ЮМАШЕВ Борис Иванович (1932-2002)
Заслуженный летчик-испытатель СССР
Родился 29 февраля 1932 года в городе Москве в семье революционеров-большевиков. Дед – Егоров Ипат Иванович - член ВКП(б) с 1903 года, участник баррикадных боев на Красной Пресне, ранен, потерял ногу. Бабушка – Егорова Анастасия Михайловна – до Октябрьской революции держала прачечную, где подпольно издавалась революционная литература. Отец – Юмашев Иван Сергеевич (1895 г. рожд.) - член ВКП(б) с февраля 1917 года, участник Октябрьской революции, комиссар, участник Гражданской, Финляндской и Великой Отечественной войн. Мать – Юмашева Мария Ипатовна (1903 г. рожд.) - удивительная, высокообразованная, самоотверженная женщина, которая воспитала трех сыновей и помогла им встать на ноги в жизни. Сыновья стали летчиками-испытателями, все получили высшее образование. Братья – Юмашев Владимир Иванович (1932 г. рожд.) –погиб в 1957 году; Юмашев Юрий Иванович (1932 г. рожд.) – погиб при испытаниях в 1977 году. Оба похоронены на Новодевичьем кладбище. Супруга – Юмашева Елена Николаевна (1940 г. рожд.) - врач.
Свой первый ознакомительный полет Борис Иванович Юмашев выполнил на самолете ПО-2, будучи учеником Первой специальной школы ВВС, в 1949 году с известным летчиком, Героем Советского Союза А.П. Маресьевым. После школы вместе с братом Юрием с отличием окончил Энгельское авиационное училище летчиков им. М. Расковой (1954 г.) и был направлен в Ленинградский военный округ. С 1954 по 1957 год служил старшим летчиком, командиром звена в 1103 БАП ЛенВО. В 1957 году вступил в ряды КПСС.
В том же году, в звании капитана авиации Борис Юмашев с братом был отозван в школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, которую окончил в 1959 году с отличием, и был направлен в ОКБ Генерального конструктора В.М. Мясищева. В канун годовщины Октябрьской революции, в 1959 году на самолете 201 «М» Генерального конструктора Мясищева установил 5 мировых и всесоюзных рекордов: вес 55220 кг был поднят на высоту 13121 м. Этим полетом были побиты все мировые рекорды, установленные американскими летчиками, а Б.И. Юмашев был награжден золотой медалью рекордсмена.
В 1961 Б.И. Юмашев поступил в Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, окончил который в 1966 году, получив специальность инженера-механика. С 1961 по 1991 год Б.И. Юмашев работал летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова в должности летчика-испытателя 1-го класса, позднее – заместителя начальника комплекса по летным испытаниям.
В 1965 году Борис Иванович написал письмо академику С.П. Королеву с просьбой о зачислении его в группу космонавтов. С.П. Королев дал команду о зачислении, и Б.И. Юмашев приступил к подготовке. После смерти академика обстановка изменилась: гарантии полета в космос новому члену отряду космонавтов не дали, и Б.И. Юмашев продолжил работу летчиком-испытателем.
В Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова Борису Ивановичу довелось работать с известными летчиками-испытателями, Героями Советского Союза С.Н. Анохиным, Амет-Ханом-Султаном, Г.М. Шияновым, А.А. Щербаковым, В.П. Васиным, В.А. Комаровым, которые научили Бориса Ивановича принимать при испытаниях грамотные решения и хладнокровно действовать в экстремальных условиях. А таких ситуаций было очень много. Так, в 1965 году при испытаниях нового истребителя-перехватчика с опытным двигателем на высоте 21 тыс. м остановился двигатель, который Борису Ивановичу удалось запустить на высоте 18 тыс. м. На 16 тыс. м. двигатель снова остановился и при попытках его запуска не запустился. Летчик приступил к расчету на посадку с остановленным двигателем, но на высоте 1 тыс. м с земли поступил приказ катапультироваться. Б.И. Юмашев принял решение спасти самолет и сумел благополучно посадить его на своем аэродроме.
Работая в ОКБ Генерального конструктора В.М. Мясищева, Б.И. Юмашев принимал участие в качестве второго пилота в испытаниях по заправке самолетов в воздухе, а также в полетах на срывные режимы. На самолетах В.М. Мясищева он принимал участие в установлении мирового рекорда.
В ОКБ им. Ильюшина провел полный цикл сертификационных испытаний первого широкофюзеляжного самолета ИЛ-86, после чего лайнер вышел на трассы гражданского воздушного флота.
За время работы Б.И. Юмашев летал, испытывал и освоил 126 типов самолетов, в том числе самолетов-истребителей, истребителей-перехватчиков, бомбардировщиков, пассажирских и транспортных самолетов, их модификаций, а также вертолетов. Провел комплекс сложных исследовательских работ и летных испытаний новой авиационной техники на предельных режимах полета: определению границ устойчивой работы воздухозаборников и двигателей, связанных с помпажными срывами и самовыключением двигателя в полете; снятие аэродинамических характеристик самолетов на максимальных скоростях и числа М с набором динамического и статического потолков; испытания систем автоматического захода на посадку современных сверхзвуковых истребителей и др.
В 1974 году за многолетнюю творческую работу в области исследований и испытаний новой авиационной техники Президиум Верховного Совета СССР присвоил Б.И. Юмашеву и его брату Юрию почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». За достигнутые успехи в области испытаний новой авиационной техники в 1977 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В декабре 1982 года руководством ЛИИ и Министерства авиационной промышленности Борис Иванович был представлен к званию Герой Советского Союза, но из-за гибели экипажа самолета ТУ-134, командиром которого был единственный оставшийся в живых Хатковский (муж С.Е. Савицкой), документы на присвоение звания не были отправлены в ЦК КПСС, так как Б.И. Юмашев в то время являлся заместителем начальника комплекса по летным испытаниям.
Покинув ЛИИ им. М.М. Громова Б.И. Юмашев с 1991 по 1997 год работал пилотом в Авиакомпании «Добролет», выполняя полеты на самолете ИЛ-76 миссии ООН и Международного Красного Креста по оказанию срочной гуманитарной помощи в страны, терпящие бедствия и районы военных действий. С 1997 года являлся инспектором по авиационной безопасности полетов, а также помощником депутата Государственной думы ФС РФ.
Скончался в 2002 году.