СОКОЛОВСКИЙ Михаил Иванович
Лауреат Ленинской премии, лауреат премии Правительства РФ, член-корреспондент Российской академии наук, Генеральный конструктор НПО «Искра», заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный гражданин Пермской области, почетный гражданин города Пермь, доктор технических наук, профессор
Родился 29 марта 1935 года в Ленинграде. Отец – Соколовский Иван Михайлович (1909–1975). Мать – Соколовская Мария Борисовна (1912–1971). Супруга – Соколовская (Иванова) Ираида Ивановна. Дочь – Соколовская Александра Михайловна.
Родители Михаила Ивановича родом из Смоленска. В 1930-х годах они переехали в Ленинград. Иван Михайлович был двоюродным братом поэта Александра Трифоновича Твардовского, с которым они поддерживали связь. И.М. Соколовский хорошо помнил те времена, когда в детские годы они с братом мечтали стать один – художником, а другой – поэтом. Но судьба распорядилась иначе: Иван Михайлович стал профессиональным партийным работником, навещал брата в Смоленске, а тот присылал Соколовским свои книги с дарственной надписью. В юности Михаил хорошо знал младшего брата Александра Твардовского – Василия.
Когда началась война, Михаил вместе с матерью и младшей сестрой уехал в эвакуацию в Костромскую область, в деревню Андропово. Из Ленинграда они выезжали последним поездом, после этого движение перекрыли, начались бомбежки. Мише тогда исполнилось всего 6 лет. В эвакуации семья находилась с 1941 по 1944 год. В Андропово с ними жила мать отца. Именно бабушка научила мальчика любить лес и природу. Михаил собирал грибы и ягоды – землянику, чернику, и это служило им небольшой поддержкой в голодные времена.
Отец во время войны был политработником на Ленинградском фронте, закончил войну в звании майора. Когда прорвали блокаду, в 1943–1944 году Мише с матерью довелось приехать к отцу на фронт. Конечно, мальчик ехал нелегально – прятался под лавкой.
После войны семья вернулась в Ленинград. В 1946 году отец демобилизовался и стал инструктором ЦК компартии Латвии, потом первым секретарем уездного комитета партии. Позже мать с сестрой уехали к отцу, а Миша остался с бабушкой в Ленинграде. Жили они в коммуналке на Пушкинской улице. С городом на Неве у Соколовского связано множество прекрасных воспоминаний. Любимым местом прогулок для мальчишек в послевоенное время стал Невский, который ребята называли Бродвеем. По нему они ходили от Пушкинской до Литейного моста, также любили ездить на трамвае на Кировские острова – купаться.
Сначала Миша учился в школе на Невском проспекте, затем перешел в школу № 206 на Фонтанке, где еще с XIX века находилось коммерческое училище. В этой школе в свое время учился знаменитый актер Аркадий Райкин. Михаил увлекался историей родного города, на школьных олимпиадах неизменно становился лауреатом. В 6-м классе ему пришлось на год уехать к родителям в Ригу. Там он побывал на первом пионерском слете, в работе которого принимал участие первый секретарь ЦК компартии Латвии Я.Э. Калнберзин, а также известный писатель и председатель Совета Министров Латвийской ССР В.Т. Лацис.
В 1950 году отца назначили первым секретарем укома партии, наградили орденом Трудового Красного Знамени, а после ликвидации уезда Иван Михайлович возглавил один из четырех вновь образованных райкомов. После возвращения в Ленинград он работал инструктором сначала в Куйбышевском райкоме партии, затем в обкоме КПСС, а позже был назначен заместителем секретаря парткома Северо-Западного совнархоза и в этой должности проработал до выхода на пенсию.
В 1952 году Михаил Соколовский окончил школу с золотой медалью. Еще перед окончанием школы в райкоме комсомола Мишу агитировали поступать в летное училище. Но Михаил хотел стать инженером. Отец прекрасно понимал, что создавшаяся ситуация может испортить парню будущее, и помог сыну.
