ПАВЛОВА Надежда Васильевна
ПАВЛОВА Надежда Васильевна
Народная артистка СССР, лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, профессор Российской академии театрального искусства
Родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах. Отец – Павлов Василий Павлович (1923 г. рожд.), рентгенотехник, ныне пенсионер. Мать – Павлова Мария Ильинична (1928–1996), работала воспитательницей в детском саду. Супруг – Окулевич Константин Михайлович (1945 г. рожд.), психоаналитик, доктор медицинских наук.
Надежда Павлова с детства любила танцевать и в 7 лет начала заниматься в хореографическом кружке при Доме пионеров. В 1966 году ее заметила комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей, и Наде предложили учиться в Перми. На вступительных экзаменах педагоги высоко оценили ее исключительные профессиональные данные, и за новой воспитанницей закрепилась памятная характеристика: «если не произойдет ничего непредвиденного, она станет второй Павловой».
Семь лет – со 2-го класса и до выпуска – Надя Павлова училась у Людмилы Павловны Сахаровой, в методике которой московская и ленинградская школы классического танца соединились с новыми веяниями, возникшими в конце 1960-х годов в гимнастике, образовав некий сплав спортивно-театрального танца. Самая одаренная ученица Сахаровой, принесшая международную известность Пермской школе, Надежда Павлова воплотила все характерные особенности сахаровской школы, вняв деспотичной властности педагога, оборачивающейся психической неустойчивостью учениц, а вместе с тем азарту и неутомимости Людмилы Павловны, с помощью продолжительных тренингов добивавшейся от воспитанниц крепкой пальцевой техники, уверенного вращения, апломба, выносливости и даже акробатичности.
Со 2-го класса Надя Павлова участвует в концертах со специальными номерами, поставленными для нее М. Газиевым: «Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница», – а также исполняет все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета. Узнаваемой становится ее Кукла в «Коппелии», зрители с нетерпением ждут ее Амурчика в «Дон Кихоте» и Красную Шапочку в «Спящей красавице». В 1970 году во время гастролей Пермского театра в Москве особое внимание рецензентов привлекает «еще ученица и даже не выпускного класса» Надя Павлова, у которой, как отмечает журнал «Театр», «кажется, есть вс? – и внешние данные, и профессиональные, и недетская внутренняя наполненность».
В 15 лет Надежда Павлова становится лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, а год спустя, в 1973-м, завоевывает Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. В эти годы Надежда Павлова особенно часто гастролирует по стране и за рубежом, покоряя зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США легким дыханием своего танца. Ее участие в гастролях Большого театра на Американском континенте в 1973 году заставляет балетных критиков признать в ней «первого представителя нового, пока еще не оформившегося и никак не квалифицированного стиля, который в дальнейшем мы будем называть «стилем Большого театра 70-х годов».
В сентябре 1975 года Надежда Павлова открывает свой второй театральный сезон уже как солистка Большого театра. Ее постоянным партнером на протяжении десятилетия будет Вячеслав Гордеев, дуэт с которым сложился во время подготовки к международному конкурсу.
Самой юной в истории балета исполнительнице Джульетты и Жизели (17-летней Павлова станцевала в «Ромео и Джульетте» Н. Боярчикова и «Жизели» под редакцией Б. Щербинина) предстояло по-новому осмыслить эти партии в спектаклях Большого театра. Всего за 7 лет она подготовила и исполнила такие ведущие партии театрального репертуара, как Мари в «Щелкунчике» Ю. Григоровича, Геро в «Любовью за любовь» В. Боккадоро, Китри в «Дон Кихоте» под редакцией Р. Захарова, Фригия в «Спартаке» Ю. Григоровича, Эола в «Икаре» В. Васильева, принцесса Флорина и Аврора в «Спящей красавице» под редакцией Ю. Григоровича, Валентина в «Ангаре» Ю. Григоровича, Принцесса в «Деревянном принце» А. Петрова, Сильфида в «Шопениане» М. Фокина. Ежедневно занимаясь в классе Асафа Мессерера и осваивая роли под руководством Марины Семеновой, Надежда Павлова приобретает в Большом театре масштаб и свободу большого классического стиля, в ее актерском даровании усиливается драматическое начало.
Надежда Павлова вызвала на редкость щедрые отзывы коллег. «Она слишком хороша», – отмечает Майя Плисецкая. «Надежда Павлова – необыкновенная, выдающаяся балерина», – подтверждает Ролан Пети. Нечто необъяснимо стоящее над профессионализмом поражает в ее танце Владимира Васильева. «Редким обаянием подлинного искусства» балерина покоряет балетмейстеров Петра Гусева и Юрия Григоровича, восхищенного ее «тонким вкусом, прирожденной грацией, естественным ощущением себя в танце». «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счету, какой только есть в искусстве», – констатирует Асаф Мессерер.
