КОРОВИН Владимир Николаевич
Заместитель главного редактора Объединенного международного биографического центра
Родился 13 мая 1961 года. Отец – Коровин Николай Андреевич (1924–2006). Мать – Коровина (Шестерикова) Мария Ивановна (1925 г. рожд.). Сестра – Коровина Лидия Николаевна (1953 г. рожд.). Жена – Алексеева Маргарита Михайловна (1961 г. рожд.), дочь – Евгения (1988 г. рожд.), сын – Никита (1994 г. рожд.).
Корни его семьи находятся сразу в двух районах России: по отцовской линии из села Дубровка Гаврилово-Посадского района Ивановской области, что в 18 км от Суздаля; по материнской – из села Захарово Клинского района Московской области. Обе семьи были небогатыми, из тех, что в 1920-е годы именовались середняками, в каждой было по 5–7 детей.
Движение этих семейных ветвей друг к другу началось в годы войны. Николай Коровин ушел в армию в 1942 году добровольцем, попал в Заполярье, в состав расчета одного из кочевавших по тем краям радиолокаторов «Редут». Не раз ему доводилось оказываться под бомбежками, обстрелами, но всякий раз обходилось. После войны он остался на сверхсрочную службу, по-прежнему продолжая работать на локаторах, а потом освоил обслуживание радиооборудования тогдашних военно-транспортных самолетов. Служба его проходила в Калинине, Клину. Там он и познакомился с Марией Шестериковой.
Она, едва закончившая 7 классов, в сентябре 1941 года попала в эвакуацию, на Урал. Несколько лет проработала на танковых заводах. В конце войны, когда появилась возможность, вернулась в Клин, устроилась на местный молокозавод. Послевоенное время было трудным, но располагавшим к оптимизму, с радостными фильмами и вечерними танцами. Однажды на танцах она и познакомилась со служившим на местном аэродроме сержантом Николаем Коровиным. Их семейная жизнь начиналась трудно. Военная служба Николая проходила в непрерывных командировках – на ремонт вместе с самолетами приходилось улетать в Фергану, Евпаторию, Тулу, и находиться там по несколько недель, а то и месяцев. Какая-то стабильность в этой жизни сложилась лишь в середине 1970-х годов, с окончанием его службы в армии, в звании старшего прапорщика.
Владимир родился в 1961 году в Клину. Детские ясли, сад, средняя школа №14 – типичные ступени для Клина того времени. К удивлению окружающих, еще до школы он научился быстро читать, став для других своего рода «маяком». Его первую учительницу Веру Семеновну Никонову не раз просили «дать» его в соседний класс на урок «Родной речи», чтобы показать в качестве примера того, как можно читать уже в 1-м классе.
48-квартирный кирпичный дом, в котором жила их семья, был построен вскоре после его рождения. В те годы это означало наличие в доме большого количества ровесников. Их действительно был немало, хватало сразу на две футбольные или хоккейные команды. Благодаря этому рядом с домом появилось небольшое футбольное поле, с двумя воротами, на которых иногда появлялась настоящая сетка! Но особых успехов в спорте у него не состоялось, хотя со временем ему удалось приобрести некоторый опыт тренировок по легкой атлетике в клинской спортивной школе.
Подмосковный Клин славился не только своими заводами и фабриками, но и аэродромом, появившимся на окраине города еще перед войной. В начале 1960-х годов, на этом аэродроме базировалась целая авиационная энциклопедия – от Ан-2 и Ли-2 до сверхзвуковых истребителей-перехватчиков Су-9. И в дни их полетов гул от работающих двигателей накрывал собой почти весь город.
Летом 1969 года, благодаря своему отцу, который тогда работал на аэродроме механиком по радиооборудованию, Владимир впервые поднялся в воздух на чудо-самолете Ил-14, выполнявшем полет на разведку погоды. Сорок минут промчались как одно мгновение, вместившее в себя невероятные по красоте виды и попадания в воздушные ямы. Восторг, испытанный тогда оказался настолько велик, что все дальнейшие игры уже не представлялись Владимиру интересными без участия в них самолетов. Будь то игра в войну, где «Лавочкины» сражались с «Фоккерами», или многокилометровые лыжные походы по окрестностям Клина, напоминавшие полеты к Северному полюсу тяжелых ТБ-3.
