СМЕТАННИКОВ Леонид Анатольевич
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин), всесоюзных фестивалей и конкурсов, профессор, почетный гражданин города Саратова
Родился 12 августа 1943 года в селении Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области. Отец – Сметанников Анатолий Павлович. Мать – Сметанникова Елена Ивановна. Супруга – Мухина Виктория Сергеевна, оперная певица. Сын – Сметанников Станислав Леонидович, программист. Внуки: Владислав и Сергей.
Раннее детство Л. Сметанникова прошло на Южном Урале. Туда во время войны с Украины была эвакуирована мать, а позже приехал и отец – после госпиталя, где лежал с тяжелым ранением, полученным летом 1942 года.
После войны семья вернулась на Украину, в город Днепродзержинск Днепропетровской области. В 1957 году Леонид Сметанников окончил семь классов средней школы и поступил в индустриальный техникум. В 1961 году поступил на Днепродзержинский металлургический комбинат, работал техником-электриком.
Перелом судьбы мог показаться резким и неожиданным, но он был закономерным. Леонид Сметанников пел с детства – в детском саду, в школе, где был признанным запевалой. До сих пор помнит две песни, в которых впервые солировал: «Марш юннатов» и «Летят белокрылые чайки». Тогда же его заметили и пригласили в городской детский хор. После мутации голоса юноша вновь запел, теперь во взрослом, известном на всю область академическом хоре заводского Дворца культуры. Здесь уже был и вокальный кружок. В душе Леонида крепло решение: хочу петь, буду петь.
В 1962 году Леонид Сметанников приехал в Днепропетровск поступать в музыкальное училище. Был принят на 1-й курс вокального отделения. Чтобы прожить, пришлось все 4 года обучения подрабатывать радистом-осветителем во Дворце культуры. Днем – училище, а вечером – работа. Пришлось нелегко. Но главное, это «борьба с голосом, против голоса и за голос». Немало времени ушло на поиск тембра. Вначале пел басом, затем драматическим баритоном и только потом, очень нескоро, голос определился как лирический баритон.
После окончания училища в 1966 году Леонид Сметанников поступил в Саратовскую консерваторию имени Л.В. Собинова, в класс А.И. Быстрова, воспитавшего немало талантливых учеников, которые пели на разных оперных сценах страны, с успехом работали в филармониях.
И опять началось все сначала, только на более высоком и сложном уровне. Прежде всего нужно было развить средний и верхний участки баритонового регистра, выровнять звучание голоса по всему диапазону, добиться яркости, силы и полетности звука, сделать вокальную линию плавной и непрерывной. Как дышать, где формировать звук, куда посылать его – сотни певческих задач и упражнений, десятки вариантов исполнения одного фрагмента... Но это только звук. А слово! А еще сцена и так называемая сценическая свобода! Всем этим он в основном занимался в классе оперной подготовки, многому научившись у режиссера В.Н. Томаха.
Леонид Сметанников много и тщательно работал над усвоением изучаемых в вузе дисциплин, всюду стремился быть в числе лучших. На протяжении всех 5 лет обучения он являлся обладателем стипендии имени Собинова. В своей жажде знаний не чуждался и углубленных научных изысканий, особенно если они помогали овладеть актерским мастерством. Так появилась его теоретическая работа «Эстетические принципы Станиславского на современной оперной сцене», которая была выполнена на 3-м курсе и завоевала 2-е место на Всесоюзном студенческом конкурсе общественных наук.
Пришло время, когда консерваторские труды начали приносить долгожданные плоды. Впервые Леонид Сметанников почувствовал это, когда в 8 декабря 1968 года получил приглашение в Саратовский театр оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского – стать солистом оперы и уже через год исполнил первую партию (Елецкий в «Пиковой даме» Чайковского). Это была исключительная ответственность, требовалось максимально мобилизовать себя.
За 2,5 года он исполнил множество малых и больших партий, в числе которых Журан в «Чародейке» Чайковского, атаман Игнатьев в «Якове Шибалке» Ленского и даже Еж в детской опере «Теремок». Наконец, Л. Сметанников приблизился к партии Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, которая стала самым ответственным экзаменом: на премьере спектакля присутствовала Государственная комиссия из консерватории, которая оценила работу выпускника на «отлично».
Леонид Сметанников стремится систематически выступать с концертами. Он настойчиво ищет контакт с аудиторией, учится ощущать дыхание зала, подбирает программу таким образом, чтобы легкое и доступное в разумных пропорциях соседствовало с познавательным и сложным, с романсом и арией. И вот уже первые результаты: теперь всё чаще его выступления бисируют, а устроители концертов, как правило, начинают придерживать Сметанникова для «финиша». Певец набирал силу, быстро росло качество его выступлений, и это позволило ему сделать еще один качественный скачок: еще будучи студентом 4-го курса, он завоевал право на сольные концерты. Первый из них состоялся весной 1970 года и включал в себя арии, романсы, песни. Весной 1971 года вместе с лучшими артистами оперного театра он исполнил несколько произведений на Центральном телевидении. Это было уже определенное признание молодого певца.
Поистине звездным годом для Леонида Сметанникова был 1973-й. Он становится лауреатом сразу нескольких конкурсов и фестивалей: Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни (Минск), Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин), VI Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (Кишинев). Для него открылась дорога на всесоюзную и международную концертную эстраду. Все чаще появляются публикации в прессе, поступают просьбы о гастролях.