«Фирменный знак» Павловой – ее огромный, легкий, казавшийся нереальным шаг. Нарушая академические традиции и одновременно заявляя о новом стиле, он напоминал сказочно-волшебное мановение, как взмах рукавом или удар в ладони. Появление Павловой становится не только балетным, но и социальным феноменом, привлекающим внимание людей, далеких от балета. И все последующие годы от чудо-девочки по-прежнему ждут не развития нового направления, не мастерства, не опыта, а обыкновенного чуда.
Однако десятилетие спустя новый стиль – предмет бурных диспутов начала 1970-х годов – действительно получает широкое развитие, становясь для последователей зачастую только формальным внешним атрибутом. С 1983 года в репертуаре Надежды Павловой появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. Ее партнерами становятся все ведущие солисты Большого театра: Александр Богатырев и Валерий Анисимов, а позднее – Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов.
В 1984 году Надежде Павловой присвоено звание народной артистки СССР. Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор, она дает мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии. Премьеры Надежды Павловой сезона 1986/87 года – комедийная партия Флоретты в восстановленном С. Власовым балете М. Фокина «Синяя Борода» (с «Камерным балетом») и Одетта–Одиллия в спектакле Большого театра – отчетливо демонстрируют присущее балерине уникальное сочетание комедийного и драматического, вызывая неоднозначные взгляды на ее амплуа.
С 1992 по 1994 год Надежда Павлова – художественный руководитель Театра балета Надежды Павловой, а в 1995 году – Ренессанс-балета. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).
Среди серьезных премьер балерины 1990-х годов – завораживающие, оригинальные и неожиданные трактовки Кармен (хореография А. Алонсо, вместе с «Московским городским балетом В. Смирнова-Голованова», 1992), Никии («Баядерка», редакция Ю. Григоровича, 1992), Сильфиды (хореография А. Бурнонвиля, 1996).
В 1999 году Надежда Павлова принимает участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне, становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
В настоящее время Надежда Павлова продолжает исполнять классическую и современную хореографию, а также преподает в Российской академии театрального искусства (РАТИ), помогает осваивать классический репертуар артистам Большого театра.
Надежда Павлова снялась в главной роли советско-американского фильма «Синяя птица» (режиссер Дж. Кьюкор) и детективной киноленте «Сицилианская защита» (режиссер – В. Грахов). Танец Н. Павловой запечатлен в документальном фильме «Асаф Мессерер» (1981, режиссер Ф. Слидовкер), «Дочери Отчизны» (1976, режиссер Н. Орлов), в телеверсии балета «Дон Кихот» (1978, режиссер Е. Мачерет) и телефильме-балете Ф. Слидовкера «Поэмы» на музыку Листа (1981). Балерине посвящены фильмы «Танцует Надя Павлова» (1973, режиссер В. Баранов), «Джульетта» (1974, режиссер Б. Галантер), «Дуэт молодых» (1977, режиссер В. Граве), «Надежда Павлова» (1992, режиссер С. Конончук).
Портреты Надежды Павловой в разное время создавали скульпторы Игорь Васильев и Любовь Лондон, художники Евгений Широков, Илья Глазунов, Валерий Косоруков.
О некоторых этапах творчества балерины рассказывают книги С. Коробкова «Путь в большой балет. Семь уроков в Пермском хореографическом училище». Пермь, 1989; Э. Бочарниковой, Г. Иноземцевой «Тем, кто любит балет». М., 1988; А. Мессерера «Танец. Мысль. Время». М., 1990; A. Demidov. The Russian ballet: past & present. N.Y., 1977; L., 1982; S. Montague. The ballerina. N.Y., 1980.
Более подробно творческий путь и биографию балерины освещает художественная монография М. Железковой «Надежда Павлова», со значительными изменениями изданная в Чебоксарах в 1985 и 1988 годах, а также фотоальбом «Танцует Надежда Павлова» с текстом А. Авдеенко (Пермь, 1986) и посвященный выступлению Павловой в «Жизели» на сцене Театра имени Кирова альбом J. Gregory. Giselle immortal: the story of Giselle as performed by Nadia Pavlova and Yuri Soloviev» (Лондон, 1982).
Н. Павлова – народная артистка СССР, народная артистка Чувашии, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, профессор Российской академии театрального искусства. Награждена орденом Почета.
Жизнь Надежды Павловой всецело посвящена балету и всему, что связано с танцем, поэтому неудивительно, что ее любимым композитором остается П.И. Чайковский. Детство балерина провела на Волге, годы учебы прошли вблизи Камы, и неизменна ее любовь к просторам Среднерусской возвышенности, а также к верховой езде. Среди коллег Надежды Павловой ее немногословность, начитанность и поразительная интуиция стали притчей во языцех. Не склонная к метафизическим изысканиям, балерина все же отдает предпочтение именно интуитивному восприятию мира. Примечательно, что положение звезд на момент рождения Надежды Павловой, по мнению астрологов, свидетельствует о присущем ей ясновидении.
Живет и работает в Москве.