МАГОМЕДОВА Людмила Каримовна
Народная артистка России
Родилась в столице Дагестана городе Махачкала. Ее детские годы прошли на родине матери – Надежды Степановны Савенко в городе Лозовая Харьковской области. Людмила писала стихи и заметки в местную газету, занималась в музыкальной школе по классу скрипки. Еще в школьные годы увлеклась оперным пением, слушала известную приму Ренату Скотто. Под ее пластинки Людмила распевала арии, еще толком не зная нот, хотя голос уже позволял это делать.
В 1977 году Л. Магомедова поступила на вокальный факультет Донецкого музыкального училища. Тогда же Людмиле попалась книга о знаменитой певице Марии Каллас, которую она прочитала за ночь и дала себе клятву ценой упорного труда приблизиться к своему идеалу. Каллас стала важной темой в жизни
Л. Магомедовой, хотя к ее записям она прикоснулась намного позже.
Музыкальное училище давало выпускнице право стать театральной певицей в небольших оперных партиях или хористкой. Это не устраивало Людмилу и стало поводом к тому, чтобы идти дальше. После 2-го курса, на зимних каникулах, Магомедова поехала в Москву и прошла прослушивание во всех музыкальных вузах, но интуитивно почувствовала, что будет учиться в ГИТИСе, хотя профессор Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных Л.К. Ярославцева советовала поступать к ним. Людмила Магомедова сделала свой выбор и в 1979 году поступила на факультет артистов музыкального театра Государственного института театрального искусства (ГИТИС) в Москве (ныне Российская академия театрального искусства – РАТИ) на курс народного артиста СССР Георгия Павловича Ансимова. Это была большая ответственность. Георгий Павлович считался необыкновенным, но очень строгим мастером, хотя студенты признавали, что все его требования были справедливыми.
В 1984 году, в конце 4-го курса, Людмила снялась в небольшой роли оперной певицы в картине «Ты мой восторг, мое мученье» («Мосфильм»). ГИТИС она окончила по классу сольного пения у солиста Большого театра СССР, народного артиста СССР, академика Владислава Ивановича Пьявко.
В 1986–1989 годах Л. Магомедова стажировалась в Большом театре СССР, подготовив несколько программ оперной музыки и партию Леоноры в опере «Трубадур». Выступала в концертных программах Большого театра, участвовала с программой фрагментов из опер Дж. Верди в концерте, посвященном 175-летию со дня рождения композитора в Колонном зале в Москве, гастролировала с симфоническими оркестрами по городам Сибири, а также по оперным театрам Узбекистана, Таджикистана, Грузии и Украины.
В 1988 году Людмила Магомедова совершила свою первую зарубежную гастрольную поездку – в Румынию. Выступления в партии Леоноры в «Трубадуре» и оперно-симфоническом концерте были настолько успешными, что она получила приглашение приехать в эту страну на следующий год и исполнить партию Нормы в рамках Международного оперного фестиваля. Людмила преклоняется перед Нормой в исполнении Монсеррат Кабалье, а освоение ею этой партии стало переходным этапом в ее творчестве. Можно сказать, что тогда и сама Л. Магомедова стала другой – Норма открыла ей многие тайны. В 1989 году она блистательно дебютировала с этой партией, с тех пор эта партия стала любимой в репертуаре Людмилы Магомедовой. Певица выступила инициатором исполнения оперы «Норма» в Москве, что было осуществлено творческими силами московских театральных и концертных коллективов в октябре 1991 года и приурочено к 190-летию со дня рождения Винченцо Беллини и к 160-летию со дня первого исполнения оперы «Норма». Л. Магомедова явилась первой российской певицей, исполнившей партию Нормы на российской и московской сцене, о чем после спектакля в Большом зале консерватории не отказал себе в удовольствии отметить старейшина оперной сцены Иван Семенович Козловский.
