ЛАВРОВСКИЙ (ИВАНОВ) Михаил Леонидович
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола, премии Правительства Москвы, лауреат международных конкурсов, обладатель приза Вацлава Нижинского Парижской академии танца, художественный руководитель балета Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Родился 29 октября 1941 года в Тбилиси (Грузия). Отец – Иванов (Лавровский) Леонид Михайлович (1905–1967), выдающийся советский хореограф, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, почти 20 лет работал главным балетмейстером Большого театра. Мать – Чикваидзе Елена Георгиевна (1910–1996), балерина. Супруга – Гарсия Долорес Ордоньес (1958 г. рожд.). Сын – Лавровский Леонид Михайлович (1987 г. рожд.).
Семья во многом определила интересы и судьбу динамичного по природе мальчика, увлекавшегося гимнастикой и фехтованием. В 1952 году он поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии) при Большом театре (педагоги О. Ходот и Н. Тарасов).
В 1961 году, блестяще окончив училище по классу Г. Евдокимова, Михаил Лавровский был принят в состав труппы Большого театра.
В театре ему пришлось нелегко, так как надо было доказывать свое подлинное (а не связанное с именем отца) право на «соло» и ведущие партии в репертуаре. Его партнершей выступала одаренная балерина Наталия Бессмертнова. С концертного номера «Этюд» на музыку Листа, который им передала мать Михаила Елена Чикваидзе, и начался подлинный успех артистов. Юная романтическая пара обрела и признание, и успех у знатоков балета.
Среди первых ролей Михаила Лавровского на сцене Большого театра – Сын Георгия в балете «Страницы жизни» (1961) и Раб в балете «Спартак» (1962, хореография Л. Якобсона). Его первая сольная партия – Филипп в балете «Пламя Парижа» (1962) на музыку Асафьева – как нельзя более соответствовала индивидуальности молодого артиста.
Под влиянием педагогов-репетиторов Алексея Ермолаева и Асафа Мессерера формировался индивидуальный стиль Лавровского, основанный на техничном владении прыжком и виртуозностью вращений в сочетании с эмоциональностью танца. В 1963 году он стал солистом Большого театра.
По словам Ю.Н. Григоровича, Михаил Лавровский «был настоящим лидером своего артистического поколения, личностью, много определявшей в 1960-е годы в самом исполнительском стиле Большого театра». Помимо яркого таланта этому способствовали «необыкновенная трудоспособность, полное растворение в творческой задаче, в самой идее Большого театра. Его темпераментный, ярко-эмоциональный танец словно резонировал доблестью. От него веяло настоящей мужской силой, и в ситуации балетной сказочности она своеобразно переплавлялась в подлинную рыцарственность...»
Особое место в творчестве Михаила Лавровского занял балет «Жизель» А. Адана и роль Альберта в нем. К главным партиям в этом балете его и Наталию Бессмертнову готовил его отец – Леонид Михайлович Лавровский. Юный Альберт Михаила Лавровского сильно отличался от более поздних трактовок этой роли самим актером, менялся вместе с взрослением исполнителя. В дальнейшем, в 1972 году, за роль Альберта М. Лавровскому была присуждена награда Парижской академии танца – приз Вацлава Нижинского. Тогда молодая романтическая пара буквально влюбила в себя поклонников балета, надолго став их кумирами.
Дорога к освоению ведущего репертуара была открыта. М. Лавровскому довелось танцевать практически все ведущие партии в главных балетных спектаклях Большого театра. Этот список открывает Принц в балете «Золушка» С. Прокофьева (1963) – роль, принесшая ему мировую славу после гастролей в Лондоне, где он танцевал в паре с Раисой Стручковой. Его героями были Вацлав («Бахчисарайский фонтан», 1963), Голубая птица («Спящая красавица», 1963), Фрондосо («Лауренсия», 1964), Кайс («Лейли и Меджнун», 1965, хореография К. Голейзовского), Ферхад («Легенда о любви», 1965), Принц («Щелкунчик», 1966), Базиль («Дон Кихот», 1967), Спартак («Спартак», 1968, хореография Ю. Григоровича), Ромео («Ромео и Джульетта», 1969), принц Зигфрид («Лебединое озеро», 1970), Виктор («Ангара», 1976), Солор («Баядерка», картина «Тени», 1977), Иван
IV («Иван Грозный», 1978), Паганини («Паганини», 1979), Клавдио («Любовью за любовь», 1979), Артынов («Анюта», 1986) – первый исполнитель в Большом театре, Капулетти («Ромео и Джульетта» в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару, 2003) и другие.
