БИРЮКОВ Геннадий Павлович
Генеральный директор - Генеральный конструктор Конструкторского бюро транспортного машиностроения (1992-2004), заслуженный машиностроитель Российской Федерации, доктор технических наук, доктор философии, профессор, почетный доктор МАТИ-РГТУ имени К.Э. Циолковского, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Американского института аэронавтики и астронавтики
Родился 17 января 1937 года в городе Рудня Смоленской области. Отец - Бирюков Павел Григорьевич (1910–1943). Мать – Бирюкова (Космачева) Вера Стефановна (1913-1980). Супруга – Бирюкова (Бычковская) Галина Валериановна (1938 г. рожд.), инженер-строитель. Сыновья: Бирюков Сергей Геннадьевич (1966 г. рожд.), инженер; Бирюков Андрей Геннадьевич (1973 г. рожд.), инженер.
Детские воспоминания Геннадия Бирюкова, как и многих его сверстников, связаны с войной. В 1941 году городок Рудня, где жила семья Бирюковых, оказался на главном стратегическом направлении наступления гитлеровских войск – московском. В июле немцы вошли в Рудню, от которой после боев и пожаров остались только печные трубы. Отец Геннадия, руководивший до войны небольшим мелькомбинатом, присоединился к отступающим советским частям, позже сражался в танковых войсках и погиб на Курской дуге.
Всю оккупацию Геннадию вместе с мамой и братом пришлось провести в землянке. Части 39-й армии генерала Берзарина освободили Рудню 29 сентября 1943 года – однако остававшихся там в оккупации жителей не обнаружили: немцы погнали их на запад. Геннадий Бирюков вспоминает, что они успели дойти до польской границы, где их вызволили наступавшие советские войска. После проверок и «сортировок» вынужденных беженцев отпустили. Вернувшись в Рудню, Бирюковы получили отцовскую похоронку...
Среднюю школу Геннадий Бирюков окончил в Рудне в 1955 году с серебряной медалью и поступил на вагоностроительный факультет Брянского института транспортного машиностроения. По окончании вуза в 1960 году молодой инженер-механик получил распределение на Брянский завод дорожных машин, где впервые столкнулся с ракетной тематикой: завод изготавливал оборудование в том числе по заказам Государственного специального конструкторского бюро (ГСКБ) Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР – будущего места работы Геннадия Бирюкова.
Ощущая некоторый дискомфорт от работы не по специальности, Геннадий уговаривает директора отпустить его, не дожидаясь окончания положенной для молодых специалистов тех лет трехлетней отработки. Так Бирюков оказался на Рижском вагоностроительном заводе.
Его первым значительным успехом стало участие в создании по заданию МПС первого советского дизель-поезда. Тогда Геннадий Павлович впервые оказался в руководящей роли – ему было поручено возглавить рабочую бригаду по сборке и испытанию кузова.
В начале 1960-х годов проходило интенсивное обновление пригородного железнодорожного транспорта. Рижские электрички в первую очередь получала Московская железная дорога, поэтому Г. Бирюков, работавший тогда в отделе испытаний и наладки, значительную часть времени проводил в командировках в Москве. В столице он познакомился с выпускницей МИИТа Галиной Бычковской. Их романтические отношения в декабре 1963 года увенчались созданием семьи. Вскоре Геннадий Бирюков был принят на работу в уже знакомое ему ГСКБ.
Свою историю бюро ведет с 8 августа 1948 года. В этот день вышло распоряжение Совмина № 11059-РС о создании Государственного специального конструкторского бюро с целью «проектирования машин специального назначения». В виду имелась разработка наземного оборудования прежде всего для боевых баллистических ракет первого поколения. Вехами в истории ГСКБ было создание дорожных, строительных и аэродромных машин, транспортных агрегатов и заправщиков для первых ракет ОКБ-1 С.П. Королёва. Круг заказчиков ГСКБ расширился, когда в работу по боевой тематике включились конструкторские бюро М.К. Янгеля и В.Н. Челомея.
