ГОРДЕЕВ Вячеслав Михайлович
Народный артист СССР, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат Всесоюзного и международных конкурсов, художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет», профессор
Родился 3 августа 1948 года в Москве. Отец – Гордеев Михаил Васильевич. Мать – Гордеева Любовь Николаевна. Супруга – Гордеева Махбуба Урмановна, пианистка. Дочь – Гордеева Любовь (1993 г. рожд.). Сын – Гордеев Дмитрий (1995 г. рожд.)
В.М. Гордеев вырос в семье музыкальной (мать была художественно одарена, играла на многих музыкальных инструментах), но далекой от профессионального искусства. Его родители – участники Великой Отечественной войны (Михаил Васильевич был ранен, а Любовь Николаевна дошла до Берлина), работали на Тушинском машиностроительном заводе: отец – в конструкторском бюро, собирал легендарные самолеты «Буран», мать – инженер-нормировщик.
В десятилетнем возрасте В. Гордеев начал заниматься в самодеятельной хореографической студии Дворца культуры. В 1960 году он поступил в Московское государственное академическое хореографическое училище (педагог П.А. Пестов). В годы учебы вместе с воспитанниками училища Вячеслав побывал на гастролях в Париже и Лондоне, где блеснул перед европейской публикой в па-де-де из балета «Пламя Парижа». Успех был огромным, приходилось троекратно бисировать. Пресса высоко отозвалась о молодом даровании, окрестив Гордеева «золотым мальчиком».
В 1968 году сразу после окончания училища Вячеслав Гордеев был зачислен в труппу Большого театра (педагог-репетитор А.А. Варламов) и до 1989 года являлся ее премьером. В 1972 году он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (2-я премия), а в 1973 году был удостоен 1-й премии и золотой медали II Московского международного конкурса артистов балета. Именно здесь родился знаменитый дуэт Вячеслава Гордеева и Надежды Павловой, который многие годы считался символом советского балета.
В.М. Гордеев – выдающийся русский артист, творческие достижения которого во многом определили направление поисков в исполнительском искусстве балета последних десятилетий. Чрезвычайно широкий диапазон его артистического дарования обеспечил танцовщику неизменный успех в классических и современных спектаклях. Роли академического репертуара обрели в лице В.М. Гордеева оригинального и тонкого интерпретатора, покорявшего виртуозным танцем и глубоким проникновением в образы.
Первыми партиями Вячеслава Гордеева на сцене Большого театра стали Арлекин (1969, «Щелкунчик»), Пан (1969, «Вальпургиева ночь»), Па-де-де (1970, «Жизель», все – балетмейстер Л.М. Лавровский), Кузнечик («Золушка»), Арапчонок (опера «Аида», обе – 1970, балетмейстер Р.В. Захаров), Пастух (1970, «Спартак», балетмейстер Ю.Н. Григорович), Па-де-труа (1971, «Лебединое озеро», балетмейстер А.А. Горский).
Широкое мировое признание получило исполнение артистом центральных партий в хореографических шедеврах, таких как Базиль в «Дон Кихоте» (1972, балетмейстер А.А. Горский), Принц в «Щелкунчике» (1972), Дезире в «Спящей красавице» (1974, оба – балетмейстер Ю.Н. Григорович), Альберт в «Жизели» (1975, балетмейстер Л.М. Лавровский), Солор в «Баядерке» (1980, акт «Тени», хореография М.И. Петипа), Принц Зигфрид в «Лебедином озере» (1984, балетмейстер Ю.Н. Григорович) и другие.
Танец В.М. Гордеева, обладая предельной виртуозностью, темпераментом и мощью – и одновременно проникновенным лиризмом, – способствовал успеху современных отечественных и зарубежных хореографов. Его Спартак («Спартак»), Ферхад («Легенда о любви», обе партии – 1974), Ромео (1979, «Ромео и Джульетта»), Сергей (1980, «Ангара», все – балетмейстер Ю.Н. Григорович), Клавдио (1976, «Любовью за любовь», балетмейстер В.М. Боккадоро), Икар («Икар»), Кавалер («Эти чарующие звуки», обе – 1978, оба – балетмейстер В.В. Васильев), Юноша (1982, «Шопениана», хореография М.М. Фокина), выступления в постановках М. Бежара и Дж. Баланчина признаны событием в балетном искусстве. Вячеслав Гордеев стал первым исполнителем на сцене Большого театра партии Принца в балете «Деревянный принц» (1981, балетмейстер А.Б. Петров).
В концертный репертуар В.М. Гордеева вошли гран-па из балета «Раймонда» (1970), па-де-де из балета «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля (1973, оба – балетмейстер А.А. Горский), па-де-де из балета «Пламя Парижа» (1971, балетмейстер В.И. Вайнонен), «Голубые дали» на музыку Л. Балая (1973, балетмейстер Г.А. Майоров), «Мелодия» на музыку А. Дворжака (1976, балетмейстер А.М. Мессерер), «Соната № 5» И.С. Баха (балетмейстер М. Бежар), «Вариации» на музыку Г. Доницетти (оба произведения – 1983, балетмейстер Дж. Баланчин), «Стенька Разин» на музыку А.К. Глазунова (1984, балетмейстер Б.Е. Барановский).