Успешное выступление в 1989 году в Москве открыло Л. Магомедовой дорогу в другие европейские театры. Она одержала победу на конкурсе в штат солистов труппы Государственной немецкой оперы (Штаатсопер, Берлин), где пела до 1996 года. В Германии состоялась ее встреча с известной оперной примой Анной Томовой-Синтов, которая тогда сказала фразу, запомнившуюся Людмиле на всю жизнь: «Никогда не надо бояться и волноваться, выходи с чувством радости и наслаждайся, потому что ты делаешь потрясающее дело – ты поешь! Главный секрет – радуйся этому. Поверишь сама – поверят другие!».
Со временем расширился концертный и оперный репертуар Людмилы Магомедовой и география гастролей: Италия, Югославия, Венгрия, Австрия, Азербайджан, Франция, Испания, Норвегия, Швейцария... В сентябре 1997 года Людмила Магомедова блестяще исполнила труднейшую партию Турандот на фестивале «Мария Биешу приглашает». По словам самой Биешу, «спектакль с участием Людмилы Магомедовой стал настоящим сценическим праздником фестиваля».
С 1988 по 2001 год Людмила Магомедова ежегодно совершала триумфальные турне по городам Бельгии, Германии, Англии, Ирландии. Ее необыкновенный голос звучал на оперных фестивалях в Брюсселе (Бельгия) и Кельн-арене (Германия). В Великобритании певица неизменно покоряет сердца холодных британцев в многотысячной аудитории лондонского Альберт-Холла, где появляется в труднейших партиях сопранового репертуара: Турандот («Турандот»), Абигайль («Набукко»), Тоска («Тоска»). В 1998 году английские газеты писали о ней: «Партия Турандот спета драматическим украинским сопрано, чей голос своим наполнением может заставить дребезжать ваши зубы». Газета «The Stage» отмечала, что Магомедова исполнила партию Турандот с «гибельной мощью, растворяясь в страстную женственность в финальных страницах работы». Ей вторила «The Times»: «Сама Турандот была спета мощно, с необходимым высокомерием украинской сопрано Людмилой Магомедовой».
Л. Магомедова никогда не останавливается на достигнутом – она ищущая, творческая личность. Примером тому могут служить и концертные программы, которые певица предлагает российскому слушателю, – в ее творчестве сочетаются партии самых разных направлений. Один из концертов Л. Магомедовой, состоявшийся в октябре 2000 года, так и был назван – «От бельканто до веризма». Звучали фрагменты из опер «Весталка» Г. Спонтини, «Анна Болена» Г. Доницетти, а также не исполнявшиеся в России или редко идущие – такие как «Турандот».
Осенью 2000 года Людмила Магомедова выступала в Ирландии, Бельгии, Великобритании, где пела Аиду и Тоску. «Русское сопрано Людмила Магомедова – неотразимая, переполненная чувством Аида», – писала бельгийская «Vorst national». Газета «Independent of Sunday» отмечала: «“Тоска” – постановка с поразительными декорациями, великолепно сыграна и величественно спета. Поддержанная аплодисментами молитвенная ария Людмилы Магомедовой почти остановила спектакль».
«Людмила Магомедова сегодня – это наиболее убедительная Тоска на оперном небосклоне. Ее мощный голос – реинкарнация Марии Каллас в пик ее карьеры», – отмечал самый придирчивый английский критик Дэвид Дэнстон. В тот же период в газете «Manchester Evening News» можно было прочитать: «Я особенно предпочитаю Магомедову (“Тоска”) за ее богатый «голос на опоре» и страстное исполнение оперы от начала и до конца. Она настоящая актриса, мы видели ее в Манчестере осенью в партии Турандот, она отдает залу все, чем одарена. Сыграть оперную певицу может показаться легко, но для того, чтобы делать это хорошо, нужно иметь некоторый шарм, а она его имеет». «The Times» писала: «Магомедова имеет надежное драматическое сопрано и манеру появления на сцене примадонны».
После поездки Людмилы Магомедовой в Кёльн на монументальное представление «Набукко» ей предложили спеть эту партию в Государственном академическом Большом театре России в качестве приглашенной вокалистки. До этого Магомедова пела Абигайль в Англии, Ирландии, Германии, Австрии в совершенно другой, классической постановке, с иной пластикой и эмоциональной окрашенностью образа. Людмила Магомедова уверена: если петь партию Абигайль с умом и душой, то относиться к ней как к молитве.