Бюро в качестве разработчика технологического оборудования участвовало в создании агрегатов и систем для первой зенитной ракеты В-300 (система С-25), первой крылатой межконтинентальной ракеты системы «Буря» Генерального конструктора С.А. Лавочкина, зенитных комплексов С-75 и С-125 (конструкторов П.Д. Гришина и М.Г. Олло соответственно), десятков наименований агрегатов и систем для ракет на высококипящих компонентах топлива Р-12, Р-14, межконтинентальной ракеты Р-16 главного конструктора М.К. Янгеля и др.
Важное место в работе бюро всегда занимала морская тематика: оно участвовало в работах по первой крылатой ракете С-2 береговой обороны – система «Сопка» (конструктор А.Я. Березняк), КСЩ – первой серийной крылатой ракете корабельного базирования (конструктор М.В. Орлов), первой баллистической ракете подводных лодок Д-2 (Р-13) миасского СКБ-385 (ныне – Государственный ракетный центр «КБ имени академика В.П. Макеева») и др. Забегая немного вперед, скажем, что свою первую государственную награду - орден «Знак Почета» – Геннадий Бирюков получил в 1975 году за работы над комплексом Д-9 (РСМ-40) того же коллектива «морских» ракетчиков.
А тогда, в 1964 году, новобранец ракетного дела Г. Бирюков вступил в должность старшего инженера отдела, занимавшегося созданием шахтных пусковых установок. Местом его работы стал сектор обеспечения надежности проводимых работ. С этого момента биография Геннадия Павловича неразрывно переплетена с летописью родного бюро.
В марте 1965 года ГСКБ включили во вновь образованное Министерство общего машиностроения СССР, а в скором будущем предприятие получило открытое наименование – Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ).
В том же 1965 году сектор, в котором трудился Г. Бирюков, стал самостоятельным отделом. Геннадий Павлович, зарекомендовавший себя как высококлассный специалист, назначается заместителем начальника отдела – возглавляет один из его секторов, занимавшийся оборудованием для ВМФ. Он много времени проводит в командировках, бывает практически на всех военно-морских полигонах, где внедряются новые боевые комплексы.
Богатый практический опыт, накопленный Г.П. Бирюковым в тот период, стал основой для написания кандидатской диссертации, которую он успешно защищает в МАДИ в 1973 году.
В 1979 году по предложению тогдашнего начальника КБТМ В.Н. Соловьёва Геннадий Павлович возглавляет проектно-конструкторский отдел. В 1984 году в Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского он успешно защищает диссертацию на соискание степени доктора технических наук.
С началом крупных общественно-политических перемен в обществе середины 1980-х годов совпал один из самых грандиозных успехов КБТМ – начало эксплуатации единственного в мире полностью автоматизированного («безлюдного») космического ракетного комплекса «Зенит», по праву считающегося одним из высших научно-технических достижений XX века в ракетно-космической области. 15 апреля 1985 года со стартового комплекса, созданного КБТМ на космодроме Байконур, стартовала ракета-носитель «Зенит-2».
Предыстория этого триумфа такова. Работать в КБТМ Геннадий Бирюков начал в ту пору, когда менялась сама философия ракетостроения. Руководитель бюро В.Н. Соловьёв выступил адептом принципиально важного и подтвердившего свою актуальность положения: невозможно проектировать современную ракету как самостоятельный летательный аппарат, а потом создавать стартовый комплекс – все это надо делать только в рамках единого процесса.
Устоявшиеся, но уже отжившие свое представления «чистых» ракетчиков о некой вторичности разработок стартовых сооружений могло поколебать только кардинально новое конструкторское слово. И это веское слово было сказано...
Геннадий Павлович вспоминает, что в свое время примерно два года ушло на «агитацию» Генерального конструктора КБ «Южное» В.Ф. Уткина в Днепропетровске, где проектировали ракету среднего класса «Зенит». Необходимо было убедить проектантов утяжелить ракету на несколько сотен килограммов ради того, чтобы избавиться на стартовой площадке от части ферм, трубопроводов, редукторов, клапанов и прочего «железа» и «делегировать» проведение некоторых традиционно наземных операций самой ракете.
Тем самым впервые в истории отечественной ракетно-космической техники привычный принцип «всё во имя ракеты» был изменен на «всё во имя комплекса». И мотивировка этого была более чем серьезная: «Зенит» создавался в разгар «холодной войны», в пору активного продвижения потенциальным заокеанским противником программы «звездных войн». Потому со стороны Советского Союза требовалась высочайшая «скорострельность» стартовых сооружений.