В.М. Гордеев снялся в телефильмах-концертах «Дуэт молодых» (1977, режиссер В.И. Граве, ТО «Экран»), «Интервью в зарубежном антракте» (1991), в художественном фильме «Сицилианская защита» (1980, режиссер И.В. Усов, «Ленфильм»), в телебалете «Поэмы» на музыку Ф. Листа (1981, состоит из 3 хореографических новелл – «Гамлет», «Мазепа», «Орфей и Эвридика», балетмейстер Б.Е. Барановский, режиссер Ф.С. Слидовкер, ТО «Экран»), в документальном фильме «Александр Годунов. Побег в никуда» (2005).
Огромный успех сопутствовал В.М. Гордееву в зарубежных гастролях. Он по праву завоевал репутацию блистательного представителя русской школы классического танца и способствовал утверждению славы русского балета за рубежом.
В творчестве Вячеслава Гордеева счастливым образом соединились две ипостаси – блистательного танцовщика и талантливого балетмейстера. Как балетмейстер он дебютировал в начале 1980-х годов постановками «Пассакалия» на музыку Г.Ф. Генделя, «Встреча» на музыку М.Л. Таривердиева (обе – 1981), «Гусляр» на музыку В.Г. Кикты (1982), «Память» на музыку А.П. Петрова (1984). В 1983 году Вячеслав Гордеев совместно с балетмейстером Б.Е. Барановским поставил два концертных номера на музыку С.С. Рахманинова для Н.В. Павловой – «Слепая» и «Каприччио на цыганские темы».
В 1983 году он окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1987 году – балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства.
В 1984 году, будучи премьером Большого театра, В.М. Гордеев возглавил ансамбль «Классический балет», а позднее создал на его основе Московский областной государственный театр «Русский балет», который под его руководством вырос в первоклассный коллектив, снискавший любовь и признание отечественного и зарубежного зрителя. Здесь развернулась плодотворная балетмейстерская деятельность В.М. Гордеева. Благодаря его собственным постановкам и привлеченному оригинальному материалу молодая талантливая труппа располагает неповторимым репертуаром, способствующим раскрытию индивидуальности артистов, которые выросли в ведущих мастеров хореографии, завоевав многие премии и призы на отечественных и международных конкурсах, а сам театр в 1991 году Ассоциацией западноевропейских импресарио был назван «Лучшим балетным коллективом Европы».
Постановки В.М. Гордеева отличают оригинальный творческий почерк, образная разработка тем, глубокое проникновение в музыку. Диапазон его хореографических постановок очень широк – от четырехминутных миниатюр до полнометражных балетов. В.М. Гордеевым поставлены балеты: «Ожившие картины» на музыку И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта (1986), «Неожиданные маневры, или Свадьба с генералом» на музыку Дж. Россини (1989), «Щелкунчик» (1993), «Золушка» (2001, затем в Башкирском государственном театре оперы и балета, 2002). Спектакль «Золушка» обрел в лице В.М. Гордеева не только балетмейстера-постановщика, но и либреттиста. По мнению крупнейшего исследователя хореографического искусства академика Российской академии художеств В.В. Ванслова, гордеевская «Золушка» – многоцветное хореографическое полотно, адекватное масштабу музыкальной основы постановки.
За годы руководства театром «Русский балет» В.М. Гордеев поставил более 30 концертных номеров и хореографических композиций, которые по праву можно назвать маленькими спектаклями. Среди них: «Шаги» на музыку Ж.М. Жарра (1985), «Паганини» на музыку Г.Ф. Генделя (1985), «Мелодия любви» на аргентинскую народную музыку, «Этюды» на музыку Ф. Листа, «Воспоминания» на музыку Ю. Саульского,
«В лодке» на музыку А. Родригеса, «Мужчины и женщина» на музыку Г.В. Свиридова, «Театр Карабаса» на музыку И. Штрауса (все – 1986), «Танго» на музыку А. Пьяццоллы (1990),
«У каждого свои развлечения» на музыку Ж.М. Жарра, «Встреча на пляже» на музыку А. Костеланоса, «Инструктаж авиапассажиров перед полетом в Теннесси» на музыку ансамбля «Манхэттен Трансфер», «Слепая» на музыку Л. Ричи, «А поутру они проснулись» на музыку Касадеи (все – 1992), «Посмотри в мои глаза» на песню в исполнении Т. Тикарам, «Мираж» на музыку В.А. Моцарта (оба – 1994), «Венера Илльская» на музыку О.Б. Фельцмана (2001), «Душа любви» на музыку И.С. Баха–А. Марчелло, «Гран-па» на музыку Д. Обера (оба – 2003), «Океан и жемчужина» на музыку Д. Араписа (2006).
Юбилею А.С. Пушкина был посвящен вечер балета, который с большим успехом прошел в июне 1999 года на сцене Московского областного Дома искусств «Кузьминки». В нем приняла участие вся труппа театра, показав отрывки из балетов на темы пушкинских произведений: «Руслан и Людмила» (хореография М. Фокина), «Метель» (в постановке В.М. Гордеева) и других.