Однако какие бы метаморфозы ни претерпевала артистическая карьера Леонида Сметанникова, главное для него – опера, и он прежде всего – оперный певец. Это его первое и основное амплуа. Среди коронных ролей Л. Сметанникова партии Валентина («Фауст» Гуно), Жермона («Травиата» Верди), Онегина («Евгений Онегин» Чайковского), Елецкого («Пиковая дама» Чайковского), Фигаро («Севильский цирюльник» Россини), Дон Жуана («Дон Жуан» Моцарта). За долгие годы работы на сцене он создал целую галерею ярких персонажей: Тобиас Милл («Брачный вексель» Россини), Фердинанд («Дуэнья» Прокофьева), Петруччио («Укрощение строптивой» Шебалина) и многие другие.
Будучи от природы лирическим баритоном, он неоднократно обращался к партиям баритона драматического, ощутимо расширяя тем самым поле приложения своих вокально-сценических возможностей. Так появились Сильвио («Паяцы» Леонкавалло), Генрих Эштон («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Эскамильо («Кармен» Бизе) и другие роли.
Одной из самых ярких удач певца в партиях драматического плана стал Демон в одноименной опере Рубинштейна. Здесь, как никогда прежде, во всей полноте предстал типичный для Л. Сметанникова метод работы над оперной партией: артист тщательно изучил все связанное с новым для себя героем, прежде всего поэму Лермонтова, музыку Рубинштейна, картины Врубеля. Характерно, что в кропотливой шлифовке роли, помимо дирижера и режиссера, очень помог ему балетмейстер, вместе с которым удалось создать «пластическую партитуру» образа. Так возник его неповторимо своеобразный Демон. По внешнему облику и сценическому рисунку он воистину пришелец из иных миров, а по внутреннему строю, выраженному через вокал, – глубоко страдающий человек.
Особенности голоса позволяют Леониду Сметанникову легко находить контакт с ценителями романсов, а также с поклонниками русских народных и советских песен. В камерном исполнении становится особенно заметным очень важное качество его общей манеры – вдумчивое изучение произведения, стремление проникнуть в его суть, истолковать по-своему, свежо и современно. В орбите творческих интересов Сметанникова постоянно присутствуют романсы и песни Алябьева, Варламова, Гурилева, Даргомыжского, Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Рубинштейна, Кюи, Аренского, Метнера, Листова, Шишкина, Фельдмана, Абаза, Шостаковича, Свиридова, Моцарта, Шуберта, Брамса, Малера, Бетховена, а также современных композиторов Бабаджаняна, Тухманова, Пахмутовой, Шаинского, Ханка, Хренникова и многих других.
За более чем 35-летний период своей творческой карьеры Л.А. Сметанников спел в более чем 900 спектаклях, принял участие в тысячах концертов в стране и за рубежом, выпустил 5 сольных пластинок с записями арий, романсов, русских и советских песен, снялся в трех музыкальных фильмах, являлся постоянным гостем на радио и телевидении.
В 1977 году Леонид Сметанников получает приглашение в Саратовскую консерваторию имени Л.В. Собинова преподавателем кафедры сольного пения, а в 1989 году утвержден в звании профессора. В течение 11 лет (1995–2005) по его инициативе и при непосредственном участии в Саратовской консерватории проводились кафедральные конкурсы студентов-вокалистов. В 2005 году ученик Л.А. Сметанникова тенор Алексей Волжанин завоевал 1-ю премию на Всероссийском конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки в Челябинске.
Леонид Анатольевич продолжает активную творческую деятельность, гастролирует в России и за рубежом. Гастроли певца прошли в США (1997–2000, 2001–2005).
В 2000 году Леонид Сметанников исполнил партию Онегина в новой постановке оперы П.И. Чайковского на сцене театра «Новая опера» в Москве. За участие в этом спектакле певец номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска».
В 2002 году на гастролях в Челябинском театре оперы и балета Леонид Сметанников исполнил партию Жермона в «Травиате» Дж. Верди. В том же году в Саратовском академическом театре оперы и балета он спел Орловского в премьерном спектакле «Летучая мышь» И. Штрауса. В декабре 2003 года в театре прошел юбилейный вечер певца, посвященный 35-летию его творческой деятельности.
8–9 мая 2005 года состоялся гастрольный тур Леонида Сметанникова, приуроченный к 60-летию Великой Победы. Выступления прошли на Мамаевом кургане в Волгограде и на Красной площади в Москве. 24 мая певец выступил в концертном зале храма Христа Спасителя, где Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил ему орден Русской Православной Церкви Преподобного Серафима Саровского.
В марте 2006 года в киноконцертном зале «Космос» в Екатеринбурге Л.А. Сметанников принял участие в концерте, посвященном памяти народного артиста СССР Бориса Тимофеевича Штоколова. В апреле того же года он участвовал в работе жюри XII Международного камерного конкурса вокалистов в Калининграде.
Л.А. Сметанников удостоен почетных званий народного артиста СССР (1987), РСФСР (1976), заслуженного артиста РСФСР (1976), заслуженного артиста Каракалпакской АССР (1974). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки (1982). Награжден орденом «Знак Почета», знаком правительства Саратовской области «За любовь к родной земле», золотой медалью ВВЦ. В 1999 году избран почетным гражданином города Саратова.
Творчеству певца посвящены десятки и сотни публикаций в отечественной и зарубежной прессе. На родине Л.А. Сметанникова, в Фершампенуазе, есть музей, где большой раздел посвящен его жизни и творчеству, в Саратове существует клуб почитателей его таланта.
Живет и работает в Саратове.