КВОЧУР Анатолий Николаевич (1952-2024)
Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР, первый заместитель директора ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр»
Родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Могилев-Подольского района Винницкой области. Отец – Квочур Николай Петрович (1918 г. рожд.), агроном, работал на колхозных полях, последние несколько лет на - скотоводческой ферме. Мать – Квочур (Грабченкова) Федора Марковна (1926 г. рожд.), агроном, работала начальником сельского узла связи. Супруга – Квочур (Григоренко) Валентина Михайловна (1953–1995), по профессии и призванию педагог, трагически погибла в автомобильной катастрофе. Дочь – Квочур Ирина Анатольевна (1978 г. рожд.), окончила Институт иностранных языков имени М. Тореза. Сын – Квочур Александр Анатольевич (1986 г. рожд.), двукратный рекордсмен мира, член сборной РФ по парашютному спорту, победитель Кубка мира, многократный чемпион России. Внуки: Иван и Станислава.
«Русская летающая легенда», «летчик от бога» – так называют Анатолия Квочура отечественные и зарубежные специалисты и средства массовой информации. Он включен в десятку лучших лётчиков-испытателей мира.
В становлении мастера огромную роль играет учитель. Для Анатолия Николаевича таковыми были отец и мать, дед и крёстный, первая учительница Надежда Петровна, преподаватели математики и физики в старших классах, которые к тому же были и прекрасными спортсменами, вместе с ними школьники участвовали в различных соревнованиях.
Дед по материнской линии, Марк Климович Грабченков, благодаря своим многосторонним знаниям, самодисциплине, удивительному трудолюбию и жизнестойкости, а также его сын, крёстный Анатолия, Афанасий Маркович Грабченков, будучи преподавателем и обладая незаурядными личными качествами и педагогическими способностями, оказали огромное влияние на формирование жизненных ценностей и характера Анатолия Квочура. Во время летних каникул дед и дядя уделяли Толе особое внимание с целью его всестороннего развития и спартанского воспитания. Он мог залезть на самое высокое дерево, управиться со змеей, сделать модель самолета, соорудить место для ночлега в лесу... При этом всегда и во всем акцент делался на развитие чувства патриотизма, любви к Родине, необходимости ее защиты.
В результате такого воспитания Анатолий Квочур приобрел уверенность, что человек может достичь любой цели, имея целеустремленность, самодисциплину, трудолюбие, любовь к родной земле. Видимо поэтому, примерно с 10-летнего возраста в нем стало формироваться желание стать защитником Родины, которое переросло в строгую программу подготовки к поступлению в лётное училище. В школе он усиленно занимался спортом, серьезно относился к школьным занятиям, особенно к математике и физике.
После окончания десятилетки Анатолий Квочур поступил в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.М. Комарова. Его учителями были летчики-инструкторы старший лейтенант Иван Николаевич Засько (первый учебный самолет - Л-29), капитан Ким Владимирович Никитенко и старший лейтенант Валерий Иванович Кондратьев (первый боевой самолет – сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б). Они были настоящими патриотами своего дела, хорошими, а в чем-то даже и лучшими специалистами в учебных полках училища. И после училища, когда в 1973 году лейтенанта Квочура направили для прохождения боевой службы в Группу советских войск в Германии, ему посчастливилось встретиться с настоящими мастерами своего дела. Один из них – заместитель командира полка Леонтий Николаевич Григорьев, был для молодого лётчика образцом не только профессионализма, но и мужества. Однажды на самолете Григорьева Су-7Б с бомбовым грузом во время учений над населенным пунктом остановился двигатель. С риском для жизни он увел самолёт в безопасную зону и катапультировался почти с нулевой высоты.
В Восточной Германии А.Н. Квочур в течение двух лет служил в качестве лётчика истребителя-бомбардировщика, затем - командира звена истребителей-бомбардировщиков.
