ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
ЛОПАТКИНА Ульяна Вячеславовна
Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, Национальной театральной премии «Золотая маска», Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», Международной премии «Божественная», обладательница приза «Бенуа де ля данс»
Родилась 23 октября 1973 года в Керчи (Украина). Отец – Лопаткин Вячеслав Иванович, заведующий производством судостроительного завода «Залив» (г. Керчь). Мать – Лопаткина Елена Георгиевна, экономист. Супруг – Корнев Владимир Григорьевич, архитектор. Дочь – Мария.
Интерес к балету у впечатлительной девочки вспыхнул неожиданно. Потянуло к фотографиям, на которых застыли в танце легендарные мастера Г. Уланова, М. Плисецкая. Скульптурность поз завораживала. В некоторых чувствовалось остановившееся движение. Хотелось разведать те тайны танца, которые преображали героинь в существа необыкновенные.
Узнать о волшебном искусстве больше помогли книги. Ульяна с увлечением прочла о хореографах Дидло, Глушковском. Решила – стоит рискнуть, попробовать попасть в хореографическое училище.
И вот девочка в Ленинграде. Экзамен для нее завершился благополучно, хотя особого интереса у комиссии поступавшая не вызвала. Приговор был краток: весьма средние данные. Ощущение страха, что в волшебный мир танца не пустят, сохранилось на долгие годы. Это заставило замкнуться, уйти в себя, жить своей собственной жизнью.
С педагогами Ульяне повезло – все яркие, талантливые личности. Последние два года она занималась у Н.М. Дудинской. Полное взаимопонимание достигалось не всегда. Ученица была с норовом, с общими мерками нередко не соглашалась. Жила в интернате, с трудом привыкала к тому, что рядом нет близких. Как недоставало их опыта, совета!
Ульяна любила рисовать. Балет требует снайперской точности глаза, и это увлечение явно помогало. Она продолжала рисовать и позже, когда школьный курс завершился.
В 1990 году, будучи студенткой предвыпускного класса, Лопаткина приняла участие в конкурсе имени А.Я. Вагановой (Vaganova-Prix). Она исполнила вариацию Царицы вод из балета «Конек-Горбунок», вариацию «Сильфида» и па-де-де из второго акта балета «Жизель»
(с Александром Мищенко). Лопаткина получила первую премию. В ее училищный репертуар входил также монолог Офелии из балета «Гамлет» К. Сергеева. Было очевидно – рождается неординарное дарование. На выпускном спектакле в 1991 году Ульяне доверили партию «Теней» из «Баядерки». Это – высший пилотаж, сложнейшая партия. Стройная, хрупкая воспитанница привлекала осмысленностью танца и затаенностью, которая чудилась в ее исполнении.
В труппе Мариинского театра, куда Лопаткина была принята по окончании училища, ей сразу стали поручать сольные партии: Уличная танцовщица в «Дон Кихоте», Фея Сирени в «Спящей красавице», Мирта в «Жизели». Ее высокий рост придавал то пикантность, то величавую значительность героиням. И рядом – центральные балеринские партии.
Лопаткина начала с Жизели. Работа увлекала; сложности были, но они не отпугивали. Балерина готовила первую роль основательно, тщательно прорабатывая детали с О.Н. Моисеевой. В 1994 году Лопаткина дебютировала в роли Одетты–Одиллии в балете «Лебединое озеро».
В работе над спектаклем ей очень помог А. Лиепа. И не только в сложных дуэтах, где его опыт партнера оказался бесценен. Важно было его ощущение особенностей пластики. Это помогало найти свое решение, особенно выразительные нюансы.
Дебют Лопаткиной в этом спектакле стал заметным событием. Удивляли зрелость мысли и техническая отработка. Особенно удалась ей грустная Одетта – замкнутая, погруженная в печальные мысли. Она вовсе не стремилась покинуть свой заколдованный мир. Словно боялась вновь вступить в жизнь реальную, столь опасную и обманчивую.
В 1994 году Лопаткина получила от журнала «Балет» приз «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда». Ей сулили успех в романтическом репертуаре. В академическом – тоже. И действительно, каждая новая роль Лопаткиной привлекала внимание и зрителей и критики. О ней писали много и восторженно.
В таких партиях, как Никия («Баядерка»), Аврора («Спящая красавица»), Медора («Корсар»), отмечали верность традиции и вместе с тем желание найти в привычном новые интонации.
Современная хореография притягивала Ульяну, загадывала загадки. Как смягчить присущую танцовщице жестковатую угловатость, как приблизиться к округлой текучести пластики, которая так необходима для восточных героинь – Заремы («Бахчисарайский фонтан»), Зобеиды («Шехеразада»)?
Встреча с хореографией Ю.Н. Григоровича в «Легенде о любви», где Ульяна исполнила партию царицы Мехменэ Бану, потребовала совсем других красок – умения сдерживать страсть. Масштабность чувств скрытых, загнанных внутрь и лишь изредка выплескивавшихся наружу, придавала напряженному драматизму особую остроту. Эта роль стала одной из любимейших. Хотя нелюбимых ролей у Лопаткиной нет.
