БОБРИНЕВА Раиса (Розита) Михайловна (1930-2009)
Заслуженная артистка РСФСР (1970)Родилась в Луганске в семье учителя. Муж – Климов Валерий Александрович (1931 г. рожд.), всемирно известный скрипач, Народный артист СССР, лауреат международных конкурсов, профессор. Дочь - Климова Татьяна Валерьевна (1961 г. рожд.), пианистка, выпускница Московской консерватории, лауреат Международного конкурса пианистов в Монреале.
О музыке, ставшей в итоге главным делом всей ее жизни, Раиса Бобринева мечтала с раннего детства. Окончив школу вскоре после Великой Отечественной войны и не мысля для себя никакой иной карьеры кроме вокальной, она поступила в Донецкое музыкальное училище. Педагоги училища квалифицировали голос Бобриневой как меццо-сопрано.Здесь будущей певицей были освоены партии Любаши в «Царской невесте», Любавы в «Снегурочке», Ольги в «Евгении Онегине». Успехи юной вокалистки были таковы, что главный дирижер Донецкого оперного театра пригласил ее в свою труппу, а в качестве дебюта предложил ей партию Кармен.
Но творческая судьба Раисы сложилась по-другому. Ее, настоящую красавицу и одну из лучших выпускниц училища, отметила комиссия из Московской консерватории, которая рекомендовала ей продолжить обучение в столице. Мечта талантливой и трудолюбивой девушки сбывается, и с 1952 по 1958 годы Раиса Бобринева – студентка главного музыкального вуза страны, сталинская стипендиатка.
С первого курса Донецкого училища до третьего курса Московской консерватории ее наставником по вокалу была доцент Е.Н.Панаева. Под ее руководством в московской оперной студии были подготовлены партии Весны и Леля в «Снегурочке», Ольги в «Евгении Онегине». Однако, педагоги пришли к выводу, что для более полного раскрытия возможностей певицы ее голос следует переквалифицировать из меццо-сопрано в сопрано. Бобринева окончила консерваторию в классе под руководством профессора В.Ф.Рождественской именно в этом амплуа. На выпускном экзамене она исполнила партию Татьяны в опере П.Чайковского «Евгений Онегин».
Еще в консерватории Раиса познакомилась со своим будущим мужем Валерием Климовым, впоследствии – великим скрипачом и педагогом, с которым они счастливо прожили без малого полвека.
После успешного окончания консерватории Бобринева исполнила главную партию в опере «Дон Карлос» с труппой Большого театра на сцене Кремлевского дворца съездов, затем стала солисткой Московской филармонии. Первое большое признание не заставило себя ждать. Уже в 1960 году певица стала лауреатом Международного конкурса вокалистов «Пражская весна». В этом богатом для нее событиями году состоялся ее первый сольный концерт в Москве и прошли первые гастроли по городам Чехословакии, во время которых местная пресса отметила ее «великолепное пиано и безупречное владение звуком».
В 1963 году певица стажировалась в итальянской «Ла Скала» под руководством знаменитой Мерседес Лепарт. В Милане она сумела тонко почувствовать и блестяще овладеть стилем итальянского бель канто (Россини, Беллини, Доницетти). Кроме того, ею был освоен целый ряд ролей ведущего оперного репертуара, а также партия сопрано в «Реквиеме» Верди. Итальянская оперная классика с ее эмоциональной насыщенностью и контрастной экспрессией, оставила яркий отпечаток на всем дальнейшем творчестве Бобриневой. На протяжении всей жизни певица включала в свои концертные программы арии Дездемоны и Аиды из опер Верди, Чио-Чио-сан из Пуччини, Сантуцци из Масканьи.
Окончив стажировку в Милане, Раиса Бобринева приступила к широкой концертной деятельности. В 1964 году состоялся ее первый сольный вечер в Большом зале Московской консерватории. Затем последовали гастроли по многим городам Советского Союза, а потом и по всему миру. Певица выступала в концертных программах с оркестрами под управлением Ю.Темирканова, К Кондрашина, Е.Светланова, В.Федосеева. Ее концерты проходили в крупнейших залах, в том числе с Ю.Темиркановым и Е.Светлановым в Карнеги-холле.
Концертная деятельность еще более отточила талант и мастерство артистки, наиболее рельефно отображая ее вокальные и художественные достоинства.
Творческий диапазон Бобриневой удивительно широк. В оперной сфере она не ограничивается итальянцами. Она находит свои свежие краски для исполнения таких знаменитых номеров, как «Сегедилья» из «Кармен» Бизе, ария пажа из «Гугенотов» Мейербера, ария Маргариты из «Фауста» Гуно. С особыми, только ей присущими интонациями, она исполняет арии из русских опер – Татьяны из «Евгения Онегина», Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского, Земфиры из «Алеко» Рахманинова.
Концерты певицы отличались содержательностью программ. В них наряду с оперной классикой звучали и русские романсы (П.Чайковский, Н.Глинка, С.Рахманинов), и западноевропейские вокальные миниатюры (Моцарт, Сибелиус, де Фальи), и сочинения советских композиторов (Д.Шостакович, К.Молчанов, В.Гаврилин), и русские народные песни.
Фольклорная тема явила собой важную веху в творческой биографии певицы. Одной из вершин ее мастерства стало исполнение вокального цикла В. Гаврилина «Русская тетрадь», где ей удалось необычайно отчетливо и рельефно передать деревенский крестьянский колорит произведения, основанного на народной музыке. Интерес артистки к музыке на фольклорной основе не менее ярко проявился в ее обращении к циклу из русских народных песен в обработке С. Прокофьева. В них Бобринева создала целый ряд эмоциональных звуковых образов и настроений – от тихого раздумья и созерцательности до искрометного веселья и лукавой задоринки.
В числе наиболее значимых исполнительских работ певицы в марте 1970 года появилась вокально-инструментальная сюита Д. Шостаковича на стихи Блока. Здесь зритель смог убедиться, как мастерски Раиса Бобринева справилась с решением совершенно новых для себя художественных задач. Как убедительно она подчеркнула внутреннюю эмоциональную контрастность этого великого сочинения, совершенно по-разному исполняя лирические и драматические песни, входящие в него.
Разностороннее дарование артистки засверкало новыми гранями, когда в ее репертуар вошли и произведения крупной формы. Подлинным размахом и глубиной наполнены ее сопрановые партии в таких сочинениях как «Реквием» Верди, «Немецкий реквием» Брамса, «Военный реквием» Бриттена, «Колокола» Рахманинова, 14-я симфония Шостаковича, оратория Онеггера «Жанна д`Арк на костре» и др.
Подход певицы к музыке разных жанров на протяжении всей творческой биографии отличался тонким вкусом, четкостью исполнительского плана и покоряющим чувством формы. Ее пение всякий раз было пронизано душевным теплом, порывистой взволнованностью, благородной сдержанностью. В сочетании с поразительной природной красотой и околдовывающим обаянием это приносило Раисе Бобриневой непререкаемый успех.
На какой бы сцене мира она ни выступала, пред сколь бы взыскательной аудиторией ни представала, своим великолепным голосом исключительного тембра, чисто сочетающим верхи с красками лирического меццо-сопрано, певица неизменно покоряла публику и собирала восторженную критику.
«Певица обладает редким голосом и изумительным комплексом артистических качеств.» (Италия);
«…красивый, кристально-чистый голос, блестящие технические данные.» (Швеция);
«Раиса Бобринева…достигла истинного художественного совершенства…Успех был триумфальным!» (Испания);
«Голос певицы великолепен и в лирических, и в драматических произведениях.» (Австрия);
«Певица предстала многосторонним художником, чья музыкальность, полный контроль над голосом и безупречность интонации вызвали восторг аудитории.» (США);
«Сопрано Раисы Бобриневой зажгло и взволновало аудиторию, вызвав овацию вставшей со своих мест публики…это звезда первой величины!» (Канада);
«Раиса Бобринева – певица, обладающая феноменальным по силе голосом, привлекающим редкой выразительностью. Ее тембр сверкает, как грани хорошо обработанного драгоценного камня.» (ФРГ).
Последние годы своей жизни Раиса Михайловна провела в Германии в городе Саарбрюккене вместе с мужем, где он по сей день преподает в Высшей школе музыки земли Саар.
Записи Раисы Бобриневой вошли в золотой фонд лучших голосов мира, а ее имя золотыми буквами вписано в анналы русского и мирового вокала.