5 января 2001 года состоялась грандиозная премьера оперы «Набукко» (дирижер Марк Эрмлер) в Государственном академическом Большом театре России. Режиссер постановки Михаил Кисляров заставил исполнителей с максимальной отдачей использовать актерские навыки, создавать новые образы. На премьере спектакля присутствовал Тонино Гуэрра, который назвал его самым сильным из всех, которые ему когда-либо доводилось видеть. Известный журнал «Галерка», издаваемый Фондом Ирины Архиповой, отмечал: «Жестокость сказаний Ветхого Завета словно обрела свое вневременное выражение в образе “царственной стервы”, как назвала пресса Абигайль в исполнении Людмилы Магомедовой (“Набукко” Верди в Большом театре)». Людмила Магомедова является первой российской исполнительницей сложнейшей партии Абигайль, так же, как и Турандот, считающейся за гранью возможностей женского организма.
В 2001 году после гастролей в Австрии Л. Магомедова получила приглашение исполнить в Большом театре Леонору в опере «Сила судьбы» Дж. Верди и в кратчайшие сроки, всего лишь за неделю, освоила эту сложнейшую партию. Премьера спектакля состоялась в 2002 году. Всеволод Тимохин в статье «Полезный опыт» (журнал «Большой театр». № 1. 2002) писал: «Людмилу Магомедову я бы назвал великолепной вердиевской певицей и по фактуре голоса – яркого, плотного, сочного драматического сопрано, и по артистическому темпераменту, и по драматическому пафосу, столь свойственному ее искусству. Для меня она, безусловно, певица “калласовской школы”. По силе экспрессии, богатству динамических градаций, по смелым и эффектным “броскам” из верхнего в нижний регистр, и по характерной густоте и матовой окраске меццо-сопрановых низких нот. Она создает живой, волнующий образ вердиевской героини, а ее исполнение знаменитой арии “Pace, pace mio Dio” из четвертой картины стало для меня одной из вершин спектакля».
В 2002 году начали говорить о постановке оперы «Турандот» в Большом театре. На главную роль вновь пригласили Л. Магомедову, которая стала непревзойденной исполнительницей этой партии не только в России, но и за рубежом. Ее кумиром в партии Турандот была Гена Димитрова, но есть неповторимые черты, которые внесла в образ именно
Л. Магомедова. Турандот в ее исполнении – это колоссальная энергетика. По признанию самой певицы, выходя на сцену, она будто попадает в другое измерение.
Мощный сценический темперамент, талант драматического переживания и перевоплощения – в крови у Л. Магомедовой. Алексей Парин в журнале «Большой театр» (2002) отметил: «”Священное чудовище” Магомедовой устрашает, пугает, сводит с ума, накал пения в арии “In guesta Reggia…” такой, что кажется, что не выдержит сердце не только у исполнительницы, но и у публики. Бешеная, агрессивная, до предела экзальтированная женщина поет о том, как она ненавидит мужчин и как больше не может жить без них ни одной минуты. Этот голос ведет двойная одержимость: разбушевавшаяся сексуальная фантазия девственницы-шлюхи и жажда уничтожения мужского тела как носителя опасных, разрушающих женскую волю эмоций. Победительным вокалом Турандот–Магомедова изматывает и себя, и публику, но главный образ предстает во всей своей многомерности». С этим спектаклем Л. Магомедова выступала в рамках обмена Большой театр – Мариинка, ездила на гастроли в Латвию и Швецию. В середине 2000-х годов Л. Магомедова провела два знаковых концерта: «Дуэты любви» (2004) и «Вива, Верди!» (2005) в Большом зале Московской консерватории.
