КОМЛЕВА Габриэла Трофимовна
КОМЛЕВА Габриэла Трофимовна
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки, профессор
Родилась 27 декабря 1938 года в Ленинграде. Отец – Комлев Трофим Иванович (1904–1942), работал старшим электромехаником в Балтийском пароходстве. Мать – Комлева (Кулявик) Люция Петровна (1910–1987), дочь поляка из-под Варшавы и немки из кронштадтской колонии возле Ораниенбаума.
Отец Габриэлы Комлевой часто ходил в загранплавания, поэтому дома бывал редко. Начало войны он встретил в Таллине и спасся чудом: стоявшая там флотилия была разгромлена. В первую блокадную зиму обслуживал дизель-электроход «Молотов», стоявший в ленинградском порту: судно давало электроэнергию работавшим производствам. Здесь заболел туберкулезом легких. Больным его отправили на выполнение специального задания. В беспамятстве его сняли с поезда в Вологде, и 5 июля 1942 года он умер. Похоронен там же в братской могиле.
Именно отцу семья обязана своим спасением в суровую блокадную зиму 41-го. Осенью в пароходстве, как обычно в конце последнего зарубежного плавания, распределялись остатки продуктов. Сухарями оделили родственников. Отцу тогда удалось раздобыть на судне дров, мешочек кофе и немного сухарей. Эти дрова, кофе и сухари помогали семье выжить.
Весной Габриэлу одолела дистрофия. Врач предупредил: спасти может только отъезд, и отец настоял на эвакуации.
Через Ладогу переправлялись когда лед уже таял, и машины шли по воде. Некоторые проваливались. Их грузовик достиг берега. В конце концов добрались до Сибири, где нашли бабушку и дедушку, которым пришлось покинуть не занятую фашистами кронштадтскую колонию, испугавшись не столько голода и артобстрелов, сколько бабушкиного немецкого происхождения. Там, в Нижней Тавде, Габриэла с матерью и прожили остаток войны. Мать работала воспитателем в детском доме. Здесь же учились вывезенные из осажденного Ленинграда школьники. Ленинградские педагоги организовали спектакли и концерты. Так началась «артистическая деятельность» Габриэлы Комлевой.
В 1948 году вернулись в Ленинград: мама жалела своих осиротевших воспитанников и долго оттягивала отъезд из Сибири. В итоге семья потеряла право на оставленную в городе жилплощадь: истек объявленный срок. Приютили Комлевых родственники: теперь они снова жили все вместе, как в Сибири, деля одну комнату коммунальной квартиры коридорного типа. Позднее огромный дом на Лиговке возле Московского вокзала расселили и перестроили в гостиницу «Октябрьская».
Габриэлу повели на просмотр в Ленинградское государственное хореографическое училище. В составе приемной комиссии участвовала знаменитая А.Я. Ваганова. Она выделила девочку и предрекла: «Из этой, с огромным бантом, может выйти толк!»
Комлевой уже не пришлось учиться у Вагановой, но ее школу она прошла лучше иных прямых учениц. Занималась она с рвением. Классическому танцу училась у замечательных педагогов: сначала – у Е.П. Снетковой-Вечесловой, затем – у В.П. Мей. Завершала хореографическое образование у В.С. Костровицкой, племянницы великого французского поэта Гийома Аполлинера. Блистательный методист, ближайшая помощница Вагановой, она была художником танца и подлинным петербургским интеллигентом. Знала и любила музыку, поэзию, литературу. Хорошо разбиралась в живописи и даже рисовала сама. Эти черты своего характера вместе с вагановской выучкой она передала своей любимой воспитаннице.
В выпускном классе Габриэла переусердствовала, что привело к серьезной травме. Считали, что с профессией танцовщицы покончено. Травматолог Н.А. Дембо взялась помочь и поставила Комлеву на ноги. Пропустив больше полугода, она сдавала государственные экзамены вместе с одноклассниками. Танцевала на выпускном спектакле па-де-де из «Дон Кихота», гран-па из «Лауренсии» и лирический номер, поставленный специально для нее педагогом по дуэтному танцу Н.Н. Серебренниковым – «Утешение» Ф. Листа. В итоге Габриэла Комлева получила диплом с отличием.
С 1957 по 1989 год Комлева – в балетной труппе Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени
С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). Из-за отсутствия вакансий сперва она была принята стажером. Начала с кордебалета, но сразу же стала получать и сольные партии. Репетировала партии классического репертуара с замечательными мастерами Б.В. Шавровым, Е.М. Люком,
Н.В. Балтачеевой, Н.В. Беликовой.
Поначалу Комлеву считали лирической танцовщицей, чей идеал – партия Марии в «Бахчисарайском фонтане». Но полностью она впервые раскрылась в балете И. Бельского на музыку А. Петрова «Берег надежды», в условно-стилизованной, загадочной партии Потерявшей любимого. Это была первая настоящая премьера в жизни артистки: так она получила доступ к современному репертуару.
