ПАШАЕВ Давид Гусейнович (1940-2010)
Президент Государственного Российского центра атомного судостроения (2004–2010), Герой Российской Федерации, дважды лауреат Государственных премий РФ, почетный гражданин Северодвинска
Родился 19 июля 1940 года в селе Осташево Волоколамского района Московский области. Отец – Пашаев Гусейн Кязимович (1897–1966) Мать – Варвара Сергеевна (1908–2006). Супруга – Людмила Ивановна, педагог (1946 г. рожд.). Сын – Олег Давидович (1967 г. рожд.), окончил военное училище, служил на АПЛ, сейчас работает в нефтяной компании. Дочь – Медина Давидовна (1976 г. рожд.) окончила Плехановскую академию, экономист-финансист. Внучка – Анна (1990 г. рожд.), студентка.
Отец Д.Г. Пашаева, Гусейн Кязимович, – уроженец Казаха (Азербайджан), по образованию зоотехник и агроном. В предвоенные годы (1935–1941) работал в совхозах Подмосковья в системе НКВД, которые обеспечивали продуктами строительство водоканалов. В 1935 году назначен директором совхоза в селе Осташево, где встретил свою будущую жену Варвару Сергеевну Стулову. Во время войны семья была эвакуирована в Кировскую область, где отец строил мост в Кирово-Чепецке, а затем организовывал подсобные хозяйства. В 1961 году Гусейн Кязимович вернулся на родину в Азербайджан и вновь возглавил совхоз. В 1959 году был удостоен высшей награды государства – ордена Ленина. Варвара Сергеевна работала машинисткой.
Варвара Сергеевна и Гусейн Кязимович вырастили и воспитали четверых детей. Дочери Пери и Нина, окончив школу, получили в Баку высшее медицинское образование и прошли жизненную школу соответственно в науке и здравоохранении. Старший сын Кязим, окончив Горьковский политехнический институт, работал главным конструктором проекта в КБ Бакинского завода бытовых кондиционеров. Самый младший из Пашаевых – Давид – среднюю школу окончил с серебряной медалью, а за высшим техническим образованием отправился в Свердловск, хотя отец настаивал на его поступлении в Кировский сельскохозяйственный институт.
После окончания Уральского политехнического института в 1963 году по специальности «Проектирование и эксплуатация атомных энергетических установок» Давид Гусейнович по распределению приезжает в Северодвинск, на предприятие «Севмаш». Хотя судьба могла сложиться совсем по-другому: он еще во время обучения трижды проходил практику на Белоярской АЭС и собирался после окончания института там работать. Но молодого выпускника Уральского института вызвали в военкомат и предложили трехмесячное обучение с последующей службой в ВС СССР. Несмотря на отказ Давида Пашаева отправляют на медкомиссию, и, пока он ее проходит, все вакансии на Белоярской станции закрываются. В институте ему предлагают три других места на выбор: Северодвинск, Горький или Дальний Восток. Он выбирает первое и переезжает на Север.
С 1963 по 1980 год Д.Г. Пашаев проходит на «Севмаше» все этапы производственного цикла постройки кораблей: помощник мастера, мастер монтажных работ, сдаточный механик, заместитель начальника цеха, заместитель начальника стапельно-сдаточного производства. Руководство не ошиблось, направив Давида Гусейновича на самый ответственный участок – монтаж оборудования и систем атомных реакторных установок. Настоящим испытанием на зрелость стало для Д.Г. Пашаева пребывание на посту сдаточного механика. Трудившиеся рядом с ним люди не переставали поражаться его неутомимости, желанию самому разобраться в действии машин и механизмов корабля, умению брать на себя ответственность за исход дела. Очень быстро изучив производство, сложнейшую технику, он стал одним из самых уважаемых специалистов по реакторным отсекам подводных лодок. Вместе с Пашаевым школу сдаточных механиков прошли В.П. Пастухов, Ю.В. Кондрашов, В.М. Авилов, ставшие известными руководителями на «Севмаше».
С назначением на должность заместителя начальника стапельно-сдаточного производства деятельность Давида Гусейновича становится все более напряженной: теперь он отвечает за подготовку и испытания атомных подводных лодок, а в «золотой век» российского кораблестроения на испытаниях одновременно находилось до пяти кораблей, а в море – сотни испытателей. Но уникальная четкость в работе, способность контролировать большие объемы производства помогают Д.Г. Пашаеву справляться с задачами.
После ухода на заслуженный отдых одного из учителей Д.Г. Пашаева Израиля Лазаревича Камая в 1980 году Давида Гусейновича назначают начальником стапельно-сдаточного производства и доверяют руководить восьмитысячным коллективом, а потом и всеми инженерными службами завода – с 1986 по 1988 годы Пашаев занимает должность главного инженера производственного объединения «Севмаш».
Это было время создания третьего поколения атомных подводных лодок «Акула», «Антей», «Барс». Создание таких гигантов было невозможно без внедрения модульно-агрегатного метода постройки кораблей, в развитие которого Давид Гусейнович внес свой значительный вклад. Под его руководством успешно решены многие экономические проблемы, вопросы технического перевооружения, обновления и модернизации производственных мощностей, разработки новых технологий и конструкций.
В 1988 году Давид Гусейнович практически единогласно был избран Генеральным директором предприятия. Это был первый в истории «Севмаша» случай, когда руководитель избирался коллективом, а не назначался сверху. Для всех предшественников Пашаева залогом успеха была государственная поддержка, политика, направленная на развитие силы и мощи отечественного Военно-морского флота. Д.Г. Пашаеву выпало другое время – резкий спад финансирования по государственному оборонному заказу, которого не хватало даже на месячную зарплату работникам предприятия, застывшие корпуса кораблей на стапелях, ежедневная выдача хлеба по талонам в счет будущих выплат и заманчивые предложения акционировать и раздробить завод на составляющие фирмы, бесконечная смена правительств и реформирование руководящих структур. Огромная ответственность за 46-тысячный коллектив и за судьбу флота легла на плечи Давида Гусейновича. Неутомимый, обладающий огромной работоспособностью, Д.Г. Пашаев не отступил перед трудностями в кризисные годы, применяя весь свой опыт, знания, личный авторитет, чтобы сохранить производство военно-морской техники. Он встречался с руководителями страны, влиятельными политиками, флотоводцами, банкирами, чтобы привлечь внимание к проблемам кораблестроения. Он был организатором и автором ряда указов президента, правительственных постановлений, направленных на возрождение отрасли. Именно Давиду Гусейновичу принадлежит идея принципиально нового подхода к созданию современных образцов военной техники: он предложил использовать при строительстве новых кораблей оборудование, материалы и механизмы, предназначавшиеся для постройки и доработки подводных лодок предыдущих поколений. Это позволило значительно снизить трудозатраты и стоимость работ.
В конце 1980-х годов Давид Гусейнович, предчувствуя сокращение гособоронзаказа, начинает искать другие направления деятельности предприятия, способные поддержать высокий технологический уровень «Севмаша». Таким направлением становится создание новой отрасли промышленности по строительству морских ледостойких платформ. Сегодня предприятие заканчивает строительство первой в мире морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», способной работать при температуре минус 50 градусов. При непосредственном участии генерального директора на «Севмаше» осуществляются также масштабные программы по утилизации АПЛ.
Еще одна проблема, которую пришлось решить Д.Г. Пашаеву на посту генерального директора, – это поставка комплектующих на завод. Отлаженные десятилетиями связи с заводами-поставщиками из бывших республик Советского Союза с распадом СССР были разорваны. Тогда Давид Гусейнович предложил организовать на «Севмаше» выпуск изделий, технически целесообразных, экономически выгодных. За короткое время удалось освоить выпуск гидрооборудования, судовой арматуры и т.д. Параллельно налаживались новые партнерские отношения с заводами России.
По инициативе Д.Г. Пашаева была осуществлена комплексная программа реконструкции «Севмаша», система качества приведена к международным стандартам, разработана и внедрена новая структура управления предприятием.
Деятельность Д.Г. Пашаева на посту генерального директора постепенно стала привлекать внимание деловых кругов России и зарубежья. Поступали предложения о сотрудничестве, заключались контракты на изготовление заказов по линии военно-технического сотрудничества и народного хозяйства. Но самым весомым аргументом Давида Гусейновича и его единомышленников в пользу «Севмаша» стали закладка в 1996 году и строительство АПЛ нового поколения «Юрий Долгорукий», сдача в 2002 году первого корабля третьего тысячелетия «Гепард». Государственный подход при решении возникающих проблем, видение перспектив развития производства – главная черта, которая характеризовала Д.Г. Пашаева как крупного руководителя.
По личной инициативе Давида Гусейновича Указом Президента Российской Федерации в 1992 году создается Российский государственный центр атомного судостроения (ГРЦАС). В состав ГРЦАС вошли девять ведущих предприятий военно-промышленного судостроительного комплекса, основным профилем производства которых является строительство, ремонт, модернизация и утилизация атомных подводных лодок.
В 2004 году Давид Гусейнович принял решение передать управление предприятием своему заместителю – главному инженеру В.П. Пастухову, а самому сосредоточил свои усилия на государственных проблемах развития российского атомного судостроения. С 2004/2010 год Д.Г. Пашаев – президент ГРЦАС.
В 2005/2008 годах входил в состав Общественной палаты при Президенте РФ, был членом Комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации и Комиссии Общественной палаты по инновациям, высокотехнологичным научным и инженерным проектам.
За период работы на предприятии «Севмаш» Давид Гусейнович был удостоен звания Героя Российской Федерации (1995); орденов Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1974), медали «300 лет Российскому флоту» (1996), дважды лауреат Государственной премии РФ (2000, 2006).
Труд Д.Г. Пашаева отмечен золотым почётным знаком Национального фонда «Общественное признание» за заслуги в деле сохранения и поддержания оборонного потенциала страны, разработку и успешную реализацию программы конверсии оборонных предприятий (2000 год). Он награжден национальной премией «Человек года–2002» за выдающиеся заслуги в развитии военного судостроения. Лауреат общественной премии Архангельской области «Достояние Севера» (2003), награжден знаком «За заслуги перед Северодвинском» (2004). Он – почетный гражданин Северодвинска.
Скончался 6 апреля 2010 года.