ДОГУЖИЕВ Виталий Хуссейнович (1935–2016)
Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского
Родился 25 декабря 1935 года в городе Енакиево Донецкой области (Украина). Отец – Догужиев Хуссейн Пшекуевич (1910–1993), потомок старинного адыгейского рода. Мать – Догужиева Надежда Ивановна (1915–1999), из потомственной шахтерской семьи. Супруга – Валентина Николаевна (1938 г. рожд). Дети: Александр (1964 г. рожд.), Наталья (1971 г. рожд.).
Предвоенные годы Виталий вместе с родителями провел в Донбассе (в городе Енакиево, а с 1939 года – в городе Димитрове). С началом Великой Отечественной войны вместе с матерью и бабушкой он эвакуируется в Караганду (Казахстан). По дороге поезд попал под налет вражеской авиации. Это запомнилось навсегда: паника, все разбегаются, стараясь спастись, и – лицо немецкого пилота, хохочущего за стеклом кабины пикирующего самолета за секунду до нажатия гашетки. Слава Богу, тогда все обошлось...
В Караганде Виталий пошел в школу. По возвращении в 1944 году из эвакуации в родные края он продолжает учиться в городе Димитрове. В 1945 году возвращается из армии отец, он работает на инженерных и руководящих должностях в строительных организациях и на шахте. Отец всегда был для Виталия примером трудолюбия и самоотдачи. На школьном выпускном вечере к Догужиеву-младшему подошел один из сослуживцев его отца и сказал: «Если в жизни ты будешь относиться к людям так же, как твой отец, тебя все будут уважать и все у тебя будет получаться». Этому напутствию, с годами подтвердившему свою истинность, Виталий Хуссейнович старался следовать всю свою жизнь. Уже в школе сверстники оказывали ему доверие, избрав сначала членом, затем секретарем комитета комсомола школы.
По окончании школы в 1953 году Виталий Догужиев поступает на специальный факультет Днепропетровского университета. Когда пришла пора определяться со специальностью, он выбрал «ракетные двигатели».
Изучение фундаментальных наук не мешало Виталию добиваться результата и на иных поприщах: общественная работа, освоение целины, спорт, самодеятельность – словом, все то, что в те годы было естественной сутью студенческой жизни. Его качества лидера оказались востребованы: В. Догужиев дважды избирается членом комсомольского бюро факультета. В студенческие годы он стал разрядником сразу в нескольких видах спорта: футбол, волейбол, легкая атлетика, борьба. Занимался в драматическом и эстрадном кружках, интересовался конферансом и художественным чтением (из поэтов отдавал предпочтение К. Симонову, В. Маяковскому).
Как и многие молодые люди советской страны, Виталий ездил осваивать целину. За добросовестный труд в течение нескольких месяцев (приходилось быть и водителем, и грузчиком) он удостоен грамоты ЦК ВЛКСМ – по тем временам награда немалая. Эта поездка в значительной степени повлияла на дальнейшую судьбу В. Догужиева: на обратном пути специальный поезд с целинниками на несколько часов остановился в городе Златоусте Челябинской области и была возможность ознакомиться не только с городом, но и с окружающей его природой, красотой которой молодой целинник был просто очарован.
Когда подошла пора выбирать место будущего распределения, Догужиев попросил направить его именно в Златоуст, на машиностроительный завод (ныне - ПО «Златоустовский машиностроительный завод»).
Молодой инженер надеялся попасть в Специальное конструкторское бюро №385, создававшее баллистические ракеты для подводных лодок, возглавлявшееся выдающимся учеником С.П. Королева, Генеральным конструктором Виктором Петровичем Макеевым, но вакансий там не было, и первые полтора года Виталий Хуссейнович работал технологом в механо-сборочном цехе ракетно-двигательного производства. Проявив себя с лучшей стороны в этот период, Догужиев получает столь желанное приглашение в КБ ракетных двигателей. Здесь он трудится в расчетном секторе, на испытательной станции, затем возглавляет группу опытно-конструкторских работ. В частности, в этот период Виталий Хуссейнович успешно работает над созданием газогенератора на одном компоненте - гептиле (до тех пор многие авторитетные умы в отрасли утверждали, что это невозможно – необходим катализатор).
В это время СКБ переезжает в соседний город Миасс, где шло строительство нового жилого городка и инженерно-экспериментального комплекса для СКБ. Макеев лично предложил Догужиеву перейти на работу в СКБ и переехать в Миасс. Но, увлеченный опытно-конструкторскими работами по двигателям и надеясь на их расширение, молодой специалист не принимает предложение Генерального конструктора и остается в Златоусте.
По роду деятельности В.Х. Догужиев побывал на ракетных полигонах (Капустин Яр, Байконур и северный полигон ВМФ), в местах базирования атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту, в Научно-испытательном институте и в других организациях, постоянно взаимодействовал с двигательным КБ во главе с А.М. Исаевым (ныне - КБ химического машиностроения имени А.М. Исаева). Общение с А.М. Исаевым произвело на В.Х. Догужиева неизгладимое впечатление от соединения в одном человеке таланта ученого и конструктора, исключительной порядочности и человечности, способного организатора и руководителя и доступности. Личность А.М. Исаева определяла дух и поведение коллектива его соратников.
Вскоре планы В. Догужиева по опытным изысканиям натыкаются на серьезную преграду: на собрании двигательного КБ звучит диаметрально противоположное заявление руководства о том, что отныне будут осуществляться только серийные работы. Глубоко раздосадованный, Виталий Хуссейнович покидает собрание. В коридоре он случайно встречает своего бывшего начальника цеха, в котором работал технологом, а тот привел его к начальнику двигательного производства со словами: «Вот готовый начальник цеха!» Дело в том, что руководством завода было принято решение о создании механо-сборочного цеха двигательной арматуры и автоматики, в который и требовался начальник. Директор завода кандидатуру Виталия Хуссейновича утвердил.
За полтора года работы В.Х. Догужиева в этой должности цех был не только создан, но и достиг серьезного прогресса в своем развитии, успешно сочетая производство узлов и блоков для серийных ракет и для опытно-конструкторских работ. Успехи молодого руководителя оказались замечены и оценены на высоком уровне: заместитель начальника главка министерства С.А. Сигорский, курировавший машзавод, рекомендовал его на должность директора Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М. Кирова.
Так в феврале 1967 года В.Х. Догужиев, которому только исполнился 31 год, стал руководить крупным градообразующим предприятием, подключенным к выполнению заказов для оборонного комплекса. Виталий Хуссейнович проявил себя как человек, способный решать вопросы комплексно. Начнем с того, что в маленьком Усть-Катаве не было бытовой канализации, поэтому одним из первых крупных дел нового директора стало строительство очистных сооружений и канализационных сетей под слегка ироничным лозунгом: «Социализм есть Советская власть плюс канализация». В.Х. Догужиеву удалось привлечь к работам на заводе мощную строительную организацию Минсредмаша СССР для реконструкции завода и строительства объектов социального назначения и жилья. В городе начали широко строить современное жилье, возводить объекты соцкультбыта, асфальтировать дороги, заниматься благоустройством. На самом заводе более чем на тысячу возросла численность работающих. Интересный нюанс: Усть-Катав был, наверное, единственным городом в Советском Союзе, где пользовались трамваем бесплатно. По инициативе Догужиева были одновременно решены две задачи: для испытания производимых трамвайных вагонов была построена трамвайная линия протяженностью несколько километров, а для перевозки по ней людей заводом были куплены три вагона.
Предметом производственной гордости Виталия Хуссейновича является не только освоение выпуска нового трамвая, но и – главное - новых твердотопливных и жидкостных двигателей, особенно впервые в серийном производстве - кислородно-водородного двигателя конструкции КБ А.М. Исаева. Кроме того, предприятию доверили производство корректирующей тормозной двигательной установки того же КБ, «отработавшей» при исторической стыковке «Союза» и «Аполлона». Все это стало возможно благодаря реконструкции и техническому перевооружению завода.
В 1974 году В.Х. Догужиев окончил Институт управления народным хозяйством при Совмине СССР.
За успехи в руководстве предприятием В.Х. Догужиев дважды был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Производственные достижения Усть-Катавского вагоностроительного завода в эти годы отмечены орденом «Знак Почета».
В январе 1976 года в биографии Виталия Хуссейновича открывается новая значительная страница – он назначается директором того самого Златоустовского машзавода, с которого уходил начальником цеха.
СКБ В.П. Макеева и Златоустовский машиностроительный завод в этот период занимались разработкой и созданием первого советского стратегического ракетного комплекса на твердом топливе с межконтинентальной дальностью с разделяющейся головной частью, который базировался на подводных лодках и был призван стать «симметричным ответом» появлению у американцев подводной лодки «Огайо» («Ohio») с ракетами «Трайдент» («Trident»). Кандидатура Догужиева появилась в ходе разговора В.П. Макеева с Дмитрием Фёдоровичем Устиновым: на встрече с министром обороны Генеральный конструктор озвучил серьезные претензии к заводу и предложил для улучшения дел назначить директором В.Х. Догужиева. Устинов немедленно позвонил министру общего машиностроения С.А. Афанасьеву, и тот дал «добро»… Одновременно В.Х. Догужиев стал первым заместителем В.П. Макеева как начальника СКБ.
Работать, по воспоминаниям Виталия Хуссейновича, приходилось почти как в военное время: нагрузки были колоссальные, он сам и его подчиненные нередко оставались на предприятии на ночь. При этом люди, что называется, «пошли за руководителем», мобилизовались, прочувствовали необходимость как можно скорее и качественнее выполнить работы по новому изделию. И энтузиазм этот всячески подкреплялся: Догужиеву удалось немало сделать для улучшения условий труда и быта на заводе, были решены многие социальные вопросы, построены поликлиника, профилакторий, несколько корпусов пионерского лагеря и спортивной базы, детский парк с аттракционами, несколько детских яслей и детских садов с плавательными бассейнами, ежегодно вводилось в эксплуатацию 30-31 тысяча кв. м благоустроенного жилья, начато было строительство санатория в Ялте, больничного комплекса, создано и развивалось подсобное хозяйство (комбинат питания Виталий Хуссейнович считал полноправным цехом предприятия), увеличились мощность и оснащенность собственной строительной организации (так называемый хозспособ).
Первые испытания создававшегося комплекса, к сожалению, прошли неудачно. Руководители фирмы Макеев и Догужиев тогда решают направить обращение в ЦК партии, министерство и ВПК с просьбой разрешить приостановить производство комплекса на всех предприятиях и перепроверить заделы и технологическую документацию. Этот нестандартный и, в общем-то, рискованный по многим соображениям шаг помог: спустя примерно год ракета «пошла». В 1983 году, успешно пройдя испытания, ракетный комплекс был принят на вооружение.
В годы сколь многотрудной, столь же и плодотворной работы В.Х. Догужиева на Златоустовском машзаводе предприятие и КБ неизменно становились победителем Всесоюзного социалистического соревнования с вручением переходящего Красного знамени ЦК КПСС и Совета Министров СССР. За достигнутые успехи завод получает одну из высших наград государства – орден Октябрьской Революции.
В июне 1983 года Виталию Хуссейновичу поступает предложение занять должность заместителя министра общего машиностроения, которое он, все тщательно обдумав, принимает. В сферу его ответственности попадают вопросы создания и производства ракетных комплексов морского базирования и всех ракетных двигателей отрасли.
С 1987 года он курировал программу «Энергия – Буран», а став уже министром общего машиностроения (март 1988 г.), возглавил Государственную комиссию по летно-конструкторским испытаниям этого уникального комплекса. В конечном счете единственной шероховатостью при реализации столь масштабного проекта стал перенос первоначального срока запуска МТКС (29 октября 1988 г.), так как за 51 секунду до старта вычислительный комплекс автоматически прекратил подготовку и заблокировал запуск МТКС из-за задержки в отходе платы с блоком приборов от ракеты-носителя. Появились предложения о переносе запуска на следующий год. Большинство же специалистов и членов Госкомиссии, в том числе и ее председатель, настаивали на 15 ноября текущего года, оценив необходимые объемы доработок и проверок по устранению дефекта. Были и вполне рассудительные и благожелательные советы произвести запуск МТКС после запуска на орбитальную станцию «Мир» советско-французского экипажа (26 ноября 1988 г.), тем более, что перед этим ожидалось прибытие на Байконур президента Франции Ф. Миттерана. Но В.Х. Догужиев понимал, что перенос старта даже на декабрь может сделать его вовсе нереальным по нескольким причинам и прежде всего – по погодным и психологическим, и сделал все, чтобы МТКС стартовала 15 ноября 1988 года. Результаты первого полета МТКС признаны весьма успешными. Стоит вспомнить, что весь полет беспилотного «Бурана» – от старта до ювелирно точного приземления - проходил в автоматическом режиме (первый и на сегодняшний день единственный прецедент в истории космических кораблей многоразового использования).
Государственная комиссия, рассмотрев все материалы подготовки и осуществления первого полета «Бурана», дала высокую оценку проведенным испытаниям. В.Х. Догужиев тогда оценил событие так: «Полет ракеты-носителя "Энергия" с многоразовым кораблем "Буран" по праву можно отнести к крупнейшему научно-инженерному и производственному достижению многочисленных коллективов конструкторских бюро, заводов, институтов, строительных организаций, испытателей космодрома, управленцев командно-измерительного комплекса и Центра управления полетами. Эта работа еще раз продемонстрировала всему миру уровень научно-технического потенциала нашей Родины и лидирующую роль в создании высокотехнологичной сложнейшей ракетно-космической техники».
