БИЕШУ Мария Лукьяновна (1935-2012)
Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и Молдавской ССР, лауреат международных конкурсов, академик, почетный член Академии наук Республики Молдова, профессор
Родилась 3 августа 1935 года в селе Волонтировка района Штефан Водэ (Молдова). Отец – Биешу Лука Савельевич (1909 г. рожд.). Мать – Биешу Татьяна Степановна (1913 г. рожд.).
Певческий талант Мария унаследовала от матери, лучшей на селе певицы. Профессионалы не раз отмечали, что у Биешу природная постановка голоса. Это вполне объяснимо, поскольку с самого детства Мария окружена народной песней, а именно у народных певцов, как известно, на редкость сильно развито чувство свободного, естественного пения. В Волонтировке Мария окончила школу и в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельско-хозяйственного техникума в молдавском городе Леова. Здесь она активно участвовала в студенческой самодеятельности – пела, танцевала, руководила хором. После одного из художественных смотров талантливая девушка в 1955 году была принята без экзаменов в Кишиневскую государственную консерваторию в класс педагога С. Зарифьян, у которой проучилась 4 года. Еще во время учебы Мария Биешу стала солисткой оркестра молдавской народной музыки «Флуераш». Окончила консерваторию в 1961 году по классу профессора П.А. Ботезат и сразу после государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский государственный театр оперы и балета.
Успешный дебют М. Биешу на оперной сцене состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноименной опере Дж. Пуччини. В 1965 – 1967 годах молодая солистка молдавской оперы стажировалась в миланском театре «Ла Скала», где под руководством известного педагога Энрико Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски, Аиды, Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Дж. Пуччини и Дж. Верди.
В этот же период Мария успешно выступает на международных конкурсах: становится лауреатом первого состязания вокалистов в рамках
III Международного конкурса имени П.И. Чайковского (3-я премия, 1966), блистательно побеждает на I Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоевывает звание лауреата, 1-ю премию, «золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира».
После этого для М. Биешу началась напряженная жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли на всех континентах, грамзаписи, съемки в фильмах. Она поет на сцене Большого театра, на оперных сценах ведущих театров СССР, в «Метрополитен-опере» в Нью-Йорке, в театрах Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии, Австрии. Совершает концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы, Израиля. Выступает с сольными концертами в Рио-де-Жанейро, поет в парижском зале «Олимпия».
К певице приходит большой, настоящий успех, но не все было ясным и безоблачным. Ей, человеку честному и прямодушному, пришлось почувствовать и зависть именитых коллег, и злую недоброжелательность далеких от искусства чиновников, запретивших долгосрочный контракт с театром «Метрополитен-опера», в труппу которого Мария была приглашена для исполнения 10 ведущих партий, т.е. всего сопранного репертуара, на смену завершившим тогда свою карьеру Тибальди и Каллас. Так что меж роз, усыпавших путь молодой оперной звезды, было немало и острых терний.
Перечень ролей, сыгранных М. Биешу на оперной сцене, говорит о том, что она – выразитель единой широкой темы трагической женской судьбы, пути своей героини по кругам любви, жертвенности, страданий. По нему проходят почти все ее персонажи: Флория Тоска, Чио-Чио-сан, ставшая своеобразной визитной карточкой певицы, Аида, Адриенна Лекуврер и, наконец, Норма – безусловная вершина ее оперного творчества, роль, в которой все грани личности певицы получили наиболее полное и гармоничное выражение. М. Биешу с блеском преодолела вокальные и драматургические трудности этой партии, создав образ величественной галлской жрицы и одновременно страдающей земной женщины. После этого спектакля на молдавской оперной сцене появились такие редко идущие оперы, как «Сила судьбы», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Набукко» Дж. Верди, «Адриенна Лекуврер» Ф. Чилеа, «Турандот» Дж. Пуччини, главные партии в которых исполнила М. Биешу.