Танец раскрывался перед молодой балериной в богатстве своих контрастных возможностей и переливах оттенков. Встреча с хореографией
Дж. Баланчина принесла много нового. В его «Симфонии до мажор», «Бриллиантах», «Серенаде» интересно было разгадать, как гениальный хореограф слышит музыку и претворяет ее в танец. И каждый раз делает это в высшей степени изобретательно. Ульяна жадно осваивала эту новую для нее пластику, восторгаясь разнообразием ритмических красок и глубинной музыкальностью, а это требовало особой чуткости исполнительницы.
Внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя особенно привлекательны в танце балерины. Она как бы чуть отстраняется от зрителя, не впускает его в свой внутренний мир и становится от того еще загадочней и глубже. Образы героинь таинственных, инфернальных Лопаткиной удаются чрезвычайно. Такой удачей стали, например, партия Смерти в одноактном балете Р. Пети «Юноша и Смерть», героиня «Вальса» М. Равеля в постановке Дж. Баланчина. Мистические интонации, магнетизм собственной или чужой воли концентрируют внимание зрителей, подчиняют их логике таинственных превращений. Реальное становится символическим, не утрачивая при этом своей действенной силы.
Помимо упомянутых выше в репертуаре балерины – главные и сольные партии в балетах «Раймонда» (М. Петипа), «Пахита» (М. Петипа), «Поцелуй феи» (А. Ратманский), «Поэма экстаза» (А. Ратманский), «В ночи» (Дж. Роббинс), «Звуки пустых страниц» (Дж. Ноймайер) и др., миниатюра «Умирающий лебедь». Среди ее партнеров – Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов, Андрей Уваров, Александр Курков, Андриан Фадеев, Данила Корсунцев.
Лопаткина истово относится к профессии, любит много работать. К сожалению, в профессии танцовщицы травма – вещь почти неизбежная. Серьезная травма выбила балерину надолго из привычных занятий. Сейчас, к счастью, самое трудное позади. Возобновились уроки, репетиции, спектакли...
Ульяна Лопаткина принимает активное участие в гастрольных проектах Мариинского театра по России, Европе, США, Японии. Она участвовала в обменных гастролях Большого и Мариинского театров, выступала с труппой Баварского государственного балета (Мюнхен), танцевала в Линкольн-центре Нью-Йорка, в лондонских театрах «Колизей», «Ковент-Гарден», Садлерс-Уэллс и Альберт-холл, Королевском театре в Копенгагене, а также в Зальцбурге, Граце, Милане, Салониках, Амстердаме, Баден-Бадене.
В 2000 году Ульяне Лопаткиной присвоено звание заслуженной артистки России, в 2006 году – народной артистки России. Она – лауреат Государственной премии РФ (1999), Национальной театральной премии «Золотая маска» (1997), Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995), приза «Бенуа де ля данс» (1997), премии «Триумф» (2004), Международной премии «Божественная» (1997).
Встреча с человеком глубоким и неординарным – с Владимиром Григорьевичем Корневым – во многом изменила жизнь Ульяны. Муж – архитектор по образованию, окончил Академию художеств имени И.Е. Репина. Кроме своих прямых профессиональных обязанностей увлекается литературной деятельностью – пишет романы. С ним всегда интересно.
Свадьба, рождение дочери... Новые заботы, но и новые, неведомые прежде радости. И – другая мера ответственности. Все это мобилизует дремавшие прежде силы, открывает в балерине нечто самой ей незнакомое.
В редкие свободные минуты Ульяна любит слушать музыку. Ей нравится общение с друзьями – тут многому можно научиться, почерпнуть много полезного. Иногда хочется от всех скрыться, уйти в себя, прислушаться к неясным ощущениям, которые в такой обстановке сочиняемого одиночества вдруг рождаются. Когда начинается работа над новой ролью, такие «уходы от всех» помогают лучше себя познать и понять.
Из современных хореографов Ульяна Лопаткина выделяет талантливейшего Иржи Килиана: в каждой постановке он иной, не похожий ни на кого, даже на себя в предыдущей работе; бесконечно разнообразен в поисках пластического языка – и притом талантливый режиссер, умеющий сцементировать органичное целое.
К моде на переделки классики Лопаткина относится спокойно. Тут все зависит от конечного результата. Если от перемен в наследии становится скучно – тогда зачем они? Важна глубина происходящего на сцене и контакт исполнителя со зрительным залом. Если внутреннего диалога со зрителем не возникает – такое не обогащает ни артиста, ни публику. Обидно, если от произведения глубокого, эмоционально насыщенного остается один внешний каркас.
Что такое личное счастье? Для Ульяны Лопаткиной это – состояние души. Благодушие, блаженный покой. Когда тебя пронизывают токи любви к окружающим, прежде всего к самым близким.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.