ЖУРИНА Ирина Михайловна
Народная артистка России
Родилась в Харькове (Украина). Мать – Матушкина Ефросинья Егоровна. Отец – Васильев Михаил Васильевич. Супруг – Журин Анатолий Яковлевич, журналист. Сын – Журин Андрей Анатольевич, художник-дизайнер.
Петь Ирина Журина начала в детстве. В школе участвовала в художественной самодеятельности, потом поступила в Харьковский институт искусств имени И. Котляревского.
Ее педагогами были Б.А. Курбатова и Л.С. Юкелис. После окончания института 4 года исполняла весь ведущий репертуар лирико-колоратурного сопрано в Харьковском академическом театре оперы и балета имени Лысенко (1971–1975).
В 1975 году И. Журина принята в стажерскую группу Большого театра и свой первый спектакль – «Риголетто» Дж. Верди – спела всего через 10 дней после зачисления. В год дебюта она неоднократно выступала в этой опере и дважды в «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова. Всеми спектаклями дирижировал Александр Лазарев, будущий главный дирижер ГАБТа. Первые творческие шаги молодой артистки под руководством этого взыскательного музыканта принесли ей большую пользу, во многом определили ее последующую творческую жизнь.
Голос Ирины Журиной, по мнению многих музыкальных критиков, обладает чарующим обаянием, завораживает естественной грацией, ажурной легкостью и одновременно той простотой, которая свидетельствует о высочайшем мастерстве. 12 лет Ирина Журина была практически бессменной Снегурочкой в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра. Это была редкая удача, когда образ предстал в неразрывной цельности вокального и актерского воплощения, в чем несомненная заслуга и постановщика-режиссера Малого театра Б. Равенских, и музыкального руководителя А. Лазарева. Восхитительно юная, живая и непринужденная, она трогала сердца зрителей пленительностью облика и голоса, легкостью колоратуры и пронзительностью любовного томления девочки-подростка. Другой персонаж – Марфа из «Царской невесты» – совсем иная героиня, вполне земная девушка, со Снегурочкой ее роднят нежность трепетной души, доверчивость чистой натуры, внутренняя гармония.
Один из любимых композиторов И.М. Журиной – Дж. Верди как-то заметил: «Отображать правду такой, какая она есть, может быть, и хорошо, но лучше создавать правду». Ирина Журина обладает даром каждый раз по-новому всмотреться в образ героини, отыскать в ее поведении новые грани театральной, но единственной правды. Той самой, которая заставляет слушателя поверить в образ, пережить вместе с героиней трагедию или восторг.
«Каждый раз, выходя на сцену, – вспоминает Ирина Журина, – я стремилась максимально выразить душевное состояние своей героини». Сценические образы, любовно выпестованные артисткой, прожиты как собственная судьба и поэтому оставляли неизгладимый след у слушателей. Героиням И. Журиной веришь с первого ее появления на сцене. Убедительность пластической и вокальной характеристик, их органичная слитность таковы, что им сочувствуешь, как живому человеку, которого близко знаешь. Любой из образов, созданных И.М. Журиной, обладал лучшими чертами русской вокальной школы. Будь то Антонида или Виолетта, Джильда или Марфа, Розина или Снегурочка, Царевна Лебедь или Шемаханская царица – все они покоряли женственностью, внутренней цельностью, музыкальностью.
За годы творческой деятельности И.М. Журиной довелось работать с такими выдающимися отечественными дирижерами, как Б. Хайкин, Е. Светланов, Ю. Симонов, М. Эрмлер, А. Жюрайтис, А. Чистяков, Н. Калинин, Н. Некрасов, Ю. Силантьев; с режиссерами Б. Покровским, Б. Равенских, Г. Ансимовым и другими. Ее партнерами по спектаклям были общепризнанные мастера отечественной оперной сцены А. Ведерников, Е. Нестеренко, Ю. Гуляев, Ю. Мазурок, В. Атлантов, Т. Милашкина, Е. Образцова, Т. Синявская и многие другие.
Обширна гастрольная и концертная деятельность артистки, которая продолжается и по сей день. Ей довелось выступать на сценах лучших музыкальных театров мира: «Ла Скала», театров Бостона и Хельсинки, Токио и Сеула, Софии и Сингапура, Бухареста и Сиднея.
С Национальным оркестром русских народных инструментов имени Н. Осипова она объездила полмира, исполняя русские и украинские народные песни. Довелось ей выступать на инаугурации первого Президента Российской Федерации Бориса Ельцина, на приеме в честь королевы Англии Елизаветы. И.М. Журина записала несколько пластинок, в том числе на германской фирме «Дойче граммофоне», несколько компакт-дисков. Среди них записи с прославленным ансамблем скрипачей Большого театра. Часто выступает на телевидении и радио с исполнением оперных арий, романсов.
В 1985 году И.М. Журина была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР, а в 1991 году ей присвоено звание народной артистки России. В 1994 году по опросам журналистов «Вечерней Москвы» она вошла в десятку самых популярных певцов России и зарубежья.
С 1975 года И.М. Журина – член Союза театральных деятелей. Параллельно с работой в театре с 1995 года она преподает вокал в Музыкальном колледже при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Ее выпускники сегодня выступают на сценах ведущих музыкальных театров страны. Ученицы Ирины Михайловны Ю. Лежнева и Т. Фильчакова в 2006 году стали лауреатами международных конкурсов вокалистов.
Ирина Михайловна принимает участие в работе нескольких конкурсов вокалистов.
В частности, со дня основания она входила в состав жюри Всероссийского конкурса «Романсиада», в настоящее время возглавляет вокальное отделение Всероссийского конкурса юных музыкантов имени Д.Б. Кабалевского, проводимого в Самаре. В 2004 году она была председателем жюри этого конкурса. В 2006 году Ирина Михайловна возглавляла жюри конкурса вокалистов имени Галины Ковалевой в Краснодаре.
Ирина Журина любит природу, лес, сад, цветы. Отдыху на курортах предпочитает дачу в Подмосковье, где выращивает в основном цветы, или путешествия на теплоходе по Волге и Оке.
Ее любимые художники – И. Левитан, А. Куинджи, С. Дали. Среди композиторов предпочтение отдает Дж. Верди, П. Чайковскому, С. Рахманинову. Любит советские фильмы. Ее любимые режиссеры – Г. Чухрай, Г. Данелия, Н. Михалков. В свободное время читает, занимается аэробикой и художественной гимнастикой.