Встреча с партиями в балетах Юрия Григоровича – значительная, если не главная в жизни артиста. Начиная с первой совместной работы над постановкой балета «Спящая красавица», Михаил Лавровский стал исполнителем всех премьерских партий в постановках Юрия Григоровича вплоть до конца 1970-х годов.
Роль Спартака принесла Лавровскому Ленинскую премию, открыла и утвердила творческую индивидуальность актера как героического танцовщика. «Его легендарный вождь рабов Спартак объединил всю любовь Ферхада, страсть и отчаяние Ромео, нежность и скорбь Альберта, ненависть к врагам и жажду свободы Фрондосо и Филиппа. Тем самым артист дал широчайшую палитру красок и человеческих переживаний в очень строгой форме, с лаконичной пластикой тела. Он наделил своего героя всеми гуманными человеческими качествами, не стремясь к внешнему эффекту, хотя партия обладает сверхэффектными прыжками и техникой» (М. Лиепа). Известный английский балетный критик Клемент Крисп писал: «Михаил Лавровский в партии Спартака в новом балете Большого театра, показанном на прошлой неделе на сцене «Ковент-Гарден», продемонстрировал самый впечатляющий мужской танец, который я когда-либо видел. Только в превосходных степенях можно описать эту поистине героическую интерпретацию: мощь физической силы, благородство переживаний, красота выражения. Такого танцевального эпоса мы еще не видели».
Драматическая партия Виктора (Государствен-ная премия СССР) в балете «Ангара» на музыку А. Эшпая сформировала умение раскрывать характеры противоречивые и неоднозначные. И все это соединилось в создании образа Ивана Грозного в одноименном балете Юрия Григоровича. Сложнейший характер, фигура, одновременно порождающая зло и трагическая в своем одиночестве, любящая и страдающая, жестокая и уязвимая...
М. Лавровский много снимался в телебалетах, принесших ему дополнительную популярность: «Ромео и Джульетта», «Мцыри», «Белые ночи», «Три карты», «Федра». Все литературные герои: Ромео, Мцыри, Мечтатель, Герман, Ипполит – очень живые, пластичные характеры.
Михаил Лавровский был солистом ГАБТа до 1987 года. Сейчас он работает в театре как педагог-балетмейстер и репетитор. Под его руководством репетируют Юрий Клевцов, Лола Кочеткова и другие артисты балета. Он является создателем и руководителем балетной школы в Москве, которой дал имя своего отца – Л.М. Лавровского.
В 1978 году Лавровский окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). Среди его работ в качестве хореографа есть как фильмы-балеты (в том числе телебалеты), так и театральные спектакли.
Первым был телебалет «Мцыри» Д. Торадзе, где он сам исполнил главную роль (1977; 1978 – Гран-при Международного фестиваля ассоциации танц-видеофильмов в Нью-Йорке), затем «Прометей – поэма огня» на музыку А. Скрябина (главная роль, 1981), «Хореографические новеллы» на музыку И.С. Баха и Ф. Листа (1986), «Фантазер» (видео-версия джаз-балета «Блюз», главная роль, 1989).
Балеты Михаила Лавровского «Ромео и Джульетта» (одноактная версия по балету Л.М. Лавровского, 1983) и «Блюз» («Порги и Бесс», 1983) – джаз-балет на музыку Джорджа Гершвина были поставлены на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета имени З. Палиашвили в пору, когда Михаил Леонидович возглавлял балетную труппу театра (1982–1985). В 2004 году он поставил «Ромео и Джульетту» на сцене Саратовского академического театра оперы и балета.