Увы, надежды на то, чтобы когда-нибудь оказаться в пилотской кабине ему пришлось оставить еще в школе, после одной из неудачных хоккейных тренировок. Но постепенно им на смену пришли занятия с авиамоделями, первые попытки занятий историей авиации и ракетостроения. Они были наполнены как непрерывным знакомством с романтикой великих дел, так и отсутствием полноценной литературы, которую не могли заменить книги, выпускавшиеся солидными издательствами, но авторам которых, за редким исключением, не была присуща такая добродетель, как желание достоверности.
В 1978 году школа была окончена с «пятерочным» аттестатом. Выбор дальнейшего пути не требовался, уже несколько лет он был понятен – в Московский авиационный институт, на факультет двигателестроения. Этот выбор никогда не требовалось подвергать сомнению, потому что именно здесь ему удалось совместить все изначальные предпосылки желаемого. Ведь ни один летательный аппарат не обходится без двигателей, глубокое изучение которых, в свою очередь, никогда не происходит в отрыве от изучения использующих их летательных аппаратов.
Мекка авиационного образования любила своих студентов, ценила выбранный ими путь к авиации, наполняя их учебные будни не только лекциями и семинарами, но и регулярными встречами в Малом зале ДК института с конструкторами самолетов и ракет, летчиками-испытателями, куда мог прийти любой желающий. А в институтской библиотеке не составляло труда познакомиться со справочником «Джейнс» и свежими номерами «Флайтов». Последний штрих в окончательном осознании правильности выбранного пути состоялся в сентябре 1981 года. Тогда во время работы в институтском стройотряде, Владимир познакомился с работавшим в МАИ летчиком-испытателем Василием Ивановичем Алексеенко. Удивительным человеком, ставшим в 1980-х годах основателем авиационной секции Военно-исторического общества при Музее Советской Армии. Вслед за ним большую роль в дальнейшей жизни Владимира сыграло знакомство с преподавателями МАИ, незаурядными людьми, участниками великих событий в авиации и ракетной технике, удивительными рассказчиками: В.С. Булганиным, В.Д. Курпатенковым, В.А. Целиковым, А.В. Котельниковым, А.М. Хомяковым, Н.М. Семеновой, В.Н. Бычковым. Людьми безмерно увлеченными, глубоко понимавшими, что авиация и ракетная техника способны успешно развиваться, опираясь не только на использование сухих и конкретных знаний, но и на увлеченность и преданность ее создателей. И сохранение в книгах сделанного предшественниками обладает ничуть не меньшей ценностью, чем те результаты, которые предстоит достигнуть в будущем, и одно это требует самого бережного и уважительного, «нетроечного» отношения к истории.
В неумолимости этой спирали Владимиру довелось увериться многократно, когда закончив институт, он по распределению попал в конструкторское бюро «Факел», которым в те годы руководил выдающийся конструктор самолетов и ракет, академик Петр Дмитриевич Грушин. Почти тогда же ветераны авиации приняли Владимира в свою секцию, работавшую при Музее Вооруженных Сил. Проблемы обсуждавшиеся там в середине 1980-х годов стали для него огромным открытием. Истина, едва начинавшая в те годы выходить из архивов, к работе в которых приступили члены секции, почти всегда оказывалась не соответствовавшей огромному количеству написанного и изданного самыми именитыми писателями. Остается сожалеть, что работа той секции оказалась непродолжительной. Но основа для многих из написанных в дальнейшем членами секции книг и статей по истории авиации и ракетной техники была заложена именно тогда, в 1980-е.
На «Факеле» Владимир прошел путь от инженера до заместителя начальника проектной бригады, а затем и до начальника отдела рекламно-выставочной деятельности. Все это время, параллельно с основной работой, он принимал участие в исследованиях по истории развития отечественной и зарубежной ракетной техники, осуществлял публикации об этом в различных изданиях. Со временем его публикации стали появляться в десятках самых различных изданий – журналов от «Зарубежного военного обозрения» до «Техники и вооружения» и газет от «Вечерней Москвы» до «Коммерсанта». Какое-то время заметное место в его работе стали занимать сценарии документальных фильмов, в том числе и для сериала «Тайны забытых побед».