КБТМ успешно решило эту задачу: конструкция стартового стола позволяла запускать «Зениты» с интервалом всего в 5 часов (!) - меж тем как на подготовку очередных пусков всех существующих на планете ракет космического назначения требуются недели, а то и месяцы.
В стартовом комплексе удалось воплотить уникальную систему удержания ракеты на старте до набора двигателями определенной величины тяги. Это способствовало снижению риска возникновения аварийных ситуаций до минимума, что подтверждено более чем 30 успешно проведенными пусками. Полный же список уникальных компонентов и ноу-хау комплекса насчитывает не один десяток наименований...
Немалый вклад специалисты КБТМ внесли в создание стартовых комплексов, многие годы обеспечивавших успешные старты РН «Космос-2», «Космос-3М», «Циклон-2», «Циклон-3» и других.
События, последовавшие за развалом СССР, нанесли тяжелый урон развитию всей ракетно-космической отрасли и каждому из ее направлений. Оборонные заказы стремительно сходили на нет, и В.Н. Соловьёв в канун нового 1992 года решил покинуть директорский пост и предложил занять свое кресло Г.П. Бирюкову, тогдашнему заместителю директора по экономике и маркетингу. В должность Генерального директора - Генерального конструктора КБТМ Геннадий Павлович Бирюков вступил 25 декабря 1991 года. Его кандидатура была одобрена конференцией трудового коллектива.
Переход на рыночные отношения потребовал поиска новых методов работы, и в качестве перспективного направления новым руководством бюро было избрано сотрудничество на международном уровне. Уже в 1992 году был заключен контракт на проведение комплекса работ по модернизации пусковой установки РН «Атлас» на мысе Канаверал с американской компанией «Дженерал Дайнэмикс».
В начале 1990-х годов была возрождена идея о создании плавучего космодрома, существовавшая с конца 1970-х годов, когда ЦК партии и Совмин предложили КБТМ как головной организации заняться разработкой темы плавучего старта для РН «Зенит».
Международный проект с участием России (РКК «Энергия», КБТМ), США («Боинг»), Украины (КБ «Южное», ЮМЗ) и Норвегии («Кварнер») получил название «Sea Launch» («Си Лонч» – «Морской старт»).
Под руководством Геннадия Павловича и при его непосредственном участии для плавучего космодрома был выполнен полный комплекс работ, начиная с теоретических исследований и проектно-конструкторских разработок до поставки, монтажа и испытаний многочисленных агрегатов и систем технологического и стартового оборудования, обеспечивших безаварийность и безопасность всех операций в условиях полной автоматизации процесса предстартовой подготовки и пуска ракеты с командного судна, находящегося на расстоянии порядка 5 морских миль от стартовой платформы.
27 марта 1999 года впервые в мировой практике из экваториальной части акватории Тихого океана с уникального плавучего космодрома успешно стартовала ракета-носитель космического назначения «Зенит-3SL». На заданную орбиту был выведен макет КА «DemoSat». Это событие явилось точкой отсчета нового направления в международной космической деятельности КБТМ: начались регулярные запуски РН «Зенит-3SL» космических аппаратов иностранных заказчиков на геостационарную орбиту. Всего было обеспечено 36 пусков «Зенит-3SL» ( один ихз них состоялся 8 августа 2003 года в 220 милях от острова Рождества в Тихом океане, когда был выведен на геостационарную орбиту американский телекоммуникационный спутник «Эхостар-9»).
Несомненно, успехи морских запусков способствовали поднятию авторитета России как космической державы и выходу отечественных предприятий на мировой рынок космических товаров и услуг. У КБТМ с компанией «Sea Launch» был заключен многолетний контракт на 71 запуск.
На стыке веков значительные усилия возглавляемого Г.П. Бирюковым КБТМ (1992-2004) связаны с кооперацией с флагманом российской ракетно-космической индустрии – Космическим центром имени М.В. Хруничева. 16 мая 2000 года на космодроме Плесецк с реконструированного КБТМ стартового комплекса произведен первый запуск новой российской ракеты-носителя легкого класса «Рокот».