Контрасты трагически скованного тела и крылатых изломов рук передавали безнадежность плача, тщетный порыв девушки-птицы взлететь. И если дальше наибольшими удачами Комлевой стали Никия, Раймонда, Мехменэ-Бану, Китри, Злюка, то «Ковбои» – концертный номер, поставленный Якобсоном для Г. Комлевой и
К. Заклинского, поразил даже самых ярых поклонников балерины своей острой характерностью. Поистине только прозорливец Якобсон мог угадать в Комлевой эту шальную, угловатую девчонку, так забавно и обаятельно сочетающую неуклюжесть – с акробатическими подвигами, каприз – с неподдельной открытостью сердца. То было ново для всех, неожиданно и вызывающе смешно: раскрывало еще одну грань многокрасочной жизни Комлевой.
В 1961 году Бельский поставил «Ленинградскую симфонию» на музыку Первой части Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. В спектакле участвовали только молодые артисты, и репетиции проводились во внеурочное время. Партия Девушки была создана специально для Комлевой и стала для нее одной из любимейших. Пока Комлева выступала на сцене, она всегда настаивала на том, чтобы постановка не выпадала из репертуара. Впоследствии на телевидении был снят отрывок из «Берега надежды» (всё, что осталось от спектакля) и целиком «Ленинградская симфония».
Многое в творческой биографии Габриэлы Комлевой определила встреча с Н.М. Дудинской. В 1962 году артистку включили в возглавляемый ею молодежный класс усовершенствования. В том же году под руководством Дудинской Комлева подготовила партию Авроры в «Спящей красавице». За 8 лет совместной работы она получила из рук наставницы все балетные партии классического репертуара. Педагога и ученицу объединяли одержимость, страсть к танцу, требовательность к себе, увлечение виртуозностью, музыкальность. Комлева принимала участие в творческих вечерах Дудинской – «Класс-концертах» на сцене филармонии в Ленинграде и Москве. Здесь репертуар танцовщицы обогатился «Пахитой», фрагментом «Хрустального дворца» Д. Баланчина на музыку Ж. Бизе, «Падекатром» Ц. Пуни в постановке А. Долина.
Участие в постановке О.М. Виноградова «Горянка» на музыку М. Кажлаева (1968) стало этапом в освоении артисткой современной хореографии. Здесь предельно виртуозный танец становился знаком крайне напряженной внутренней жизни. Комлевой было интересно состязаться в мастерстве с блистательными танцовщиками
В. Пановым, О. Соколовым; состязание придавало особый нерв и динамику спектаклю.
Каждая роль в репертуаре Комлевой имела продолжительную жизнь, а весь репертуар на редкость обширен. Практически тут все ведущие партии балетной классики, много ролей современных балетмейстеров, ставивших для нее специально: достаточно назвать К. Сергеева, Л. Якобсона, И. Бельского, Г. Алексидзе, Д. Брянцева, О. Виноградова, М. Мурдмаа.
Комлева дорожит чистотой танца. Ее можно назвать хранительницей канонов. Ей важно без конца разрабатывать роль или танцевальный пассаж, находить там множество оттенков и версий. Для нее эти оттенки прежде всего несут смысл, который можно развивать, улучшать, бесконечно читать по-новому. Она всегда относится к партии как к живому организму – растущему, переменчивому. Понятие «готовая роль» не для Комлевой: ей важна импровизационность истолкования при строгой верности канонической основе.
Ее стихия – инструментальный академический танец. В XIX столетии он явился вершиной хореографии для Петипа, в XX – для Баланчина. Танец Комлевой покорял музыкальностью, целиком зависел от музыки, был подчинен ее законам, – а в конце концов воспринимался на равных с нею. Виртуозная форма, тонкое ощущение стиля и свобода в танце открывали Комлевой ход к решению любого образа.
Дар Комлевой разносторонний. В «Паване мавра» (балет Хосе Лимона на музыку
Г. Перселла по мотивам шекспировского «Отелло») Комлева танцевала Эмилию. По этой работе можно судить о жизни балерины в образе.
На сцене возникала элегантная дама английского королевского двора в длинном платье оранжевых тонов. Она упруго чеканила шаг, но оставалась холодна и равнодушна. Тем не менее ощущение огромной внутренней силы, значительности героини не оставляло зрителей. То могла быть и леди Макбет: шекспиризация образа делала его многозначным.
В исполнительском репертуаре Комлевой много находок, неожиданных поворотов. Завершал их «Романс» Г. Свиридова в постановке Д. Брянцева. Он – Е. Нефф, и Она – Г. Комлева. Для Комлевой-балерины естественно было выражать духовную суть образа в танце отвлеченно-абстрактном, в чистых классических линиях.
