракет Р-7 и Р-7А. Далее А.А. Ряжских служил начальником команды, начальником комплексной группы в испытательной части на НИИП-5, главным инженером 69 БСС, начальником отдела полигона. На НИИП-5 работал под руководством С.П. Королева, В.П. Мишина, В.П. Бармина, В.Н. Глушко, Н.А. Пилюгина, В.И. Кузнецова. В 1960 году за успешное введение старта Р-7 А.А. Ряжских был награжден орденом Ленина, ему досрочно присвоили звание майора.
Испытывая дефицит инженерных кадров, ракетные войска комплектовались выпускниками высших военных училищ Военно-морского флота, Военно-воздушных сил, имеющих инженерное образование, которые быстрее других осваивали новую сложную боевую технику. За годы службы на полигоне А.А. Ряжских обучил сотни молодых специалистов. Его авторитет инженера-ракетчика был настолько высок, что ему доверяли быть руководителем подготовки и пуска ракет.
В катастрофе в октябре 1960 года во время пуска опытной межконтинентальной баллистической ракеты на НИИП-5 погибли десятки человек и в том числе первый Главком РВСН маршал М.И. Неделин. Испытательная работа на полигоне приучила А.А. Ряжских к строжайшей дисциплине и ответственности при работе с ракетным оружием и дала опыт организации его эксплуатации и выполнения мер безопасности. В течение второй половины 1950-х – начале 1960-х годов в частях и соединениях была создана служба ракетного вооружения. В эти службы привлекались опытные специалисты, в том числе и с полигонов. В 1963 году А.А. Ряжских был переведен в Москву, в Управление главного инженера РВСН (позднее - Главное управление эксплуатации ракетного вооружения), где он служил сначала старшим офицером, затем заместителем начальника и, наконец, начальником отдела. В этот период интенсивного развития ракетных войск управление решало вопросы подготовки кадров для ракетных войск, создания системы обслуживания и поддержания боеготовности ракетных комплексов, их надежности, системы безопасности и ракетно-технического обеспечения.
Появление в 1964 году в войсках шахтных пусковых установок потребовало от Управления разработки принципиально нового уровня эксплуатации. По инициативе отдела А.А. Ряжских была создана система единых регламентов на шахтной установке Р-16. В результате в 1965 году был создан документ (ДОТ-65), регламентирующий организацию проведения дня обслуживания техники, как основного планового мероприятия в жизни каждой ракетной части. Этот документ определил порядок планирования и проведения обслуживания техники. В 1966 году по инициативе А.А. Ряжских и при участии А.В. Усенкова было разработано Положение о техническом обслуживании ракетных комплексов (ПОТ-66), значительно расширившее обязанности всех должностных лиц в период подготовки и проведения регламентированных обслуживаний ракетного комплекса. В этом документе впервые статус обслуживания ракетных комплексов определен как выполнение боевой задачи. Документ положил начало научно-обоснованному, практически проверенному системному подходу к эксплуатации ракетно-ядерного оружия. Нормы и правила эксплуатации ракетных комплексов, предложенные А.А. Ряжских, получили поддержку со стороны войск и руководства ГУЭРВ.
Позднее, с началом развертывания ракетных комплексов «ОС», находящихся в полной готовности к пуску, встал вопрос о системе обеспечения их боевой готовности проведением регламентов, устранения неисправностей в ходе боевого дежурства и ужесточения мер безопасности. В этой работе, как и на шахтных комплексах ракеты Р-16, активное участие принимал А.В. Усенков. В целях повышения надежности МКР и «ОС» отделом, а в последствии и Управлением под руководством Н.Ф. Червякова, внедрена система информации о техническом состоянии ракетных комплексов «ОС», позволяющая оперативно устранять неисправности.
В мае 1968 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об организации гарантийного промышленного надзора за техническим состоянием ракетных комплексов стратегического назначения. При Минобщемаше было образовано 7-е Главное управление по гарантийному надзору. Одновременно в Главкомате РВСН было создано Главное управление эксплуатации ракетного вооружения, где продолжил службу А.А. Ряжских. Наряду с А.С. Матрениным, А.В. Усенковым, А.Г. Фунтиковым, В.А. Никитиным он стал одним из разработчиков нормативно-правовой и организационно-технической базы. Среди них: Положение о гарантийном надзоре, годовой план гарантийного надзора, план поддержания комплексов в боевой готовности и ряд других основополагающих документов, сохранивших свою практическую значимость до настоящего времени. Под руководством Н.Ф. Червякова, С.А. Сергеева и Н.Г. Ситцевого А.А. Ряжских принимал активное участие в создании системы обеспечения надежности в РВСН и гарантийного надзора промышленности.
