РАЧУК Владимир Сергеевич
Генеральный конструктор - Генеральный директор конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) (1993–2015), заслуженный конструктор Российской Федерации, лауреат Государственной премии и премии Правительства Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, почетный гражданин Воронеж
Родился 11 июля 1936 года в Перми, в семье служащих. Отец – Рачук Сергей Алексеевич (1911–1980). Мать – Рачук Вера Константиновна (1913–1999). Супруга – Рачук Валентина Ивановна (1942 г. рожд.), экономист. Сын – Рачук Сергей Владимирович (1964 г. рожд.), Герой РФ, контр-адмирал. Дочери: Нелли (1967 г. рожд.), филолог; Ольга (1984 г. рожд.). Внук – Алексей (1995 г. рожд.). Внучка – Алина (2001 г. рожд.).
Главным делом своей жизни он называет создание кислородно-водородного жидкостного ракетного двигателя (КВ ЖРД). Этому детищу отдано много лет работы. Кропотливой и творческой, сложной и напряженной, наполняющей бытие творческим созиданием, а порой опустошающей, несущей радость открытий и горечь поражений. Одним словом - любимой. По-иному этот человек жить не умеет. Наш герой из знаменитой плеяды «шестидесятников», которым любое дело было по плечу! Он состоялся. Как руководитель, как ученый, как человек, товарищ и семьянин. Наверное, это большая редкость и большая удача в наше непростое время.
КБХА сегодня - это современное научно-производственное объединение, осуществляющее полный цикл создания жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) - проектирование, изготовление, испытание и поставки товарных двигателей для ракет оборонного, научного и народнохозяйственного назначения, изготавливающее наукоёмкую высокотехнологическую конверсионную продукцию. Более 20-ти лет (1993–2015) Конструкторским бюро химической автоматики руководил Владимир Сергеевич Рачук.
В 1936 году, когда Володя появился на свет, его родители жили в Перми, но спустя 8 лет семья переехала в Воронеж, который только что избавился от оккупации немецких войск. Окончив в 1954 году десятилетку, Владимир стал перед выбором жизненного пути. В юности его манило небо, но авиационный институт был далеко, а строительный - рядом. Да и отцу, связавшему со строительством всю трудовую жизнь, хотелось, чтобы сын пошел по этой стезе. Владимир поступил в Воронежский инженерно-строительный институт. В 1959 году дипломированный специалист был распределен на строительство Назаровской ГРЭС под Красноярском. В таежной глубинке и началась трудовая вахта молодого мастера участка. Эти годы запомнились неиссякаемым энтузиазмом и первым житейским опытом. Работа секретарем комитета комсомола Комсомольской ударной стройки отнимала все свободное время, но она была по душе, тем более что помогла познакомиться с очаровательной девушкой из Донбасса - Валентиной. Она и стала путеводной звездой всей жизни Владимира.
Начало 1960-х годов стало зарей космической эры. Полет первого спутника и знаменитый виток вокруг планеты Юрия Гагарина во многом изменили сознание современников. Наша страна первой ступила на космический Олимп, и вся молодежь мечтала быть в числе первопроходцев. Вот и Владимир нет-нет да и возвращался в мыслях к юношеской мечте. Быть может, небо - его призвание?
В 1963 году прораб строительного управления Владимир Рачук вернулся в Воронеж с целью получить второе образование уже по специальности, связанной с созданием ракетно-космической техники. Добиться этого в то время было практически невозможно - исключение делалось лишь инвалидам. Постановление правительства аргументировало такое положение дел предельно просто: бесплатное обучение обязывало возвращать долг Родине в рамках полученной профессии. Потому Московский и Казанский авиационные институты прислали Владимиру отказы. Сегодня получить второе образования за плату - дело обыденное. Были бы средства. Да раньше о подобном излишестве не могло быть и речи.
Рачук пошел к цели нетрадиционным путем. Разумеется, трудоустроиться непосредственно в конструкторское бюро по работе с ракетными двигателями было нереально - на то оно и секретное предприятие. Чтобы быть ближе к создателям космической техники, Владимир определился в отдел капитального строительства Воронежского механического завода, расположенного на одной территории с предприятием, разрабатывающим ракетные двигатели (будущее КБХА). Это стало путевкой в мир космических технологий. Целеустремленный молодой человек приблизился к заветной мечте еще на один шаг - на руках был документ о принадлежности к оборонному предприятию, что позволило поступить сразу на 4-й курс факультета двигателей летательных аппаратов Воронежского политехнического института. Недостижимая, казалось бы, мечта становилась явью. Он с упоением изучал ракетные двигатели - теорию и конструирование. Учился Владимир легко и неистово - новое дело увлекало его все больше. Путь к победе был полон сложностей и испытаний. Первая сессия подарила радость открытия новых предметов и стала временем появления на свет первенца. Рождение сына умножило силы молодого отца. И хотя каждая свободная минута стала ценнее всего богатства мира, успевал он повсюду.