И вдруг в «Романсе» она опоэтизировала простую женщину как выразительницу современного мира. Силу ее духовной природы выразили поначалу неуклюжие, завернутые внутрь движения, бабье ликование, когда не то из грез, не то из яви возникал Он, чтобы, дав минуту счастья, вновь раствориться в небытие, уже навсегда. В минуту абсолютного счастья героиня становилась на пальцы, словно подымаясь над собой, опровергая самое себя. А потом открывалась такая бездна бабьего горя... То есть средствами разного танца – классического и противопоказанного классике – создавались планы многогранного образа.
И если в начале творческого пути Комлева – потерявшая любимого из «Берега надежды», опиралась на обновленные, но все же академические формы классического танца, то в «Романсе» сгусток переживаний героини она выразила танцем, который не может быть назван классическим, но как бы являет изнанку того, первого образа. Она – тоже потерявшая любимого и не ждущая уже ничего.
«Романс» обнаружил в Комлевой невиданные дотоле глубины. Если вывести классику за скобки, эта современная новинка столько же значила в ее творческой судьбе, как Петрушка для Нижинского, как Джульетта для Улановой, как Золушка и Лауренсия для Дудинской.
Творческие вечера Габриэлы Комлевой на сцене родного театра, ленинградской и московской филармоний, концертных залов «Россия» и «Октябрьский» в какой-то мере восполняли голод по новому репертуару. Ленинградское телевидение дало возможность осуществить идею цикла из 17 передач о балете для самой широкой аудитории под названием «Премудрости Терпсихоры». Для телевидения Комлевой пришлось осваивать западную хореографию в стиле модерн. В итоге были сняты фильмы «Павана мавра» и «Неистовая Айседора» с замечательной хореографией X. Лимона. Всего Габриэла Комлева снялась в почти 30 фильмах, в том числе «Баядерка» (лучший фильм 1979 г., ВВС), «Золушка», «Жар-птица», «Ленинградская симфония», «Падекатр», «Образы танца», «Танцует Габриэла Комлева» и других. Успешно сотрудничала она также с радио. Вела на Радио России цикл из 14 передач «Петербургский балет: события и судьбы» (2002–2003), посвященный 300-летию города.
Педагогическую деятельность Габриэла Комлева начала в театре и хореографическом училище, заменяя Н.М. Дудинскую во время ее длительных отъездов за рубеж. В 1978 году, продолжая танцевать, она стала педагогом класса усовершенствования и репетитором в родном театре. В 1984 году с отличием окончила Ленинградскую консерваторию как балетмейстер-репетитор, в 1987 году стала профессором кафедры хореографии, а с 1989 года работает балетмейстером-репетитором в Мариинском театре.
В качестве балетмейстера Габриэла Комлева осуществила перенос и возобновление на сценах отечественных и зарубежных театров целого ряда спектаклей классического наследия: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» (оба – Новосибирский театр оперы и балета), «Баядерка» (Свердловский театр оперы и балета, совместно с Н. Янанис,
Е. Евтеевой, П. Гусевым), «Спящая красавица» (Улан-Удэнский театр оперы и балета), «Падекатр» (Кировский театр оперы и балета в Казани), «Пахита», «Тени», «Шопениана» (все – Штаатс-опера, Берлин), Адажио из «Хрустального дворца» (Мариинский театр), «Сильфида» (Большой театр, Москва; совместно с О. Виноградовым,
Н. Спицыной), «Щелкунчик» (Новый национальный театр, Токио), «Раймонда» (Санкт-Петербургский театр оперы и балета имени
М. Мусоргского). Г. Комлева – автор книги «Танец – счастье и боль… Записки петербургской балерины» (СПб.; М.: РОССПЭН, 2000). Научно-творческий редактор третьего, кардинально переработанного издания учебника Н.П. Базаровой и В.П. Мей «Азбука классического танца: Первые три года обучения» (СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2006).
Габриэла Комлева так же требовательна к танцовщицам, с которыми репетирует классические партии своего репертуара, как неизменно требовательна бывала к себе. С 1993 года она возглавляет Санкт-Петербургский балетный мастер-класс. В качестве приглашенного педагога и хореографа она неоднократно проводила мастер-классы и летние курсы в США, Канаде, Англии, Швейцарии, Тайване, Норвегии, Японии. В 1994 году избрана президентом Английского общества русского стиля балета.
Г. Комлева – народная артистка СССР (1983), народная артистка РСФСР (1975), заслуженная артистка РСФСР (1970), заслуженная артистка Дагестана (1968), лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Глинки (1970). Удостоена званий «Лучший актер года» (Ленинград, 1968), «Лучший актер года в телефильме» (Ленинград, 1982), «Лучший репетитор» (7-й Международный конкурс артистов балета, Москва, 1993), «Мэтр танца» (Конкурс журнала «Балет» «Душа танца», Москва, 2004). С 1963 года – член Союза театральных деятелей.
Главное увлечение Габриэлы Комлевой сродни ее искусству – музыка. Среди ее пристрастий – аранжировка цветов.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.