ВИШНЁВА Диана Викторовна
Народная артистка РФ, лауреат Государственной премии РФ, Национальной театральной премии «Золотая маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», Международной премии «Божественная», обладательница приза «Бенуа де ля данс»
Родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде. Отец – Вишнев Виктор Геннадьевич (1946 г. рожд.). Мать – Вишнева Гудаль Хагимовна (1951 г. рожд.).
В семье к искусству никто отношения не имел. Мама, правда, с юности пленилась балетом. Она и привела Диану во Дворец пионеров. В девочке стал просыпаться интерес к тайнам танца. Но, главное, проявилась дремавшая доселе радость движения. Порой приходила пластическая свобода. И педагоги этому способствовали. Казалось, впереди брезжит профессиональное будущее – так, по крайней мере, уверяли все вокруг. Десятилетнюю Диану привели на отборочные испытания в старейшее хореографическое училище страны – петербургскую Академию русского балета имени А.Я. Вагановой. Девочку проэкзаменовали и отвергли: сочли что эталонам она не отвечает. Мама не сдалась и отвела дочь в детскую хореографическую студию Дворца культуры имени М. Горького. Здесь танцу обучали основательно, а к физическим данным учеников не придирались. В студии Диана освоила начальные профессиональные навыки. И поняла, может быть, основное: за счастье танцевать надо бороться.
Вторая попытка пройти приемные испытания в академию также была неудачной. Заповедные двери академии открылись упорной абитуриентке лишь на третий раз.
Учиться Диане было легко. Да и педагоги оказались на редкость хороши. С 3-го класса и до выпуска она занималась основной дисциплиной с Л. Ковалевой. Особенно ждала уроков характерного танца у А. Строгой. Эффектность графических позировок, нагнетание подчеркнутых чувств. Тяготения к классическому танцу и к характерному соперничали, обещая в будущем результат неожиданный.
Это выявилось в номере, поставленном для Вишнёвой первоклассным хореографом Игорем Бельским, который тогда возглавлял академию в качестве художественного руководителя. В 1994 году он поставил для начинающей балерины (неслыханная роскошь!) оригинальный номер, и Диана в нем преуспела. «Монолог Кармен» на музыку из балета «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина стал надолго ее визитной карточкой. Воспитанница за год до выпуска предстала уверенной в себе и в своем будущем: эффектно бравировала разработанным огромным до чрезмерности шагом, изрядной виртуозностью, напористыми вращениями. И сразу же завоевала Гран-при на Международном конкурсе в Лозанне (1994).
Вишнёву стали занимать в спектаклях Мариинского театра уже со школьной скамьи. Попробовали в «Дон Кихоте», затем дали дебют – доверили станцевать весь спектакль с А. Баталовым. В год выпуска (1995) вместе с прославленной труппой Вишнёва отправилась на гастроли в Италию, чтобы выступить и «Щелкунчике» в роли Маши. Продолжились гастроли в Америке: на сцене «Метрополитен-опера» она танцевала мазурку в «Шопениане». Там и случилась первая серьезная травма: на лечение ушло целых полгода.
Диана истосковалась по танцу, с жадностью набросилась на новый репертуар. Ей охотно поручали самые виртуозные партии, требовавшие зрелого мастерства. Особенно ценит балерина то, что уже в первые сезоны своей работы в театре ей посчастливилось встретиться с современной хореографией. Ее заняли в одноактном балете
Дж. Роббинса «В ночи» на музыку Ф. Шопена (1996). Это было захватывающе интересно: три пары, каждой предстояло поведать свою историю любви. Танец имел массу оттенков, передавал тайный смысл происходящего. Нужно было самой почувствовать содержательную гамму эмоций и, главное, донести до зрителя это богатство. В 1996 году Диана Вишнёва дебютировала в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» и Авроры в «Спящей красавице». Следующий год принес молодой балерине новую роль – она впервые станцевала центральную партию в балете «Жар-птица».
В 1998 году Ролан Пети переносит на сцену Мариинского театра свои балеты «Юноша и смерть» и «Кармен». В «Кармен» Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов исполняют главные партии. Манящая, дразнящая Кармен в интерпретации Вишнёвой, подобно драгоценному камню, играет и переливается на сцене. У Дианы танцуют не только ноги и руки – она танцует вся: глазами, локонами, неповторимыми линиями каждого своего движения.
Молодая балерина пробует себя в современной хореографии. Это происходит в 1999 году, когда Диана Вишнёва танцует сольную партию в «Поэме экстаза» Алексея Ратманского.
Современный репертуар Диане Вишнёвой близок и особенно удается. Она – современная танцовщица, современная балерина не по формальным признакам, а по самой сути танца, по характерным чертам пластики, по способу движения и мироощущения. Ей свойственны легкость, упоение, стихийность. Бравада спортивностью, шик риска в «Рубинах» и в «Па-де-де» на музыку Чайковского, поставленных Дж. Баланчиным. В «Рубинах» Диана – истинный «рубин»: ее искрящаяся манера танца, фонтаном бьющая энергия и отточенная техника логически ложатся на эту партию. И совсем иное в «Симфонии до мажор» Дж. Баланчина на музыку Ж. Бизе – там надо вслушиваться в поэтическую тишину, стараться раствориться в музыке.
Премьера балета «Манон» английского хореографа К. Макмиллана принесла Диане одну из самых любимых ролей. Нежная и страстная, жертвенная и беззаветно любящая Манон особенно прочувствована балериной. В балете «Манон» Диану увлекли трогательность сюжета и разнообразие эмоциональных состояний. Здесь лирические интонации дополняются красками драматическими, а все вместе складывается в напряженное сценическое действо.
В 2001 году Мариинский театр показывает премьеру трех балетов знаменитого Гамбургского хореографа Джона Ноймайера – «Весна и осень», «Теперь и тогда» и поставленный специально для Мариинки «Звуки пустых страниц». На премьере Диана Вишнёва танцует сольную партию в балете «Весна и Осень» и роль Музы в «Звуках пустых страниц».
Диана Вишнёва в восторге от постановок И. Килиана. Вот где пластическая фантазия бьет ключом, а глубокий подтекст заряжен философией. Мечтает станцевать в постановках М. Экка – оригинальных, не лишенных хулиганства, но освежающих наше восприятие классики и традиционных сюжетов.
Сюжетные спектакли Диана предпочитает и в балетах классического наследия. Ей нравятся контрастные краски, разные характеры. Любит озорство Китри в «Дон Кихоте», неистовую веру Никии в «Баядерке», доверчивость Жизели, страстность Гюльнары в «Корсаре». Основной классический репертуар подготовлен с репетитором О. Ченчиковой. Темпераментная, яркая, Диана Вишнёва принадлежит новому поколению балерин-актрис, умеющих привнести в любую классическую роль свой неповторимый стиль.
Эксперименты с классическим наследием Вишнёву не пугают. Ведь новым поколениям хореографов и танцовщиков хочется проявить собственную инициативу, по-своему взглянуть на привычное. И сергеевская «Спящая красавица», и «Баядерка», к которой приложил руку В. Чабукиани, ей тоже по душе.
Большой удачей Вишнёвой стала Золушка в одноименном балете Прокофьева, поставленном на сцене Мариинского театра Алексеем Ратманским. В своих постановках Ратманский следует современным направлениям и в то же время не ссорится с классикой. Искренность, прикрытая усмешкой, – интонация многих его балетов. Прелестное дитя, сказочная и современная, Золушка Ратманского и Вишнёвой – не замарашка, превращающаяся в принцессу, она – всегда принцесса, только до поры до времени неоткрытая, неувиденная. О маленькой принцессе, спрятанной внутри каждой женщины, получился этот спектакль, а Диана Вишнёва в нем – то необходимое звено, которое связывает все компоненты воедино. И пафос, и трагизм, и магию внутреннего преобразования проявила Вишнёва в «Золушке».
Балерина много занята в театре, гастролирует и вместе с труппой, и одна. О Диане Вишнёвой сегодня с полным основанием можно говорить как о состоявшейся международной звезде.
Ее охотно приглашают крупнейшие театры мира. В Баварской опере Вишнёва танцевала Манон, на сцене «Ла Скала» – Аврору в «Спящей красавице» (версия Р. Нуриева), в парижском театре «Гранд Опера» – Китри, в «Метрополитен-Опера» – Джульетту. Ее сценические партнеры – Владимир Малахов, Фарух Рузиматов, Манюэль Легри, Роберто Болле, Жозе Мартинез. Работу в Мариинском театре Диана совмещает с выступлениями в труппе Берлинской оперы, куда ее пригласил Владимир Малахов.
C 2005 года Диана Вишнёва – приглашенная солистка в American Ballet Theatre («Лебединое озеро», «Раймонда»).
Диана Вишнёва – народная артистка России (2007), лауреат Государственной премии РФ (2001), Национальной театральной премии «Золотая маска» (2001, 2009), Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1996), обладательница приза «Бенуа де ля данс» (1996), приза «Душа танца» в номинации «Королева танца» (2003), вручаемого ежегодно журналом «Балет». Она стала первым лауреатом Международной премии «Божественная» (1996). В 2002 году по опросу журнала «Dance Europe» Диана Вишнёва названа лучшей танцовщицей Европы.
Диана не замыкается в профессиональной среде, она любит читать, следит за новинками драматического театра.