Буквально через год пришлось выдержать очередное серьезное испытание. Завершить учебу в институте разрешалось лишь тем, чья специальность была непосредственно связана с созданием ракетно-космической техники - только они допускались к изучению режимных дисциплин. Требование институтских преподавателей совпало с крупнейшим за годы существования предприятия сокращением специалистов всех звеньев: о переводе на подобную должность не могло быть и речи. Старший инженер В. Рачук буквально штурмует руководство с просьбой перевести его в цех, где собирались ракетные двигатели, простым слесарем-сборщиком. Получилось! Хотя знающие специфику работы кадровых органов советских времен подтвердят, что такое под силу далеко не каждому: дипломированному специалисту было непозволительно ходить в рабочей спецовке – ведь государство не зря тратилось на его обучение. Владимир вновь сумел отстоять свою правоту. Кто-то скажет: везение. Нет, трудолюбие и настойчивость.
Уже в следующем году в трудовой книжке Владимира появилась долгожданная запись о приеме на работу в заветную организацию, называвшуюся, казалось бы, просто: «Почтовый ящик 20». В то время так обозначались многие предприятия стратегического значения, работавшие на «оборонку». Это – Конструкторское бюро химавтоматики, куда 54 года назад Владимира приняли на должность старшего техника-конструктора.
За очередным успехом пришла настоящая победа – его пригласили работать во вновь созданный конструкторский отдел по разработке ядерного ракетного двигателя, создание которого было поручено их предприятию в 1965 году. О подобном предложении Владимир мог только мечтать, но опытные коллеги давно уже подметили, что из этого инициативного энтузиаста выйдет толк. Главное условие - к работе приступить незамедлительно. Трудиться предстояло практически круглосуточно, но вовсе не это останавливало: подоспела пора защиты дипломного проекта, а для его подготовки было необходимо время. Пришлось на собственном опыте познать, что значит жить в мире космических скоростей. Об учебном отпуске Владимир был вынужден забыть. И снова он выдюжил: ему все удалось! Более того - через 2 года он успешно сдал экзамены и в аспирантуру Физико-энергетического института в Обнинске. Нет, этот человек не был баловнем Фортуны. Он просто умел и хотел работать, что и делал с азартом и вдохновением.
Судьба уготовила Владимиру Сергеевичу заниматься самыми новыми и перспективными разработками, которые по своим замыслам в те времена граничили с фантастикой. Получив второй диплом (инженера-механика - специалиста по ЖРД), он продолжил работу по разработке принципиально новой тематики - космических ядерных ракетных двигателей. В этом разделе науки лидерство принадлежало заокеанским ученым, что для советской космонавтики было равносильно поражению. Как известно, руководитель нашей страны призывал догнать и перегнать Америку. Потому коллектив предприятия, не жалея сил и времени, приступил к выполнению, по существу, стратегической задачи. Теперь уж точно 24 часов в сутки Владимиру не хватало, тем более что в семье появилась кроха-дочь.
Надежные тылы позволяли отдаваться любимой работе без остатка. Уже в 1968 году в Физико-энергетическом институте был проведен пуск полноразмерной модели реактора двигателя. В Загорске полным ходом испытывали остальные его элементы. Затем работы перешли на Семипалатинский полигон.
В конце 1970-х годов, когда работы по ядерному ракетному двигателю еще продолжались, советские ученые приступили к созданию первой отечественной многоразовой космической системы. КБХА было привлечено к созданию маршевого кислородно-водородного двигателя тягой 200 тонн ракеты-носителя, которая впоследствии получила название «Энергия». Это было принципиально новым заданием, так как воронежское предприятие раньше не занималось созданием кислородно-водородных двигателей, да и в СССР подобный опыт был совершенно невелик.
Сначала Владимир Сергеевич добился назначения в бригаду ведущего конструктора по созданию двигателя. В 1978 году стал техническим руководителем огневых испытаний с правами главного конструктора темы, а через 3 года был назначен главным конструктором разработки кислородно-водородного двигателя РД-0120 тягой 200 тонн для ракетно-космического комплекса «Энергия -Буран». Он вел практически все вопросы – от научно-исследовательских разработок до строжайшего исполнения сроков отработки, организацию испытаний в Подмосковье, на Урале, в Байконуре, а также множество других хозяйственных и организационных вопросов: освоение сложнейшего двигателя, где многое делалось впервые в мире, происходило с привлечением огромного числа организаций и специалистов. Было нелегко, порой случались жесточайшие противостояния и споры. В этих условиях Владимир Сергеевич проявлял завидное терпение и спокойствие, умел направить работу в нужное русло. При этом он никогда не хитрил и не лукавил в своих докладах руководству, а честно рассказывал, что и почему не получается. Никто не слышал от него нелестных высказываний в адрес руководства или коллег. В быту он оставался мягким и добрым, а в отношении к работе и двигателю его позиция была предельно ясна: если было выработано решение, он становился жестким и упрямым в проведении его в жизнь. Оставаясь человеком глубоко интеллигентным, как руководитель он был строг и справедлив, принципиален и честен, шел только на научно оправданный и технически обоснованный компромисс. Это импонировало и его сторонникам, и противникам, избежать коих в научном мире невозможно.
В ноябре 1988 года, после запуска «Бурана», пришло окончательное признание успеха. Никто еще не знал, что эта грандиозная победа станет последним космическим достижением страны под названием СССР. В том, что проект «Энергия - Буран» стал лебединой песней угасающего государства, не было вины профессионалов. Рачук и его коллеги трудились на славу. Просто пришел период политического безвременья и застоя. Были прекращены работы и по ядерному ракетному двигателю. Очевидно, большинство оборонных программ стали не нужны руководству страны – объемы госзаказа практически свелись к нулю.
Именно в тот период предприятие оказалось в долговой яме. Высококвалифицированные работники в массовом порядке увольнялись – требовалось кормить семьи, а веры в будущее не было. Лишь немногие оказались готовы тянуть непосильную ношу: вести за собой коллектив, создавать новую высокотехнологичную продукцию. В этой сложной обстановке трудовой коллектив в 1993 году принял решение о проведении выборов нового руководителя предприятия. B.C. Рачук в числе 5 претендентов выдвинул свою программу выхода из кризиса. Волновался? Не без этого. Но верил в людей и в успех – в активе уже было немало славных дел. По итогам голосования Владимир Сергеевич получил более 80 процентов голосов, после чего и был утвержден в должности Генерального конструктора - Генерального директора. Доверие было оказано человеку, утвердившему себя реальными делами: под его руководством была решена главная задача – создание кислородно-водородного двигателя. Вклад ученого в этой области был оценен по достоинству не только специалистами и соратниками – годом раньше он стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Многотысячный коллектив не ошибся в выборе – этот неистовый человек сумел сделать невозможное: предприятие под руководством В.С. Рачука обрело второе дыхание, выстояло при жесткой конкуренции и заняло достойное место в строю российской «оборонки».
В последние годы под его руководством на предприятии велись разработки новых высокоэффективных двигателей, в ряде случаев превышающих мировой уровень. В их числе кислородно-керосиновый двигатель РД-0124 для РН «Союз-2-1б» и «Ангара». Напористость и дипломатический дар B.C. Рачука, его умение работать с партнерами и заказчиками обеспечили предприятию достойное место на космическом рынке - во всех новых разработках отечественных ракет-носителей используются двигатели КБХА. Несмотря на жесткие тиски рыночных отношений, активно создавались первые в стране жидкостные ракетные двигатели без газогенератора, возобновлены работы по созданию ядерных ракетных двигателей, создавались газодинамические лазеры.
В КБ кроме ракетных двигателей создавалось импортозаменяющее оборудование для нефтегазодобывающей, химической и металлургической отраслей промышленности. Специалистами предприятия созданы установки гидроразрыва нефтяных пластов, позволяющие буквально «оживить» истощенное месторождение.
Помимо административной деятельности Владимир Сергеевич немало времени уделял научно-исследовательской работе. Он автор более 130 научных трудов, в том числе более 20 изобретений. Его кандидатская диссертация была посвящена проблемам создания ядерного ракетного двигателя, а докторская - разработке кислородно-водородного.
Достижение определенной стабильности в деятельности предприятия позволило выкраивать больше времени и для семейного отдыха. По-прежнему предпочтение отдавалось рыбалке. Правда, делать это удавалось не часто. Со спортом он – на «ты», о чем свидетельствует отменная физическая форма. Гимнастика, бег, велосипед, байдарка – вот далеко не полный перечень его спортивных интересов. Не хватало, как обычно, только времени. Одно из любимейших занятий – чтение. Его любимые писатели – Бальзак, Стендаль, Куприн. Детское увлечение романами Дюма переросло в серьезный интерес к истории средневековой Франции. Интерес к истории сопровождает его всю жизнь. С юности Владимир Сергеевич глубоко изучает и анализирует историю России. В центре его внимания периоды времен Октябрьской революции, первых десятилетий СССР и Второй мировой войны. Увлечение историей Советской России и Франции средних веков, а также французской и русской литературой не прошло бесследно: старшая дочь Нелли стала филологом, а младшая Ольга окончила исторический факультет Воронежского университета. В холодной тьме океанских глубин вахту по охране интересов России нес его сын – Сергей Рачук, контр-адмирал, Герой Российской Федерации. Он командовал РПКСН: К-117«Брянск», К-407 «Новомосковск», К-84 «Екатеринбург» и не сомневался в надежности грозного оружия. Эта уверенность не случайна: двигатели ракет создавались на предприятии, где Генеральным конструктором - Генеральным директором являлся его отец. Сын пошел по стопам героического прадеда - настоящего русского моряка. В доме великое множество книг о море и ракетостроении. По сути, мужчины этого рода во все века стоят на страже интересов родной державы.
Заслуженный конструктор Российской Федерации, лауреат Государственной премии и премии Правительства РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, профессор В.С. Рачук – созидатель и новатор. Являясь действительным членом Международной академии астронавтики, академии имени К.Э. Циолковского, почетным гражданином города Воронеж, Рачук не забывает о подготовке новых молодых кадров и возглавляет кафедру ракетных двигателей в Воронежском государственном техническом университете.