ВАСИЛЁВ Владимир Юдич
ВАСИЛЁВ Владимир Юдич
Народный артист России и Вьетнама, лауреат Государственной премии СССР, генеральный директор Государственного академического театра «Классический балет»
Родился 8 февраля 1931 года в Москве. Отец – Старошкловский Юда Моисеевич, врач. Мать – Василёва Евгения Константиновна, врач, заведующая отделением физиотерапии. Супруга – Касаткина Наталия Дмитриевна (1934 г. рожд.), балетмейстер, художественный руководитель театра «Классический балет». Сын – Василёв Иван Владимирович (1960 г. рожд.), кинорежиссер, директор театра «Классический балет».
С детства Владимир проявлял незаурядные способности к музыке – подбирал мелодии на слух, «с рук» преподавательницы заучивал фортепианные пьесы. Позднее у него возник интерес к танцу.
В 1943 году, вернувшись из эвакуации в Москву, Владимир поступил одновременно в ансамбль Игоря Моисеева и в хореографическое училище при Большом театре. По недоразумению его имени не оказалось в списке принятых в ансамбль, и он начал учиться в училище. Когда же из ансамбля пришла открытка с приглашением на занятия, Володя Василёв был уже настолько поглощен учебой, что никуда переходить не захотел. Тем более что очень скоро его стали занимать в школьных спектаклях и концертах, проходивших в филиале Большого театра.
Первым педагогом Василёва стала О.К. Ходат. Владимиру особенно нравились занятия с премьером Большого театра, В.А. Преображенским. Выпускал их класс прославленный педагог Н.И. Тарасов.
В 1949 году Василёву впервые представилась возможность показать собственное хореографическое сочинение, когда художественный руководитель училища Пётр Гусев предложил выпускникам попробовать себя в постановочной работе. «Что я там насочинял, не помню. Но помню, что выбрал себе в партнерши девочку, которую так и не смог поднять. Наверно, я тогда провалился», – с улыбкой вспоминал позднее Владимир Юдич. Ничто в ту пору не предвещало в выпускнике будущего хореографа. Свой первый балет он поставил лишь через двенадцать лет после окончания школы.
В 1949 году Владимир Василёв стал артистом Большого театра и по настоянию родителей сразу же поступил на актерский факультет ГИТИСа. Учеба не была в тягость, поскольку готовить новые партии танцовщику приходилось не так уж часто – примерно один раз в сезон. По воспоминаниям коллег, он чрезвычайно критично относился к себе, а потому вовсе не стремился выделиться, не претендовал на положение выдающегося танцовщика, хотя и занимался в «звездном» классе А.М. Мессерера.
В середине своего третьего сезона Василёв выступил в сольной партии балета «Бахчисарайский фонтан» Р. Захарова. Он выходил на сцену в ролях Бенволио («Ромео и Джульетта» Л.М. Лавровского) и Девицы (в опере «Чародейка», балетмейстер
С.Г. Корень), Африканца, Галла, Нумидийца в «Спартаке» Л.В. Якобсона). Гораздо больше в его репертуаре было разнообразных танцев: Испанский (опера «Травиата»), Русский («Щелкунчик», оба - балетмейстер В.И. Вайнонен), Украинский («Гаянэ», балетмейстер Н.А. Анисимова), Мазурка («Коппелия», балетмейстер А.А. Горский, возобновление Е.И. Долинской, А.И. Pадунского).
Как заметила в своей книге А. Кардашова, «Володя Василёв выучился здорово “заводить массу”, которая норовила отдохнуть на сцене, сидя в гостях у какой-нибудь королевы или стоя неподвижной кучкой. Если запустить в такую инертную массу Василёва, она начинала оживать...» (Кардашова А. Два героя в одном плаще. М., 2006).
В 1953 году танцовщик окончил ГИТИС с дипломом артиста кино и драмы, а также курс молодых сочинителей у Н.Н. Каретникова при Союзе композиторов. Артистическая деятельность Василёва продолжалась, но ни композитором (хотя и писал романсы), ни драматургом (хотя писал пьесы и либретто) он не стал. Постепенно Василёв начинает ставить концертные номера для солистов Большого театра, а затем и сочинять целые балеты. В это же время сложился их союз с Наталией Касаткиной, которая вскоре стала женой, а также соавтором либретто и постановок.
Однажды на репетиции хореографы попробовали новую поддержку, из которой родился их первый совместный балет «Ванина Ванини» на музыку Каретникова (1962). За ним на сцене Большого театра появились и другие постановки В. Василёва и Н. Касаткиной: «Героическая поэма» («Геологи», 1964, музыка Каретникова), «Весна священная» И.Ф. Стравинского (1965), «Тристан и Изольда» на музыку P. Вагнера (1967), «Прелюдии и фуги» на музыку И.С. Баха (1968, специально для М. Плисецкой и Н. Фадеечева), «Наш двор» Т.Н. Хренникова (1970), а также опера В.А. Моцарта «Так поступают все женщины» (1978).
В прессе заговорили о Касаткиной и Василёве как о балетмейстерах-новаторах, хотя широкая известность пришла к хореографам в начале 1970-х годов вместе с их ленинградской постановкой – «Сотворением мира» А. Петрова (1971, Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова).
К 1970 году Владимир Василёв проработал в труппе двадцать сезонов, станцевал около двадцати партий. Завершив исполнительскую карьеру, он приступил к «Сотворению мира» – самому громкому своему балету.
«Непритязательная на первый взгляд шутка, – рецензировал спектакль режиссер Б.А. Львов-Анохин, – незаметно вырастает в весьма серьезную мысль, а глубокая мысль высказывается в непринужденно-шутливой форме. В балете уживаются легкость и масштабность. Пленительна его “турандотовская” атмосфера, ощущение молодой, свежей экспериментальности. И вместе с тем это спектакль, достойный академической сцены, отличающийся высоким профессионализмом и подлинной художественностью».
Этот остроумный спектакль, основанный на рисунках Ж. Эффеля и впоследствии экранизированный, был показан выдающимися ленинградскими танцовщиками Ириной Колпаковой, Михаилом Барышниковым, Юрием Соловьёвым, Валерием Пановым. В экранизации участвовала Екатерина Максимова (роль Евы).
Народная артистка СССР Е. Максимова танцевала в театре Касаткиной и Василёва на протяжении шести лет. За это время она исполнила роли в спектаклях «Натали», «Ромео и Джульетта», «Сотворение мира» и в концертных программах.
Pабота с исполнителями, будь то маститые или начинающие, всегда доставляла Владимиру Василёву и Наталии Касаткиной большое удовольствие. Поэтому рано или поздно они бы все равно создали собственную «фабрику звезд» международного класса. И это произошло, когда Игорь Моисеев предложил хореографам возглавить ансамбль. С 1977 года Касаткина и Василёв – художественные руководители Концертного ансамбля «Классический балет» (с 1992 года Государственный театр Классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва). Здесь ими поставлены спектакли: «Гаянэ» А.И. Хачатуряна (1977), «Волшебный камзол» Н.Н. Каретникова (1983), «Проделки Терпсихоры» на музыку Й. Штрауса (1984), «Поцелуй феи» И.Ф.Стравинского (1989), «Золушка» С.С. Прокофьева (1993), «Дама с камелиями» на музыку Дж. Верди – П.К. Сальникова (1995), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1996), «Жар-Птица» И.Ф. Стравинского (2000); новые редакции классических балетов: «Лебединое озеро» (1988), «Дон Кихот» (1990), «Жизель» (1991), «Щелкунчик» (1994). Отдельные постановки были экранизированы. Среди них телефильм-концерт «Хореографические новеллы» (1973), телефильм-балет «Адам и Ева» (по балету «Сотворение мира», 1982), оригинальный телебалет «Синие розы для балерины» (1985, режиссер И.В. Василёв).
В основе их спектаклей по-прежнему лежит неоклассический танец, соединенный с современной пластикой. Как и полвека назад, балетмейстеры работают в соавторстве, создавая каждый свой спектакль «из невообразимого коктейля эмоций, вздохов, возражений», а также из своего колоссального опыта и умения разглядеть новые исполнительские индивидуальности.
В.Ю. Василёв – народный артист России (1996) и Вьетнама (1987), лауреат Государственной премии СССР (1976), генеральный директор Государственного академического театра «Классический балет».
В свободное время Владимир Юдич занимается скульптурой.
Живет и работает в Москве.