В период с 1997 по 2000 год под руководством Г.П. Бирюкова выполнены проектные работы. К реализации проекта подключены десятки крупнейших российских заводов и КБ, создавших сложнейшие стартовые, технологические агрегаты и системы, проведены строительно-монтажные работы и все необходимые виды испытаний на объекте. Новый РКК «Рокот» – визитная карточка российской космонавтики, он открыл большие возможности в сфере международного коммерческого сотрудничества по осуществлению запуска космических аппаратов с российского космодрома Плесецк.
Еще одним новым словом в области ракетно-космической техники стало предложение КБТМ перейти на универсальные стартовые комплексы (УСК) для запуска космических ракет разных классов. Геннадий Павлович считал: «Ничего особенного у ракетчиков мы не требуем. Просим только одного – делать "хвосты" ракет одинаковыми, и тогда мы сполна решим проблему универсальности. Это большая и очень интересная работа...»
КБТМ под руководством Г.П. Бирюкова завершил проектирование и подготовку производства по созданию универсальных технического и стартового комплексов для подготовки и запуска семейства ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов «Ангара» с полезной нагрузкой от 2 до 28 тонн. Реализация этого проекта позволила России значительно расширить возможности независимого доступа в космос со своей территории.
В перспективе у КБТМ расширялись новые горизонты сотрудничества на международном уровне. В партнерстве с бюро заинтересовалась Южная Корея, планирующая строительство собственного космодрома, Украина (КБ «Южное»), предлагавшая КБТМ принять участие в создании стартового комплекса для ракеты «Циклон-4», совместное австралийско-бразильское предприятие «Орион» предлагала создание пускового комплекса на космодроме Алькантара.
КБТМ являлось ведущим предприятием России по созданию и авторскому надзору за эксплуатацией технических и стартовых комплексов ракет-носителей «Космос», «Циклон», «Зенит», «Рокот» и «Ангара» для запусков с космодромов Плесецк и Байконур, по всем системам наземного обеспечения существующих межконтинентальных баллистических ракет морского базирования.
Как Генеральный директор – Генеральный конструктор орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени КБТМ Г.П. Бирюков уделял максимум внимания защите интересов предприятия и членов его трудового коллектива.
С 1973 года Г.П. Бирюков занимается научно-педагогической деятельностью по специальности «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов». Он возглавляет филиал специализированной кафедры МГАДИ (ТУ) при КБТМ, а также заведует кафедрой «Стартовые комплексы» в МАТИ-РГТУ. Геннадий Павлович внес значительный вклад в подготовку более 2000 специалистов для предприятий ракетно-космической отрасли. Подготовил 3 докторов техзнических наук и 6 кандидатов технических наук. Он член президиума НТС Росавиакосмоса, председатель НТС КБТМ, член специализированных советов по защите диссертаций при МАТИ-РГТУ, МГАДИ (ТУ) и КБОМ.
Геннадий Павлович - автор и соавтор более 250 научных, учебно-методических, проектно-конструкторских работ, в том числе 8 учебно-методических пособий для втузов, 47 научных статей, 34 авторских свидетельств на изобретения и патенты, более 100 эскизных проектов и технических предложений по стартовым и техническим комплексам, 9 отраслевых и 1 государственного стандарта.
Г.П. Бирюков - заслуженный машиностроитель Российской Федерации, доктор технических наук, доктор философии, профессор, почетный доктор МАТИ-РГТУ имени К.Э. Циолковского, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Международной академии информатизации и Американского института аэронавтики и астронавтики.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями и другими знаками отличия. В 2008 году стал лауреатом Фонда «Инженерное наследие академика В.Ф. Уткина», удостоен диплома и медали «2000 выдающихся ученых XX столетия» (Международный биографический центр, Кембридж, Великобритания), диплома и медали «За вклад в развитие достижений в XX веке». Кавалер «Золотой медали SРI» (Франция, 2001) за достижения в области стратегического менеджмента, орденов «Достоинство и честь» (Международный монархический двор), «Возрождение» и «За великую, единую и неделимую Россию» III степени (Лига возрождения российской монархии).