НОВОЖИЛОВ Генрих Васильевич (1925-2019)
Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, премии Правительства РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, Генеральный конструктор (1970–2005), академик РАН, заслуженный конструктор РФ, лауреат премии А.Н. Косыгина, лауреат премии Людвига Нобеля, президент Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор
В течение 35 лет Г.В. Новожилов возглавлял компанию «Ильюшин» как блестящий продолжатель своего учителя, великого авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Успехи компании на отечественном и мировом рынках авиации во многом связаны с именем Новожилова. Это имя широко почитаемо в среде военной и гражданских авиаоров, а миллионы пассажиров, летая на самолетах, созданных под руководством Генриха Васильевича, благодарны ему за комфорт и безопасность.
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 27 октября 1925 года в Москве. Отец — Соколов Василий Васильевич (1900–1987), военный инженер. Мать — Новожилова Ираида Ивановна (1901–1979), военнослужащая. Супруга — Новожилова (Лисина) Людмила Ивановна (1933 г. рожд.), филолог. Сын — Новожилов Сергей Генрихович (1967 г. рожд), авиаинженер, внучка — Маша.
Генрих Васильевич Новожилов принадлежит ко второму поколению отечественных генеральных конструкторов авиационной техники, которое вошло в историю человечества марками своих созданий — семействами всемирно известных «Илов», «Ту», «Як», «Ан»...
Генрих Васильевич родился и вырос в центре Москвы, в Машковом переулке (ныне улица Чаплыгина), близ Чистых прудов. Детство его прошло в большой коммунальной квартире, где несколько семей жили дружно, оказывая друг другу поддержку в сложных ситуациях. Атмосфера непростой предвоенной жизни и общение с соседями стали для мальчика первой жизненной школой. А внимание соседа «дяди Шуры» Синицына, который работал в гражданской авиации, носил красивую форму, умел мастерить модели и собирал литературу «про самолеты», в значительной степени определило раннюю любовь мальчика к авиации. Генрих, как и все его сверстники, восхищенный выдающимися перелетами Чкалова, Громова и Коккинаки, стремился в летчики.
В 1937 году родители Генриха расстались и все трудности воспитания легли на плечи матери. До войны Генрих Новожилов учился в школе № 233, носившей имя В.Р. Менжинского.
Учился Генрих нормально, не был отличником, но учеба нравилась, и, получая отметки «посредственно», он переживал. В пионерские годы занимался в фотокружке, но летом 1939 года в пионерском лагере изменил своему увлечению, всерьез заинтересовавшись авиамоделизмом. Неожиданно в сентябре того же года, когда Генрих начал ходить в 7-й класс, пришла беда — он повредил правую ногу. В Боткинской больнице ему сделали одну операцию, другую, третью... «Распахали ногу от колена до ступни», — с горечью вспоминает Генрих Васильевич. Какая там авиация! В одночасье рухнули все мечты.
Перед началом войны Генрих Новожилов окончил 8-й класс. «Ощущение от обрушившейся на нас войны с Германией передать невозможно. Войну, конечно, ждали, но ждали ее совсем не в том обличье, в каком она к нам пришла», — вспоминает Генрих Васильевич.
Запомнились ему первые налеты фашистской авиации на Москву, светомаскировка, лучи прожекторов в ночном небе. Запомнились и толпы добровольцев на призывном пункте на Чистых прудах, и зенитная батарея на бульваре.
Потом была эвакуация в Пензу. Там Генрих окончил девять классов, и когда в августе 1942 года они с матерью вернулись домой, перед юношей встал вопрос: куда идти? На фронт с его «белым билетом» дорога была заказана. От мысли поступать на операторский факультет ВГИКа Генрих Новожилов отказался, несмотря на любовь к фотографии. Тяга к авиации оказалась сильнее, и поначалу он пошел работать лаборантом на кафедру физики Московского авиационного института к профессору К.А. Путилову, а год спустя стал студентом самолетостроительного факультета...
