РУЗИМАТОВ Фарух Садиллоевич
РУЗИМАТОВ Фарух Садиллоевич
Народный артист России, лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», лауреат международных конкурсов
Pодился 26 июня 1963 года в Ташкенте (Узбекистан). Отец – Рузиматов Садилло Шакирович (1941 г. рожд.), педагог теоретических музыкальных дисциплин. Мать – Рузиматова Майя Амоновна (1943 г. рожд.), педагог по вокалу. Супруга – Кутепова Виктория Викторовна, артистка балета, танцует в Мариинском театре. Дети: Станислав, Далер.
Родители Фаруха жили искусством, но об артистической карьере сына и не помышляли. Его судьбой распорядился Его величество Случай. В очередной раз в Душанбе приехал педагог из знаменитого Ленинградского хореографического училища, чтобы отобрать самых способных детей для обучения танцу. Фарух только что вернулся из пионерского лагеря, заняться было нечем, вот и увязался с кем-то из приятелей на объявленный просмотр. Худенький, тянувшийся ввысь мальчишка тем, кто отбирал, приглянулся. Помимо всего привлек диковатый блеск его глаз – предвестье сценического темперамента. Так Фарух неожиданно для самого себя и родителей стал воспитанником прославленной Вагановской балетной школы.
В Ленинграде мальчик впервые увидел балетный спектакль. Шел «Дон Кихот», и Фарух с другими сверстниками был занят в поварятах. Спектакль ошеломил праздничностью действия, надолго стал одним из любимых.
В классе, куда попал Фарух, классический танец преподавали опытные педагоги: сначала – В.И. Иванов, последние 4 года – Г.Н. Селюцкий. Их уроки он ждал с нетерпением. Нравилось также заниматься французским языком, увлекала литература. А вот к физике, математике, химии сердце не лежало. Приходилось воспитывать волю и свои антипатии пересиливать.
Танец обступал в училище со всех сторон. Классика – как ежедневная молитва. Год от году тело расправлялось, становилось послушнее. Тут все подчинялось строгой классической форме. А вот на уроках характерного танца эмоции можно было не сдерживать, педагог Т.В. Балтачеев это даже поощрял. На занятиях дуэтным танцем у И.И. Серебренникова приходилось нелегко: здесь нужны были и ловкость, и физическая сила. А сил-то растущему юному организму как раз и не хватало.
Тем не менее на выпускном спектакле в 1981 году Фаруху доверили исполнить сложнейшее па-де-де из полюбившегося «Дон Кихота». Партнершей была Татьяна Кутина. Выбор означал, что в тоненьком, не оформившемся еще окончательно юноше видят в будущем виртуозного классического танцовщика. И действительно, выпускник заинтриговал: его танец завораживал искренней увлеченностью, подкупал внутренним горением.
Рузиматова приняли в труппу Мариинского театра и сразу стали поручать сольные партии, сначала небольшие. И вот – снова встреча с «Дон Кихотом» (1985): это был первый большой спектакль, в котором Фарух исполнил ведущую роль. Очень помогла работа с выдающимся мастером Б.Я. Брегвадзе. Тот заботился и об отделке танца, и о естественности сценической жизни. Партнершами были уже сложившиеся балерины С.В. Ефремова, В.М. Ганибалова. Событием стало выступление с прима-балериной Г.Т. Комлевой, великолепной Китри, в свое время вводившей в этот спектакль М.Н. Барышникова. С тех пор Фарух с «Дон Кихотом» не расставался. Ведь тут есть возможность оттачивать виртуозность, искать новые эффекты в танце, в полной мере упиваться жанровыми красками.
Прогнозы подтвердились: Рузиматов со временем превратился в крупного классического танцовщика, самобытного, непохожего на других. Артиста особенно привлекают те роли, в которых присутствует драматизм. Его Альберт в «Жизели» искренен и порывист, он в отчаянии от непредвиденного трагического поворота событий. А Солор в «Баядерке» то статуарно декоративен, то импульсивен и горяч. Артист исполняет практически все ведущие партии в академическом репертуаре: Зигфрид в «Лебедином озере», Дезире в «Спящей красавице», Абдерахман в «Раймонде» (версия Ю.Н. Григоровича), Солист в Гран-па из «Пахиты», Юноша в «Шопениане» и многие другие. Везде эмоциональный тонус его сценической жизни необычайно высок, и там, где позволяет хореография, артист склонен к аффектации и намеренно декоративен.
