БЕССМЕРТНОВА Наталья Игоревна (1941-2008)
Народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, премии Анны Павловой Парижской академии танца, лауреат международных конкурсов
Родилась 19 июля 1941 года в Москве. Отец – Бессмертнов Игорь Борисович, врач. Мать – Бессмертнова Антонина Яковлевна (в девичестве – Пешкова), домашняя хозяйка. Супруг – Григорович Юрий Николаевич, балетмейстер, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий.
Балерина Н.И. Бессмертнова вошла в историю отечественного искусства как блестящая танцовщица. Ее творчество составляет славу русского искусства и повлияло на исполнительское мастерство артистов всего мира.
В семье Бессмертновых не было деятелей искусства. Но Наташа с детства любила танцы и интересовалась балетом. Поэтому в 1952 году ее отдали учиться в Московское хореографическое училище, где она делала успехи и блестяще окончила его в 1961 году у педагогов М.А. Кожуховой и С.Н. Головкиной. Сразу после выпуска она была принята в труппу Большого театра, где работала до 1995 года.
С первых ролей в Большом театре у Н.И. Бессмертновой проявилось дарование лирического характера. Ее дебютом явился Седьмой вальс и Мазурка в «Шопениане» М.М. Фокина, она выступила также в главной роли современного балета А.И. Баланчивадзе «Страницы жизни» (постановка Л.М. Лавровского), где ее партнером был начавший свою сценическую карьеру вместе с нею М.Л. Лавровский.
Н.И. Бессмертнова обладает редкими данными танцовщицы романтического плана. Линии ее фигуры удлиненные и гибкие, пластика изысканна, руки изящны и выразительны. Танец ее легок и воздушен, артистка органически живет в нем. Наряду с «Шопенианой» одной из ее коронных ролей стала Жизель в одноименном балете. На гастролях в Англии и в других странах ее исполнение пользовалось необыкновенным успехом. Балерина быстро получила мировую известность и имела многообразную, восторгающуюся ее искусством прессу в СССР и за рубежом.
Внешние данные романтической танцовщицы сочетаются у Н.И. Бессмертновой с редкой способностью к разнообразному танцевальному и пластическому выражению внутреннего мира представляемых ею персонажей, с тонким чувством стиля различных балетов, что дает возможность широкой трансформации сценического облика ее героинь.
В дальнейшем Н.И. Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных Ю.Н. Григоровичем.
Высокая одухотворенность свойственна всем ее ролям. Назовем среди них Лейли в балете «Лейли и Меджнун» С.А. Баласаняна в постановке К.Я. Голейзовского (1964), Марию в «Бахчисарайском фонтане» Б.В. Асафьева в постановке Р.В. Захарова (балерина была введена в этот спектакль в 1967 г.), Девушку в «Видении розы» М.М. Фокина на музыку К.М. Вебера (1967) и другие.
Исключительная музыкальность балерины проявилась не в простом следовании за музыкой, а в ощущении музыки как внутреннего наполнения танца. Ее танец технически безупречен и богат пластическими нюансами. Балерина настолько сливается со своей танцевальной партией, что кажется, будто ее танец создается ею самой здесь и сейчас.
Особенно это проявилось в балетах, поставленных Ю.Н. Григоровичем. Ее Маша в «Щелкунчике» (1968) – юная мечтательница, устремляющаяся вслед за своей мечтой в неведомые дали. Хрупкая, но мужественная Фригия в «Спартаке» (1968) из страдающего существа превращается в носительницу мировой скорби, рождаемой вселенской катастрофой. Изящная, гибкая, словно газель, Ширин в «Легенде о любви» (1965) горюет и никнет к концу этого трагического произведения. Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» предстает как двуликий Янус, предопределяющий трагическую судьбу Принца. Ее Раймонда в одноименном балете (1984) величественна и горделива. Анастасия в «Иване Грозном» (1975) загадочна и таинственна.
А роли Валентины в «Ангаре» (1976) и Риты в «Золотом веке» (1982) позволили Н.И. Бессмертновой создать образы современных девушек, и ее дарование засверкало новыми гранями.
Столь же своеобразна Н.И. Бессмертнова и в партиях Джульетты в «Ромео и Джульетте» (она танцевала обе редакции – и Л.М. Лавровского, и Ю.Н. Григоровича), Китри в «Дон Кихоте», Авроры в «Спящей красавице». Репертуар актрисы обширен, ее творческий диапазон широк, танцевальное мастерство совершенно, а дар перевоплощения уникален.
Н.И. Бессмертнова была первой исполнительницей партий Джульетты в «Ромео и Джульетте» С.С. Прокофьева и Анастасии в Иване Грозном на музыку С.С. Прокофьева, поставленных Ю.Н. Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978).
Н.И. Бессмертнова удостоена звания народной артистки СССР (1976), Ленинской (1986) и Государственной премий СССР (1977). Она – лауреат 1-й премии на Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария, 1965) и премии Анны Павловой Парижской академии танца (1970).
Уйдя в 1995 году из Большого театра, Н.И. Бессмертнова работала в качестве балетмейстера-репетитора во всех спектаклях, которые Ю.Н. Григорович ставил в разных городах России и за рубежом.
Н.И. Бессмертнова снималась в телебалете «Ромео и Джульетта» (1968), участвовала в экранизации балетов «Жизель» (1975), «Шопениана» (1977), в кинофильмах-балетах «Спартак» (1976), «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», 1977). Творчеству Н.И. Бессмертновой посвящен телефильм «Жизнь в танце» (1978).