В начале 1990-х настало время для подготовки книги о Петре Дмитриевиче Грушине. К тому времени, несмотря на гигантские размеры созданного и сделанного этим человеком, вполне сопоставимыми с делами тех, кого считают первыми величинами в ракетной технике: С.П. Королевым, М.К. Янгелем или В.Н. Челомеем, он оставался человеком практически неизвестным для широких масс читателей и зрителей. Несмотря на статьи, снятые фильмы, учрежденные в его честь награды... Причина этого была, увы, банальна – в те годы страна поменяла многие из своих ориентиров и маяков, когда-то приводивших ее к великим открытиям и победам. И рассказы о делах титанов, которым не удалось стать известными, находясь на своих секретных вершинах, начали все больше становится уделом подвижников, сохранявших в себе потребность в приобщении к великим событиям и донесении правды о них. Именно поэтому на работу над книгой о Петре Грушине потребовалось почти 12 лет, до 2005 года, когда Владимиру Коровину вместе с соавторами Павлом Афанасьевым и Владимиром Светловым удалось издать ее к 100-летию великого конструктора.
Отзывы на книгу не заставили себя ждать. Один из них пришел от академика РАН Бориса Евсеевича Чертока, автора эпохальной серии книг «Ракеты и люди», отметившего, что «книга «Петр Грушин» является уникальным явлением среди современных историко-биографических изданий, посвященных создателям ракетной техники, своего рода эталоном, следование которому позволит сохранить для будущих поколений память о людях преумножавших мощь, величие и славу нашего Отечества».
В 2011 года книга «Петр Грушин» была выпущена вторым изданием в Санкт-Петербургском издательстве «Политехника».
Следующая книга Владимира Коровина, на этот раз о выдающемся конструкторе современности Аркадии Георгиевиче Шипунове появилась в 2008 году в Туле и также заслужила массу положительных отзывов. За ней последовали книги «Энергия победы» (о головном предприятии-разработчике космических энергоустановок «НПП «Квант»), «Творцы и созидатели» (о НПО Машиностроения), где он впервые выступил в роли не только автора, но и редактора.
Несмотря на практически непрерывную работу с материалами, с рукописями, сегодня в его жизни по-прежнему сохраняется место и для возникших еще со школьных лет привязанностей: к хорошей музыке, к которой он наряду с классикой (Моцартом, Бетховеном, Чайковским, – интересно, какому клинчанину удавалось остаться безучастным к его музыке!) относит и творения поп- и рок-музыкантов 1970-х годов – «Лед Зеппелин», «Джетро Талл», АББА, Элтона Джона и многих других; к хорошим кинофильмам, в том числе Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского, Милоша Формана, Джеймса Камерона; к поэзии, которой он отдал немалую дань в свои юношеские годы. А когда выдается свободный выходной, то для него нет большего наслаждения, чем отправиться в лес на грибную охоту или на лыжах, если, конечно, все в порядке со снегом.
Сегодня в качестве заместителя главного редактора Международного объединенного биографического центра Владимир Коровин продолжает дело, начатое им два десятилетия назад, работая над книгами о выдающихся творцах отечественной техники, о ведущих российских предприятиях. За это время из-под пера Владимира Коровина вышли книги: «Генеральный конструктор А.Г. Шипунов», «Генеральный конструктор Б.В. Бункин», «Генеральный конструктор С.В. Михеев», «Генерал А.П. Ситнов», «Генеральный конструктор А.А. Саркисов», «ОАО «НИИМЭ и Микрон» – лидер российской микроэлектроники», «НПО «Искра». 60 лет развития», «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». История и современность».
За прошедший год им была написана и увидела свет книга «Академик А.И. Савин», а проекты «Конструктор генеральный» и «Мои учителя», над которыми Владимир Николаевич работал вместе с автором – великим конструктором вертолетов С.В. Михеевым, вышли уже вторым, дополненным изданием.
Сейчас в работе у заместителя главного редактора два проекта: «Секреты В.А. Богуслаева» и «Генеральный директор Л.Н. Козлов».
Владимир Николаевич Коровин награжден медалью «В память 850-летия Москвы», почетными медалями Академии космонавтики «За заслуги», К.Э. Циолковского, П.Д. Грушина, М.В. Келдыша, С.П. Королева, М.Ф. Решетнёва, 50-летия полета Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова.