ЛЕОНОВ Алексей Архипович (1934-2019)
Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР Летчик-космонавт СССР, заслуженный мастер спорта СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук, президент Международного фонда поддержки космонавтов, член Союза художников СССР, почетный гражданин Московской области и 38 городов мира
«Совершая полеты в космосе, нельзя не выходить в космос. Космонавт должен уметь выполнять в межзвездном пространстве необходимые ремонтные и производственные работы. Это не фантазии — это необходимость. Чем больше человечество будет летать в космос, тем больше будет ощущаться эта необходимость». Эти слова, сказанные на заре эры космонавтики С.П. Королёвым, стали пророческими. За полвека истории выходов из корабля десятки людей побывали в открытом космосе, но первопроходцем звездной бездны стал наш соотечественник и современник — легендарный Алексей Архипович Леонов.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка (ныне — Тисульского района Кемеровской области). Отец — Леонов Архип Алексеевич (1893–1981), был крестьянином, до этого работал шахтером. Мать — Леонова (Сотникова) Евдокия Минаевна (1885–1967), учительница. Супруга — Леонова (Доценко) Светлана Павловна (1940 г. рожд.), работала редактором редакционно-издательского отдела в Центре подготовки космонавтов. Дочери: Леонова Виктория Алексеевна (1961–1996), работала в Главном управлении «Совфрахт» Министерства морского флота; Леонова Оксана Алексеевна (1967 г. рожд.), окончила Военный институт иностранных языков, переводчик. Внуки: Дэниел, Карина.
Алексей Леонов родился в небольшом селе в 500 километрах к северо-востоку от города Кемерово. Сюда к деду, сосланному царским правительством за участие в революции 1905 года, в разное время приехали с Донбасса родители Алексея — вначале мать, а после окончания гражданской войны и отец. Донецкий шахтер Архип Леонов стал в сибирском селе председателем сельсовета. В 1936 году отца репрессировали, в 1939 году он был реабилитирован.
Алексей был девятым ребенком в семье. В 1938 году он вместе с матерью переехал в Кемерово. В 1943 году пошел в начальную школу. Среди основных увлечений юного Леонова в то время была роспись старых русских печей, настенных ковров, которой он научился у живших по соседству переселенцев с Украины. Однажды Алексей увидел у своего одноклассника книжку с черно-белыми иллюстрациями картин Айвазовского и загорелся желанием приобрести ее. Обошлась она очень дорого — в уплату пареньку пришлось в течение месяца отдавать выдаваемые ему каждый день в школе 50 грамм хлеба и чайную ложку сахара. С той поры Айвазовский стал его любимым художником.
В 1948 году семья Леоновых переехала на новое место службы отца — в город Калининград. Здесь Алексей в 1953 году окончил среднюю школу № 21, получив аттестат зрелости. К тому времени он уже сильно увлекался летным делом, знал назубок известных авиаторов, пересмотрел все киноленты про летчиков, самостоятельно мастерил авиамодели. Одновременно тяготел к живописи. Обладая с детства большими способностями к рисованию, он представил свои работы ректору Рижской академии художеств и был приглашен на первый курс. Однако, выяснив, что рассчитывать на общежитие в Риге он не может еще минимум три года, молодой человек стал искать другие варианты. Получив аттестат зрелости, Алексей подал документы в школу летчиков и по комсомольскому набору поехал в Кременчуг.
По конспектам старшего брата Петра, бывшего авиационным техником, юноша с завидным упорством изучал основы теории полетов, авиационные двигатели и конструкции самолетов. В сочетании с выдающимися спортивными достижениями это стало ключом, открывшим перед парнем двери летной школы, где конкурс был 13 человек на место. В августе 1953 года Леонов был зачислен в десятую Военную авиашколу первоначального обучения летчиков, расположенную в городе Кременчуге (Полтавская область), которую успешно окончил в 1955 году. Там произошла встреча Алексея с работницей КрАЗа, красавицей Светланой, которая вскоре стала его женой и судьбой на всю жизнь, подарила мужу двух дочерей.
В связи с проявленными незаурядными способностями Леонов был направлен на Украину в город Чугуев в высшее военное училище летчиков-истребителей. А в 1957–1959 годах служил в 69-ой воздушной армии десятой гвардейской дивизии, располагавшейся на территории Украины.
Летом 1959 года в дивизию прибыл полковник Карпов — будущий руководитель Центра подготовки космонавтов. Он пригласил на беседу летчиков, включая Леонова. Накануне Алексей попал в серьезную аварию, с которой успешно справился.
На встрече полковник Карпов поинтересовался здоровьем Леонова и его планами на будущее. Алексей Архипович ответил, что он здоров и хочет продолжать полеты. Тогда полковник предложил ему поступить в школу летчиков-испытателей.
Вызов пришел 2 октября 1959 года а спустя два дня Леонов уже прибыл в Сокольники в Авиационный госпиталь (ЦВНИАГ) на медкомиссию. Там он познакомился с Юрием Гагариным.
В марте 1960 года, выдержав конкурс, Алексей Леонов был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС. Год спустя, 4 апреля 1961 года, он получит квалификацию «космонавт ВВС». А пока последовали месяцы упорных тренировок с целью подготовки к предстоящим полетам, в ходе которых участники продолжали подвергались различным медицинским экспериментам, зачастую неоправданно жестоким. Вот некоторые эпизоды.
«Маневры на центрифуге сопровождались очень большими перегрузками, достигавшими 14 g. Это сумасшедшая нагрузка, — отмечал Алексей Архипович. — На спине после таких тренировок были кровоизлияния, кровоизлияния имелись и внутри, и на мягких тканях. В общем, здоровья все это не прибавляло». Во время одного из таких испытаний Леонов был на две недели помещен в сурдобарокамеру. Ему при помощи некоей пасты для электропроводимости приклеили к телу датчики. Много лет спустя он вспоминал: «Просыпаюсь я на десятый день и вижу, что вся простыня в крови. Гляжу, а пара датчиков отвалилась и с ними лохмотья моей кожи. На местах, где они были приклеены, эпидермиса не осталось — одни мышцы, дергающиеся в ритме сердцебиения. Два месяца заживали эти места. Остальные цинковые датчики я срезал и положил на полочку, чтобы после опыта показать, кому нужно… Но на тринадцатые сутки начал кончаться кислород, эксперимент прекратили, а меня извлекли оттуда. Когда я вернулся за датчиками в камеру, их уже там не было… Не было вещественных доказательств».
Подобные в прямом и переносном смысле испытания закалили и без того железный характер Алексея Леонова. Он как никто был готов к нештатным ситуациям.
В 1963 году, после того как на орбите планеты побывало шесть одноместных кораблей типа «Восток» (включая «Восток–6» с Валентиной Терешковой), КБ, возглавляемое Сергеем Королёвым, приступило к проектированию нового космического корабля той же серии, но рассчитанного на три места. Одновременно с подготовкой полета (который был успешно выполнен в октябре 1964 года Комаровым, Феоктистовым и Егоровым) на основе новой конструкции «Восхода» было решено создать двухместный корабль, позволяющий человеку выйти в безвоздушное пространство.
Параллельно с изменениями космического корабля «Восход» подготовку к полету проходили два экипажа космонавтов: Павел Беляев с Алексеем Леоновым и их дублеры — Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. В ходе подбора экипажа учитывались не только задачи и цели полета, его сложность и продолжительность, но и психологические, индивидуальные особенности космонавтов, представленные психологами. К экипажу корабля «Восход-2» предъявлялись особые требования по критериям слаженности и сработанности. Предполагалось, что такую сложную задачу, как выход из кабины корабля в открытый космос через шлюзовую камеру, можно было решить лишь при полном доверии, взаимопонимании и веры друг в друга. В соответствии с исследованиями специалистов-психологов Беляев характеризовался как волевой и выдержанный человек, не паникующий даже в самых сложных ситуациях, проявляющий огромную настойчивость и логическое мышление при достижении поставленных целей. Леонов, в свою очередь, принадлежал к холерическому типу, был порывист, смел, решителен, легко развивал кипучую деятельность. Кроме того, отмечался его художественный дар, способность быстрого запоминания представленных его взору картин, а затем очень точного их воспроизведения. Имея разные характеры, эти два человека отлично дополняли друг друга, создавая, по словам психологов, «высокосовместимую группу», способную успешно выполнить поставленную перед ними задачу и составить детальный отчет обо всех проблемах и неожиданностях, связанных с пребыванием в космосе.
Для выхода в космос также был создан специальный скафандр, получивший название «Беркут», имевший дополнительную герметичную оболочку, повышающую общую надежность.
Алексей Архипович вспоминал: «В декабре 1963 года мы побывали в опытно-конструкторском бюро Королёва. Сергей Павлович встретил нас, провел в цех и показал макет «Восхода», оснащенного какой-то необычной камерой. Увидев наше удивление, он объяснил, что это шлюз для выхода в космическое пространство. Затем Сергей Павлович попросил меня надеть новый скафандр и попробовать выполнить ряд экспериментов. После двух часов работ, во время которых мне пришлось порядком потрудиться, я снова встретился с Королёвым. Помню, сказал ему, что задание выполнить можно, нужно только хорошо все продумать».
Общий вес скафандра составлял около 100 килограммов, однако в условиях невесомости это не играло существенной роли. Проблемы создавало давление воздуха, наполнявшего герметичную оболочку и делавшего скафандр неподатливым и жестким. Космонавтам приходилось с большими усилиями преодолевать сопротивление своего облачения. Алексей Архипович вспоминал: «Только чтобы сжать кисть руки в перчатке, необходимо было приложить усилие в 25 килограмм». В связи с этим во время подготовки к полету особое значение придавалось физической форме: космонавты выполняли ежедневные пробежки, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой. Кроме того, в комплекс тренировок для более совершенного владения своим телом входили прыжки в воду, занятия на батуте, спуски на парашюте, упражнения на вращающейся «скамье Жуковского». Создавались для космонавтов и условия кратковременной настоящей невесомости — в летящем по специальной траектории самолете.
Итак, после трехгодичной подготовки, 18 марта 1965 года космический корабль «Восход-2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым на борту стартовал с Байконура. После выхода на орбиту уже в конце первого витка Алексей Архипович стал готовиться к выходу в открытый космос. Беляев помог ему с ранцем системы жизнеобеспечения, а затем наполнил шлюз воздухом. Когда Леонов перешел в шлюзовую камеру, Павел Иванович закрыл за ним люк и провел разгерметизацию камеры. Оставался только последний шаг... Мягко оттолкнувшись, Алексей Леонов «выплыл» из шлюза. Очутившись в космосе, он осторожно подвигал ногами и руками — движения выполнялись легко, и тогда он, раскинув руки в стороны, стал парить в безвоздушном пространстве, связанный с кораблем пятиметровым фалом.
Пять раз Алексей Архипович отлетал и возвращался к кораблю. В скафандре все это время поддерживалась «комнатная» температура, и это притом, что наружная поверхность его в тени охлаждалась до –140°, а на солнце разогревалась до +150°С. Когда Леонов увидел Енисей и Иртыш, Беляев дал команду возвращаться. Однако сделать это оказалось непросто — в вакууме скафандр космонавта раздулся. Сам он так описывал произошедшее:
«Давление в скафандре достигало 600 мм, снаружи 760х10-9. Такие условия смоделировать на Земле было невозможно. Не выдержала ни плотная ткань, ни ребра жесткости — скафандр так раздулся, что ступни вышли из сапог, а фаланги пальцев — из перчаток. Мы, конечно, предполагали, что это произойдет, но не думали, что так сильно». Возникла критическая ситуация: Леонов в таком состоянии не мог влезть в люк шлюза, а на разговоры с Землей времени уже не оставалось — запас кислорода был рассчитан на 20 минут. Беляев был в курсе всего, но ничем помочь не мог. И тогда Алексей Архипович, нарушая все инструкции, самостоятельно сбросил давление в скафандре и «вплыл» в шлюз лицом (а не ногами, как положено) вперед. Продолжительность первого в мире выхода в открытое космическое пространство составила 23 минуты 41 секунду (из них 12 минут 09 секунд — вне корабля).
Нештатные ситуации продолжились. После возвращения космонавта на корабль, несмотря на то что сработали датчики закрытия, крышка люка прикрылась недостаточно плотно. Из-за постоянного подтравливания воздуха из корабля, система регенерации, вырабатывала кислород, который мы не смогли переработать. Уже вскоре уровень кислорода в кабине поднялся выше критического. Космонавты сделали все, что от них зависело: убрали влажность, понизили температуру до 10°С, однако так и не смогли определить причину неисправности и получили кислородное отравление. Когда общее давление добралось до отметки 920 мм, люк встал на место. Вскоре после этого давление кислорода в кабине корабля вернулось в норму.
По плану спуск «Восхода-2» должен был осуществляться в автоматическом режиме, но перед этим было необходимо еще отсоединить камеру шлюза. Пристегнувшись, Леонов и Беляев произвели необходимые действия, однако сильный удар в момент отстрела закрутил космический корабль в двух плоскостях. Это, в свою очередь, привело к нерасчетным угловым ускорениям и выходу из строя систем ориентации и автостабилизации. В этот момент «Восход-2» находился над Австралией, и космонавты не имели связи с Центром. Посоветовавшись, они приняли решение отключить систему автоспуска и посадить корабль в ручном режиме. До этого момента в ручном режиме еще никто не приземлялся. Уже после того как космонавты начали выполнять ориентацию, связь восстановилась, и экипаж запросил разрешение на посадку в ручном режиме. Ответил им через какое-то время сам Гагарин, сказав, что разрешение дано. Любопытно, что визир, через который можно было осуществлять ориентацию, находился по отношению к сидящим космонавтам под углом 90 градусов, вынуждая управлять космическим кораблем, повернувшись боком. Одному из космонавтов в нарушение всех инструкций пришлось развязаться, вылезти из кресла, лечь поперек кабины и, смотря в иллюминатор, объяснять другому положение Земли.
В итоге корабль «Восход-2» благополучно приземлился в двух сотнях километров севернее Перми. В сообщении ТАСС это назвали посадкой в «запасном районе», являвшемся на самом деле глухой тайгой. Леонов рассказывал: «Почему мы очутились не в расчетной точке? Мы сами определили место посадки из соображений безопасности, все возможные отклонения смещали точку в безопасные районы.
В результате при скорости 28 тысяч километров в час мы приземлились всего в 80 километрах от нами же назначенного места. По-моему, это хороший результат».
Нашли космонавтов далеко не сразу, ведь как таковой, поисковой службы в те годы еще не было. Вертолеты не смогли сесть из-за высоких деревьев, теплую одежду им также сбросить не удалось. Ночь космонавты провели одни в диком заснеженном лесу: «Мы достали скафандры и спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Выбросили жесткую часть, а оставшееся, девять слоев покрытой дедероном алюминизированной фольги, надели на себя. Сверху, как две сосиски, обмотались парашютными стропами. Так и сидели всю первую ночь». На следующий день недалеко от места приземления, в мелколесье спустился десант спасателей на лыжах. Они пробились к космонавтам по глубокому снегу и вырубили лес под площадку для приземления вертолета. Только на третий день Леонова и Беляева доставили на Байконур. Общая продолжительность полета составила 1 день 2 часа 2 минуты и 17 секунд.
Оценку подвига, совершённого космонавтами, дал Главный конструктор Сергей Павлович Королёв: «Перед экипажем «Восхода-2» была поставлена сложнейшая, совершенно иная, нежели в предшествующих полетах, задача. От ее успешного выполнения зависело будущее космонавтики...
Полет показал, что люди могут выходить из корабля и жить в свободном космосе, работать так, как это окажется необходимо…». На государственной комиссии Алексей Архипович произнес доклад, ставший самым кратким в истории космонавтики: «В открытом космосе можно жить и работать».
Первое, о чем Алексей Архипович рассказал в самых первых интервью после грандиозного события, это — о тишине, которая поразила его. Космонавт слышал лишь свое дыхание и биение сердца. Выход в открытый космос стал огромным скачком всего человечества вперед в развитии космонавтики, событием номер один в новостных лентах всего мира.
В 1965–1967 годах А.А. Леонов был старшим инструктором, космонавтом, заместителем командира отряда космонавтов — летчиком-космонавтом СССР.
В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского по специальности «конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним». По ее окончании получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт».
С 1967 по 1970 год Алексей Леонов проходил подготовку по программе облета Луны на КК Л-1 сначала в составе группы, а затем в качестве командира экипажа, вместе с Олегом Макаровым. В рамках подготовки отрабатывал действия по пилотированию лунного корабля (ЛК) при посадке на Луну и взлете с нее на вертолетных тренажерах Ми-4 и Ми-8, а также прошел тренировки по переходу из лунного орбитального корабля (ЛОК) в ЛК и обратно в скафандре «Орлан-94».
13 мая 1970 года Алексей Леонов был назначен командиром второго экипажа для полета на ДОС-1 «Салют». С 18 сентября 1970 года по 20 марта 1971 года проходил непосредственную подготовку к полету на ДОС-1 «Салют» в качестве командира дублирующего экипажа по программе первой экспедиции, вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным. Во время старта КК «Союз-10» 23 апреля 1971 года был дублером командира корабля.
В 1970–1972 годах работал начальником 1-го управления НИИ ЦПК, с 1972 года — заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, был командиром отряда космонавтов.
В 1970 году в Москве состоялась первая встреча советских и американских экспертов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На ней были сформированы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости кораблей. 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США была утверждена программа сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Проект получил название ЭПАС — Экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз» (Apollo–Soyuz Test Project) — программа совместного полета советского корабля «Союз-19» и американского корабля «Аполлон».
В начале 1973 года Академия наук СССР и НАСА (США) объявили состав основных и дублирующих экипажей кораблей «Союз-19» и «Аполлон», назвали космонавтов, которым предстояло пройти долгий и сложный путь к совместному старту. Критерии отбора каждая сторона определяла сама. Необходимым условием итоговой подготовки должны были стать глубокие знания техники, умение работать с системами и оборудованием обоих кораблей, знание языка страны-партнера, высокая профессиональная квалификация, готовность к проведению широкой программы научных экспериментов и наблюдений. СССР представляли летчики-космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов. Во второй экипаж вошли Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, в третий — Владимир Джанибеков и Борис Андреев, в четвертый — Юрий Романенко и Александр Иванченков. Со стороны США в основной экипаж вошли астронавты Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд и Дональд Слейтон, в дублирующий — Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лаусма.
Выбор Алексея Леонова в качестве командира корабля «Союз-19» был очевиден. Он был самым опытным космонавтом после Юрия Гагарина. Он первым совершил выход в открытый космос. Он как никто был готов к нештатным ситуациям. К тому же обладал высокой коммуникабельностью и чувством юмора — он сразу подружился с астронавтами на совместных тренировках.
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут состоялся запуск с космодрома Байконур корабля «Союз-19»: командир — А.А. Леонов, бортинженер — В.Н. Кубасов. Параллельно с космодрома на мысе Канаверал был запущен корабль «Аполлон» с помощью ракеты-носителя «Сатург-1Б».
Историческая стыковка кораблей произошла спустя двое суток — 17 июля в 19 часов 12 минут. Активное маневрирование осуществлял «Аполлон», скорость сближения корабля при контакте с «Союзом» была приблизительно 0,25 м/с. В 22 часа 19 минут, после проверки герметичности и сближения параметров атмосферы, состоялось символическое рукопожатие командиров кораблей Алексея Леонова и Томаса Стаффорда. Затем Стаффорд и Дональд Слейтон осуществили переход в советский корабль. Встреча космонавтов произошла точно про графику и наблюдалась на Земле по телевидению. Все человечество с восхищением и замиранием сердца следило за выдающимся экспериментом в космосе. Корабли находились в состыкованном состоянии на протяжении 44 часов. Всего было проведено четыре перехода членов экипажей между кораблями. При совместном полете были опробованы в действии новые средства стыковки в целях обеспечения безопасности полетов человека в космическом пространстве, проведены астрофизические, медико-биологические, технологические и геофизические эксперименты.
Продолжительность полета корабля «Союз» составила 5 суток 22 часа 30 минут и 51 секунду, он вернулся на Землю 21 июля 1975 года. Данный полет открыл новую эру, положив начало международному сотрудничеству в космосе таким проектам, как «Интеркосмос», «Мир» — NASA, «Мир» — «Шаттл» и, конечно, Международная космическая станция.
