КАЛИСТРАТОВ Николай Яковлевич
Генеральный директор ЦС «Звездочка» (1992–2007), (2015–2017), лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники, лауреат премии Правительства РФ, кандидат технических наук, почетный гражданин города Северодвинск
Родился 2 января 1950 года в деревне Адорье Новоржевского района Псковской области. Отец – Калистратов Яков Филиппович (1921 г. рожд.) Мать – Калистратова Наталья Семёновна (1921 г. рожд.). Супруга – Калистратова Валентина Николаевна (1950 г. рожд.) – инженер-технолог. Дочери: Анастасия (1973 г. рожд.), экономист, Надежда (1983 г. рожд.) – экономист.
Родители Николая Калистратова работали в сельском хозяйстве, им досталось тяжелое время – война, послевоенная Псковщина, выжженная дотла немцами. Воспитанием Николая занимался в основном дед Филипп, который, имея образование три класса церковноприходской школы, мог свободно объяснить любую задачу за восьмилетку. Если внук приносил отметки из школы ниже «пятерки», дед неодобрительно замечал: «Это не по-калистратовски». В результате Николай Яковлевич твердо усвоил: если можешь лучше, значит должен. Дед обучал внука и всем премудростям крестьянского быта.
Больших доходов в семье Калистратовых не было, тем не менее, Яков Филиппович всегда старался покупать сыну «умные» подарки: в 4-м классе подарил фотоаппарат, в 5-м – велосипед, а после 8-го – мотоцикл. Он рано разглядел в Николае склонность к технике.
После окончания школы, кстати с серебряной медалью, перед Николаем Калистратовым стоял вопрос: какую специализацию выбрать – стационарную энергетику или корабельную? В 1967 году Николай Яковлевич поступает в Ленинградский кораблестроительный институт, и в 1973 году получает диплом инженера-механика по проектированию и эксплуатации судовых ядерных энергетических установок. В том же году Н. Калистратов с женой и маленькой дочкой приезжает в Северодвинск и начинает работу в качестве помощника мастера на машиностроительном предприятии (МП) «Звёздочка». За три года он проходит первые ступени - помощник мастера, мастер, старший мастер. Он участвует в ремонте атомных подводных лодок, во время сложных операций не уходит с завода сутками и как старший мастер несет огромную ответственность за людей. Позже Николая Калистратова назначают начальником участка, а затем заместителем начальника стапельного цеха. В этой должности он проработает до назначения заместителем начальника планово-диспетчерского отдела в 1986 году, но в том же году получит очередное повышение – станет главным инженером МП «Звездочка». В 1992 году Николай Калистратов был избран трудовым коллективом и на основании этого назначен генервальным директором ФГУП «Машиностроительное предприятие "Звездочка".
Еще, будучи главным инженером, в 1990 году Николай Яковлевич окончил полный курс Академии народного хозяйства при Совете министров СССР по специальности «экономика, организация управления и планирования промышленности».
Н.Я. Калистратов – организатор и участник ремонта, переоборудования и сдачи атомных подводных лодок, утилизации АПЛ, выведенных из состава ВМФ. При его участии и под его руководством продлены сроки службы и ресурс десятков различных механизмов и агрегатов ремонтируемых АПЛ, что значительно повысило экономическую эффективность ремонта.
В 1996 году Н.Я. Калистратов несколько месяцев работал в Москве, так как был назначен начальником Департамента судостроительной промышленности Миноборонпрома. Он расценил такой поворот событий как доверие не только ему лично, но и коллективу «Звёздочки». Но в том же году Миноборонпром упразднили, и Николай Яковлевич принял решение вернуться на родное предприятие, хотя были предложения остаться в Москве. 4 апреля 1997 года Н.Я. Калистратов во второй раз становится директором МП «Звёздочка». Тот год завершился сдачей АПЛ «Аксон», затем корабль получил имя «Казань». Продолжилось строительство самоподъемной буровой установки «Арктическая» по контракту с РАО «Газпром», начатое в 1995 году. По заказу морских пограничных сил под самый Новый год сдали сухогрузное судно «Ханты-Мансийск».