Работая над балетом «Порги и Бесс», М. Лавровский чутко нашел решение сложнейшей, неповторимой по богатству ритмического и мелодического колорита и импровизационному духу музыки композитора, достиг в лучших сценах балета стилевого единства языка джазового и классического танца. Он создал удивительно цельный образ поэта жизни – калеки Порги, преодолев сложную пластическую проблему.
Среди балетов Михаила Лавровского заслуженным успехом пользуется спектакль «Фантазия на тему Казановы» (1993, музыка В.А. Моцарта), ныне идущий на сцене Большого театра (ранее ставившийся в городе Атланта, США). Лавровским поставлены также пластико-хореографический спектакль-антреприза «Откровения» на музыку В. Кикты (театр-студия «Группа граждан»; премьера состоялась на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 1991), балеты «Кафе-квартал» на музыку Дж. Гершвина (премьера состоялась на сцене Московского театра оперетты, 1995), «Сильнее золота и смерти» на музыку Р. Вагнера (театр «Русский камерный балет “Москва”», 1996), «Нижинский» на музыку С. Рахманинова (с участием артистов Большого театра, сам исполнил роль Сергея Дягилева; премьера состоялась на сцене филиала Малого театра, 2000), «Ричард III» на музыку М. Равеля (главная партия. Леди Анна – Галина Шляпина; премьера состоялась на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского, 2000), «Любовь-волшебница» («Матадор») на музыку М. Де Фальи (2001, ГАБТ). В 1996 году Михаил Лавровский восстановил балет «Жизель» в редакции своего отца для труппы театра «Русский камерный балет “Москва”».
В качестве балетмейстера М.Л. Лавровский работает в драматическом театре и в кинематографе: моноспектакль «Анна Каренина» А.А. Эшпая с Е. Симоновой (БОГИС, 1998), спектакли «Последняя ночь последнего царя» (по пьесе Э. Радзинского, режиссер В. Фокин, БОГИС, 1998), «Прекрасное лекарство от тоски» режиссера И. Райхельгауза по пьесе С. Злотникова с А. Филозовым и Л. Семенякой (2001, театр «Школа современной пьесы»), постановки М. Крылова «Евгений Онегин... Пушкин» (БОГИС, 2000) и «Маленький принц» (БОГИС, 2001) с Л. Казарновской и В. Сухоруковым, в котором соединились драма, опера и балет, и другие; фильм В. Меньшова «Зависть богов».
Как педагог и балетмейстер М.Л. Лавровский работал во многих театрах и балетных школах мира: Театре оперы и балета в югославском городе Нови Сад (1997), Академии танца в Риме (2000), «Токио-балет» (1996), хореографической школе Анны Барт в Берлине (1990), в США, в том числе в городах Хьюстон (1992–1993 – постановка балета «Мцыри») и Феникс (1987 – постановка балета «Хореографические новеллы»; 1989 – постановка балета «Вторая сюита для флейты Баха»).
С 2005 года Михаил Лавровский является художественным руководителем балета Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
М.Л. Лавровский – народный артист СССР (1985), лауреат Ленинской (1970) и Государственной (1975) премий СССР, премии Ленинского комсомола. Удостоен многих международных наград (приз Вацлава Нижинского, 1972; золотая медаль на
II Международном конкурсе артистов балета в Варне, 1965; и др.), приза журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Мэтр танца» (2001). В 2002 году за выдающиеся достижения в балетном искусстве и педагогическую деятельность в Большом театре М.Л. Лавровскому присуждена премия Правительства Москвы в области литературы и искусства. Награжден орденами Почета и Трудового Красного Знамени. Член ВТО с 1964 года.
Художественно одаренная личность, Михаил Леонидович рисует и пишет маленькие повести.