ВЛАСКО-ВЛАСОВ Константин Александрович (1920-2009)
Лауреат Ленинской и Сталинской премий, Государственной премии РФ, генерал-майор авиации в отставке, кандидат технических наук
Родился 16 февраля 1920 года в селе Троицком Дзержинского района Калужской области. Отец – Власко-Власов Александр Васильевич (1893–1969); мать – Власко-Власова Елизавета Михайловна (1887–1952). Супруга – Власко-Власова Лидия Николаевна (1922 г. рожд.), инженер. Сын – Власко-Власов Виталий Константинович (1947 г. рожд.), кандидат физико-математических наук, начальник лаборатории Института физики твердого тела РАН. Дочь – Ионова Марина Константиновна (1954 г. рожд.), исполнительный директор ФК «Урал-Сиб». Внуки: Ионов Данила Романович (1977 г. рожд.), вице-президент юридического департамента в банке «Ренессанс-Капитал»; Власко-Власова Ольга Витальевна (1972 г. рожд.); Власко-Власова Екатерина Витальевна (1982 г. рожд.).
Юношеские годы К.А. Власко-Власова прошли в подмосковном поселке Томилино. Здесь окончил десятилетку. В московском спортивном обществе «Буревестник» в юношеской группе занимался легкой атлетикой и волейболом, солировал в школьном хоровом кружке.
В 1938 году Константин поступил в Московское Краснознаменное военное авиационное техническое училище и через два года выпущен из училища в звании воентехника 2-го ранга по специальности «авиационный радиотехник». По распределению, как обладателя красного диплома, К.А. Власко-Власова оставили в училище на должности старшего техника-инструктора.
В первые же дни Великой Отечественной войны К.А. Власко-Власов назначается в формирующийся при ГК НИИ ВВС 1-й штурмовой авиационный полк (шап) особого назначения, которому поручалось проведение войсковых испытаний впервые принятых на вооружение самолетов-штурмовиков Ил-2 в условиях реальных боевых действий в составе войск Западного фронта.
В кровопролитных сражениях на Борисоглебско-Смоленском направлении наши войска вынуждены были отступать. Полк нес большие потери. В начале августа 1941 года личный состав полка направляется на переформирование в Воронеж. За неделю формирование полка было закончено. 18 августа 1941 года полк перебазировался в блокадный Ленинград, на аэродром Касимово, что в 10–12 километрах от Ленинграда в сторону Карельского перешейка.
За активные боевые действия по поддержке наземных войск, оборонявших Ленинград, в апреле 1942 года полку присвоено звание гвардейского (15-й гвардейский шап). В составе полка К.А. Власко-Власов занимает должности старшего техника полка по радио и начальника связи. Кроме своих непосредственных обязанностей по радио и электрооборудованию он активно участвует в работах по подготовке самолетов к боевым вылетам. В конце 1943 года, после прорыва блокады Ленинграда, его направляют на учебу в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.
После небольшой подготовки, благополучно сдав вступительные экзамены, К.А. Власко-Власов зачислен слушателем академии, а через год по личной просьбе переведен слушателем радиофакультета в Ленинградскую военную академию ВВС имени Можайского (в то время радиофакультета в академии имени Жуковского не было).
В 1950 году инженер-капитан К.А. Власко-Власов окончил академию с присвоением квалификации радиоинженера ВВС. По распределению он был направлен в Московский военный округ и зачислен в 56-ю Бреславскую бомбардировочную авиадивизию на должность инженера дивизии по спецоборудованию (г. Калинин). Здесь он активно участвовал в освоении и войсковых испытаниях вновь созданных штурмовых реактивных бомбардировщиков Ил-28. На этих самолетах впервые в СССР были установлены радиолокационные бомбоприцелы. Одной из трудных задач испытаний стала отработка способов бомбометания с использованием радиолокационного бомбоприцела ПСБН. Много полетов было выполнено, в том числе лично К.А. Власко-Власовым, с целью более полного использования возможностей бомбоприцела и отработки положений боевого наставления.
В том же году Константин Александрович направляется работать в промышленность, в КБ-1 МВ, на должность старшего инженера, где ему поручена разработка блоков управления бортовой радиолокационной станции К-2 (РЛС самолета-носителя Ту-4) и комплексных вопросов использования новейшей системы реактивного вооружения «Комета». Разработка этой первой в мире радиоуправляемой системы реактивного вооружения типа «воздух–море» производилась в строжайшем секрете. Главным конструктором системы был доктор технических наук, профессор П.Н. Куксенко, а его заместителем – С.Л. Берия (впоследствии С.А. Гегечкори).