В 1997 году для ремонта на «Звёздочку» прибывает первая подводная лодка ВМС Индии «Синдувир». А после успешного выполнения контракта еще две дизель-электрические подводные лодки ВМС Индии проходят ремонт в Северодвинске (2002, 2005).
В 2003 году под руководством Н.Я. Калистратова впервые в отечественном судостроении выполнен ремонт эскадренного миноносца проекта 956 «Бесстрашный». Николай Яковлевич внес большой вклад в организацию на «Звёздочке» гражданского судостроения, в обустройство месторождений нефти и газа на Севере России. По его инициативе в 2000 году на «Звёздочке» создано производство по огранке алмазов в бриллианты.
В 2006 году предприятие «Звездочка» было признано лауреатом I премии Национальной премии «Золотая идея» в номинации «За успехи в области производства экспортно-ориентированной продукции военного назначения».
7 августа 2007 года Н.Я. Калистратов назначен генеральным директором ФГУП «ПО “Севмаш”» ( с 1 июня 2008 – ОАО «ПО "Севмаш", сменнив на этом посту Владимира Павловича Пастухова. Являлся депутатом Областного собрания депутатов Архангельской области (3-го созыва).
После ухода с должности директора ОАО «ПО Севмаш» в 2011 году – проректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова – руководитель филиала САФУ в г. Северодвинске.
8 мая 2015 года внеочередное собрание акционеров ОАО «Центр судоремонта "Звездочка" избрало Николая Яковлевича Калистратова новым генеральным директором Центра судостроения «Звездочка». 14 декабря 2017 года Н.Я. Калистратов ушел на пенсию.
Н.Я. Калистратов имеет несколько десятков опубликованных работ, в том числе «О продлении ресурса и срока службы комплектующих изделий» // Экономика судостроительной промышленности. 1990. № 3; «Итоги и перспективы международного сотрудничества по утилизации АПЛ» // Международный семинар «Экологические проблемы утилизации атомных подводных лодок»: тезисы докладов. Северодвинск, 2001. С. 32-37; «Ремонт оборудования кораблей ВМФ по техническому состоянию на ФГУП «МП «Звёздочка» // Технология судоремонта. 2003. № 2. С. 17-19.
В 2004 году Николай Яковлевич успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по специальности «технология судостроения, судоремонта и организации судостроительного производства». Тема кандидатской диссертации - «Увеличение срока эксплуатации АПЛ путем продления ресурса и модернизации оборудования при ремонте». Она была защищена в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете.
За работу «Разработка и промышленное освоение экологически безопасных технологий комплексной утилизации атомных подводных лодок на предприятиях Россудостроения».
Н.Я. Калистратов удостоен Государственной премии РФ в области науки и техники (2004). Работа «Совершенствование технологии и повышение экономической эффективности ремонта атомных подводных лодок за счет продления сроков службы и ресурса оборудования» отмечена премией правительства РФ в области науки и техники (1999). За работу «Разработка и реализация конверсионного проекта по строительству серии рыболовных траулеров на ФГУП «МП “Звездочка”» Николаю Яковлевичу присуждена премия администрации Архангельской области имени М.В. Ломоносова (1999).
Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени (1998, 2004), медалью «300 лет Российскому флоту» (1996), знаком Почёта Миноборонпрома РФ, знаком «Лучший менеджер России». Ему присвоены звания почётный судостроитель РФ (2003), почётный гражданин города Северодвинск (2003).
Николай Яковлевич увлекается спортом, любит зимой прогулки на лыжах, рыбалку. Еще одна любовь Н.Я. Калистратова – поэзия. В детстве был такой эпизод, сам он называет его началом своей сознательной жизни. Николай был еще дошкольник, когда тетя привела его в одно из святых мест для каждого русского человека – на могилу Александра Пушкина, это недалеко от их родного села. Подвела племянника к памятнику и сказала, что здесь лежит великий поэт и все люди его любят. Тот день Николаю запомнился на всю жизнь, и именно тогда он решил, что тоже должен сделать все, что в его силах, для своей страны. Своей любви к Пушкину Калистратов не изменяет до сих пор.