Оперная певица, как говорится, «божьей милостью», Биешу будто бы создана для исполнения итальянской романтической оперы ХIХ века, и эти произведения преобладают в ее репертуаре. Однако он не ограничивается героинями Верди и Пуччини и включает в себя несколько любимых ею героинь опер П.И. Чайковского (Татьяна, Лиза, Иоланта, Кума). Для исполнения этих партий певица всегда находила особо точные и яркие средства выражения.
Марию Биешу можно смело назвать оперной музой молдавских композиторов: все сопрановые партии начиная с 1960-х годов написаны в расчете на ее участие («Героическая баллада» А. Стырчи, «Сергей Лазо» Д. Гершфельда, «Александру Лэпушняну» Г. Мусти).
Всего в творческом репертуаре певицы около 30 сопрановых партий в шедеврах мировой оперной классики и произведениях современных композиторов, исполненных ею на сценах лучших оперных театров мира. Среди них: Флория Тоска («Тоска» Пуччини, 1962), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского, 1963), Аурелия («Аурелия» Гершфельда, 1963), Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Пуччини, 1963), Лиза («Пиковая дама» Чайковского, 1965), Аида («Аида» Верди, 1966), Дездемона («Отелло» Верди, 1967), Леонора («Трубадур» Верди, 1969), Домника («Героическая баллада» Стырчи, 1970), Недда («Паяцы» Леонкавалло, 1971), Земфира («Алеко» Рахманинова, 1973), Глира («Глира» Няги, 1974), Настасья («Чародейка» Чайковского, 1974), Норма («Норма» Беллини, 1975), Мими («Богема» Пуччини, 1977), Турандот («Турандот» Пуччини, 1979), Иоланта («Иоланта» Чайковского, 1979), Ольга («Сергей Лазо» Гершфельда, 1980), Сантуцца («Сельская честь» Масканьи, 1980), Наталья («В бурю» Хренникова, 1980), Леонора («Сила судьбы» Верди, 1981), Серафина («Виват, маэстро» Доницетти, 1981), Адриенна («Адриенна Лекуврер» Чилеа, 1984), Дидона («Дидона и Эней» Персела, в концертном исполнении, 1984), Рита («А зори здесь тихие» Молчанова, 1985), Елизавета («Дон Карлос» Верди, 1985), Руксанда («Александру Лэпушняну» Мусти, 1987), Амелия («Бал-маскарад» Верди, 1989), Абигайль («Набукко» Верди, 1995).
Широк и камерный репертуар М. Биешу, насчитывающий несколько десятков концертных программ, включающих старинную западноевропейскую музыку (Бах, Гендель, Глюк, Перселл, Чимароза, Страделла, Каччини, Кариссими, Монтеверди); романтическую немецкую музыку (Шуман, Шуберт, Мендельсон-Бартольди); русскую классику (Глинка, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Рубинштейн, Ипполитов-Иванов, Прокофьев, Шапорин, Глиэр, Свиридов, Шостакович, Василенко, Хренников); романсы композиторов СССР; молдавскую вокальную музыку (Загорский, Дога, Дубосарский, Лунгу, Ротару, Руснак, Ткач, Бузилэ, Георгицэ), вокально-симфонические концерты (Месса в си миноре И.С. Баха, «Реквием» Дж. Верди, «Реквием» И. Брамса, «Stabat Mater» Дж. Россини). В 2001 году Мария Биешу выступила в шести столицах Европы (Париже, Риме, Бухаресте, Берлине, Софии, Брюсселе) с программой романсов румынских и молдавских композиторов на стихи поэта М. Еминеску, посвященной году М. Еминеску, объявленному ЮНЕСКО.
Ведя активную гастрольную деятельность, М. Биешу выступила в оперных спектаклях и камерных концертах в Австрии, Германии, Франции, Италии, Венгрии, Японии, Беларуси, Украине, России. В 2000–2006 годах состоялись гастроли М. Биешу, организованные дипломатическими миссиями Республики Молдова, аккредитованными в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Румынии.
