ФИЛИН Сергей Юрьевич
Народный артист России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»
Pодился 27 октября 1970 года в Москве. Отец – Филин Юрий Владимирович (1951 г. рожд.), водитель. Мать – Филина Наталья Сергеевна (1950 г. рожд.), домохозяйка, работала воспитателем. Сестра – Филина Елена Юрьевна (1973 г. рожд.), артистка балета. Супруга – Петрова Инна Александровна (1967 г. рожд.), солистка балета Большого театра. Сын – Филин Даниил Сергеевич (1996 г. рожд.).
Несмотря на врожденную музыкальность, в первые годы жизни Сергей Филин танцевать не стремился, отдавая предпочтение подвижным играм с препятствиями. Его детской страстью было разжигать костры, а потому соседи и родственники знали: если во дворе горит костер – это дело его рук. Поэтому когда Сергею исполнилось 7 лет, мать предусмотрительно решила отдать его в один из кружков Дворца пионеров на Ленинских горах. Бассейн в преддверии Олимпиады оказался закрыт на реконструкцию, и, вняв совету опытного преподавателя хореографии, Сергей начал заниматься в Ансамбле песни и пляски имени Локтева.
Два года учебы, многочисленных выступлений и даже съемок в фильме «Солнце в авоське», где играл Олег Попов, не прибавили юноше фанатичной любви к танцу, но его несомненные способности заметили педагоги, посоветовавшие матери всерьез заняться обучением сына танцу и показать его в Московском хореографическом училище. 10-летнего Сергея чуть ли не силой привели на экзамены в училище при Большом театре, в которое он, к своему негодованию, поступил, несмотря на традиционный конкурс.
Для мальчика из небалетной семьи учеба в хореографическом училище стала школой на выживание. Смириться с участью балетного артиста и полюбить эту нелегкую профессию помогла Сергею Филину его первый педагог Наталья Андреевна Ященкова. Однако специальные предметы давались Сергею с такой легкостью, что оставалось время и на осмысление танцевального процесса. Однажды он удивил родителей высказыванием о том, что музыка входит в его душу, а выходит через ноги.
Сергей учился в одном классе с Юрием Клевцовым – также будущим солистом Большого театра, но был особенно дружен с Таней Андроповой и Настей Прокофьевой, чей отец, известный танцовщик и один из лучших педагогов мужского танца Александр Александрович Прокофьев, вел их класс до самого выпуска.
По окончании училища в 1988 году Сергея Филина приняли в труппу Большого театра, однако ведущие роли в его репертуаре появились не сразу. Впервые танцовщик был отмечен критикой в 1990 году после исполнения роли педагога в балете А. Бурнонвиля «Консерватория», показанного на Вечере балетов Августа Бурнонвиля. После этого артисту кордебалета стали поручать сольные партии – графа Вишенку в «Чиполлино», Бенедикта в балете В. Боккадоро «Любовью за любовь», Париса в «Ромео и Джульетте».
Одновременно с работой в театре танцовщик продолжал учиться на исполнительском факультете открывшегося в 1988 году Московского хореографического института, который окончил в 1991 году. Его творческое и профессиональное развитие происходило под влиянием Марины Тимофеевны Семеновой, а также сложившегося в театре содружества с Николаем Романовичем Симачевым и позже – с Николаем Борисовичем Фадеечевым.
Под руководством легендарного в прошлом «dancer noble» Николая Фадеечева Сергей освоил практически все свои партии. Среди них принц Зигфрид в «Лебедином озере», принц Дезире в «Спящей красавице», принц Щелкунчик (в постановке Ю. Григоровича), Жан де Бриен в «Раймонде», Альберт в «Жизели», Солор в «Баядерке», Ромео в «Ромео и Джульетте» (постановки Л. Лавровского и Ю. Григоровича), Джеймс в «Сильфиде», Конрад в «Корсаре», ведущие партии в балетах «Пахита», «Последнее танго», «Бурнонвиль».
Серьезному профессиональному восхождению Сергея Филина послужил творческий союз с прима-балериной Галиной Степаненко, по совету Марины Тимофеевны Семеновой избравшей его своим партнером в балете «Лебединое озеро». Их первый большой спектакль оправдал радужные прогнозы, и вскоре за ним последовали «Жизель», «Баядерка», затем «Раймонда». Работа с Галиной Степаненко дала импульс к началу карьеры Сергея Филина как ведущего танцовщика Большого театра. Немаловажную роль впоследствии сыграло для него общение и с другими ведущими балеринами Большого, охотно выступавшими с надежным и элегантным партнером. Партию принца Дезире в «Спящей красавице» (1993), за которую он был награжден премией Международной ассоциации деятелей хореографии «Бенуа де ля данс» как лучший танцовщик сезона 1993/94 года, помогла ему подготовить Надежда Павлова, выступившая партнершей в партии Авроры. В исполнении Сергея Филина и Надежды Грачевой московская публика увидела в 1994 году премьеру балета «Сильфида» А. Бурнонвиля, Э.-М. фон Розен в редакции Олега Виноградова. Имеющая особое значение для Сергея Филина работа с Ниной Ананиашвили обогатила его репертуар мировыми премьерами австралийца Стентона Уэлша – «Green» («Зеленый») и «Opus X», а также новыми партиями в балетах А. Ратманского «Прелести маньеризма» (1997), «Моцартиана» и «Сны о Японии» (1998). Вместе с Ниной Ананиашвили он станцевал и «Лебединое озеро» в постановке И. Надя в Муниципальном театре Сантьяго (Teatro Municipal de Santiago) в Чили (2004), и «Тщетную предосторожность» (2003) Ф. Аштона, а также премьеры балетов «Жизель» (1995) в версии В. Васильева и «Дочь фараона» (2000), поставленную Пьером Лакоттом. Спектакль французского балетмейстера с участием Сергея Филина и Светланы Захаровой был снят на видео французской компанией «Bel Air» для последующего выпуска DVD-версии. За исполнение партии Таора в этой постановке Сергей Филин был впервые выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска», но по решению руководства Большого театра балет был снят с репертуара.
«Золотую маску» Сергей Филин получил 4 года спустя, в 2004 году, уже как исполнитель партии Классического танцовщика в балете А. Ратманского «Светлый ручей». Символично, что награду ему принесла партия, исполненная в паре с супругой Инной Петровой. Кстати, именно в дуэте с ней Сергей Филин появился в колоритной партии Педагога в «Уроке» Ф. Флиндта (1998), открывшей его драматический талант и яркую характерность, доселе не раскрытые в его амплуа классического танцовщика.
Упрочению этого амплуа послужило появление в репертуаре Филина трех принцев – Зигфрида, Щелкунчика, Дезире, а вслед за ними и прочих благородных премьерских партий. Персонажи Сергея Филина мужественны и жизненны, уравновешенны и необычайно реалистичны. Этот положительный сценический образ, дополненный репутацией Филина как самого элегантного человека в театре, не вызывает споров. Он – танцовщик-универсал, которому равно подвластен классический и современный танец. Он работает тщательно и добросовестно. Кроме того, у него хорошие пропорции, крепкая школа, большой сценический опыт.
Сергей Филин осваивает существующий репертуар без лишних амбиций. И хотя специально для него в театре больших спектаклей не ставилось, выступая на одном из Рождественских вечеров в миниатюре «Урок» Флеминга Флиндта (1998), Филин доказал, что его привычное амплуа до конца его характера не раскрыло. Ведь только обладая характером, можно было всего за 2 месяца полностью восстановить форму после тяжелейшей травмы – разрыва четырехглавой мышцы бедра. Сергею Филину это удалось.
Находясь в зените своей артистической карьеры, Сергей Филин является солистом Большого театра, приглашенной звездой Английского национального балета и Хьюстон-балета. Он танцует с различными западными коллективами: с антрепризой «Малахов и друзья» побывал в Японии и Афинах, а также на балетном фестивале в финском городе Савонлинне, с труппой «Токио балет» (Tokyo Ballet) участвовал в Международном балетном фестивале в Токио.
Сергей Филин принимает активное участие в крупнейших гастрольных проектах Большого театра по России, Европе и США. Он участвовал в обменных гастролях Большого и Мариинского театра, танцевал в Линкольн-центре Нью-Йорка, в лондонских театрах «Колизей» и «Друри-Лейн». Кроме того, он занят во всех новых постановках Большого театра. В 228-м театральном и своем 15-м сезоне Сергей Филин станцевал на премьере балета Джорджа Баланчина «Па-де-де Чайковского», исполнил партию Ханаана в новой постановке А. Ратманского «Леа».
Помимо упомянутой записи «Дочери фараона» существуют видеозаписи еще двух спектаклей с участием Сергея Филина. Это – спектакли Большого театра «Жизель» (1997) и «Светлый ручей» (2003).
Сергей Филин – лауреат премии итальянского журнала «La Danza» как лучший танцовщик сезона 1994/95 года, в 2002 году удостоен премии журнала «Балет» в номинации «Звезда танца». В 1997 году ему присвоено звание заслуженного артиста России, в 2001 году – народного артиста России. Благодаря блестящей технике и выдающемуся артистизму Сергей Филин неоднократно был отмечен российской и зарубежной критикой как один из лучших танцовщиков наших дней.
Активно востребованный в балетной жизни, Сергей Филин успевает следить и за премьерами драматических театров, и за спортивными событиями, из которых отдает первенство футболу. Вопреки своей «утонченной» профессии, Сергей Филин может своими руками отремонтировать квартиру, ему не чужд быт.
Живет и работает в Москве.