Его внешность к тому располагает. Высокий, суховато-стройный, с пронзительным взглядом темных глаз, разметанной копной длинных черных как смоль волос, он сразу бросается в глаза своей восточной экзотичностью. Абрис лица графичен. И в пластике Рузиматов склонен к острым позировкам, четкости танцевального рисунка. Особенно эффектны эти приемы в современной пластике.
Сколько современной хореографии Рузиматов перетанцевал! Это и созданное в родном театре в предыдущие годы, и сочинения крупнейших западных хореографов, таких как Дж. Баланчин, М. Бежар, Р. Пети. Для него ставили специально отечественные хореографы. И все же голод по современному танцу толкнул его на неожиданный и рискованный шаг. Фарух отправился в США – заключил контракт с Американским театром балета в Нью-Йорке (1990–1991).
Тут Рузиматова постигло самое жестокое, по-видимому, разочарование в его жизни. Выяснилось, что танцевать приходилось все то же, что и дома: «Жизель», «Баядерку», «Дон Кихот». Был, правда, один новый для него спектакль – «Ромео и Джульетта» К. Макмиллана, но сочинение известного хореографа оказалось, но мнению артиста, ему не близко.
Печальный опыт тем не менее кое-что дал. Вблизи притягательность американского балета сильно поувяла: там нет единой школы, единых представлений о стиле исполнения. И неслучайно – ведь американский балет слишком молод, не накопил еще таких традиций, как русский. Потянуло домой. То, что оставалось в Петербурге, теперь в глазах Фаруха обрело свою истинную цену.
Здесь его ждали и приняли назад. К тому времени на сцене Мариинского театра все чаще появлялись работы западных мастеров. Рузиматов охотно участвовал в любом эксперименте. И сам проявлял инициативу. Устраивал творческие вечера, приглашал ставить хореографов опытных и начинающих. На сцене Театра оперы и балета Петербургской консерватории исполнил партию Мавра в «Паване мавра» – гениальном создании X. Лимона. Снимался в телефильмах «Гран-па в белую ночь», «Белые ночи». Были и такие, что целиком посвящались его творчеству: «Если звезды зажигают», «Все прекрасно». Не отказывался даже от участия в драматических спектаклях: «Идиот» (2001), «Повенчанный Богом» (2002) о В. Нижинском, «Ты, Моцарт, бог!» (2003). Они замышлялись в расчете на его индивидуальность.
Не все одинаково удавалось, тем не менее опыт прибывал. Теперь Рузиматов считает, что драматический театр – это не его дело. Лучше сосредоточиться на том, что является смыслом всей жизни, – на танце. Тут тоже простор для широкой деятельности. В настоящее время Рузиматов готовит премьеру балета «Распутин» на сцене театра консерватории. Личность этого мрачного героя российской истории привлекает артиста мощью и противоречивостью. Славит спектакль хореограф Г.А. Ковтун.
И хотя классика по-прежнему остается
в жизни Рузиматова жанром главным и желанным, он мечтает попробовать себя в самых разных пластах танцевальной культуры от модерна до джаза.
График жизни артиста очень напряженный. Рузиматов – желанный гастролер за рубежом и охотно там появляется. Иногда с родным театром, иногда создает собственные небольшие коллективы. В Японии он – давний кумир публики, каждого его приезда там ждут как большой праздник.
Из западных хореографов Фарух Рузиматов особенно высоко ценит раннего И. Килиана. Артист сокрушается, что такие титаны, как М. Бежар, все дальше уходят от спектаклей танцевальных, предпочитая им вновь изобретаемые синтетические формы, где танец тесним чем-то другим. Рузиматов обеспокоен неоправданными, на его взгляд, экспериментами над классическим наследием в Мариинском театре. И не боится выглядеть консервативным в этом вопросе: шедевры прошлого – это такое духовное богатство, которое необходимо сохранить для будущего.
Большую часть творческой жизни Рузиматов репетировал с Г.Н. Селюцким. Сейчас работает с разными людьми – это зависит от репертуара.
Ф.С. Рузиматов – народный артист России (2000), лауреат Международных конкурсов балета в Варне (1983) и Париже (1984), лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995).
У Рузиматова одно увлечение – танец. Ни на что другое ни сил, ни времени не остается.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.