Читавшие лекции на факультете профессора И.И. Артоболевский, А.Н. Журавченко, А.К. Мартынов, И.В. Остославский были крупными специалистами — каждый в своей области. Но главным учителем Генриха Новожилова стал Сергей Владимирович Ильюшин.
Весной 1948 года, сдав сессию на «отлично», Генрих Новожилов старостой группы из 10–12 студентов был направлен на преддипломную практику в ОКБ № 240, которым и руководил создатель легендарного «летающего танка» С.В. Ильюшин.
В ОКБ существовало незыблемое правило — студентов немедленно зачисляли в штат. Таким образом еще «незащищенный» Г.В. Новожилов 1 июля 1948 года стал инженером-конструктором с окладом 900 рублей. А практика оказалась самой что ни на есть работой — приход за 5 минут до звонка, окончание работы вместе со всеми.
Во время практики Сергей Владимирович Ильюшин не читал лекций, общение больше походило на беседы. В первый же день работы он коротко, но емко и убедительно рассказал студентам о сохранении государственной тайны: «Вы в процессе работы узнаете много о вооружении, будете использовать секретные материалы. Запомните, что все это никогда не должно выйти за пределы предприятия».
Генрих Васильевич навсегда запомнил фразу, которой Ильюшин закончил беседу: «Самое страшное, если летчик идет в бой, а противник знает слабые стороны и возможности вашего самолета, бой проигран».
Дипломную работу — фронтовой бомбардировщик, похожий на Ил-28, но со стреловидным крылом, Генрих Васильевич Новожилов делал под руководством С.В. Ильюшина. После защиты диплома по правилам, существовавшим в ОКБ, через три дня он приступил к работе в отделе фюзеляжа, которым руководил В.А. Борог, впоследствии — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, главный конструктор и начальник ОКБ (1963–1986).
Проработав год расчетчиком в отделе фюзеляжа, Новожилов упросил Е.А. Шушпанова, у которого делал свой дипломный проект, взять его к себе, в конструкторы.
Первой его самостоятельной работой в новом отделе стала разработка стыка фюзеляжа с крылом на самолете Ил-14. Так Генрих Васильевич стал конструктором.
Непрерывное общение с опытными инженерами, изучение нюансов конструирования позволяли быстро «расти»: вскоре Новожилов стал конструктором III категории, затем — II и I. Довольно быстро вовлекся он и в общественную работу — стал секретарем комсомольской организации ОКБ, вступил в КПСС. Словом, Генрих Новожилов становился довольно заметной фигурой в ильюшинском коллективе.
Тогда ОКБ-240 создавало сложный и совершенный околозвуковой фронтовой бомбардировщик Ил-54, идущий на смену Ил-28.
На постройке опытной машины Ил-54 Г.В. Новожилов был назначен ведущим инженером по фюзеляжу и средствам спасения. Работа его сосредоточилась на опытном производстве, и это, конечно, было везением, так как далеко не каждому конструктору выпадает проектировать самолет и участвовать затем в его строительстве. Пребывание в должности ведущего инженера непосредственно в цехах опытного завода позволило обрести поистине неоценимый опыт практического овладения процессом выпуска самолета.
Впервые самолет поднялся в воздух 3 апреля 1955 года, летом его показали в подмосковной Кубинке высокопоставленным американским военным, и вскоре последовало указание: все работы прекратить!
Ил-54 стал последним бомбардировщиком с литерами «Ил» на борту. Хрущёв и его команда, зачарованные успехами в космосе, энергично сворачивали авиастроение.
В 1956 году Г.В. Новожилова избрали секретарем партийного комитета завода.
Партийные дела он сдал в сентябре 1958 года и вернулся в чистую инженерию, но уже на более высоком уровне: С.В. Ильюшин назначил его, а министр Дементьев поддержал это назначение своим приказом, заместителем главного конструктора пассажирского Ил-18 и поручили организовать эксплуатацию этих машин в «Аэрофлоте».
Будучи членом Государственной комиссии по эксплуатационным испытаниям Ил-18, Г.В. Новожилов много работал по его доводке, обеспечив начало пассажирских перевозок 20 апреля 1959 года. В ту пору Новожилову пришлось много летать по стране и за рубежом. Он побывал на многих авиасалонах, посетил авиазаводы, великолепно выучил английский язык. Выпадали и тяжкие моменты, когда он участвовал в работе аварийных комиссий — представлял разработчика и докапывался до истинных причин катастроф, дабы исключить их повторение.
В 1964 году Г.В. Новожилова назначили первым заместителем Генерального конструктора и поручили работы по дальнемагистральному Ил-62 и организации его серийного производства.
В работе над самолетом Ил-62 была обнаружена неустойчивая работа двигателей на больших углах атаки, что потребовало проведения тщательных оригинальных исследований в аэродинамической трубе. Эти исследования проводились при личном участии Г.В. Новожилова. В результате была найдена форма крыла, обеспечившая улучшение обтекания и позволившая устранить неустойчивую работу двигателей. Выпуск самолета был освоен в очень короткий срок — за год и семь месяцев. 15 сентября 1967 года рейсом Москва–Монреаль были открыты пассажирские перевозки. Через несколько лет глубокое изучение характеристик самолета дало возможность Г.В. Новожилову за счет замены двигателей на более экономичные, улучшения аэродинамики и других мероприятий увеличить дальность полета на 1300 км и снизить скорость захода на посадку на 30 км/ч.
Результатом работ по Ил-62 стало присуждение весной 1970 года группе ильюшинцев, в их числе и Г.В. Новожилову, Ленинской премии.
В 1966 году произошло и другое важное событие: инженер Генрих Васильевич Новожилов и Людмила Ивановна Лисина 23 апреля сыграли свадьбу! В июле 1970 года С.В. Ильюшин по состоянию здоровья вышел на пенсию. По его рекомендации на должность Генерального конструктора ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела» распоряжением Совета министров СССР назначен Г.В. Новожилов.
К этому моменту Новожилов почти три года фактически руководил ОКБ-240. В эти годы был принят на вооружение противолодочный четырехмоторный Ил-38, совершил первый полет самолет оперативно-тактической авиационной разведки Ил-20, начались летные испытания пассажирского Ил-62М, ВПК приняла решение о разработке реактивного штурмовика Ил-102.
26 апреля 1971 года, когда государство подвело итоги выполнения восьмого пятилетнего плана, Г.В. Новожилов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Особо следует отметить работу Г.В. Новожилова по созданию военно-транспортного самолета Ил-76 — первого самолета его конструкции.
Постановление Совета министров СССР о разработке Ил-76 появилось 27 ноября 1967 года. В общих чертах поставленная в Кремле задача звучала так: воплотить в самые короткие сроки лучшие черты пассажирского самолета в военном «грузовике».
Без благословения Ильюшина Генрих Васильевич едва ли отважился на разработку подобной машины. В долгом разговоре по передаче дел Ильюшин сказал ему тогда: «Тебе придется совсем забыть о личной жизни, если хочешь, чтобы появлялись самолеты. Это — первое. Второе: слава — вещь достаточно обременительная. И главное — тебе будут предлагать и другие должности, станут делать разные предложения. Ты мне должен обещать, что в этих случаях ты не бросишь ОКБ!»
Обещание свое Новожилов сдержал!
В работе над Ил-76 Г.В. Новожилов реализовал весь личный опыт. Как конструктора нового поколения его отличало желание шире применять научные методы в решении сложных проблем. Расчеты при проектировании были тщательно выполнены с использованием ЭВМ. Не останавливаясь на всех особенностях конструкции этого самолета, разработанных лично Новожиловым, следует отметить мощную механизацию крыла, предкрылки и впервые примененные трехщелевые раздвигающиеся закрылки, оригинальное шасси, обеспечивающее эксплуатацию с грунтовых аэродромов, систему управления с автономными бустерами и другие новаторские решения.
Ил-76 впервые взлетел с Центрального аэродрома города Москвы 25 марта 1971 года, а в 1976 году был принят на вооружение ВВС. На основе этого не имеющего аналогов в мире, самолета были созданы многочисленные модификации: керосинозаправщик Ил-78, самолет для тренировки космонавтов в невесомости Ил-76К, поисково-спасательный «Дрейф», медицинский «Скальпель», самолет для пожаротушения, самолет дальней радиолокационной разведки А-50.
В 1969 году в Опытно-конструкторском бюро началась разработка первого российского широкофюзеляжного пассажирского самолета, названного Ил-86. Создание небывалой для российской авиапромышленности машины на 350 пассажирских мест — дело нешуточное — началось с проработки возможных вариантов. Новожилов припоминает, что рассматривали трансформации пассажирского Ил-62 и даже транспортного Ил-76. В конце концов, принялись за разработку совершенно нового аэроплана.
В проектирование Ил-86, способного совершать взлеты и посадки практически на всех аэродромах, Г.В. Новожиловым были заложены новые идеи, направленные на обеспечение безопасности полета и основанные на разработанной методике, включающей многократное резервирование, принципы «безопасного повреждения», использование негорючей жидкости в гидросистеме и др.
Использовались новые технологические процессы — склейка, новые методы клепки, болтовые соединения с натягом, слоистые пластинки для интерьера и ряд других. На ряд конструктивных решений в ОКБ подано более 120 заявок на авторские свидетельства. Из них Г.В. Новожилову принадлежат 11, а всего их у него более 50.
На исходе 1976 года из ворот опытного завода ОКБ на летное поле Центрального аэродрома Москвы выкатили первый опытный Ил-86. Командиром корабля, как и при первом взлете Ил-76, утвердили Эдуарда Кузнецова (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации).
В конечном итоге Воронежский авиационный завод построил 104 серийных Ил-86. За 30 лет без единого летного происшествия они перевезли сотни миллионов пассажиров, проложив маршруты в 64 страны, и стали своего рода базовой моделью для разработки следующих лайнеров.
В начале 1980-х Г.В. Новожилов награжден второй золотой медалью Героя Социалистического Труда. К тому времени он уже был депутатом Верховного Совета СССР, потом избирался депутатом еще двух созывов, был депутатом на XXVII и XXVIII съездах партии, избирался членом ЦК КПСС.
Признанием заслуг доктора технических наук Г.В. Новожилова в решении научно-технических проблем создания высокоэффективных пассажирских и транспортных самолетов стало его избрание в 1984 году действительным членом Академии наук СССР по Отделению механики машиностроения и процессов управления.
В 1988 году из новожиловского «гнезда» вылетел еще один гигантский «птенец» — дальнемагистральный Ил-96-300.
28 сентября 1988 года его поднял в небо с Центрального аэродрома в Москве Станислав Григорьевич Близнюк (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР), сменивший Кузнецова в должности шеф-пилота ОКБ.
При создании Ил-96-300 особое внимание было уделено обеспечению дальности полета и уменьшению нагрузки на экипаж при длительности полета 10–12 часов. В крыле были использованы суперкритические профили последней разработки ЦАГИ.
На самолет были установлены новые двигатели Пс-90, имеющие низкий расход топлива за счет большой степени двухконтурности. Работа по этой машине была осложнена недостаточным финансированием.
К этому времени выросло второе поколение руководителей ОКБ. Ближайшими помощниками Г.В. Новожилова стали В. Терентьев, Ю. Егоров, Р. Папковский, И. Катырев, Н. Таликов, В. Абрамов, Н. Макокин, В. Каленик, В. Мишин, Н. Соин, М. Неймарк, В. Сахаров, И. Воробьёв и многие другие ведущие специалисты.
На базе Ил-96-300 были разработаны модификации Ил-96М (пассажирский) и Ил-96Т (грузовой) с увеличенной длиной фюзеляжа, с большим числом пассажиров и с большей дальностью полета, в создании которых участвовали фирмы «Пратт энд Уитни», «Рокуэлл Коллинз» и другие фирмы США. Ил-96Т впервые в истории российской авиации получил Сертификат летной годности FAA США. Генрих Васильевич Новожилов был награжден золотой медалью МАК СНГ.
В марте 1990 года совершил первый полет новый пассажирский самолет для местных воздушных линий — двухмоторный турбовинтовой Ил-114. Пройдет некоторое время, и поднимется Ил-96 с американскими двигателями.
17 мая 1994 года Игорь Гудков на подмосковном аэродроме «Раменское» поднял легкокрылый многоцелевой Ил-103.
1 августа 1995 года Анатолий Николаевич Кнышов (Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель СССР) совершил в Ташкенте первый полет на очередной версии Ил-76, уже с литерами «МФ», оснащенной пермскими двигателями ПС-90.
Следующее десятилетие, когда знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства, стало тяжелым испытанием для Генерального конструктора Г.В. Новожилова и его коллег. Однако, несмотря на все трудности, ОКБ «Ильюшин» продолжало поднимать в воздух один за другим новые самолеты, потребные для XXI века. Сертифицирован Ил-114-100 с зарубежными моторами.
В 2006 году правительство приняло решение возобновить серийное производство модификации Ил-76 в России на заводе «Авиастар» в Ульяновске.
На модифицированном самолете Ил-476 заменили пилотажно-навигационный комплекс, всю необходимую информацию для экипажа обеспечивают цветные дисплеи — кабина стала «стеклянной». Изменили конструкцию каркаса крыла. Сделали ее аналогичной Ил-96-300.
На Ил-476 установлены новые двигатели ПС-90А-76, которые впервые появились на самолете Ил-76МФ в 1995 году, обеспечив увеличение дальности полета и соответствие нормам по шумам и экологии. Все проведенные мероприятия, безусловно, омолодили самолет. Неизменными остались внешний облик планера, вся аэродинамика и выдающиеся конструкторские решения, принятые Новожиловым.
6 октября 2012 года в Ульяновске состоялся первый взлет, что для авиационной промышленности России стало серьезным событием.
Президент России В.В. Путин лично наблюдал за одним из испытательных полетов. Он дал высокую оценку модернизированному самолету, порадовавшую всех, кто 40 лет назад принимал участие в создании базового Ил-76.
Легкий Ил-103 тоже прошел международную сертификацию, как и транспортный «тяжеловоз» Ил-96Т. Последней работой Генерального конструктора Г.В. Новожилова стало проведение в 2004 году макетной комиссии по легкому военно-транспортному самолету Ил-112В.
В декабре 2005 года, учитывая, что ему исполнилось 80 лет, Генрих Васильевич подал заявление об освобождении его от должности генерального конструктора. С января 2006 года он продолжил работу в качестве главного советника генерального директора по науке.
Г.В. Новожилов — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (1970), премии Правительства Российской Федерации, премии Людвига Нобеля, премии Москвы «Легенда века», премии А.Н. Косыгина, заслуженный конструктор Российской Федерации, президент Академии наук авиации и воздухоплавания, доктор технических наук, профессор. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «Знак Почёта», медалями, в том числе золотой медалью имени А.Н. Туполева.
Международным Объединенным Биографическим Центром признан «Человеком века» (2003).
В 2010 году Г.В. Новожиловым выпущена книга «О себе и самолетах», в 2015 году Международный Объединенный Биографический Центр к 90-летию Генриха Васильевича выпустил книгу «Генеральный конструктор Новожилов Г.В.».
Через всю жизнь Генрих Васильевич пронес любовь к спорту. Особая привязанность — теннис, а также футбол. Среди увлечений выделим музыку, джаз. Особо почитает творчество Л.О. Утёсова.