Не раз подтвержденное умение В.Х. Догужиева решать крупные задачи буквально «с нуля» лежало в основе предложения, поступившего ему в 1989 году от Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова, – занять пост его заместителя и создать в стране государственную систему по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Поле такой деятельности, включавшей в себя всю систему Гражданской обороны (вспомним: за 3 года до этого произошла чернобыльская катастрофа), решение экологических проблем (таких, как спасение Аральского моря) и социальных конфликтов (забастовки), было действительно «непаханым».
В июле 1987 года В.Х. Догужиев был назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР и одновременно председателем только что учрежденной Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС). При этом, создавая ГКЧС, В.Х. Догужиев руководит Правительственной комиссией по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, акцентируя внимание не только и не столько на самой станции, сколько на людях, пострадавших от аварии и проживающих на радиационно загрязненных территориях. Он часто выезжает на территории, подвергшиеся радиоактивному воздействию. Вместе с Советами Министров России, Украины и Белоруссии Правительственная комиссия готовит союзно-республиканскую Программу ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которая была утверждена в 1990 году Верховным Советом СССР по докладу В.Х. Догужиева.
В 1988 году Армения сильно пострадала от землетрясения (район города Спитак). На помощь республике были направлены строительные организации и материально-технические ресурсы из других республик СССР. Была создана мощная строительная база, и началось восстановление разрушенных городов и сел. Первоначально работы были под личным контролем Предсовмина СССР Н.И. Рыжкова, который уже на следующий день после землетрясения прибыл в район бедствия, а затем, с июля 1989 года, контролировали и координировали восстановительные работы в Армении В.Х. Догужиев и его заместитель по ГКЧС О.В. Бортнев. Их, как и многих участников восстановления, благодарная Армения в 1998 году в связи с десятилетием Спитакского землетрясения наградила высокими наградами.
Ценой огромных усилий все-таки удалось создать отлаженную систему, способную справляться с задачами высокой сложности. В нее входили комиссии по чрезвычайным ситуациям, созданные на всех уровнях управления – от Совмина союзной республики до исполкома поселкового (или сельского) совета депутатов трудящихся. Госкомиссия по чрезвычайным ситуациям обладала системами связи, охватывавшими всю страну, создавала «ситуационную комнату» (в чем-то аналогичную Центру управления полетами, но для других целей) и стратегические запасы продовольствия и материально-технических ценностей. (В конце 1991 года после распада СССР все это было передано Российскому комитету по чрезвычайным ситуациям, которым руководил С.К. Шойгу, туда же были приняты на работу почти все сотрудники ГКЧС.)
В 1990 году, во время визита в СССР представительной американской делегации во главе с супругой вице-президента, патронировавшей аналогичную систему в США («FEMA»), гостями была дана высокая оценка работы советских коллег в этом направлении. Хотя сам В.Х. Догужиев считал, что надо больше уделять внимания предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В конце декабря 1990 года Совет Министров СССР был реорганизован в Кабинет Министров СССР. 15 января 1991 года В.Х. Догужиев назначен первым заместителем Премьер-министра СССР. К его прежним обязанностям добавились новые: решение вопросов Минресурсов, Госрезерва, Минторга, Госкомлегпрома, Госкомгидромета, Госпроатомнадзора, Минсвязи, МПС, Минтрансстроя, Минморфлота; решение оперативных республиканских и межреспубликанских вопросов; руководство Государственной комиссией по проблемам крымско-татарского народа; руководство межреспубликанской комиссией по контролю за выполнением межреспубликанского экономического соглашения.
После отставки 26 ноября 1991 года Кабинета Министров СССР и последующего распада Союза В.Х. Догужиев некоторое время (до августа 1996 г.) работал Генеральным директором ОАО «Военно-промышленная инвестиционная компания». В конце 1992 года при его активном участии создан первый в России негосударственный Пенсионный фонд – «Первый национальный пенсионный фонд». Учредители фонда постоянно с 1994 года избирали В.Х. Догужиева председателем Совета фонда.
С 1997 года В.Х. Догужиев возглавлял Совет ветеранов и старейшин Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, являясь членом президиума академии. В 1998 году по инициативе В.Х. Догужиева Академией космонавтики учрежден Благотворительный фонд ветеранов Российской академии космонавтики как некоммерческая организация. Возглавил фонд В.Х. Догужиев, который признавался, что получал большое моральное удовлетворение от этой работы, как и от работы в негосударственном пенсионном фонде, так как имеет возможность быть полезным людям.
Скончался 3 октября 2016 года.