В 1975 году командир дивизии генерал В.В. Скарюкин, отметив талант лейтенанта Квочура, написал ему рекомендательное письмо для поступления в Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности в город Жуковский. Письмо было адресовано выдающемуся лётчику-испытателю, в то время шеф-пилоту ОКБ имени А.И. Микояна Александру Васильевичу Федотову. Содержание письма неизвестно, но заслуженный летчик-испытатель СССР, многократный рекордсмен мира (до сих пор не побиты рекорды скорости и высоты, установленные им на самолете МиГ-25), Герой Советского Союза А.В. Федотов оказал содействие в вызове на вступительные экзамены в школу явно молодого для такой работы лейтенанта. Лейтенант Квочур экзамены сдал успешно. В процессе учебы и при распределении по ее окончании Федотов подчеркнуто не интересовался судьбой своего протеже. Лишь в 1981 году, когда из-за травм, полученных в результате аварий, одновременно три ведущих летчика-испытателя ОКБ имени Микояна на некоторое время выбыли из строя, Федотов организовал приказ министра авиационной промышленности о переводе лётчика-испытателя Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина Анатолия Квочура в ОКБ имени А.И. Микояна. К тому времени Анатолий Квочур окончил еще и Московский авиационный институт.
Для того времени такой перевод был довольно редким событием. Работа в качестве лётчика-испытателя во всемирно известном ОКБ была заветной мечтой большинства лётчиков-испытателей страны. По образному выражению М.М. Комарова, погибшего в испытательном полете в 1970 году, воспитанника А.В. Федотова, вероятность стать летчиком-испытателем ОКБ имени А.И. Микояна приблизительно равна вероятности выигрыша ста тысяч рублей по трамвайному билету. Можно сказать, что Квочур такой выигрышный билет вытащил...
Анатолий Квочур, как и многие другие лётчики-испытатели бюро Микояна, считает себя учеником А.В. Федотова. До него шеф-пилотом Квочура был Григорий Александрович Седов. Школу Седова-Федотова Анатолий Николаевич называет школой безопасных и результативных испытаний. Благодаря этой школе многие лётчики прожили гораздо большую, чем среднестатистическая, лётную жизнь и принесли немалую пользу государству.
За годы работы лётчиком-испытателем общий налет Анатолия Квочура составил около 4 800 часов, из них испытательный – около 3 500 часов (в основном на самолётах-истребителях). Он освоил около 90 типов летательных аппаратов (с модификациями), в том числе провел испытания опытных самолётов МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-31М, изделия «07», заводские испытания серийных Су-17 и Су-22 различных модификаций (в том числе сдано в Ливии иностранному заказчику 40 самолётов), а также освоил 9 летательных аппаратов стран НАТО.
В 1982 году на самолёте МиГ-29 Квочур впервые в СССР достиг предельной по прочности самолета перегрузки 9 единиц в сочетании с предельным углом атаки и критическим числом Маха (по заданию 9,0+0,5; достигнуто 9,45). Он впервые продемонстрировал этот самолет на Международных авиасалонах в Фарнборо (Великобритания, 1988) и Абботсфорте (Канада, 1989).
Анатолий Квочур осуществил многочисленные испытания ракет нового поколения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» (первый сброс изделия «воздух-космос» с самолета изделие «07» - 1987; первое реальное боевое применение управляемых ракет класса «воздух-воздух», изд. «73» и класса «воздух-поверхность», изделие «31» - 1982–1988).
С середины 1980-х годов в качестве ведущего лётчика-испытателя он принимал участие в работе над проектом истребителя нового поколения (МФИ), который впервые поднялся в воздух в 2000 году.
В начале 1990-х годов А.Н. Квочур принимал участие в проведении комплекса испытательных работ на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Он провел испытания палубного варианта самолёта МиГ-29К с одновременным испытанием тормозных устройств крейсера во всем диапазоне вероятных условий посадки, а также с изучением работы самолётных систем и состояния летчика, включая осуществление первой в СССР ночной посадки на авианосец, первый ночной взлет, подготовку к полетам первых палубных летчиков на самолете МиГ-29.
В 1991 году А.Н. Квочур переходит в Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова в качестве лётчика-испытателя, начальника лаборатории эргономики. С 1995 по 2003 год он – заместитель начальника института по вопросам вооружения и военной техники. Сама работа в ЛИИ подразумевает наличие двух, тесно связанных областей - лётно-испытательной и научной. Кроме того, в 1996–2005 годах А.Н. Квочур в качестве президента возглавлял созданный при ЛИИ «Пилотажно-исследовательский центр», в самом названии и концепции которого сочетаются понятия «лётчик» и «учёный».
Государственное унитарное предприятие «Пилотажно-исследовательский центр» (до 1996 г. Пилотажная группа «Лётчики-испытатели») было основано А.Н. Квочуром в 1992 году в ЛИИ имени М.М.Громова для выполнения исследовательских программ по проектированию кабин и органов управления маневренных самолётов, спутниковой радионавигации, дозаправки в воздухе, сверхдальним беспосадочным перелётам, сверхманевренности, медицине, а также с целью профессионального выполнения показательных полётов на самолётах Су-27, Су-30 и МиГ-29 одиночно и в группе.
Пилотажная группа «Лётчики-испытатели» уже давно вошла в рейтинг лучших пилотажных групп. Она осуществила ряд показательных выступлений в различных авиационных мероприятиях, включая такие известные, как «Мосаэрошоу-92», «МАКС-93, 95, 97, 99, 01, 05, 07», «Таиланд-93», «Дубай-93, 99, 01», «ИЛА-94», «Фарнборо-94, 98», «Австралия-95», «Ле Бурже-95», «Прага–95, 97», «Сингапур–96, 98», «Джакарта–96», «Чжухай–96, 98, 00» (КНР), «Лима–99, 01», а также десятки раз участвовала в авиапоказах в Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Австрии, Польше, Финляндии.
А.Н. Квочур разработал методы пилотирования и управления одиночно и парой истребителей четвертого поколения при выполнении качественно новых маневров (некоторые элементы уникальны и до сих пор никем в мире не повторены). Им также разработаны методики и подготовлены лётчики к международным перелетам на одноместном и двухместном истребителях; к выполнению показательных полётов на предельных режимах (трое из них удостоены звания Героя Российской Федерации). Созданы и отработаны методики выполнения групповых дальних (в том числе международных) перелётов с дозаправками в воздухе с целью повышения безопасности, рекламного эффекта, а также снижения затрат и уменьшения расхода ресурса самолеёов (ни ранее, ни в настоящее время в России не применяется).
За период с 1993 по 2001 год А.Н. Квочур организовал 13 экспедиций с перелётом группы самолетов с дозаправками в воздухе на расстояние от 4 тысяч до 16 тысяч километров от аэродрома базирования, в том числе три экспедиции – для участия в совместных с ВВС и другими видами ВС РФ учениях в акватории Северного Ледовитого океана, включая районы Западного полушария. Он лично руководил этими экспедициями.
В 1994 году он совершил первый беспосадочный перелет на одноместном истребителе-демонстраторе Су-27 по маршруту Москва–Комсомольск-на-Амуре и обратно с одной дозаправкой в воздухе, в ходе которого провел испытания модернизированной навигационной системы в условиях безориентирной местности и открытого навигационного пространства.
В марте 1995 года выполнил уникальный сверхдальний перелёт в Австралию и обратно (около 15 тысяч километров с дозаправками в воздухе и всего двумя промежуточными посадками на пути в Австралию), а в июле-сентябре 1999 года на одноместном истребителе Су-27– перелет через Северный полюс по замкнутому маршруту (около 15 тысяч километров с пятью дозаправками). В полетах по отработке спутникового радионавигационного комплекса (СРНК) в акваторию Северного Ледовитого океана с проходом над Северным полюсом были достигнуты рекордная дальность и продолжительность полета для одноместного истребителя (11 часов 29 минут).
В двух трансарктических полетах, проведенных во взаимодействии с 37-й воздушной армией, выполнены комплексные исследования ряда новых научно-технических разработок, прежде всего СРНК, обеспечивающего высокоточное определение взаимных координат и скоростей двух самолетов, например заправляемого самолета и танкера, или двух самолетных групп. При этом бортовое компьютерное обеспечение позволяет вывести заправляемый самолет на заправочный конус с точностью 1-2 метра с расстояния до 800 километров.
Также оценивались шесть спутниковых навигационных приемников, новые бортовые вычислители и самописцы, новая индикация на лобовом стекле, а также цветной жидкокристаллический многофункциональный индикатор ЗАО «Русская авионика». Были получены ценнейшие медико-физиологические данные о состоянии летчика, записанные на кардиокассету.
В 2001 году А.Н. Квочур выполнил беспосадочный перелет на одноместном самолёте Су-27 по маршруту Москва–о. Лангкави (Малайзия), в ходе которого установил неофициальный рекорд дальности и скорости перелета с демонстрацией возможностей перебазирования только с двумя дозаправками в воздухе (время полета – 10 часов 42 минуты, расстояние – 9 700 км).