В 1950-е годы считалось очень престижным создание военной техники. Михаил подал документы в Ленинградский военно-механический институт. Тогда он смутно представлял, кого готовит это учебное заведение. Однако из трех факультетов – конструкторского, машиностроительного и приборостроительного – выбрал первый.
Михаил Иванович с благодарностью вспоминает прекрасных преподавателей. Институт выпускал отличных специалистов. Михаил был активным и энергичным студентом. Диплом его был экспериментальным: он сделал установку, но, к сожалению, до самого эксперимента дело не дошло.
В 1958 году М. Соколовский с отличием окончил институт по специальности «ракетные двигатели» («твердотопливное машиностроение») и получил квалификацию инженера-механика. В его военном билете значилось: «инженер-лейтенант по ракетному вооружению военно-морского флота».
В те годы разработки твердотопливного ракетостроения применялись при создании систем залпового огня, в том числе на легендарных «катюшах». До стратегического твердотопливного вооружения было еще очень далеко. Становление этой отрасли пришлось на 1952–1958 годы. В декабре 1955 года на базе конструкторского бюро Пермского машиностроительного завода имени В.И. Ленина Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было образовано СКБ-172, на которое были возложены работы по созданию образцовой ракетной техники. По сути, речь шла о создании в стране отечественной школы разработки ракетных двигателей, работающих на твердом топливе, и производственно-технологической базы для их серийного изготовления. Возглавил новое КБ талантливый конструктор М.Ю. Цирульников, стоявший у истоков создания твердотопливного двигателестроения. Пермь была одной из точек на карте, где формировался тот самый ракетный щит державы, который служит и сегодня. В этом городе серийно выпускались и выпускаются двигатели для самых мощных в мире межконтинентальных баллистических ракет, как жидкостных, так и твердотопливных. Именно здесь начинала свою конструкторскую карьеру целая плеяда уральских творцов – Цирульников, Лавров, Изгагин, Козлов, Сигаев. Здесь же начал свой путь в отрасли и Михаил Соколовский.
Но это будет впоследствии, а пока красный диплом давал Соколовскому право выбора места работы. Вместе с женой, окончив Военмех, они решили уехать в Пермь, на завод имени В.И. Ленина, где во время учебы в институте Михаил проходил преддипломную практику. Еще тогда его впечатлили эти живописные места на Каме.
О своем решении работать в Перми Михаил Иванович не пожалел ни разу и по сей день гордится тем, что, работая всю жизнь на одном предприятии, прошел все ступени – от рядового инженера до генерального конструктора.
Михаил Иванович начал работать в СКБ-172. Молодым специалистам предоставили отдельную комнату в бараке в рабочем поселке. Там же в 1958 году у них родилась дочь. С первых дней работы у Соколовского сложилось впечатление, что он попал в семью: в СКБ в основном работали выпускники Ленинградского военно-механического института.
Михаил приехал в Пермь в конце апреля, а в мае традиционно проводилась областная эстафета. Еще в школьные годы он увлекался различными видами спорта – боксом, футболом, волейболом, беговыми коньками. В институте уже имел 1-й разряд по стрельбе из малокалиберной винтовки и 2-й разряд по легкой атлетике – бег на короткие дистанции, прыжки в длину. Михаил Иванович хорошо помнит преподавателя физкультуры Александру Якушеву, участницу Олимпиады в Хельсинки, которая посоветовала ему заняться спринтом. Когда на заводе узнали о спортивных достижениях нового конструктора, его сразу взяли на сборы. Так началась спортивная биография Михаила Соколовского в Пермской области. Свое пребывание там он начал с участия в эстафете на приз газеты «Звезда», а впоследствии неоднократно становился чемпионом Пермской области в беге на 100 метров, рекордсменом Перми по прыжкам в длину и тройному прыжку. В то время многие ходили на стадион, а своих героев знали в лицо! Михаил Иванович с ностальгией вспоминает прекрасные времена – в Пермь приехало большое количество молодежи, все занимались спортом, принимали участие в художественной самодеятельности. Глаза молодых специалистов горели оптимизмом, желанием творить и брать от жизни как можно больше.
Еще один штрих в биографии М. Соколовского: М.Ю. Цирульников, возглавлявший в те годы кафедру в Пермском политехническом институте, предложил Соколовскому заняться преподаванием для подготовки специалистов по твердотопливным ракетным двигателям, которых тогда в Перми еще не было. Так с 1961 года начался преподавательский стаж Михаила Ивановича. Соколовский по сей день считает, что ему повезло – ведь он работал рядом с таким талантливым человеком, как М.Ю. Цирульников. В те годы настоящих специалистов было мало, а Михаила Юрьевича природа наделила редким даром учить молодежь. Он всегда предлагал молодым специалистам поработать в таких местах, которые требовали от них проявить себя чуть больше, чем они могли на тот момент. И все это для того, чтобы каждый смог реализовать свои способности.
С 1958 по 1968 год Михаил Иванович последовательно работал инженером-конструктором, руководителем группы, начальником сектора, заместителем начальника конструкторского отдела.
Конец 1960-х годов – время появления первых советских крупногабаритных ракетных твердотопливных двигателей. Именно такие двигатели установлены на первой отечественной межконтинентальной ракете 8К98.
В процессе создания этой ракеты Михаилу Ивановичу довелось работать и с Сергеем Павловичем Королёвым – выдающимся ученым и гениальным конструктором, который любил небо и всю жизнь посвятил тому, чтобы первым вывести человечество к звездам. Соколовский, будучи начальником сектора двигательных установок, вместе с Львом Николаевичем Лавровым (генеральный конструктор предприятия с 1968 по 1994 год) разрабатывал техническую документацию на двигатель первой ступени ракеты непосредственно в ОКБ-1. Академик Королёв лично ставил подпись на этом чертеже, который сохранился до настоящего времени и является одной из реликвий! Помимо СКБ-172 на этот заказ претендовали ОКБ-1 и ЦКБ-7 – Ленинградский завод «Арсенал» имени М.В. Фрунзе. СКБ-172 выиграло конкурс уже на стадии межведомственных испытаний.
Создание новых комплексов было связано с развитием многих отраслей, которые развивались параллельно с КБ, – это и металлургия (спецстали), и материаловедение (новые теплозащитные материалы), и радиоэлектроника (системы управления), и многое другое. Результатом этой работы стало создание трехступенчатой ракеты, которую приняли на вооружение в 1968 году, а в 1970 году провели ее модернизацию. В дальнейшем Михаил Соколовский полностью отвечал за двигатель 3-й ступени.
С.П. Королёв предлагал М.Ю. Цирульникову создать на базе СКБ-172 филиал ОКБ-1. Но Михаил Юрьевич, всегда ценивший самостоятельность, это предложение отклонил. Он придерживался принципа «делать все лучше, лучше и лучше». Стиль и система работы С.П. Королёва несколько отличались. Он считал, что «лучшее – враг хорошего». Поэтому был сторонником создания одной ракеты с возможностью ее последующих модернизаций. Другими словами, каждая ступенька в работе КБ должна была заканчиваться созданием готовой продукции нового качества.
Совместная работа с ОКБ-1 (позже НПО «Энергия») в известной степени определила будущее СКБ-172. В 1961 году оно обрело самостоятельность, в 1966 году на его базе было создано Конструкторское бюро машиностроения (КБМ) Министерства общего машиностроения СССР, а в конце 1960-х годов КБМ перестало заниматься разработкой ракет и сосредоточилось на разработке двигателей. В 1968 году Михаила Соколовского назначили начальником конструкторского отдела, в этой должности он проработал до 1973 года. В 1975 году предприятие получает статус производственного объединения, а с 1987 года становится Научно-производственным объединением «Искра». С 1973 по 1989 год М.И. Соколовский работал заместителем главного конструктора КБМ НПО «Искра».
