ФЕЛЬДМАН Юрий Израилевич (1938-2020)
Доктор технических наук, профессор, академик Российской и Международной академий электротехнических наук, председатель попечительского совета CДЮШОР спортивной гимнастики Ларисы Латыниной, мастер спорта СССР
(Иллюстрированная биография из книги «Кто есть кто в современной России»)
Родился 27 февраля 1938 года в городе Магнитогорске Челябинской области. Отец — Фельдман Израиль Янкелевич (1908–1987), инженер-строитель. Мать — Фельдман (Ляшенко) Евгения Георгиевна (1913–1968), педагог. Супруга — Латынина Лариса Семёновна (1934 г. рожд.), заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, девятикратная олимпийская чемпионка, многократная чемпионка мира и Европы. Сын — Султанов Сергей Юрьевич (1964 г. рожд.), внук — Юрий (2001 г. рожд.)
Раннее детство Юрия Фельдмана пришлось на нелегкое предвоенное время и тяжелые годы Великой Отечественной войны. В связи с профессией отца семья часто переезжала. В 1939 году Израиль Янкелевич был направлен механиком на военный завод в Загорск, а в 1940 году с женой и маленьким сыном перебрался в Ригу, где работал на строительстве военного аэродрома.
В 1942 году семья была эвакуирована в поселок Молотовский Пермской области. В 1944 году, после освобождения советскими войсками Украины, отца направили в город Верхний Лисичанского района на восстановление химического комбината.
Мать работала в горсовете. Здесь, на Украине, в 1945 году Юрий Фельдман поступил в школу, а через год отца перевели на восстановление Владимирского тракторного завода, и семья переехала в Москву.
В столице первое время жили у знакомых на Крымском Валу, где Юрий много времени проводил на катке в Парке культуры имени М. Горького.
В 1949 году Владимирский тракторный завод был полностью восстановлен, и отца перевели в Москву на строительство высотных зданий. И.Я. Фельдман принимал участие в возведении трех из семи высотных зданий в Москве, а с 1953 года работал главным инженером треста «Индустрстройпроект» — курировал строительство предприятий по добыче и обработке редкоземельных металлов.
В школьные годы Юрий был образцом для подражания многим сверстникам. Он всегда хорошо учился, хотя не был зубрилой. После уроков посещал математический, химический и литературный кружки, был победителем школьных олимпиад по различным предметам. Юрий Фельдман рос сильным и спортивным мальчиком, на что обращали внимание тренеры. За ним буквально охотились и легкоатлеты, и борцы, и волейболисты, чтобы привлечь его в свои спортивные секции.
В 7-м классе его не просто приняли, а строжайше отобрали в волейбольную команду мальчиков, которая отстаивала спортивную честь Метростроя, а через два года перевели тренироваться в мужскую команду мастеров. Вскоре его заметил тренер «Химика», и Юрий начал играть в этом клубе в составе юношеской команды. Он пробовал свои силы не только в волейболе, но и в плавании, и в хоккее, а в 9-м классе занял 3-е место на первенстве Москвы по пятиборью.
По окончании 7-го класса исполнилась давняя мечта Юрия — родители подарили ему велосипед «Турист», на котором он теперь мог часами гонять по городу. Однажды друг привел его на велотрек стадиона Юных пионеров, где главным тренером был великий Яков Фёдорович Мельников — 14-кратный чемпион России по конькобежному спорту. Юрия зачислили к известному тренеру, чемпиону России по велоспорту Алексею Матвеевичу Захарову, у которого он в течение года занимался на дорожном велосипеде. В 10-м классе Юрий участвовал в велогонках, выполнив 1-й взрослый разряд на дорожном велосипеде. Параллельно играл в баскетбольной команде «Локомотив» и занимался плаванием в «Динамо». Однако так случилось, что велоспорт вытеснил из его сердца все другие спортивные пристрастия.
Уже будучи студентом, он получает звание мастера спорта СССР, входит в сборную Советского Союза, становится чемпионом среди юношей, занимает 2-е и 3-е места среди взрослых, участвует в первом в СССР матче между сборными СССР, Англии и Италии.
Юрий Израилович никогда не связывал своего будущего со спортом как профессией. Однако спортивный азарт, умение не падать духом и находить выход из самых невероятных, порой грозящих катастрофой ситуаций стали его главным правилом в дальнейшей производственной и научной работе.
В 1956 году Ю.И. Фельдман поступил в Московский энергетический институт, который окончил в 1963 году. На последнем курсе он принимал участие в проектировании электропоезда «ЭР-9п». Эта тема легла в основу его дипломной работы. Впоследствии по этому проекту рижский завод выпустил целую серию электричек, которые и поныне возят пассажиров.
Первый научный успех окрылил выпускника и определил выбор места работы — головной институт по разработке автомобильной техники — Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Тогда перед институтом стояла задача создать новую испытательную лабораторию. Во главе небольшого коллектива из семи человек молодой инженер взялся решить эту проблему.
В последующем под руководством и при непосредственном участии Ю.И. Фельдмана были разработаны и испытаны системы электроприводов для автомобилей и автопоездов различного назначения. В частности, был создан первый советский городской низкопольный автобус ЛАЗ-3603 с электрической трансмиссией с мотор-колесами, который успешно прошел испытания. К сожалению, по разным причинам в серийное производство автобус не пошел.
В НАМИ Юрий Фельдман работал инженером, старшим инженером, руководителем группы, ведущим конструктором, младшим научным сотрудником.
В 1972 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. В 1973 году по совету своего научного руководителя профессора Ивана Семёновича Ефремова он перешел во Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт кранового и тягового электрооборудования (ВНИПТИ) НПО «Динамо». Работу он начал с того, что построил две оригинальные и нужные лаборатории, проводил испытания трамваев, троллейбусов, конструировал, вел научные исследования и поднимался по служебной лестнице: старший научный сотрудник, заведующий лабораторией ВНИПТИ.
1979 год стал поворотным в судьбе Ю.И. Фельдмана. По решению руководства его перебрасывают на производство — на должность начальника первого аппаратного цеха НПО «Динамо». Тогда в цехе сложилась неблагоприятная ситуация: план не выполнялся, рабочие и специалисты начали уходить из цеха. Юрий Фельдман быстро и смело вошел в коллектив, взял цех в руки. Менее чем через год после его прихода аппаратный стал быстро становиться на ноги, вернулись старые специалисты и кадровые рабочие. Заслужив репутацию серьезного организатора, Фельдман вскоре становится начальником производства крановых двигателей (1981–1984), затем заместителем генерального директора по производству и сбыту НПО «Динамо» и завода «Динамо» (1984–1987), главным инженером (1987–1993).
26 мая 1988 года был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, в том числе торговлей. Однако надежды на то, что кооперативы быстро ликвидируют товарный дефицит, приведут к улучшению качества обслуживания, оказались неоправданными. Большинство кооперативов занялись откровенной спекуляцией либо финансовыми операциями по обналичиванию денег.
В это время без согласования с руководящим коллективом завода «Динамо» его директор принимает решение о создании кооператива на базе первого аппаратного цеха. Вскоре практически весь завод был охвачен кооперативами. Используя заводские производственные мощности и ресурсы, они получили возможность самостоятельного сбыта продукции через дилерскую сеть. Следствием этого стал резкий рост задолженности предприятия.
В 1992 году завод был преобразован в акционерное общество — ОАО «Завод Динамо».
В 1993 году Юрия Фельдмана избирают президентом — генеральным директором ОАО «Акционерная электротехническая компания «Динамо». О том времени он вспоминал:
«Когда я получил доступ ко всей бухгалтерии, долг завода всем организациям составлял 1 600 000 000 рублей — колоссальная цифра по тем временам! Оказалось, что мы должны всем фондам, всем снабжающим организациям — за энергию, тепло, воду, материалы и комплектующие. Я оканчивал энергетический институт, и руководить огромным предприятием меня там не учили, но вскоре я понял, что нужно, чтобы цеха работали. Нужно, чтобы работало оборудование, чтобы на каждом рабочем месте были болванки, из которых можно делать план, чтобы рабочий приходил на завод в полном здравии и мог нормально отработать смену, а если это женщина, чтобы она не думала о том, что у нее дома дети (детские сады должны работать), и чтобы по итогам работы каждый получал зарплату.
Шел 1995 год. Чтобы выплатить хотя бы минимальную заработную плату, мне пришлось лично, едва ли не на коленях, просить об отсрочках выплат в пенсионном фонде, у энергетиков и в других организациях.
Потом я написал письма всем руководителям кооперативов и сказал, что в одностороннем порядке прекращаю с ними всякие отношения с завтрашнего дня. Завод будет работать как единое целое, а они, если желают оставаться руководителями, должны стать начальниками цехов и подчиняться заводскому режиму — такому, каким он был раньше. В противном случае — увольнение».
Приняв радикальное решение по расторжению договоров с кооперативами, Ю.И. Фельдман начал труднейшую работу по восстановлению завода как единого целого. Не обошлось без конфликта с силами, заинтересованными в сохранении прежней ситуации, что в определенный момент заставило Юрия Израиловича беспокоиться о своих близких, но он не отступал. В итоге его усилия принесли плоды: заводу удалось избежать банкротства, сохранить основные кадры в инженерном звене и в выпускающих цехах.
Несмотря на жесточайший экономический кризис и спад производства в начале 1990-х годов, ОАО «Акционерная электротехническая компания «Динамо» удержало позиции основного производителя электродвигателей и аппаратуры управления для городского электротранспорта (метро, трамвай, троллейбус), кранов различного класса и назначения, краново-металлургических электродвигателей постоянного и переменного тока, тягового электрооборудования для самосвалов БелАЗ. Завод производил судовое электрооборудование для подводных лодок и системы разминирования кораблей-тральщиков по запатентованному изобретению работника ВНИПТИ.
Кроме того, производились насосы «Малыш», так популярные у дачников всей страны, и другая жизненно необходимая для различных отраслей промышленности продукция.
В первой половине 1990-х годов, несмотря на тяжелое состояние экономики, завод «Динамо» развивал сотрудничество с фирмой «Siemens» по созданию современных транспортных средств.
Разрабатывалась новая система тягового привода для вагонов трамвая и троллейбуса, которые создавались в кооперации с заводом Усть-Катав и заводом имени Урицкого (г. Энгельс). Образцы новой техники успешно прошли испытания в Москве. Но по завершении испытаний, несмотря на договоренность, у города не нашлось средств, чтобы их выкупить.
За шесть лет, отданных работе в должности генерального директора ОАО «Акционерная электротехническая компания «Динамо», Юрий Израилович Фельдман проявил себя как талантливый руководитель и рачительный хозяин, который не только заботится о процветании предприятия, но и имеет четкую гражданскую позицию. Подтверждением этому служит история воссоздания храма Рождества Пресвятой Богородицы, расположенного на территории завода «Динамо».
Древняя белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове была построена в 1509 году на месте сгоревшего деревянного храма, первоначально возведенного в 1380 году преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским в честь Куликовской битвы.
В храме были захоронены единоборцы Пересвет и Ослябя. В конце 1920-х годов партийными организациями было принято решение о закрытии всех церквей в Москве. Этот храм тоже закрыли, но разрушить его не удалось — слишком крепки были каменные стены и фундамент. Тогда внутри храма разместили компрессорную завода «Динамо». Но и в те годы нашлись люди, благоговейно относящиеся к родной истории и культуре: строители компрессорной сберегли уникальные росписи на сводах храма, покрыв их тремя слоями олифы.
Компрессорная просуществовала до 1987 года, когда к руководству завода обратились с просьбой вернуть храм людям.
«К нам пришла делегация, — вспоминает Ю.И. Фельдман, — в которую входили такие уважаемые люди, как художник П. Корин, архитектор П. Бароновский, писатели В. Распутин, В. Астафьев, Ю. Селезнёв, В. Сергеев, космонавт В. Севастьянов. Они сказали, что в Пролетарском районе не осталось ни одной церкви, а народ нуждается в храме. После чего мы разработали проект и построили новую компрессорную, приобрели компрессоры и начали потихоньку, но упорно восстанавливать здание церкви. Это делалось прежде всего силами завода и при помощи волонтеров, и примерно через два года церковь была открыта и освящена патриархом Алексием II».
Став директором завода, Ю.И. Фельдман продолжал уделять особое внимание нуждам храма: организовал удобный проход к церкви через заводскую территорию, выделил землю под постройку колокольни, воскресной школы и трапезной, складские помещения.
Так был создан уникальный по тем временам прецедент — воссоздание и передача в ведение Церкви уникального архитектурного памятника прямо на территории огромного производственного комплекса.
В конце 1990-х годов в результате дальнейшей приватизации завод «Динамо» перешел под контроль новых собственников, планы которых относительно очередного перераспределения собственности были неприемлемы для Ю.И. Фельдмана как руководителя, производственника и гражданина. Новые хозяева стали частями сдавать завод в аренду. На бывших производственных площадях начали возникать магазины. Прекрасно оборудованная испытательная станция третьего машинного цеха, благодаря которой завод на протяжении многих лет работал практически без брака, была превращена в картинг.
«Самое страшное, что я в то время не нашел поддержки в мэрии города. Меня посылали от одного начальника к другому. Самым последним был некий начальник отдела. Когда я пришел к нему и стал объяснять, что остановка завода «Динамо» обернется серьезными социальными проблемами, и просил хоть какой-то городской заказ, чтобы продержаться, этот молодой человек ответил: «Зачем вы мне все это говорите? Все, что нужно, мы у «Siemens» купим…» Больше говорить было не о чем».
В 1999 году, оставив пост генерального директора, Ю.И. Фельдман вернулся во ВНИПТИ на должность генерального директора института, где проработал до 2002 года.
С 2001 года он является советником генерального директора ОАО «АЭК «Динамо» по научным вопросам.
Юрий Израилович принимал самое деятельное участие в создании Академии электротехнических наук, которая после ликвидации Министерства электротехнической промышленности была призвана интегрировать усилия и возможности различных научно-исследовательских и производственных организаций, чтобы создавать потенциал для развития отрасли. Сам Фельдман активно включился в ее работу, а возглавляемое им акционерное общество «Динамо» стало ее первым коллективным членом.
По результатам научно-исследовательской работы Юрию Израиловичу Фельдману в 1994 году присвоена ученая степень доктора электротехнических наук, его избирают сначала членом-корреспондентом, а затем действительным членом Международной академии электротехнических наук.
Он возглавляет Проблемный совет научно-отраслевого отделения «Электротехнические системы железнодорожного, городского и промышленного транспорта», является профессором кафедры и заведующим созданного на заводе «Динамо» филиала кафедры электротехники и компьютеризированных электромеханических систем Московского государственного технического университета МАМИ, председателем Международной рабочей группы по городскому электрическому транспорту Международной организации по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности — «Интерэлектро».
Его перу принадлежат более 100 научных трудов. Он принимал активное участие в создании Электротехнической энциклопедии и стал автором большого раздела энциклопедии, посвященного отечественному городскому транспорту.
Ю.И. Фельдман возглавляет попечительский совет СДЮШОР спортивной гимнастики Ларисы Латыниной в городе Обнинске Калужской области. В попечительский совет входят 12 человек — это значимые в России люди, в чьих силах и возможностях помогать спорту не только словом, но и конкретным делом. Среди них — трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин, президент НП «Деловая женщина» Ольга Комарова, заслуженный тренер России Надежда Масленникова.
Результатом работы совета стало открытие в г. Обнинске современного, прекрасно оборудованного зала для занятий спортивной гимнастикой. Весной 2011 года в школе занимались уже более 1100 юных спортсменов от 5 до 16 лет. В ближайших планах — строительство в городе универсального спортивного центра.
Со своей супругой Ларисой Латыниной Юрий Израилович познакомился благодаря все тому же спорту. Так случилось, что в 1985 году они вместе отдыхали в подмосковном доме отдыха «Вороново». Юрий Израилович пригласил Ларису Семёновну как-то поиграть в теннис, а когда узнал, что она даже не умеет держать в руках ракетку, предложил учиться этой игре и тренироваться вместе с ним на теннисном корте. С тех пор теннис стал серьезным семейным увлечением для них обоих.
Юрий Израилович увлекается научной фантастикой, классическим джазом. Его любимые артисты — Майя Плисецкая, Владимир Меньшов, Ольга Остроумова, Валентин Гафт, Армен Джигарханян.
Есть в жизни Юрия Израиловича еще одна насыщенная удивительными событиями страница из сферы увлечений. В 1966 году он, будучи аспирантом, вошел в состав знаменитого в 1960–1970 годах вокально-инструментального ансамбля «Искатели», созданного в Московском энергетическом институте. В репертуаре коллектива были эстрадные и народные песни, но подлинной визитной карточкой ансамбля стала песня «Ребята семидесятой широты».
ВИА «Искатели» исколесил всю страну, выступал на ударных комсомольских стройках, включая КамАЗ, БАМ, Красноярскую ГЭС, провел более 1,5 тыс. концертов, гастролировал в Финляндии, Германии, Польше, Чехословакии. В 1972 году ансамбль был удостоен премии Московского комсомола. Ю.И. Фельдман был бессменным солистом ансамбля и, кроме того, играл на контрабасе, гитаре, ударных.
Любовь к пению, так же как и спорт, сближает Юрия Израиловича и Ларису Семёновну. Ныне они поют дуэтом, чаще романсы, которые доставляют им несказанную радость.
Вместе они были более 30 лет. Жили в Подмосковье, вместе вели обширное хозяйство, ухаживали за домашними животными, выращивали большой сад. Близость к земле давала обоим супругам жизненную силу и удовлетворение.
Ю.И. Фельдман награжден орденом Почёта (1997), медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970) и «Ветеран труда» (1996), медалью Святого благоверного князя Даниила Московского, имеет звание «Почётный динамовец».