ШМЫГА Татьяна Ивановна
ШМЫГА Татьяна Ивановна
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки
Родилась 31 декабря 1928 года в Москве. Отец – Шмыга Иван Артемьевич (1899–1982). Мать – Шмыга Зинаида Григорьевна (1908–1995). Супруг – Кремер Анатолий Львович (1933 г. рожд.), композитор, дирижер, работает главным дирижером в Театре сатиры.
«Нет у меня никакой биографии, – сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. – Родилась, училась, теперь работаю». И, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография...» Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится напрямую к искусству. В ролях Шмыги не только биография самой актрисы – в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества.
Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец – инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.
Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. «Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, – вспоминала Т. Шмыга. – Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории». Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути «боевое крещение», состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.
В 1947 году Татьяна поступила в Музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась 4 года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И. Туманова и С. Штейна. В 1953 году Т. Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность «артистка музыкального театра». Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли – Виолетты в «Фиалке Монмартра» в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.
Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И. Туманов, дирижером – Г. Столяров, балетмейстером – Г. Шаховская, главным художником – Г.Л. Кигель, художником по костюмам – Р. Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т. Бах, К. Новикова, Р. Лазарева, Т. Санина, В. Вольская, В. Володин, С. Аникеев, М. Качалов, Н. Рубан, В. Шишкин, Г. Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А. Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.
К.С. Станиславский говорил, что оперетта, водевиль – это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI Московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю. Милютина «Поцелуй Чаниты». Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После «Поцелуя Чаниты» роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей – роли Глории Розетти в оперетте Ю. Милютина «Цирк зажигает огни».
Очень скоро Т. Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты – ее первой роли – почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Веселой вдове», Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалок...», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.
В 1961 году Татьяна Шмыга стала заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л. Ансимова Т.И. Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965 года в театре прошла первая премьера мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу по пьесе Б. Шоу «Пигмалион», где она сыграла роль Элизы Дулитл.
В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Ее, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общения с талантливыми актерами и с интересным режиссером Э. Рязановым в фильме «Гусарская баллада». Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.
Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов – Ж. Оффенбаха, Ш. Лекока, И. Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, Ф. Эрве. Они в то время считались «буржуазными» и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современниц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях – таких как «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.
Творческий путь Т.И. Шмыги – это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них – Виолетта («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1954), Тоня Чумакова («Белая акация» И. Дунаевского, 1955), Чана («Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина, 1956), Дези («Бал в Савойе» Абрахама, 1957), Лидочка («Москва-Черемушки» Д. Шостаковича, 1958), Оля («Простая девушка» К. Хачатуряна, 1959), Глория Розетти («Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, 1960), Анжель («Граф Люксембург» Ф. Легара), Любаша Толмачева («Севастопольский вальс» К. Листова, 1961), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса, 1962), Луиза Жермон («Гусарская баллада», режиссер Э. Рязанов, 1962), Делия («Куба – любовь моя» Р. Гаджиева, 1963), Элиза Дулитл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, 1964), Мария («Вестсайдская история» Л. Бернстайна, 1965), Галя («Настоящий мужчина» М. Зива, 1966), Мери Ив («Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, 1967), Галя Смирнова («Конкурс красоты» А. Долуханяна, 1967), Дарья Ланская («Белая ночь» Т. Хренникова, 1968), Нинон («Фиалка Монмартра» И. Кальмана, 1969), Вера («Нет меня счастливей» А. Эшпая, 1970), Марфа («Девичий переполох» Ю. Милютина, 1971), Зоя-Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана, 1976), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» Ильина, 1977), Диана-актриса («Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» А. Кремера, 1977), Роксана («Неистовый гасконец» Кара-Караева, 1978), Сашенька («Господа артисты» М. Зива, 1981), а также главные роли в опереттах: «Катрин» А.Кремера (1984), «Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха (1988), «Джулия Ламберт» А. Кремера (1993) и «Джейн» А. Кремера (1998).
В концертном репертуаре актрисы – Мариетта («Баядера» И. Кальмана), Сильва («Сильва» И. Кальмана), Ганна Главари («Веселая вдова» Ф. Легара), Долли Галахер («Хелло, Долли»), Марица («Марица» И. Кальмана), Николь («Кварталы Парижа» Минха) и др.
В ноябре 1969 года Т.И. Шмыге было присвоено почетное звание народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием, она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости, Т. Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.
Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга – единственная в России актриса оперетты, получившая звание «Народная артистка СССР» и удостоенная Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки. Она награждена орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Сегодня ее можно увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях – оперетте «Катрин» А. Кремера и его же мюзикле «Джулия Ламберт», созданном по мотивам произведений С. Моэма. В театре «Московская оперетта» также идет спектакль «Оперетта, оперетта».
Продолжается и ее гастрольная деятельность. Т. Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знают и любят не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.
Не всегда в творческой жизни Т. Шмыги были удачи и триумфы. Знала она и поражения, и разочарования, но не в ее характере опускать руки. Лучшее лекарство от печали для нее – работа. Она всегда в форме, неустанно самосовершенствуется, а это – сплошной, повседневный труд. Оперетта – это суверенная сказочная страна, и у этой страны есть своя Королева. Ее имя – Татьяна Шмыга.
В свободное время Татьяна Шмыга любит читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любит живопись. Ее любимые театральные и киноактеры – О. Борисов, И. Смоктуновский, А. Фрейндлих, Н. Гундарева, Н. Анненков, Ю. Борисова, Е. Евстигнеев, О. Табаков и др. Очень любит балет, М. Плисецкую, Г. Уланову, Е. Максимову, В. Васильева и М. Лавровского. Среди любимых эстрадных артистов – Т. Гвердцители и А. Пугачева.
Живет и работает в Москве.