Вся история «Искры» тесно связана с развитием ракетно-космической отрасли России. Уже в начале 1970-х годов там изготавливали двигатели системы аварийного спасения космонавтов (программа «Алмаз»), а в середине 1970-х годов «Искра» стала одним из ведущих предприятий страны в области создания твердотопливных ракетных двигателей для ракетно-космических программ.
Большая веха в биографии НПО «Искра» и М.И. Соколовского – работа по созданию стратегических твердотопливных ракет для подводных крейсеров. Направление создания баллистического ракетного оружия для подводного флота основал и в течение 30 лет возглавлял замечательный ученый и конструктор В.П. Макеев. Он специализировался в основном на создании жидкостных ракет. Созданные под его руководством морские комплексы с жидкостными ракетами стали лучшими в мире. Американцы отдавали предпочтение твердотопливным двигателям, и руководство отрасли решило, что они используют их не потому, что им не удалось решить важнейшие проблемы длительного и экологически безопасного хранения агрессивных жидких компонентов топлива, а по каким-то другим причинам, следствия которых могут проявиться неожиданно и нанести ущерб нашей обороноспособности. Поэтому перед отечественными конструкторскими организациями поставили задачу создать морские ракеты с твердотопливными двигателями, приближающимися по уровню к американским. Несмотря на полную новизну тематики, в сжатые сроки МОМ выполнило эту непростую задачу – макеевские комплексы с твердотопливными ракетами ни в чем не уступали, а во многом и превосходили американские «Посейдоны» и «Трайденты». М.И. Соколовский персонально отвечал за разработку 2-й и 3-й ступеней создаваемых ракет. С его непосредственным участием впервые в мире разрабатывались двигатели с раздвижными соплами, что позволяло существенно сократить длину ракеты. Впоследствии эта разработка использовалась и при создании ракет для подвижных комплексов наземного базирования. М.И. Соколовский навсегда сохранил воспоминания о совместной работе с В.П. Макеевым. Он хорошо помнит, с каким уважением смотрели на Макеева и моряки и промышленники во время их многочисленных совместных поездок на Северный флот и на испытательные базы в Северодвинске.
На протяжении своей истории КБМ работало практически со всеми генеральными конструкторами. В частности, коллектив предприятия разрабатывал двигатели маршевых ступеней баллистических ракет и стартовые ступени крылатых ракет для фирмы В.Н. Челомея. Соколовскому довелось работать с самим Челомеем и с его последователем Г.А. Ефремовым. Результатом плодотворной совместной работы стал ракетный комплекс «Гранит», для которого коллектив КБМ изготовил стартовую разгонную ступень. За разработку и внедрение в серийное производство этого комплекса коллектив создателей, в том числе и М.И. Соколовский, в 1984 году были удостоены Ленинской премии.
Затем в рамках проекта «Энергия–Буран» коллектив занимался созданием различных специальных двигателей, предназначенных для спасения и последующего многократного использования топливных блоков. По направлению создания двигателей для стратегических ракет велась работа и с КБ «Южное» в годы, когда во главе КБ стоял В.Ф. Уткин, а будущий Президент Украины Л.Д. Кучма (1994–2005) являлся его первым заместителем. В.Ф. Уткин поручал коллективу КБМ самые сложные работы по созданию 3-й ступени ракеты, в том числе и для БЖРК, которая по своим энергомассовым характеристикам до сих пор является лучшей в мире.
С Л.Д. Кучмой у М.И. Соколовского до настоящего времени сохранились теплые дружеские отношения. Когда физико-технический факультет Днепропетровского университета, выпустивший более 20 тысяч специалистов-ракетчиков, отмечал 50-илетие, Соколовский получил в подарок от Кучмы маленькую булаву. Президент Украины, сам выпускник этого факультета, сделал подарок в память о дружбе и сотрудничестве с Михаилом Ивановичем.