В творческом активе певицы не только спетые ею вокальные партии, но и семь кино- и телефильмов с ее участием, в том числе снятые уже в новом тысячелетии «Ave Maria» (Телерадио – Молдова, 2000) и «Жизнь на сцене» (Телефильм – Кишинэу, 2005), а также многочисленные грамзаписи арий, песен и романсов и оперных спектаклей, где М. Биешу поет главные партии.
Само звучание ее голоса завораживает неповторимой красотой, свежестью, полнотою звука. Недаром И. Архипова, входившая в состав жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского, определила его тембр как необыкновенно женственный, теплый, красивый, заключающий в себе чарующую выразительность. При абсолютной ровности звучания всех регистров ее голос обладает богатейшей гаммой тембральных оттенков.
М. Биешу – певица редкой музыкальной одаренности, с безошибочным чувством музыкальной правды. Ее исполнение дышит сердечным теплом и непосредственностью выражения. Образно-эмоциональная сущность музыкальной интонации раскрывается в пении Биешу с предельной выразительностью и яркостью. Вокал певицы не имеет «пустых нот». Каждый звук, каждый изгиб мелодии становится откровением, исполненным глубоких искренних эмоций и художественного смысла.
Помимо необыкновенного голоса и тонкой музыкальности природа наградила Марию Биешу еще и самобытным, сильным актерским талантом, соединив в ее личности те три главных качества, единство которых и создает настоящего оперного артиста. Ее артистическое мастерство не просто дар лицедейства. Его питает исключительная музыкальность певицы. Музыкальная интонация, фраза диктуют ей все элементы сценического поведения, определяют темп, ритм, пластику и мимику. Поэтому ее персонажи – живые. В них нет никакой «игры», условности, все органично и естественно. Разгадка художественной убедительности и достоверности искусства Биешу кроется в тесном духовном родстве ее героинь с нею самой, с ее эмоциональным складом, мироощущением.
Мария Биешу уже давно является одним из самых видных авторитетов в вокальном мире. Об этом говорит постоянное участие ее в жюри многочисленных международных вокальных конкурсов (Токио, Барселона, Марсель, Будапешт, Батуми, Баку и др.). Она – постоянный член жюри международных конкурсов имени П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Г. Свиридова.
Заботясь о сохранении и развитии молодежью лучших традиций вокального искусства, профессор Академии музыки имени Музическу Мария Лукьяновна Биешу ведет вокальный класс. Она ведет мастер-классы для студентов-вокалистов в Университете искусств города Нагоя (Япония), Пекинской и Венской консерваториях, в оперных театрах Турции (Анкара, Мерсин), Кубы (Гавана).
Наряду с высочайшим творческим авторитетом Мария Биешу снискала уважение как организатор. С ее личностью связаны многие важные события в культурной жизни Молдовы. Она единогласно избрана председателем Союза музыкальных деятелей страны и в этом качестве неустанно заботится о состоянии и процветании национального музыкального искусства. Особое внимание уделяет музыкальной молодежи и детям. Фестиваль молодых певцов имени А. Стырчи, фольклорные фестивали, праздники детского музыкального творчества – во всем этом много личного участия и заботы Марии Биешу. Но главное ее детище последних лет – известный ныне во многих странах фестиваль оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу». Ежегодно лучшие певцы, солисты балета, дирижеры из многих театров слетаются осенью в Кишинев, чтобы выступить в спектаклях национальной оперы.
Мария Биешу – Герой Социалистического Труда (1990), народная артистка СССР (1970), лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и Молдавской ССР, премии и золотой медали Фонда Ирины Архиповой (2002). Награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», орденом Республики – высшей наградой Республики Молдова, орденом «Звезда Румынии» в звании Командора, двумя медалями «Михай Еминеску», орденом Русской Православной Церкви Святой равноапостольной великой княгини Ольги III степени. В 1992 году избрана вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей. Академик, почетный член Академии наук Республики Молдова.