ПАСТУХОВ Владимир Павлович
Директор ПО «Севмаш» (2004–2007), лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники
Родился 6 мая 1952 года в городе Выборг. Отец – Пастухов Павел Фомич (1922 – 1983). Мать – Пастухова Александра Ивановна (1923 – 1998). Супруга – Пастухова Лина Васильевна (1952 г. рожд.) инженер-технолог «Севмаша». Дочери: Елена Владимировна (1975 г. рожд.), доцент Севмашвтуза, преподает высшую математику, кандидат технических наук; Анастасия Владимировна (1979 г. рожд.), врач-отоларинголог, учится в ординатуре, работает в сурдологическом центре Северодвинской детской больницы. Сын – Павел Владимирович (1988 г. рожд.), студент Горного университета в Санкт-Петербурге. Внуки: Игорь, Елизавета и Даша.
Отец В.П. Пастухова, Павел Фомич, – военно-морской офицер, капитан 2 ранга, после ранения под блокадным Ленинградом в 1943 году был направлен в Молотовск на лечение. Здесь он познакомился с медсестрой Александрой Ивановной – своей будущей женой. В Молотовске родился старший сын Пастуховых – Валерий, который в дальнейшем стал инженером-кораблестроителем. Позже Павел Фомич был переведен в Выборг, где родился сын Владимир.
Детство и юность Владимира Павловича прошли в Николаеве, куда переехала семья. После окончания физико-математической школы Владимир Пастухов поступил в Николаевский кораблестроительный институт на специальность «судовые силовые установки». По окончании института в 1975 году Владимир Павлович вместе с женой Линой Васильевной, которая тоже окончила николаевскую «корабелку», переезжает в Северодвинск.
На многие годы для В.П. Пастухова местом работы стал знаменитый участок испытаний и сдачи заказов. Важность этого подразделения подтверждает не только тот факт, что в золотые для отечественного подводного кораблестроения 1970–1980 годы в этом коллективе трудилось около 150 сотен специалистов (завод сдавал по 4 – 6 подводных лодок в год), но и то, что многие известные и уважаемые люди прошли здесь школу механиков: среди них Д.Г. Пашаев – генеральный директор «Севмаша» с 1988 по 2004 год, А.А. Дьячков, В.В. Бородин, С.М. Хвиюзов – заместители генерального директора, Ю.В. Кондрашов – главный инженер.
Cвою первую вахту В.П. Пастухов, инженер-оператор главной энергетической установки (ГЭУ), нес на головной атомной подводной лодке (АПЛ) проекта 667БДР (заводской № 355), где и получил «боевое крещение». При прохождении государственных ходовых испытаний 11 сентября 1976 года в Белом море на глубине 210 метров и при скорости 20 узлов в результате ошибки штурмана корабль вышел за границу полигона и ударился о грунт носом. Катастрофическое развитие событий было предотвращено благодаря инициативным и исключительно правильным действиям испытателей Севмаша. Не раз еще во время испытаний случались нештатные ситуации, в устранении которых Владимир Павлович принимал непосредственное участие.
В конце 1970-х годов для работ на головной АПЛ проекта 949 (заводской № 605) формировалась специальная группа. Ее руководитель Ю.В. Кондрашов приглашал не только опытных сотрудников, но и молодых инженеров управления главной энергетической установкой (ГЭУ); одним из них стал Владимир Пастухов, который уже был посвящен в подводники. Подготовка к сдаче АПЛ велась около трех лет. Владимир Павлович часто ездил в командировки в проектные институты, на заводы-изготовители комплектующего оборудования, в учебный центр, работал в цехе, где строился корабль. Именно поэтому 605-й заказ ему особенно памятен. Задача была успешно выполнена – корабль сдали флоту в срок. Позже, уже будучи инженером-механиком управления ГЭУ, он участвовал в испытаниях АПЛ проекта «Гранит», а затем сменным сдаточным механиком и руководителем операторов ГЭУ – подлодок проекта 941 «Акула». Это была хорошая школа…
С 1984 по 1993 год В.П. Пастухов – сдаточный механик. Вместе с ответственным сдатчиком известным корабелом В.М. Чувакиным он руководит испытаниями и сдачей Военно-морскому флоту головной АПЛ «Барс». Затем были корабли из той же «звериной серии» – «Пантера» и «Леопард». Всего Владимир Павлович принял участие в испытаниях и сдаче Военно-морскому флоту десяти АПЛ, более четырех тысяч часов провел он на кораблях в спецусловиях, осуществил десятки выходов в море в составе сдаточных команд. В общей сложности около года находился под водой…
Директор «Севмаша» Д.Г. Пашаев заметил хорошую работу молодого руководителя и в 1993 году предложил ему попробовать себя в другой сфере – стать заместителем начальника стапельного цеха по подготовке производства, а в 1994 году – главным инженером «Севмаша».
На посту главного инженера Владимиру Павловичу пришлось руководить большим количеством людей, принимать решения не только на уровне цехов, но и предприятий. А учитывая, что годы достались самые тяжелые: сокращение гособоронзаказа, многомесячные задержки заработной платы, потеря традиционных поставщиков, – работать было очень непросто.
Тем не менее производственные задачи решались. Внедрялась новая в судостроительной отрасли организационно-техническая схема постройки тяжелых атомных подводных ракетоносцев, основанная на агрегатно-модульном методе монтажа. Проводилось техническое перевооружение предприятия, обновлялись и модернизировались цехи, разрабатывались современные технологии. В результате резко выросло количество заказов, расширилась номенклатура выпускаемой продукции.
С 2004 по 2007 год В.П. Пастухов возглавлял «Севмаш». Будучи генеральным директором, он смог развить технический потенциал предприятия, поднять на новый уровень сотрудничество с иностранными партнерами и полностью загрузить производство за счет экспортных заказов. Товарный выпуск на предприятии с 2004 по 2007 год возрос более чем в два раза. Именно за это время в кратчайшие сроки построены и сданы две дизель-электрические подводные лодки, начали строиться морские полупогружные платформы «MOSS» и крупная серия танкеров-химовозов для норвежских заказчиков, океанские мега-яхты, аналогов которым в мире нет.
В эти годы в полном объеме была восстановлена программа государственного оборонного заказа, в апреле 2007 года из стапельного цеха выведен современный ракетоносец нового поколения «Юрий Долгорукий», на стапелях строятся АПЛ такого же проекта «Александр Невский» и «Владимир Мономах», АПЛ других проектов, специальная техника. В 2006 году «Севмаш» в честь 100-летия подводного флота был удостоен Благодарности Президента РФ В.В. Путина, – высшим отличительным знаком современной России был отмечен коллектив под руководством В.П. Пастухова.
По инициативе Владимира Павловича была разработана комплексная программа реконструкции «Севмаша», расширены технологические возможности завода, приведена к международным стандартам система качества, внедрена новая структура управления.
За многолетнюю добросовестную работу Владимир Павлович удостоен Государственной премии РФ за «Сохранение потенциала и развитие новых мощностей», награжден орденом Мужества (1999), медалью «300 лет Российскому флоту» (1996). В 2006 году за большой вклад в развитие отечественного судостроения, достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу Президент РФ В.В. Путин вручил В.П. Пастухову орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Увлекается горными лыжами, походами по ягоды и грибы. Мечта – проехать по матушке-России на автомобиле.