С 1977 по 1979 год Алексей Леонов являлся адъюнктом Академии имени Жуковского. За годы научно-практической работы и во время космических полетов им был выполнен целый ряд исследований и экспериментов. Среди них: разработка гидролаборатории (использование гидросферы как аналога невесомости, 1966), исследование световых и цветовых характеристик зрения после полета в космос (1967), влияние факторов космического полета на остроту зрения пилота комплекса «Буран» (1980), создание скафандра для работы в гидросфере и другие.
В 1981 году Алексей Архипович окончил адъюнктуру при ВВИА имени Н.Е. Жуковского, защитил диссертацию, получив степень кандидата технических наук.
В январе 1982 года был отчислен из отряда космонавтов в связи с назначением на должность первого заместителя начальника ЦПК по летной и космической подготовке. В этом качестве он проработал до сентября 1991 года. В отставку Алексей Архипович вышел в марте 1992 года в звании генерал-майора авиации.
С 1991 года он работал одним из руководителей международной акционерной компании «Четек» и директором фирмы «Четек-космос».
С 1993 года являлся президентом чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) «Альфа-капитал», инвестиционной компании «Беринг-Восток» и президентом компании «Восток-Капитал».
Также А.А. Леонов являлся советником по корпоративным отношениям компании (кондитерского объединения) «СладКо», затем — советником генерального директора ОАО «Кондитерское объединение «СладКо».
С 1997 года занимал должность вице-президента «Альфа-банка», с 2009 года является советником первого заместителя председателя Совета директоров «Альфа-банка».
За свою долгую и насыщенную карьеру Алексей Архипович принимал участие во множестве международных конгрессов и научных конференций, сделал около тридцати докладов, написал несколько книг. Ему принадлежат четыре изобретения и свыше дюжины научных трудов в области космонавтики.
Алексей Архипович Леонов — дважды Герой Советского Союза (1965, 1975), лауреат Государственной премии СССР (1981) и премии Ленинского комсомола (1979), летчик-космонавт СССР (1966), генерал-майор авиации в отставке, заслуженный мастер спорта СССР (1965), Герой Социалистического Труда Болгарии, Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам, кандидат технических наук, президент Международного фонда поддержки космонавтов, сопрезидент, член Исполнительного комитета Ассоциации исследователей космоса, действительный член Международной академии астронавтики, академик Российской академии астронавтики, сопредседатель Международной ассоциации участников космических полетов (1985-1999), президент Общества российско-сербской дружбы (2005), заслуженный член Ассоциации участников космических полетов (2009). Член высшего политсовета «Единая Россия».
А.А. Леонов — лауреат премии имени Людвига Нобеля (2007), награды имени Элмера А. Сперри (2009), национальной премии «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (Международная академия общественных наук и Международная академия меценатства, 2008), Строгановской премии в номинации «За честь и достоинство» (2013) и других. Удостоен звания «Человек года-2013» (Русский биографический институт и Институт экономических стратегий), почетный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета (2012), Киевского политехнического университета, Черкасского университета экономики.
А.А. Леонов награжден двумя медалями «Золотая Звезда», орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Дружбы, двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденами Святой Анны II и III степени от главы Российского императорского дома Марии Владимировны Романовой, орденом «Гордость России» (Благотворительный фонд «Гордость Отечества»), орденом «Во славу Отечества» II степени, Императорским и Царским орденом Святого Станислава I степени, орденами и медалями многих стран.
Алексей Леонов является почетным гражданином Московской, Калининградской, Смоленской и Кемеровской областей и четырех десятков городов мира: Вологда, Калининград, Кемерово, Пермь, Чугуев, Кременчуг, Белгород, Череповец, Нальчик, Караганда, Аркалык, Джезказган, Калуга, Гагарин, Киржач, Ленинск, Друскининкай (Литва), Альтенбург (бывшая ГДР), Устье-на-Лабе (Чехословакия); София, Плевна, Пловдив, Варна, Видин, Русе, Свищев, Коларов град, Силистрия (Болгария); Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Атланта, Нашвиль, Хаитсвиль, Оклахома, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Солт-Лейк Сити, Резерфорд (США), Сан-Антонио (Чили). Именем А.А. Леонова названы: кратер на обратной стороне Луны, международный аэропорт Кемерово, улицы в Перми, Калининграде, Кемерово, Кременчуге, Балаково. Бронзовые бюсты Герою установлены в Москве на Аллее Космонавтов, в городе Кемерово и на родине космонавта в поселке Листвянка. Памятные знаки установлены на месте приземления в Усольском районе Пермского края, на Аллее Героев в Чугуеве (Украина).
Алексею Леонову посвящены многие фильмы: «В скафандре над планетой» (1965), «Большое космическое путешествие» (1974), «Союз» — «Аполлон». Встреча на орбите» (1975), «Звездная палитра» (1982), «Четыре страницы из дневника» (1982), «Космический странник» (2000), «Обратная сторона Луны» (2003), «Я мог никогда не вернуться» (2005), «Алексей Леонов. У бездны на краю» (2009), «Алексей Леонов. Космический пешеход» (2011), «Космонавт Алексей Леонов» (2013), «Алексей Леонов. Прыжок в космос» (2014), «Алексей Леонов. Первый в открытом космосе» и другие. В фантастическом романе Артура Кларка «2010: Одиссея Два» и его экранизации «Космическая одиссея 2010» в честь Алексея Леонова назван советский межпланетный космический корабль. Ему также посвящены почтовые марки выпуска разных стран.
Из-под пера Алексея Леонова вышел целый ряд публикаций: «Восприятие пространства и времени в космосе» (в соавторстве с В. Лебедевым; М.: Наука, 1968), «Психологические особенности деятельности космонавтов» (в соавторстве с В. Лебедевым; М.: Наука, 1971), «Психологические проблемы межпланетного полета» (в соавторстве с В. Лебедевым; М.: Наука, 1975), «Выхожу в космос» (М.: Малыш, 1980), «Жизнь среди звезд» (в соавторстве с А. Соколовым; М.: Молодая гвардия, 1981), «Солнечный ветер» (М., 1977), «Земля и космическая живопись» (М., 2004).
Все годы, находясь в отряде космонавтов, Алексей Леонов снимал многосерийную киноленту «Космонавты без масок». Ее героями стали первые 20 советских космонавтов. Получилось 17 полнометражных озвученных фильмов, содержащих реальную историю освоения космоса людьми, их жизнь, работу, характеры.
Алексей Архипович принимает активное участие в пропаганде достижений отечественной ракетно-космической техники и в патриотическом воспитании молодежи.
В марте 2015 года отмечалось 50-летие со дня выхода человека в открытый космос, а в июле — 40 лет с момента проведения легендарного советско-американского совместного полета «Союз» — «Аполлон».
С 1965 года Алексей Леонов — член Союза художников СССР, с 2004 года — почетный член Российской академии художеств, Американской Пушкинской академии искусств. Его всегда пленяли картины окружающей природы, в нем всегда живет удивление творениями рук человеческих. От этого удивления — желание зарисовать и арку шлюза на канале, и старую бригантину...
Алексей Леонов — автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей (акварель, масло, голландская гуашь). Даже в скупом увлечений бюджете времени он находит часы для внимательного изучения творчества великих художников прошлого и больших мастеров современности. В короткие месяцы военной службы в ГДР он несколько раз побывал в Дрезденской галерее старых мастеров, посетил картинную галерею в Альтенбурге.
За многие годы Алексей Архипович собрал большую библиотеку по искусству, включающую множество редких книг, он посетил все крупнейшие зарубежные картинные галереи и музеи, лично был знаком с Пикассо.
Помимо Ивана Айвазовского Алексей Леонов ценил творчество Николая Ромадина, считая его одним из лучших отечественных пейзажистов. Из советских художников отмечал Юрия Кугача, Евгения Скитальцева. Были и любимые скульпторы — ближе всех ему было творчество Григория Постникова. Этот скульптор раньше других посвятил себя отображению дерзаний человека в завоевании космического пространства.
Алексей Архипович Леонов в содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему.