ЮХНИН Владимир Евгеньевич
Генеральный конструктор ФГУП «Северное ПКБ», академик Российской инженерной академии, Санкт-Петербургской инженерной академии, Санкт-Петербургской академии истории науки и техники, доктор технических наук, профессор
Родился 20 февраля 1937 года в Ленинграде. Отец – Юхнин Евгений Иванович (1912–1999), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, внес большой вклад в развитие отечественного кораблестроения. Мать – Нестерук Лидия Филипповна (1914 г. рожд.), долгие годы работала в системе морского флота. Супруга – Юхнина Алия Хафисовна (1933 г. рожд.), работала во ФГУП «Северное ПКБ». Сыновья: Юхнин Алексей Владимирович (1963 г. рожд.), окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова, работает в ПАО «Невское ПКБ» заместителем Генерального директора по кораблестроению и ВТС, главным конструктором; Юхнин Евгений Владимирович (1972 г. рожд.), после окончания Финансово-экономического университета занимается бизнесом.
Отец Владимира Евгеньевича Юхнина – Евгений Иванович в 12 лет остался сиротой. С 14 лет плавал юнгой на пароходе «Ломоносов» Северо-Двинского управления водного транспорта, поступил в Устюжинский техникум водного транспорта. Был матросом, боцманом, в 18 лет стал уже старшим помощником капитана лесовоза «Степан Разин». Корабль знал как свои пять пальцев. Учился на дневном отделении в Ленинградском кораблестроительном институте (ЛКИ), одновременно работал конструктором на верфи НКВД и преподавал на рабфаке ЛКИ. С 1936 года занимался катерами – торпедными, ракетными, на воздушной подушке. Был старшим конструктором, начальником сектора, начальником отдела КБ Адмиралтейского завода, в годы Великой Отечественной войны – начальником КБ завода № 639 МСП в городе Тюмень. После окончания войны стал главным конструктором, затем генеральным директором Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз». С 1954 года под его руководством проводились опытно-конструкторские работы по созданию принципиально нового класса кораблей – катеров-ракетоносцев, которые были завершены техническим проектом 183Э с двумя ракетами П-15.
«Отец всегда являлся для меня главным учителем, наставником и настоящим другом, – вспоминает Владимир Евгеньевич, – я еще был мальчишкой, школьником, когда он мне с удовольствием и энтузиазмом рассказывал о скоростных кораблях, как они проектируются, как строятся, рассказывал про материалы, про двигатели. Я всегда буду помнить блеск в его глазах во время этих рассказов. Он жил этими кораблями, любил их так, что мне кажется, даже мама его к ним ревновала.
Однажды, я уже был студентом, он взял меня на испытания одного из первых ракетных катеров своего проекта. Увидев его стремительное движение, невероятное соединение морской стихии и корабля, созданного человеком, я только тогда по-настоящему понял любовь отца к скоростным боевым кораблям».
Окончив среднюю школу, Владимир Юхнин поступил в Ленинградский кораблестроительный институт. Диплом писал о скоростном корабле-перехватчике на подводных крыльях. В 1960-х годах это было техническим новшеством. Руководил дипломом главный конструктор Вадим Михайлович Бурлаков, близкий друг и соратник его отца: они были соавторами первого в мире дюралюминиевого торпедного катера «Комсомолец», развивающего скорость в 52 узла, ответственными сдатчиками этих торпедных катеров во время войны в Тюмени на заводе №639. Владимир знал Бурлакова с детства и считал вторым после отца абсолютным авторитетом. После института он мечтал работать с этим талантливым и интересным человеком, заниматься тематикой катеров – на крыльях, на воздушной подушке. Но после защиты диплома на «отлично» и окончания Ленинградского кораблестроительного института по совету отца (чтобы не вызвать толков о семейственности) он избрал местом работы ЦКБ-53 (впоследствии Северное проектно-конструкторское бюро).
Так в 1960 году В.Е. Юхнин пришел в Северное ПКБ, в сектор перспективного планирования, и сразу же оказался в коллективе маститых конструкторов, от одних фамилий которых захватывало дух. На примере их кораблей он учился проектированию в институте. Тогда в отделе под руководством Алексея Ивановича Тапыгина и Арвида Людвиговича Фишера только начинались проработки боевых кораблей третьего поколения, а все бюро было задействовано в работе над кораблями второго поколения.
С 1960 года вся трудовая деятельность В.Е. Юхнина неразрывно связана с Северным ПКБ и проектированием надводных кораблей и судов. Начав как инженер-конструктор 2 категории, В.Е. Юхнин последовательно прошел путь конструктора 1 категории, ведущего конструктора – участвовал в создании кораблей проектов 56К, 1135 от эскизного проекта до сдачи головных кораблей и запуска их в серийное производство. В 1971 году В.Е. Юхнин назначается заместителем главного конструктора тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 1144 («Киров» и др.), не имеющего аналогов в практике мирового судостроения. Крейсер предназначался для уничтожения атомных ракетных подводных лодок и надводных кораблей противника в удаленных районах морей и океанов, а также для придания боевой устойчивости силам ВМФ действующим в удаленных районах морей и океанов.
При его непосредственном участии решались многие научные и технические вопросы. Совместно с разработчиками новых видов вооружения был выполнен комплекс НИР и ОКР, в результате чего разработаны оптимальные конструкторские решения, обеспечивающие эффективное использование вооружения на кораблях. Успешно решены проблемы взрывопожаробезопасности, радиационной безопасности, обеспечения работы авиационного, гидроакустических комплексов, снижения физических полей и многие другие.
В 1977 году В.Е. Юхнин успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную буксируемым гидроакустическим станциям переменной глубины.
Конец 1970-х и 1980-е годы – это время наиболее интенсивного проектирования и строительства боевых надводных кораблей за всю историю Советского Союза. В январе 1979 года В.Е. Юхнин в качестве генерального конструктора и начальника Северного ПКБ возглавил проектирование, строительство, испытания и сдачу кораблей проектов: 1164 (газотурбинные ракетные крейсеры), 1155 (большие противолодочные корабли), 965 (эскадренные миноносцы), 1135 (сторожевые корабли), а также фрегатов для Индия (проекта 61МЭ).
Личное участие в решении научно-технических и конструкторских проблем позволило В.Е. Юхнину научно обобщить полученный опыт. В 1988 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Создание кораблей третьего поколения, итоги проектирования, строительства, испытаний и сдачи. Основные направления работ по созданию кораблей следующих поколений». Теоретические результаты этого исследования позволили наметить научно обоснованную программу НИОКР на ближайшие годы.
Под руководством В.Е. Юхнина и при его личном творческом участии ведутся проектно-исследовательские работы по созданию боевых кораблей Российского флота четвертого поколения. Несмотря на сокращение расходов на оборону и возникавшие в этой связи трудности, большая организаторская работа В.Е. Юхнина, его совместная деятельность с судостроительными заводами позволили добиться окончания строительства тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и универсального многоцелевого корабля «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1.
В связи с сокращением расходов на оборону и в рамках программы «Возрождение российского флота» под руководством В.Е. Юхнина и при его непосредственном участии было найдено и реализовано направление конверсионной деятельности СПКБ. По проектам СПКБ построены для иностранных заказчиков сухогрузы, балкеры и танкеры-химовозы.
Выполняя решение Правительства РФ, В.Е. Юхнин как генеральный конструктор ФГУП «Северное ПКБ» руководит военно-техническим сотрудничеством с ВМФ зарубежных стран по проектам 15, 15А, 16, 16А, 17, 25, 25А, 968, 988, 11356. По проектам, разработанным под руководством и при личном участии В.Е. Юхнина, построено более 100 крупных боевых надводных кораблей и большое количество гражданских судов различного назначения.
Владимир Евгеньевич Юхнин – академик Российской инженерной академии (2001), Санкт-Петербургской инженерной академии (1992), Санкт-Петербургской академии истории науки и техники, доктор технических наук (1988), профессор (1990). Он ведет большую научно-педагогическую работу: с 1990 года заведует кафедрой «Кораблестроение» Санкт-Петербургского морского технического университета, регулярно выступает в качестве официального оппонента на защитах докторских диссертаций. Он автор многих научных трудов, книг, монографий, изобретений.
На протяжении многих лет он являлся членом Научно-технического совета Минсудпрома, Научного совета по проблемам судостроения Междуведомственного координационного совета АН СССР в Ленинграде, междуведомственных координационных советов по гидроакустике, по специальной технике, Научно-технического совета военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, Ученого совета в ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, а также председателем Научно-технического совета СПКБ, с 1990 года – членом редколлегии журнала «Судостроение». С 2000 по 2004 год – член коллегии и НТС Российского агентства по судостроению.
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006), III степени (2012), Почета (2003), Октябрьской Революции (1988), Трудового Красного Знамени (1985), «Знак Почета» (1977), многими медалями.
Увлечение Владимира Евгеньевича – выращивание садовых цветов. Он много читает, любит русскую классическую литературу.