БОРОДИНА Ольга Владимировна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат всесоюзных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов, лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»
Родилась в Ленинграде. Отец – Бородин Владимир Николаевич (1938–1996). Мать – Бородина Галина Федоровна. Супруг – Абдразаков Ильдар Амирович, оперный певец. Сыновья: Алексей, Максим, Владимир.
Музыка окружала Ольгу Бородину с детства: отец (главный конструктор фабрики «Красный Октябрь») играл на нескольких музыкальных инструментах, мать прекрасно пела. Ольга, которая начала петь раньше, чем говорить, долго не могла сделать выбор между пением и танцами. Победило пение, в чем немалую роль сыграла ее первый педагог Валентина Николаевна Гаген, у которой она занималась в детском хоре Ленинградского дворца пионеров. Потом была учеба в музыкальном училище и Ленинградской консерватории.
В консерватории педагогом Ольги Бородиной была знаменитая певица народная артистка СССР И.П. Богачева.
В 1987 году студентку 3-го курса консерватории Ольгу Бородину принимают по конкурсу в оперную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Она дебютирует в небольшой партии юного Зибеля в опере Гуно «Фауст». В это время художественным руководителем театра был Юрий Темирканов, но первым дирижером, с которым певица начала работать, стал Валерий Гергиев, сменивший через год Ю. Темирканова. Первый сезон в этом качестве ознаменовался фестивалем Мусоргского, когда силами Кировского театра были поставлены все 5 опер композитора, все симфонические произведения, все вокальные циклы. Первой была «Хованщина» – опера и музыкально, и театрально, и духовно необъятная, как сама стихия народной жизни.
Партия Марфы в «Хованщине» всегда считалась возрастной: она требует не только большого вокального, сценического опыта, но и душевной зрелости исполнительницы. Репетировали Марфу Ирина Богачева, Евгения Гороховская, Людмила Филатова – три блистательных меццо-сопрано Кировского театра. Ольга Бородина сначала молча присутствовала на репетициях. За неделю до премьеры она впервые вышла на сцену. Такая воля к жизни, такая юная страсть звучали в переполненном страданием голосе, что «Хованщина» воспринималась не столько трагедией идеи, сколько трагедией судьбы. На премьеру вышла Ольга. Важную роль в становлении молодой певицы сыграла ее концертмейстер Алина Михайловна Ротенберг, которая готовила с ней эту ее первую серьезную и очень сложную оперную партию.
Выступление Ольги Бородиной в партии Марфы стало настоящей сенсацией. На оперной сцене появилась актриса, обладающая редким духом русской красоты. Она затмила прочно сложившийся стереотип образа Марфы – зрелой, умудренной жизненным опытом женщины, переживающей трагедию последней любви. Певица нашла новую трактовку образа. Ее Марфа – молодая, неотразимо прекрасная, любит Андрея Хованского безмерно, истово, безоглядно. Измена молодого князя гнетет ее, но еще с большей силой испепеляет мысль, что она не в силах совладать со своей страстью – величайшим грехом для раскольницы, не может вынести «страшную пытку любви»...
Внешне она величественна и спокойна, пластика движений скупа, взгляд исполнен княжеского достоинства. Но какая стоит за всем этим сила личности, как ощущается ее превосходство над неверным возлюбленным и над жалким и надменным Голицыным, над всей суетой бренного мира. Сочетание бесстрастной величавости и волнующего тембра...
Критика отмечала ее владение труднейшей оперной партией в полном смысле слова, ее понимание особой пластики музыкальной фразы композитора, тембрально насыщенный, широкого диапазона голос, превосходную дикцию, врожденное чувство стиля. Ее уникальный глубокий, гибкий и выразительный россиниевский голос (колоратурное меццо-сопрано) является большой редкостью на оперной сцене.
Ольга Бородина пела Марфу в Ленинграде, пела в Гамбурге. Успех был триумфальный. Благодаря телевизионной трансляции спектакля с фестиваля, посвященного 150-летнему юбилею Мусоргского, имя Ольги Бородиной стало известно миллионам зрителей. С тех пор партия Марфы – постоянно в ее репертуаре, она менялась и росла вместе с творческим ростом исполнительницы.
В 1986 году, еще студенткой Ленинградской консерватории, Ольга Бородина стала победительницей I Всероссийского конкурса вокалистов, а через год приняла участие в XII Всесоюзном конкурсе молодых вокалистов имени М.И. Глинки и получила вместе с Д. Хворостовским 1-ю премию. Председатель жюри И.К. Архипова, на которую юная певица произвела очень сильное впечатление, сделала все для того, чтобы она как можно скорее вышла на мировую сцену. Ольга Бородина поехала в Нью-Йорк, на Международный конкурс имени выдающейся американской певицы Розы Понсел. Тогда советская вокальная школа впервые была представлена на этом труднейшем, проходившем в 4 тура, состязании молодых певцов. Юная певица выдержала испытание с честью – ей вручена высшая награда и ангажемент на спектакли и концерты в США. В 1989 году она стала обладательницей Гран-при и особого приза – «Лучшее колоратурное меццо-сопрано» на Международном конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне, который давно приобрел славу «стартовой площадки» для молодых певцов. Ее талант высоко оценили певцы мирового класса – Пласидо Доминго, Мирелла Френи, Николай Гяуров...
Наступила пора для самостоятельного, зрелого творчества. В Театре имени Кирова репертуар певицы пополнился новыми ведущими партиями: Ольга в «Евгении Онегине», Полина и Миловзор в «Пиковой даме» Чайковского, Кончаковна в «Князе Игоре» Бородина, Элен Курагина в «Войне и мире» Прокофьева, Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Мусоргского.
В опере своего великого однофамильца Ольга Бородина исполнила партию Кончаковны – грациозной, вкрадчиво-обольстительной дочери половецкого хана. Бархатный голос, с удивительной легкостью переходящий от глубин контральто к парящим сопрановым верхам, буквально очаровывал слушателей. А великолепная пластика певицы позволяла ей естественно и свободно чувствовать себя в стихии головокружительно-темпераментной половецкой пляски.
В начале 1990-х годов Ольга Бородина стала сенсационным открытием для Запада. Предложения принять участие в спектаклях, выступить с сольными концертами или в парадах звезд следовали одно за другим. И создавались программы, серьезные и неожиданные: романсы Чайковского, романсы Рахманинова, старинные арии, испанские песни, арии Россини... Работая за рубежом, Ольга Бородина совершенствовала свое исполнительское мастерство, училась у выдающихся вокалистов мира.
Разные труппы, разные требования, разные технические приемы дают таланту Ольги Бородиной особый простор, возможность освоить огромный репертуар. Ее кумирами были и остаются создавшая несравненные образы в русском песенном репертуаре Ирина Архипова и Монсеррат Кабалье с ее виртуозной техникой, необыкновенной пластической красотой голоса, точностью и чистотой каждой интонации.
Ольга Бородина – одна из самых ярких звезд современной оперы, ее роскошное колоратурное меццо-сопрано причислено к исключительным, лучшим голосам мира. Ведущая певица Мариинского театра, она желанная гостья на всех оперных сценах мира – «Метрополитен-опера», «Ковент-Гарден», опера Сан-Франциско, «Ла Скала»... В репертуаре певицы более 20 партий – от Амнерис и Эболи до Ольги Лариной и Элен Безуховой. Она работает со многими выдающимися дирижерами современности: Валерием Гергиевым, Бернардом Хайтинком (Нидерланды), Колином Дейвисом (Великобритания), Клаудио Аббадо. Ее партнерами по сцене были Пласидо Доминго, Сэмюэл Рэми, Руджеро Раймонди, Рауль Хименес, Джерри Хадлей, Хозе Кура, Рене Флемминг, Лучано Паваротти и другие.
В июле 1991 года в Испании на Международном фестивале в городе Мерида Ольга Бородина исполнила главную партию в мировой премьере оперы Мусоргского «Саламбо». Летом и осенью того же года она совершила большое концертное турне совместно с маэстро Мстиславом Ростроповичем.
В мае 1992 года Ольга Бородина успешно дебютировала в Королевском оперном театре «Ковент-Гарден» в спектакле «Самсон и Далила» Сен-Санса в ансамбле с Пласидо Доминго. Далила – одна из любимых оперных партий Ольги Бородиной. Она идеально «ложится» на ее голос, будто написана для нее. После «Самсона и Далилы» Ольгу Бородину вновь пригласили исполнить на сцене «Ковент-Гардена» партии Золушки в одноименной опере Россини и партию Маргариты в «Осуждении Фауста» Берлиоза вместе с сэром Колином Дейвисом.
Во время гастролей певицы во Франции состоялся ее дебют в партии Марины Мнишек в «Опера-Бастилия». Вскоре «Бориса Годунова» ставит великий А. Тарковский на сцене «Ковент-Гардена» (потом спектакль воссоздан в Ленинграде). Два лика у Марины Мнишек – героини Ольги Бородиной. Ее царственность перед толпой и Самозванцем – наигрыш, ложь. Зато в сцене с Рангони чаша подлинного унижения полна до краев. При этом жизнь Марины – Бородиной в рамках концепции Тарковского естественна в своей внешней броскости и внутренней незначительности. И даже голос, всегда такого широкого объема, звучит здесь как-то легко, прорисовывая контуры пышного пустоцвета.
Осенью 2003 года Ольга Бородина снова поет на сцене театра «Ковент-Гарден» в спектакле «Борис Годунов» Мусоргского, а также в «Аиде» Верди.
Ольга Бородина неоднократно выступала на Зальцбургском фестивале: в начале 1990-х «Каменный гость»; в 1997 году – в опере «Борис Годунов» Мусоргского (Марина Мнишек); в 1999 и 2001 годах – в операх «Дон Карлос» Верди (Эболи); в 2003 году – в ансамбле с Пласидо Доминго в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса (Далила). Ее дебют в знаменитом «Ла Скала» состоялся в партии принцессы де Буйон в опере «Адриенна Лекуврер» Чилеа.
Ольга Бородина – нередкий гость на сцене Парижской оперы. Ее голос звучит в спектаклях «Кармен» Бизе, «Дон Карлос» Верди и «Борис Годунов» Мусоргского.
В 1995 году певица дебютировала в США на сцене Оперы Сан-Франциско в опере «Золушка» Россини; там же выступила в роли Кармен (1996), в «Царской невесте» Римского-Корсакова (2000) и в «Самсоне и Далиле» Сен-Санса (2001). Дебют на сцене «Метрополитен-оперы» относится к 1997 году – в опере «Борис Годунов» Мусоргского, затем последовали спектакли «Самсон и Далила» (вместе с Пласидо Доминго и Джеймсом Ливайном), «Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Аида» (Амнерис) и «Дон Карлос» Верди. В 2004 году Ольга Бородина исполнила на сцене «Метрополитен-оперы» партию Изабеллы в опере «Итальянка в Алжире» Россини, в 2006 году – партию Лауры в опере Амилькаре Понкьелли «Джоконда».
Благородство тона, скрытая чувственность и величаво мягкий, полный обертонов и плавной светотени вокал стали фирменным стилем Бородиной тогда, когда она перешла с «легкого» россиниевского репертуара на драматический: Верди, Чилеа, Бизе и Сен-Санс. На смену томной Розине пришли коварная Кармен, властная Клеопатра, интриганка Эболи, страстная Амнерис, жестокая Далила, которым певица придает акварельные оттенки, непривычное лирическое измерение, благородство. Необычно – мягко и женственно – сыграна певицей Амнерис. А лирическая ария Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса стала ее визитной карточкой. И даже Кармен в трактовке Ольги Бородиной превращается в испанскую аристократку. Работая над образом Кармен, певица очень волновалась. «Это слишком популярная опера, которую все знают и привыкли к стереотипу главной героини. А я страшно не люблю кого-либо повторять», – признается она.
В дополнение к оперной карьере Ольга Бородина активно выступает со многими ведущими оркестрами мира, исполняя партии в таких произведениях, как «Реквием» Верди, «Шехеразада» Равеля, «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Stabat Mater» Россини, «Пульчинелла» Стравинского, «Александр Невский» и «Иван Грозный» Прокофьева, кантата «Москва» Чайковского, Вторая симфония и Рюкертовские песни Малера, «Ромео и Джульетта» и «Смерть Клеопатры» Берлиоза и другие. Сольные концерты Ольги Бородиной проходили в Лондоне, Милане, Вене, Сан-Франциско, Нью-Йорке, Риме, Женеве, Гамбурге, Париже, Барселоне, Мадриде, на фестивалях в Сан-Дени, Эдинбурге и Людвигсбурге. В 2001 году она впервые дала сольный концерт в Карнеги-холле с Джеймсом Ливайном в качестве аккомпаниатора. В 1997 году стала первой участницей проекта «Золотые голоса мира в Москве» в Большом зале Московской консерватории. В 2002 году в Москве состоялся ее концерт в сопровождении Уральского филармонического оркестра под управлением Дмитрия Лисса. Ольга Бородина – постоянная участница фестиваля «Белые ночи» в Санкт-Петербурге.
Певица имела эксклюзивный контракт с фирмой «Philips Classics», с которой она записала более 20 дисков. Записи Ольги Бородиной в сотрудничестве с Валерием Гергиевым, Бернардом Хайтингом и сэром Колином Дейвисом включают в себя «Хованщину» и «Бориса Годунова» Мусоргского, «Пиковую даму» и «Евгения Онегина» Чайковского, «Войну и мир» Прокофьева, «Князя Игоря» Бородина, «Силу судьбы» и «Дона Карлоса» Верди, а также «Всенощное бдение» Рахманинова, «Пульчинеллу» Стравинского и «Ромео и Джульетту» Берлиоза, кантату «Александр Невский» Прокофьева. Вместе с Хосе Кура (под руководством сэра Колина Дейвиса) Ольга Бородина записалась в опере Сен-Санса «Самсон и Далила». Осуществлены записи сольных концертов, среди которых «Песни Чайковского», получившие премию «Лучшая дебютная запись 1994 года» от жюри «Cannes Classical Music Awards»; «Песни желания» (романсы Римского-Корсакова, Бородина, Кюи, Мусоргского и Балакирева), «Болеро» и Альбом оперных арий (совместно с оркестром национальной оперы Уэльса под управлением Карло Рицци). К 100-летию со дня смерти Верди в 2001 году записаны «Реквием»
(в сотрудничестве с Валерием Гергиевым) и «Аида» (с Венским филармоническим оркестром под управлением Николауса Арнонкура).
Ольга Бородина – народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ (2007). В 1997 году ей присуждена Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» за партию Любаши в опере «Царская невеста». В 1999 году «за выдающиеся достижения в оперном искусстве» певица удостоена премии «Балтика». В 2000 году она стала лауреатом премии имени Д. Шостаковича.
Ольга Бородина любит природу, животных, рыбалку.
Ее жизнь – одной из наиболее востребованных певиц современности – делает ее человеком мира. Но она никогда не забывает о своих ленинградских, питерских корнях.