В 1989 году М.И. Соколовский назначается заместителем Генерального конструктора НПО «Искра», с 1992 по 1994 год ,работает первым заместителем Генерального конструктора, а с 1994 года – Генеральным конструктором и генеральным директором Научно-производственного объединения «Искра».
Соколовский возглавил «Искру» на исходе первой половины 1990-х годов. Для директоров машиностроительных предприятий это стало тяжелым временем. Но степень тяжести была не для всех одинаковой. Особенно трудно пришлось тем, кто создавал продукцию для оборонного комплекса страны. Мощные, хорошо оснащенные предприятия, многотысячные коллективы, способные делать то, что другие просто не смогли бы, в одночасье стали невостребованными. Далеко не всем удалось выстоять. Возглавляемая Соколовским «Искра» выстояла, потенциал коллектива оказался крепким. В начале 1990-х годов строго засекреченный Соколовский вошел в группу инспекторов, которая занималась контролем исполнения договора по сокращению стратегических наступательных вооружений. Состоялась его первая поездка на военно-морские базы США. Михаил Иванович своими глазами увидел знакомые разве что по спецлитературе «Трайдент-1», «Трайдент-2», «Посейдон». Он еще раз убедился в том, что отечественные разработки ничуть не хуже, и испытывал законную гордость за проделанную им работу.
Так сложилось, что на «Искре» трудится коллектив, одаренности и энтузиазму которого мог бы позавидовать любой научно-исследовательский институт. С самого начала на предприятии подобралась очень сильная команда, которая позволила КБ машиностроения стать ведущей фирмой в России по разработке твердотопливных энергоустановок различного назначения. Авторитет «Искры» был велик. Завоевав в соцсоревновании переходящее Красное знамя, сплоченный коллектив практически никому его не уступил за многие годы. Именно умение творить, разрабатывать и производить уникальные изделия всегда помогало этим людям выстоять даже в самой сложной ситуации.
С июля 1996 года НПО «Искра» преобразовано в открытое акционерное общество. Распоряжением Правительства РФ в июле 1998 года предприятию присвоен статус Федерального научно-производственного центра (первого и пока единственного в Перми). Проблем меньше не становится. В трудное для предприятия время Соколовский нашел стратегического партнера – им стал «Газпром». В настоящее время до 70% объема производства НПО составляет продукция для газовиков. Сегодня искровцы – основные российские разработчики и поставщики газоперекачивающих агрегатов, они занимаются разработкой, созданием и производством модульных газотурбинных электростанций мощностью от 4 до 25 МВт, компрессоров 12 и 16 МВт. За последние годы приняты комплексные программы сотрудничества «Урал–Газпром», включившие в сферу партнерских взаимоотношений целый комплекс ведущих предприятий Перми и области: НПО «Искра», «Авиадвигатель», «Машиностроитель», «Пермские моторы», «Искра–Авигаз», «Мотовилихинские заводы», «Привод» и многие другие. «Искра» – головное предприятие комплекса. Именно НПО совместно с «Искра–Авигаз» обеспечило стабильными заказами большую группу смежных предприятий.
Продукция НПО «Искра» находится на уровне мировых стандартов. На сегодня создано 4 объединения с международным участием. Первый – с «Прэтт энд Уитни» (совместное предприятие «Искра–Энергетика», поставляющее газотурбинные электростанции «Урал» и осуществляющее их сервисное обслуживание). Второй – консорциум с японской фирмой «Мицубиси» – разрабатывает и производит компрессоры для ГПА. Дважды тандем «Искра» – «Мицубиси» выигрывал международные тендеры на поставку агрегатов для строящихся компрессорных станций по проектам газопроводов «Голубой поток» и «Ямал–Европа». Третий – консорциум с французской фирмой «Термодин» – производит компрессоры для подземных хранилищ газа. Французы лидируют в этой области, и у них накоплен богатейший опыт. Совместно с британской фирмой «Джон Крейн» идет работа над сухими газодинамическими уплотнениями – очень перспективной, современной разработкой, способной произвести революцию в этой сфере.