К середине 1951 года все элементы системы были изготовлены и подготовлены к летным испытаниям. К.А. Власко-Власов, назначенный оператором станции управления, совершил лично много десятков полетов по ее отработке и отработке способов боевого применения системы.
В процессе испытаний возникло большое количество новых научных и инженерных проблем по радиотелеуправлению боевыми самолетами-снарядами и комплексному использованию этого вида вооружения. Ранее всему личному составу, занятому разработкой этой системы, ничего подобного решать не приходилось.
В 1952 году система принята на вооружение Советской армии и Военно-морского флота. За работы по этой системе К.А. Власко-Власову присуждена Сталинская премия (1953).
В 1953–1956 годах К.А. Власко-Власов, занимая должность начальника отдела и заместителя главного конструктора, руководит разработкой наземных средств радиотелеуправления комплекса обороны морских портов – система «Стрела». За разработку и сдачу на вооружение системы «Стрела» он награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1956–1959 годах К.А. Власко-Власов, как первый заместитель главного конструктора, руководит разработкой систем реактивного вооружения «воздух–воздух» (система К-9) и системой обнаружения налета стратегической авиации (система «Булат»). Эти системы не были реализованы в основном по причинам экономического характера.
В 1959 году перед специалистами КБ-1 поставлена задача создания космической системы для поражения искусственных спутников Земли (ИСЗ) противника, пролетающих над территорией СССР (шифр «ИС») Комплексному тематическому отделу, который возглавлял К.А. Власко-Власов, поручается разработка аппаратуры радиотелеуправления этой системой. Создание системы противокосмической обороны для коллектива разработчиков стало принципиально новой задачей. Для реализации ее требовалось проведение многочисленных научных исследований и поиск новых инженерных решений.
Два длинных года прошли в муках конструирования, макетирования и изготовления опытных образцов бортовой аппаратуры. Наконец определилась конструкция космического аппарата, его двигательной установки и аппаратуры управления (ориентации и стабилизации).
В целях практического подтверждения расчетных характеристик космического аппарата (характеристик маневрирования в космосе и их точности) было решено провести натурные эксперименты. В октябре 1963 года высокопоставленная группа главных конструкторов – В.Н. Челомей, А.А. Расплетин, А.И. Савин, С.А. Косберг, сопровождаемая большим количеством специалистов от организаций-разработчиков, вылетела на полигон Байконур для подготовки и проведения пуска космического аппарата «Полет-1». 1 ноября пуск состоялся. Программа была выполнена в полном соответствии с заданием. На следующий день пресса оповестила: «Новая победа в освоении космоса! Советский космический корабль “Полет-1” совершает широкие маневры в космосе, меняя плоскость орбиты и высоту». Действительно, это был первый в мире космический аппарат, двигательная установка и система управления которого позволяли свободно маневрировать.
12 апреля 1964 года был произведен повторный пуск, получивший название «Полет-2».
В 1962 году проектирование средств наземного пункта управления подходило к концу. Некоторые технологические особенности проектировщиками отрабатывались впервые. В частности, в этой системе широко использовались вычислительные средства. Необходимо было создать боевые программы, увязывающие работу всех его средств, разнесенных на большие расстояния, в автоматическом режиме.
Следует заметить, что разработка этой системы проходила в трудной обстановке, с большими и серьезными организационными и техническими преобразованиями. В 1965 году решением правительства была отменена разработка ракеты-носителя УР-200, роль головной организации по теме от ОКБ-52 передана в КБ-1, произошли и многие другие изменения.
Преодолевая эти трудности (в это время К.А. Власко-Власов назначается главным конструктором), специалисты КБ-1 и других предприятий активно вели работы по строительству и изготовлению аппаратуры командного пункта под Москвой и стартового комплекса в Байконуре.
К августу 1968 года все средства системы были изготовлены и подготовлены к проведению летных испытаний. Государственная комиссия приступила к проведению испытаний. Более месяца проверялись характеристики средств системы и их готовность к пуску.
19 октября 1968 года был произведен старт ракеты-носителя (РН) с космическим аппаратом (КА), имитирующим перехват несуществующего ИСЗ. После этого КА оставался на орбите с функционирующей аппаратурой, представляя космическую мишень.
Этот пуск получил открытое наименование «Космос-248». 20 октября стартовала вторая РН с КА-перехватчиком, который должен был обеспечить перехват «Космоса-248». Из-за конструктивной ошибки в работе бортового программного устройства встреча ИСЗ-перехватчика с ИСЗ-мишенью не состоялась.
После тщательного разбора и доклада о случившемся на госкомиссии принято решение провести доработку и повторить пуск по этой же мишени. Работы по подготовке и проведению пуска были повторены, и 1 ноября ИСЗ-перехватчик «Космос-252» вышел в район мишени, захватил ее на автосопровождение, навелся на нее и заставил «замолчать», поразив цель осколками направленной боевой части. Это было осуществлено советскими специалистами впервые в мировой практике.
По материалам исследований диаграмм эффективной отражающей поверхности различных летательных аппаратов и реализации способов самонаведения КА-перехватчика в 1967 году К.А Власко-Власов защитил кандидатскую диссертацию.
С 1971 года пуски КА-перехватчика производились уже по штатной мишени «Лира», оборудованной датчиками регистрации попадания в нее поражающих элементов. Многократные успешные пуски по перехвату ИСЗ-мишеней в различных условиях (менялись высота, угол наклонения) позволили в 1972 году принять систему «ИС» и вспомогательный комплекс «Лира» в опытную эксплуатацию.
Многие разработчики средств системы и испытатели были награждены государственными наградами. Власко-Власову была присуждена Ленинская премия (1972).
Далее разработчики по требованию заказчика стали расширять тактико-технические характеристики (ТТХ) системы. С 1973 по 1978 год было внедрено большое количество технических решений и тактических приемов, которые значительно расширили и улучшили тактико-технические характеристики, сделав систему «ИС» высокоэффективным оружием противокосмической обороны.
В 1978 году К.А. Власко-Власову присваивается звание генерал-майора авиации.
Еще 1965 году перед КБ-1 поставлена задача разработки технических предложений по обоснованию принципиальной возможности и облику космической системы раннего обнаружения стартов баллистических ракет. Система должна была обеспечивать обнаружение одиночных, групповых и массового стартов межконтинентальных баллистических ракет (БР), размещенных на территории США, непрерывно днем и ночью, во все времена года в течение многих лет и с учетом сложнейшей фоновой обстановки, выдавать данные о налете: время старта, координаты старта, азимут стрельбы и количество стартовавших ракет.
Разработка системы осуществлялась поэтапно. На первом этапе велись поиск и проектирование высокочувствительных приемных устройств, создание прецизионных приборов, позволяющих из космоса с большого расстояния обнаруживать факелы стартующих БР. На следующем этапе проводились ряд практических экспериментов, математическое моделирование и изготовление макетов.
Положительные результаты этих исследований позволили в 1972 году с полигона Плесецк произвести первый запуск экспериментального спутника «Космос-520», на борту которого были установлены два типа бортовой аппаратуры обнаружения (БАО) – телевизионного и теплопеленгационного.
Полтора года производился набор статистического материала по фонам и факелам. 24 декабря 1974 года с помощью телевизионной аппаратуры в ночных условиях обнаружен реальный старт МБР «Минитмен» и осуществлялось сопровождение полета ракеты по всем трем ступеням. Старт был произведен с космодрома Ванденберг (США). Этот факт произвел ошеломляющее впечатление не только на разработчиков и заказчика, но и на высшее руководство страны. Сигналы были настолько большими и четкими, что в возможности обнаружения стартов МБР с дальности 45 тысяч километров и правильности выбора принципов построения космической системы ни у кого не оставалось сомнений.
В 1975 году полным ходом шла проектирование, изготовление и строительство штатных средств системы. Комплексная бригада специалистов ЦНИИ «Комета» – тематиков, наладчиков и разработчиков ПАО в середине 1976 года подготовила первую очередь КП системы (объект 455) к работе с первым космическим аппаратом. Кооперация, возглавляемая НПО имени С.М. Лавочкина, изготавливала космические аппараты. Во исполнение плана работ госкомиссии 22 октября 1976 года первый опытный КА «Космос-862», оборудованный по штатной схеме, запущен на высокоэллиптическую орбиту. В июле 1977 года на орбите работают уже три аппарата. Они поочередно наблюдают за заданным ракетоопасным районом (РОР). Полным ходом идет набор фоновых и целевых характеристик. В 1977–1978 годах запускаются еще 4 космических аппарата. Орбитальная группировка полного состава ведет контроль РОР. В январе 1979 года вышло постановление правительства о принятии системы с БАО теплопеленгационного типа на вооружение. Система выдержала испытания, ее аппаратура, алгоритмы и программы отработаны на самом высоком научно-техническом уровне.