В 2005 году современный итальянский композитор Бруно Контини на сцене Московского театра «Новая опера» осуществил постановку спектакля «Анастасия». Мировая премьера прошла в рамках фестиваля искусств «Италия – Россия, 2005», посвященного году итальянской культуры в России. Людмила Магомедова стала первой исполнительницей драматической партии Анастасии. Маэстро был вдохновлен загадочной историей о судьбе дочери русского императора Николая II и давно испытывал любовь к российской и славянской культуре. Такой Анастасию в России еще не видели: в белой рубашке императорская дочь бродит между железными кроватями сумасшедшего дома. «Меня всегда привлекал образ Анастасии и глубоко волновал трагический конец семьи Романовых», – сказал композитор. Но «Анастасия» – не исторический спектакль, это – легенда, сказка со счастливым концом. По словам режиссера-постановщика и автора хореографии к спектаклю Николая Андросова, «все российские артисты, участвовавшие в проекте, работают с полной отдачей».
В 2006 – 2007 годах Людмила Магомедова приняла участие в уникальном шоу «Аида в огне» в Германии и Мексике, спела «Турандот» и «Набукко» в Австрии. Известнейшее издание «Kronen Zeitung» в 2006 году писало: «Людмила Магомедова из Москвы, приглашенная солистка Большого театра, имеет мощное присутствие в ансамбле. Ее интонационно надежный голос абсолютно совершенный. Фразы представлены с такой силой и мощью, что создается ощущение риска».
Людмила Магомедова – одна из ярких представительниц современного поколения российских оперных певцов. Обладательница мощного драматического сопрано с несвойственной голосам такого плана феноменальной подвижностью, она с успехом исполняет в европейских оперных театрах труднейшие партии итальянского репертуара. «Людмила Магомедова обладает богатым, красивого тембра голосом – драматическое сопрано с подвижностью в диапазоне, простирающемся до “фа” третьей октавы. Она артистична, сценична, музыкальна, прекрасно владеет своим природным даром драматической актрисы. Ее трагедийному таланту созвучны героини опер В.Беллини и Дж.Верди...». Сходные оценки можно встретить в рецензиях на спектакли в любой стране, где она пела.
На оперных сценах и концертных площадках мира партнерами Л. Магомедовой были такие выдающиеся мастера оперного искусства, как Тео Адам, Ирина Архипова, Мауро Аугустини, Мартина Арройо, Иво Винко, Фиоренца Коссотто, Уте Трекель, Владислав Пьявко, Бруно Себастиан и многие другие. В Германии певица работала со знаменитым немецким оперным режиссером Эрхардом Фишером. Она была участницей многих российских и международных оперных фестивалей.
В палитре творчества Л. Магомедовой труднейший репертуар драматического сопрано: Леонора («Сила судьбы»), Эльвира («Дон Жуан», В.Моцарта), Норма («Норма»), партия Сопрано в «Реквиеме» Дж. Верди и партии в его операх: «Аида» (Аида), «Трубадур» (Леонора), «Набукко» (Абигайль), «Бал-маскарад» (Амелия), «Дон Карлос» (Елизавета), «Травиата» (Виолетта), «Макбет» (Леди Макбет); партии в операх Дж. Пуччини «Манон Леско» (Манон), «Тоска» (Тоска), «Турандот» (Турандот), партия Лизы в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама».
Л. Магомедова всегда до конца отдает себя публике, для нее понятий «петь процентами», беречь свои силы не существует. Людмила уверена, что для создания подлинного искусства нужно пройти очень сложный путь самоотречения. У Людмилы Магомедовой есть желание спеть Кармен, партии бельканто в операх «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Пуритане» Беллини, «Эдгар» Пуччини.
Л. Магомедовой близко творчество Ренаты Тебальди, Лейлы Генчер, Леонтин Прайс, Априеле Мило, в середине 1990-х годов ей посчастливилось услышать Миреллу Френни. В 2007 году певица снялась в популярном телевизионном сериале «Моя прекрасная няня» в роли самой себя (в американской версии сериала эту роль исполняет Селин Дион).
Параллельно с творчеством Л. Магомедова занимается преподавательской деятельностью. В 2006 году Л. Магомедовой присвоено почётное звание народной артистки России. Она награждена медалью «В память 850-летия Москвы», удостоена награды «Золотая плака Чистернино» на юге Италии за партию Тоски и серию концертов итальянской оперной музыки (1993), золотой именной медалью № 1 и премией Фонда Ирины Архиповой «За выдающиеся достижения в исполнительском искусстве в последнее десятилетие XX века» (2001).