Искровцы, безусловно, талантливы – у них свыше 1700 патентов, накопившихся за историю НПО, более 30 медалей, полученных на салонах в Брюсселе, Париже, Женеве, Сеуле, Лионе, многочисленные международные награды за свои разработки.
Федерация космонавтики России своими наградами отметила более 300 работников «Искры», 33 специалиста носят почетное звание «Заслуженный создатель космической техники», 9 – «Заслуженный испытатель космической техники», 6 – «Ветеран космонавтики России». Более 370 работников фирмы отмечены государственными наградами, почти 140 из них в настоящее время трудятся на предприятии.
Среди множества наград и всевозможных премий у Соколовского есть одна необычная – Михаил Иванович является рыцарем Мальтийского ордена. Это звание присвоено ему за выдающийся вклад в прогресс человечества. Соколовский не хотел летать, но дело, которым он занимается всю жизнь, все равно связано с полетами. Михаил Иванович чувствует ответственность за судьбу отечественного твердотопливного ракетостроения, болеет душой за свое дело так же, как в свое время Цирульников и Лавров, преемником которых он себя считает.
С его участием разработаны основы теоретических принципов оптимального проектирования высокоимпульсных энергетических установок, проведены фундаментальные и прикладные исследования, в результате которых впервые решены научные проблемы создания методических основ проектирования конструкции ракетных двигателей на твердом топливе с широким использованием композиционных материалов, прикладные задачи в области теплообмена, газовой динамики, энергетики и внутрикамерных процессов. Он внес большой вклад в создание более 40 энергетических установок, работоспособность и высокий уровень надежности которых подтверждены многолетней эксплуатацией в составе ракетных комплексов оборонного и космического назначения.
Эти и другие разработки и научные достижения отражены в 6 монографиях, более 140 изобретениях (из них 80 – по ракетной тематике), более чем в 250 статьях и докладах. Особо следует отметить конструкции ракетных двигателей и двигательных установок, раздвижного сопла с несколькими сопловыми насадками, насадок из углерод-углеродного материала для сопел ЖРД, противоградовой ракеты, компрессора и др.
М.И. Соколовский – доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук (2000), член президиума Пермского научного центра Уральского отделения РАН, академик и руководитель Уральского центра Российской академии ракетно-артиллерийских наук (1999), академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (1996), ряда других российских и международных академий.
Он – лауреат Ленинской премии (1984), премии Правительства РФ в области науки и техники (2003), Национальной премии имени Петра Великого (2002, в номинации «За создание новых видов конкурентоспособной продукции»), заслуженный деятель науки и техники РФ (1994), заслуженный создатель космической техники (2000), почетный гражданин Пермской области (1999), почетный гражданин города Пермь (2002), лауреат ряда национальных и иностранных премий. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1976), множеством российских и зарубежных наград, в том числе орденами «За честь и достоинство» (2004), Петра Великого (2000), Рыцарским Мальтийским крестом «За выдающиеся заслуги в деле прогресса» (2000), бельгийскими орденами Офицера (2003) и Командора (2004) «За выдающиеся заслуги в области изобретательства», золотой медалью имени В.Ф. Уткина (2005), золотой медалью SPI и медалью Наполеона (2001, 2003, Франция), золотым орденом «Меценат» (2004, «За выдающийся вклад в дело возрождения и процветания мира, за величие души, за бескорыстную щедрость»).
М.И. Соколовский является заведующим кафедрой «ракетно-космическая техника и энергетические установки» Пермского государственного технического университета, членом ряда научных советов и редколлегий научно-технических журналов. Среди его учеников – 2 доктора и 8 кандидатов наук.
Любимое занятие – это походы в лес за грибами. Михаил Иванович говорит, что, когда начинается сезон белых грибов, его не заманишь даже за границу – он всегда ездит на дачу под Кунгур, на север Пермской области. Очень любит посещать театры, в оперном старается не пропустить ни одной балетной премьеры. И еще очень любит ходить в музеи, в том числе и в других странах.