Создав систему УС-К, которая по своим научным замыслам и техническому исполнению является одной из самых совершенных космических систем XX века, разработчики ЦНИИ «Комета» приступили к созданию глобальной космической системы обнаружения стартов баллистических ракет УС-КМО – обнаружение стартов с континентов, морей и океанов.
Исходными предпосылками по созданию этой системы явились технические возможности бортовой аппаратуры обнаружения. Ее характеристики, такие как чувствительность, разрешающая способность, размеры поля обнаружения, во многом предопределяли возможности будущей системы.
Одна из сложнейших научных проблем, решаемых коллективом ЦНИИ «Комета», заключалась в создании алгоритмов и программ обработки специнформации на предмет обнаружения среди миллионов фоновых сигналов – сигналов от стартовавших БР. При этом были недопустимы выработка ложного сообщения или пропуск реального старта БР.
Для отработки алгоритмов и программ были созданы крупные коллективы по трем направлениям: обработки специнформации, алгоритмов управления и обработки телеметрической информации. Объем программного продукта для всех вычислительных средств системы составлял более десятка миллионов команд.
Постановлением правительства от 14 апреля 1975 года была задана разработка технических предложений по системе УС-КМО. Головной организацией по разработке системы назначался ЦНИИ «Комета». Главный конструктор – К.А. Власко-Власов.
Разработав и защитив технические предложения по системе УС-КМО, коллективы разработчиков приступили к эскизному проекту и созданию средств системы. В целом система представляла собой сложный многофункциональный информационно управляющий комплекс бортовых и наземных средств, разнесенных на огромные расстояния, но увязанных единым замыслом и единой автоматизированной системой управления.
Почти 5 лет упорного труда потребовалось для строительства западного и восточного командных пунктов, разработки и изготовления аппаратуры. К 1990 году полностью были закончены работы по созданию объекта 455И, изготовлены первые опытные КА, отработаны штатные программы обработки специнформации и программы управления наземными средствами системы. Начались летно-конструкторские испытания.
После длительной и серьезной подготовки средств 14 февраля 1991 года запущен первый КА «Космос-2133». КА вывелся на заданную орбиту и построил звездно-земную систему координат. Испытатели с нетерпением ждали открытия крышек объектива БАО. Как будет видна Земля?
В своем очерке «Фронт в космосе», помещенном в книге «Рубежи обороны – в космосе и на земле», К.А. Власко-Власов писал: «В дневное время освещенную Солнцем Землю испытатели увидели на экране. Все замерли от удивления. Как на привычной географической карте светилась восточная часть Африки, Красное море с проливами, Аравийский полуостров, Персидский залив, полуостров Индостан, остров Цейлон и почти весь Индийский океан. Никто не ожидал увидеть такую безукоризненную картинку морей, океанов, континентов с такой ясностью и четкостью».
Испытания проводились в соответствии с утвержденной программой. 17 декабря 1992 года запущен второй КА – «Космос-2224». При работе с этими КА была набрана статистика по характеристикам системы, проведено большое количество экспериментов по определению ТТХ системы и наблюдений пусков БР и РН. Испытания стали переходить от летно-конструкторского этапа к государственным.
7 июля 1994 года запущен «Космос-2282». Работая с тремя КА, государственная комиссия еще раз получила подтверждение соответствия ТТХ системы заданным требованиям.
В 1996 году указом Президента РФ система принята на вооружение. За создание системы УС-КМО группа специалистов промышленности и военнослужащих были награждены высокими государственными наградами. К.А. Власко-Власову присуждается Государственная премия РФ (1996).
К.А. Власко-Власовым лично и в соавторстве с другими специалистами выполнено более 300 научных работ, сделано 18 изобретений. Многие его статьи опубликованы в научно-технических журналах – «Новости космонавтики», «Вопросы радиоэлектроники», «Фундаментальные и прикладные проблемы космонавтики».
К.А. Власко-Власов – лауреат Сталинской премии (1953), Ленинской премии РФ (1972), Государственной премии РФ (1997), почетный член (академик) Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (1994), действительный член Международной академии информатизации (1994). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями.
Скончался 24 мая 2009 года.