По инициативе и при непосредственном участии А.А. Ряжских была создана система безопасности при работе на ракетном вооружении, в том числе система тройного контроля. Именно это простое правило тройного контроля избавило стратегические вооружения от случайностей, стало настоящей страховочной мерой от аварий и катастроф. Инициатива была поддержана генеральным конструктором В.Ф. Уткиным, Министром общего машиностроения С.А. Афанасьевым, Главнокомандующим РВСН Н.И. Крыловым и обрела жизненную силу в руководстве по эксплуатации ракетного вооружения. Система безопасности включала также жесткий контроль технологической последовательности всех операций, высокие требования к профессиональной подготовке номеров расчетов. В это же время практически внедрялась система управления эксплуатацией по определяющим параметрам.
Под руководством А.А. Ряжских, В.Н. Крылова, В.А. Никитина осуществлялись разработка и практическая реализация системы оперативно-технического управления (ОТПУ), ставшие важной вехой в истории создания основ управления эксплуатацией состоянием вооружения. Став центром сосредоточения нитей управления повседневной технической жизнью ракетных комплексов, система объединила потенциальные возможности служб гарантийного надзора с войсковой эксплуатацией, обеспечив тем самым оперативность восстановления ракетной техники на боевом дежурстве до предельно коротких сроков.
Работая в Управлении, А.А. Ряжских все больше задумывался о возвращении в войска и в 1970 году по его просьбе был направлен в 31-ю ракетную армию на должность заместителя командующего по вооружению. В этой должности прослужил до 1975 года.
В 1975 году он снова возвращается в Главное управление эксплуатации ракетного вооружения – его назначают начальником Управления, затем первым заместителем начальника ГУЭРВ. А.А. Ряжских занимался системами эксплуатации РК БЖРК, «Тополь», «Пионер», вел работу по надежности, регламентам, безопасности.
В 1984 году А.А. Ряжских назначается начальником ГУРВО - заместителем Главкома РВСН по вооружению, становится членом военного совета Ракетных войск. Прослужив в этой должности до 1993 года, совместно с В.Ф. Уткиным, В.И. Конюховым, Г.А. Ефремовым, В.Л. Лапыгиным, А.Д. Надирадзе, Б.Н. Лагутиным, Ю.С. Соломоновым, В.И. Кузнецовым, Я.Е. Айзенбергом, И.Н. Сапожниковым, Б.Г. Михайловым он активно участвовал в отработке РК четвертого поколения. А.А. Ряжских был председателем двух Госкомиссий по командной ракете и унифицированной ракете подвижного и шахтного базирования (РТ-2ПМ).
В связи с началом разработки в США стратегической оборонной инициативы (СОИ) при непосредственном участии А.А. Ряжских решался вопрос повышения стойкости элементной базы для систем управления ракет «Ермак» и «Икар». В период с 1984 по 1990-е годы ГУРВО принимало активное участие в совершенствовании боевого управления группировкой РВСН, промышленностью, конструкторским бюро «Импульс» (Б.Г. Михайлов). При активном участии А.А. Ряжских, помощи министра общего машиностроения О.Д. Бакланова, главкома В.Ф. Толубко за полтора года была создана новейшая система боевого управления «Сигнал-А», обеспечивающая высокую автоматизацию боевого управления ракетами четвертого поколения. В это же время вводились в строй новейшие командные пункты всех видов базирования, в том числе и высокой защищенности. В целях повышения автономности пусковых установок четвертого поколения под непосредственным руководством А.А. Ряжских были отработаны новые источники тока повышенной мощности – литиевые батареи.
А.А. Ряжских - лауреат Государственной премии СССР, премии Суворова Академии военных наук, кандидат технических наук, доктор военных наук, профессор, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Военной академии. Генерал-полковник.
А.А. Ряжских награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», двумя орденами Красной Звезды, многими медалями, в том числе медалью «За трудовое отличие» (за запуск первого искусственного спутника Земли).
Александр Александрович - автор научных трудов по надежности, ракетно-техническому обеспечению, управлению эксплуатацией, боевой готовности и другим специальным темам. В 2006 году вышла в свет книга «Оглянись назад и посмотри вперед» (записки военного инженера), которую А.А. Ряжских посвятил героическому труду военных инженеров, ветеранам, живущим и ушедшим, погибшим при исполнении служебного долга.
Скончался 7 января 2009 года.