ЭЙЗЕН Артур Артурович (1927-2008)
Народный артист СССР
Pодился 8 июня 1927 года в Москве, в семье потомственного латышского революционера. Отец – Эйзен Артур Эоганович (1902–1935). Мать – Эйзен Юлия Яковлевна (1902–1968). Супруга – Эйзен Тамара Александровна, актриса. Дочь – Елена, педагог. Внук – Сергей. Правнук – Дмитрий.
В доме Эйзенов всегда звучали музыка и поэзия. Отец любил читать стихи, играл на скрипке, всей семьей пели народные песни. А еще в доме был старый патефон и шаляпинские пластинки. Артура-младшего во дворе и в школе прозвали «артистом» – он с увлеченностью участвовал в школьной художественной самодеятельности, – и поэтому никто не удивился, когда прямо со школьной скамьи в 1944 году после окончания школы А. Эйзен поступил на актерский факультет Высшего театрального училища имени Б.В. Щукина при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова, где учился с будущими звездами театрального искусства Ю. Борисовой, В. Лановым, Е. Симоновым, М. Ульяновым. Художественным руководителем курса был выдающийся мастер театра И. Толчанов. В училище Артур Эйзен изучал также и музыкальные предметы: его педагогом по пластике была ученица Жак-Далькроза В. Гринер. Одновременно посещал занятия по вокалу у известной в прошлом певицы Н. Поповой-Нарутович. Е? воспоминания о Шаляпине еще больше разжигают «оперные страсти» юного вахтанговца. Он часто посещает спектакли находившейся неподалеку оперной студии Московской консерватории, все чаще поет на студенческих вечерах и в «капустниках».
Артур Артурович любит театр во всех его проявлениях. «На дне», «Дети солнца», «Старые друзья», «Борис Годунов» – это только некоторые из постановок Театра имени Евг. Вахтангова, в которых принимал участие А.А. Эйзен. По окончании училища в 1948 году Артур Эйзен был принят в Театр имени Евг. Вахтангова и одновременно стал участником нового молодежного объединения «Московские литературные чтения». Казалось, определился творческий путь к вершине Олимпа.
Но «господин Случай» перевернул жизнь актера по-своему. Еще в студенческие годы Артур Эйзен впервые попробовал себя как вокалист: сначала он мастерски копировал известных певцов – А. Пирогова, М. Рейзена, М. Михайлова, а затем во время первой гастрольной поездки Литературного театра по Украине на одном из концертов зрители запросили песен. Артур Эйзен спел тогда весь свой вокальный репертуар, повторил их на «бис» и оказался «гвоздем» программы. Вернувшись в Москву, не выдержал – снова стал студентом. Сначала музыкального училища, через год – Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, а с 3-го курса – Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. За год до ее окончания пришел первый успех. Летом 1955 года на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве жюри конкурса вокалистов единогласно присудило москвичу Артуру Эйзену золотую медаль и звание лауреата.
Параллельно с учебой в консерватории Артур Эйзен стал вокалистом дважды Краснознаменного имени А.А. Александрова Ансамбля песни и пляски Советской армии (1949–1956). Работа в таком высокопрофессиональном коллективе – важная веха в творческой жизни певца. Это был трудный период в его биографии, потребовавший упорства, выдержки, целеустремленности: занятия в консерватории, экзамены и репетиции, выступления и поездки с концертными бригадами по стране, зарубежные гастроли и обязательные ежедневные репетиции с концертмейстером. Певец готовит большие сольные программы для выступлений в крупнейших концертных залах Москвы. Именно в эти годы к нему приходит широкая известность. Он часто выступал по радио, в его исполнении звучали очень многие советские песни, его голос стал узнаваемым. В 1956 году Артуру Эйзену присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
В конце 1956 года состоялся блистательный дебют Артура Эйзена на сцене Большого театра в партии Дона Базилио в спектакле «Севильский цирюльник». С января 1957 года А.А. Эйзен – солист оперной сцены первого театра страны. Гармоничное сочетание вокальных и актерских данных, когда одно не приносится в жертву другому, выделяло дарование Эйзена даже на фоне блестящей плеяды солистов Большого театра – А. Пирогов, А. Кривченя, И. Петров, Е. Иванов, А. Огнивцев... Вот лишь некоторые из партий, спетых артистом, за время более чем 40-летней работы на главной сцене России, в самых престижных оперных театрах мира: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Мефистофель («Фауст» Гуно), Пестель («Декабристы» В. Шебалина), Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского), Борис Годунов и Варлаам («Борис Годунов» М. Мусоргского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова), Собакин («Царская невеста»), царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. Глинки), Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина), Мельник («Русалка» А. Даргомыжского), старшина Васков («Зори здесь тихие» К. Молчанова), Баптиста («Укрощение строптивой» В. Шебалина), Ткаченко («Семен Котко» С. Прокофьева), Федот («Не только любовь» Р. Щедрина), Комиссар («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева) – целая галерея разных и ярких образов!
Приоритетом в работе над партией для А.А. Эйзена всегда была музыкальная трактовка образа, вокальная сторона исполнения. Голос Эйзена отличается необыкновенно широким диапазоном, мягкостью звучания, подвижностью, красочностью. Певец с легкостью берет и низкие басовые звуки и в то же время поражает уверенностью и яркостью подачи баритоновых верхов. При этом совершенно не ощущается «перелом» в тембровой окраске голоса или неестественность звучания.
Выступления на оперной сцене не ограничивают творческую деятельность артиста – она по-прежнему многогранна и насыщенна. Артур Эйзен выступает в самых известных залах мира в сопровождении лучших оркестров и ансамблей. Ему посчастливилось работать с такими прекрасными дирижерами, как А. Мелик-Пашаев, С. Самосуд, Б. Хайкин, М. Жуков, В. Небольсин, К. Кондрашин, Е. Светланов. Так, с Государственным симфоническим оркестром под управлением Е. Светланова он спел главную партию в опере С. Рахманинова «Алеко», был среди первых исполнителей на концертной эстраде оперы В. Рубина «Июльское воскресенье». С Г. Рождественским и оркестром Московской филармонии выступил в Тринадцатой симфонии Д. Шостаковича, в оратории Р. Щедрина «Ленин в сердце народном».
В парижской «Гранд-опера» Артур Эйзен трижды пел на «бис» знаменитую «Дубинушку». В зале творилось что-то неслыханное. Японская пресса назвала А. Эйзена «басом итальянского типа, с отличной постановкой голоса». Английские критики отмечали, что «в нижних регистрах его голос может быть столь же богатым, как звучание органа. Его нюансировки заставляют вспоминать о магии струнного инструмента». Американцы охарактеризовали солиста как «превосходного поющего актера».
Огромное место в творческой биографии певца занимает концертная деятельность. Многие годы А.А. Эйзен выступал в ансамбле с замечательным концертмейстером, учеником Г. Нейгауза Кириллом Львовичем Виноградовым. Эта творческая дружба вызвала к жизни целые программы из произведений композиторов-классиков, народных песен. В его концертном репертуаре произведения П. Чайковского, А. Бородина, М. Мусоргского, Р. Шумана, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Э. Грига, А. Делиба. Певец охотно выступает с академическими вокальными программами, состоящими из оперных арий и романсов. В то же время в его репертуаре большое место занимает и камерная музыка: произведения русских и советских композиторов. Он стал первым исполнителем многих из них на концертной эстраде. Среди них – «Финдлей» Г. Свиридова на стихи Р. Б?рнса и «Серенада Дон-Кихота» Д. Кабалевского. Каждая вокальная миниатюра у артиста – это яркая жанровая сценка, будь то «Козел» Мусоргского или «Червяк» Даргомыжского. А вот смех – в «Блохе» Мусоргского и в серенаде Мефистофеля Гуно: грубоватый, народный юмор и утонченная «сатанинская» ирония. Много лет артист увлечен расширением географического диапазона своего исполнительского актива. Так родились программы «Песни разных народов», представляющие своеобразные вокальные портреты Польши, Чехословакии, Испании.
В последние годы Артур Эйзен часто и много гастролировал с квартетом «Московская балалайка». Концерты проходили с большим успехом во многих городах России: в Петропавловске-Камчатском и Архангельске, Томске и Кургане, Чите и Ростове-на-Дону, Челябинске и Сыктывкаре...
Сотрудничество с К.Л. Виноградовым дало толчок и преподавательской деятельности А.А. Эйзена. Много лет профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Артур Эйзен передавал свое мастерство молодым артистам. Пятеро его бывших учеником стали солистами Большого театра.
А.А. Эйзен – народный артист СССР, заслуженный артист многих союзных и автономных республик, кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1971), ордена Дружбы Народов (1988). Награжден Почетными грамотами Президиумов Верховных Советов всех бывших союзных республик, медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», бронзовой медалью ВДНХ СССР.
Живопись, поэзия, туризм, охота, рыбная ловля – вот далеко не полный перечень страстных увлечений артиста. Хорошо владея латышским языком, он переводил на русский стихи Яна Райниса. Любимые поэты Эйзена, произведения которых он постоянно перечитывал – Р. Гамзатов и К. Кулиев. А. Эйзен – прекрасный знаток живописи русских художников-передвижников, в то же время его привлекал утонченный колорит полотен французских мастеров. Объездив весь мир, Эйзен любил проводить свободное время на родной природе, в тихих, не тронутых цивилизацией уголках. Общение с природой, по словам Артура Артуровича – лучший стимул творческой деятельности, хороший заряд для дальнейшей работы.