А.Н. Квочур восемь раз пересекал Индийский океан на истребителях Су-27 и Су-30, из них шесть раз – одиночно на одноместном истребителе Су-27, включая два беспосадочных перелета с дозаправками в воздухе по маршруту Дубай–Джакарта и обратно на расстояние около 7 тысяч километров.
В 2006 году им также выполнен самый длительный сверхдальний (12 500 км) беспосадочный перелет, продолжительностью 13 часов 9 минут на самолете Су-30 по маршруту Раменское–о.Удд–Раменское, посвященный 70-летию перелета экипажа В.П. Чкалова.
В 2005 году А.Н. Квочур установил мировые рекорды в классе самолетов С-1 (сухопутные самолеты весом 16-20, 20-25, 25-35 тонн) на самолёте Су-27 – достижение максимальной скорости по замкнутому маршруту 100, 1000 и 2000 километров, а также поднятие максимального груза на высоту 2 и 15 километров.
Анатолий Квочур безукоризненно выполняет фигуры высшего пилотажа. Многие из них он довел до совершенства на самолетах последнего поколения. Например, исполнение такой фигуры как «Колокол» А.Н. Квочур отработал на МиГ-29, подготовил методику безопасности и впервые продемонстрировал вместе с другими летчиками-испытателями ОКБ имени А.И. Микояна на международном авиасалоне «Фарнборо-88».
Устроители любой авиавыставки стараются заручиться участием в ней именно Анатолия Квочура, потому что он – гарантия зрелищного показа, когда фигуры высшего пилотажа сменяют друг друга без пауз и на предельно малой высоте. Известный английский эксперт летчик-испытатель Джон Форли, комментируя пилотаж Квочура, говорил: «Его я сравнил бы с исполнением классической музыки, в частности “Лунной сонаты”, к восприятию которой можно быть подготовленным в большей или меньшей степени, но которая нравится всем. По поводу же личных впечатлений могу сказать, что летчик явно не “борется” с самолётом и такое полное взаимопонимание делает их как бы единым целым, приводя к совершенству всех движений».
В 1999 году Анатолий Квочур окончил Академию государственной службы при Президенте РФ. Он продолжает совмещать летную работу в качестве летчика-испытателя 1-го класса в ОАО «ОКБ Сухого» (с 2004 г.) и научно-организационную деятельность в должности главного конструктора ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» и первого заместителя начальника ФГУП «ЛИИ имени М.М. Громова» (с июня 2005 г.).
Он ведет большую научную работу по разработке радионавигационного комплекса, обеспечивающего качественно новое взаимодействие между летательным аппаратом и другими подвижными и неподвижными объектами, а также кабины модернизированного и перспективного истребителя.
А.Н. Квочур – обладатель трех патентов на изобретения: «Устройство визуального контроля пространственного положения и скорости заправляемого самолета при дозаправке топливом в полете» (1996), «Система заправки самолета топливом в полете» (1998), а также на промышленный образец пилотажно-демонстрационного истребителя (1999).
Помимо научно-организационной и летной деятельности А.Н. Квочур ведет общественную работу в качестве председателя Совета общественных приемных при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе. В 2000 году являлся доверенным лицом В.В. Путина на выборах Президента РФ.
А.Н. Квочур – Герой Российской Федерации (1992), заслуженный летчик-испытатель СССР. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени, Трудового Красного Знамени, а также орденом Петра Великого I степени Национального комитета общественных наград и международным орденом Леонардо да Винчи «За выдающиеся заслуги перед народами». Имеет воинское звание полковника запаса.
Физической форме Анатолия Квочура можно позавидовать. Несмотря на неоднократные катапультирования и огромный летный стаж, он по-прежнему идеально попадает в типаж героя: атлетическое телосложение, безупречная осанка, сильные руки. «До 17 лет я пытался заниматься тяжелой атлетикой, – говорит Анатолий Николаевич. – Но в летном училище объяснили, что это не самое правильное для здоровья летчика занятие. Спорт, впрочем, не бросал никогда. Десять лет занимался карате, но после второго катапультирования пришлось оставить это дело. Теперь люблю горные лыжи».
В свободное время, когда удается не думать о работе, Анатолий Николаевич много читает, особенно произведения Ефремова, Лемма, Стругацких. Его любимые фильмы - «Повесть о настоящем человеке», «Семнадцать мгновений весны».