Труппа «Русский балет» выступает пропагандистом русского классического наследия на высоком художественном уровне в России и за рубежом. В репертуаре театра – балеты «Пахита» (1987), «Дон Кихот» (1989), «Лебединое озеро», «Жизель» (оба – 1991), «Коппелия» (1992, затем в Токио, 2003), «Спящая красавица» (1999), «Щелкунчик», «Шехеразада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова (2004), хореографические сюиты «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» (1985), «Танцы часов» из оперы «Джоконда» (1991) и другие, идущие в редакции В.М. Гордеева.
Необычными, оригинальными по форме стали драматическо-хореографические спектакли театра «Русский балет»: «В честь Петипа»,
«В честь Горского» и «В честь Фокина». В.М. Гордеев явился не только автором сценария и режиссером-постановщиком триптиха, но и создал яркие образы трех великих русских хореографов как актер-исполнитель.
Своеобразным итогом 30-летней творческой деятельности В.М. Гордеева стал юбилейный вечер, в котором он выступил как режиссер, балетмейстер-постановщик и танцовщик. В этом вечере, неоднократно транслировавшемся телеканалом «Культура», приняли участие солисты «Русского балета», звезды Мариинского театра, Большого театра России и других столичных театров, легендарные мастера российской сцены.
В 2005 году В.М. Гордеев выпустил новую концертную программу «Роман с балетом, или Реверанс критику» с участием солистов балета Большого театра, звезд первой величины – Н. Грачевой, Н. Семизоровой, Г. Степаненко, А. Уварова.
С 1995 по 1997 год В.М. Гордеев являлся художественным руководителем балетной труппы Большого театра России. За это время репертуарная афиша театра обогатилась шедеврами – такими как «Ромео и Джульетта» (1995, возобновление редакции Л. Лавровского), «Спящая красавица», «Раймонда». Новаторскими для сцены Большого театра стали вечера современной хореографии, в программы которых активно включались постановки молодых балетмейстеров. Развитием традиций явилась премьера балета В.М. Гордеева «Последнее танго» на музыку А. Пьяццоллы, концертные номера «Мираж» на музыку В.А. Моцарта и «Паганини» на музыку Г.Ф. Генделя, празднование юбилея О. Лепешинской, задуманного и осуществленного В.М. Гордеевым как торжественный спектакль с приглашением звезд мирового балета.
За годы работы в здании Московского областного Дома искусств «Кузьминки» (с 1993 г.) театр «Русский балет» приобщил к высокому искусству прекрасного население огромного района города и ближнего Подмосковья, в том числе молодежь. Театр бесплатно приглашает на свои выступления детей из детских домов города и области. При театре «Русский балет» открыта школа-студия классического и современного танца. Таким образом театр решает непростую задачу воспитания подрастающего поколения на основе высокой духовности и любви к своему Отечеству, то есть тех нравственных идеалов, которые всегда составляли суть русской культуры.
Идею просветительства В.М. Гордеев активно осуществляет и в своей педагогической деятельности: опытный балетмейстер-постановщик, он передает свои знания и секреты мастерства артистам балета – студентам как руководитель курса по искусству хореографии в Российской академии театрального искусства (1993–1997), а с 1998 года – как профессор кафедры хореографии Российской академии славянского искусства (РАСИ). За эти годы им подготовлено около
20 специалистов. Постановки его учеников идут на сцене театра «Русский балет» как в России, так и за рубежом.
В.М. Гордеев возглавлял жюри международных конкурсов артистов балета в Японии (Осака), Корее, Душанбе, был членом жюри международных и Всероссийского конкурсов артистов балета («Арабеск» – Пермь, «Молодой балет России» – Краснодар), фестиваля «Я люблю балет» – Минск.
В течение нескольких лет В.М. Гордеев являлся председателем государственных комиссий Московской государственной академии хореографии и Пермского хореографического училища.
В качестве члена редакционной коллегии журнала «Балет» он оказывает существенное влияние как на совершенствование самого издания, так и на развитие балетоведения в целом.
С 2003 года руководство театром «Русский балет» В.М. Гордеев сочетает с работой в качестве художественного руководителя балетной труппы Екатеринбургского академического театра оперы и балета, на сцене которого осуществил постановки балетов «Лебединое озеро» (2003), «Щелкунчик» (2004), «Шехеразада» (2005), «Дон Кихот» (2006).
Творческая, организаторская и просветительская деятельность В.М. Гордеева ставят его в ряд ключевых фигур в современном отечественном балетном искусстве. В 1975 году он удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола. В 1984 году ему присвоено звание народного артиста СССР. Постановочная деятельность В.М. Гордеева принесла ему мировую славу. В 1992 году после триумфальных гастролей театра «Русский балет» по странам Западной Европы Ассоциацией западноевропейских импресарио В.М. Гордееву было присуждено звание «Лучший хореограф года». В том же году на Международном конкурсе «Арабеск-92» он был удостоен специального приза Мориса Бежара. Журнал «Балет» присвоил ему звание «Рыцарь балета» и приз «Душа танца» (1994). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени.